Ольга Иженякова
Роман
Погибшие цветы ожили снова –
Посвящается всем влюбленным…
Оглавление 6. Часть первая. Право на тишину 7. Часть первая. В погоне за собой 8. Часть первая. Карта параллельного мира Часть первая. В погоне за собой
Главного северного идола – статую золотой женщины величиной с человеческий рост, ищут давно и безрезультатно. И вот в самом начале лета очередная археологическая экспедиция отправилась за ней, а вместе с романтиками-археологами поехала и я. Поездка получилась стихийной, как бывает, наверное, только в журналистской жизни. Сказали «ехать», значит, собираешься и едешь. Воздушный поцелуй из окна спешащего такси – привет родне! Да записка, оставленная на столе сыну. Вот и все. …Наши катера уверено бороздят речное полотно, Боже, как это красиво, красиво до умопомрачения! Вдруг дорогу нам преграждает пожилой хант, на деревянной лодочке, которой он управляет одним коротеньким веслом и кричит: – Остановися! Остановися, делегация! Дальше нельзя! Тамошня! Решено, на переговоры иду я. – Добрый день! Что вам нужно – спрашиваю – какая может быть таможня в дебрях Ханты-мансийского округа? – Тебе говорю, делегация, тамошня, – не унимается хант – давай рассчитывайся, а то не пропущу никуда! – Сколько надо? – спрашиваю и беру в руки сумочку. – Эй ты, баба, – ворчит «таможенник» – мне твоих денег не надо! Давай натурой рассчитывайся, и быстро! Мои спутники в катерах поперхнулись от неожиданного заявления, потом руководитель экспедиции – Нина Могжанова, женщина весьма крепкого телосложения, взяла в руки большое железное весло, встала и сказала: – Если не пропустишь сейчас же, – пеняй на себя! – Я недорого беру, – обиделся мужчина. – А недорого – это сколько – полюбопытствовали мои спутники. – Два флакона одеколона… Заплатив таможенную пошлину натурой, а именно: бутылкой водки, мы отправляемся к аборигену домой. И здесь, еще за две бутылки водки мы получили право жить «сколь захочешь» всей экспедицией из одиннадцати человек, включая овчарку Рекса. Разницу между археологами и геологами ханты понимают по-своему. Геологи, как правило, все мужчины и у них много техники, приборы всякие с собой возят, чего-то измеряют, считают. А среди археологов наоборот – преобладают женщины, которые в технике не особенно разбираются, зато знают хорошо про украшения и домашнюю утварь и, естественно, все могут тут же оценить. А мужики, понятно, редко интересуются разными побрякушками, пусть и столетней давности – так считают жители Севера. В отдаленном чуме нас встречает множество собак и нестерпимая вонь. Я схожу на берег первой и вижу пять пустых коробок из-под стирального порошка известной марки, заслоняя нос рукавом, сразу после «здравствуйте» спрашиваю у хозяйки, что она делает с таким количеством порошка. – Дак, это …белье замачивала, – слышу резонный ответ. – Что, сразу всем порошком? – спрашиваю я, глядя на большие пустые коробки. Мне, например, одной такой пачки хватает на полгода. – Конечно! – отвечает хозяйка. – Это сколько же надо белья! – удивленно восклицаю. – Ну, сколь есть, – все замочила, а чо растягивать-то на два раза – говорит хозяйка и жестом приглашает пройти в чум. Прямо возле стола стоит большое деревянное корыто с прокисшим бельем, спрашиваю, мол, когда замочила. Отвечает, в четверг. Мне дурно. На календаре понедельник и жара, не меньше тридцати градусов, задаю вопрос: – Ты когда-нибудь еще замачивала белье? Хозяйка на вид лет сорока отвечает, что нет. Эта ее стирка по-русски будет первый раз в жизни. Но она обязательно научится. Мои спутники принимают решение поставить палатки далеко от чума. Сразу за двором небольшой овраг и весь аккуратно засыпанный …флаконами из-под одеколона. По моим меркам здесь вполне мог бы поместиться КАМАЗ. Это сколько же цистерн надо выпить! Тут же я вижу своеобразную шахматную доску. На куске фанеры аккуратно нарисованы квадраты, а шашками служат пробки из-под одеколона. Черные и розовые, последние, как я понимаю, вместо белых. Как только мы поставили палатки, устроились, пришел хозяин и сказал, что мы должны перебраться поближе к чуму, ведь он хочет получить свою плату, как и договаривались. Мы ему рассказали про вонь, и посоветовали выбросить или закопать белье. Он ушел, и, к всеобщему удивлению, быстро вернулся. – Что, уже закопал? – спрашиваю с недоверием я. – Сейчас, сейчас, не переживай, все будет закопано, я бабу отлупил, она быстро справится. Я отдаю ему обещанные две бутылки и говорю, что переберемся к чуму сразу, как только там немного проветрится. Хозяин смотрит на водку с неподдельным восхищением, а потом на меня и говорит: – Меня, это…Антипой звать. Это кругом вся моя. И угодья моя, и ручей. – Ты можешь рыбы ловить. Но зачем тебе ловить, я тебе так дам. Вон, вишь сеть в ручье закинута. Иди, бери, сколько надо. На уху ли, вялить ли, домой можешь взять мужику... Немного поговорив со мной, Антипа идет к чуму и кричит жене: – Фая, айда квасить! Статуя золотой женщины, по приданию привезена из Индии. Еще восемьдесят лет назад ей приносили жертвы и почитали как верховное божество народа манси. Легенды гласят, что она полностью вся из золота, губы сделаны из рубина, глаза зеленые, изумрудные а, когда дневной свет попадает ей в глаза, в них появляется неземной блеск, который, кто хоть раз видел, не забудет никогда. Но однажды злоумышленники-иноверцы, отпилили ей руки. Разъяренные аборигены нашли их и заживо разорвали, а кровью убитых обмазали места спиленных рук. В начале двадцатого века божество спрятали, и с тех пор ищут его… Впрочем, археологов интересует не столько уникальный нахрачинский идол, сколько древние цивилизации, существовавшие на местах нынешних стойбищ. Доподлинно известно, например, что в четырнадцатом веке в Ханты-мансийском округе жили представители сразу нескольких культур. Многие из них отличались довольно высоким уровнем развития. Об этом свидетельствуют неплохо сохранившиеся с тех времен предметы с всевозможными, порой весьма остроумными надписями: оригинальные подсвечники, шкатулки с затейливыми рисунками, миниатюрные ложечки, блюдца, монеты, наконечники, чашки, женские украшения, правда, в отличие от современных, довольно тяжелые и объемные. Утром часть нашей экспедиции отправляется на поиски места предполагаемых раскопок, к ним сразу же присоединяется пара хозяйских собак, моя очередь – готовить обед. Внезапно в проеме палатки появляется заспанный Антипа и говорит, что там, куда направилась сегодня экспедиция, копать не следует. Поскольку – это змеиная гора, проклятое много веков назад предками место. «Вы же бабы молодые, вдруг потом уродов нарожаете». Я не поняла связи между раскопками на змеиной горе и рождением уродов, тогда Антипа, жестикулируя, пояснил: – Это проклято место, понимаш, баба? А раз проклято, значит, проклятье может лечь и на тебя, и на потомков! Я налила хозяину компота и, извиняясь, сказала, что не его дело, решать, где копать опытным археологам. Антипа, видимо, подумал, что я ему налила вино, уверенно поднес стакан к губам но, распробовав, поморщился и сплюнул, поставил стакан на стол и ушел. «Обиделся» – подумала я. Через пару минут он вернулся и протянул мне пустую литровую банку с пожелтевшим клыком внутри. – Это что такое – спросила я, указывая на содержимое банки. – Это зуб медведя-шатуна. – Сказал хозяин, – давай наливай сюда водки, слышь. Я посмотрела на Антипу с недоумением, он сказал: – Ну, давай, наливай быстро моему маленькому богу. К обеду вернулась уставшая экспедиция, я рассказала про змеиную гору, мои спутники к сообщению отнеслись серьезно и решили исследовать другое помеченное на своей карте место. Признаться, мне тогда было непонятно, почему образованные люди верят в старые-престарые мифы. Но потом, путем долгих размышлений я пришла к выводу, что везде как на земле, так и в человеческом сознании должны быть места, в которых копать до поры, до времени запрещено. Почему? Да все очень просто, человечество знания должно получать определенными порциями, если где-то хватит лишку – случится сбой, который может привести к нарушению всей жизненной системы, давно сложившегося уклада. И тогда катастрофа неизбежна, а последствия ее непредсказуемы. Ведь много тысяч лет назад, на Земле наверняка жили люди и, вполне возможно, их цивилизация развивалась по тому же пути, что и наша. Но потом, что-то произошло, и от тех людей сейчас не осталось и следа. Все тайны хранит Земля, и она вряд ли когда-нибудь их выдаст. Эх, человек, человек! Я теперь часто об этом думаю… На следующий день, я подошла к Антипе и сказала, что я журналист и хотела бы взять у него интервью. – Да бери, что хошь, – улыбнулся хозяин, – ты мне сразу понравилась, у тебя зубы вон какие белые и ровные, видать свои. А мне два передних еще в армии выбили, я в кочегарке служил, сразу после учебки в кочерку послали, там полтора года и прослужил, тепло, хорошо, а чего мне еще надо? Пошутили один раз русаки нада мной, сказали: «Антипа, натопи да, смотри, чтобы пожарче», я натопил, а в топке прапорщик Лазарев такой был у нас хохол наполовину, вреднючий, как покалеченный таракан, чего-то там спрятал, ну и сгорело все к едрене матери имущество. Хоть бы предупредил кто! Прибежал этот придурок весь красный и с размаху ка-ак даст мне! «Это тебе, тундра, – только и сказал – чтобы знал, как в теплую погоду казенный уголь жечь». А мне откудава знать, что у вас значит теплая погода, если при первом легком снеге, когда еще не все зверье на зимовку залегло, вы в теплые шубы оборачиваетесь, унты кожаные по самые колени одеваете, шапками подбородки как малые дети обвязываете, сосульки тают, а вы дрожите от холода... Антипа сплюнул, достал трубку, закурил, а потом продолжил: – Я русский язык хорошо знаю, в школе учился восемь лет, в армии каждую неделю газеты читал, и устав маленько знаю, три положения даже наизусть рассказать могу, а вот русаков, вас, не понимаю. Хоть убей! Какие-то неправильные вы. Вам на погоду или природу плевать, а мужики с молодыми бабами разговаривают как с умными. У бабы в молодости нету ума, потому что есть желания, это же ясно как божий день. Молодая баба все равно, что неспелая клюква, розовая, привлекательная, а неспелая изнутри. Запасешься такой – и вся махом закиснет. А зрелую по первому морозу соберешь, так всю зиму простоит и ничего с ней не случится. Это же просто, очень просто. После этих слов он тяжело вздохнул, посмотрел на меня, повернулся и вышел из палатки. Раскопки получились удачными. Мы нашли много серебряных предметов, преимущественно, это домашняя утварь и монеты. Удалось также установить состав пищи наших предков. Более того, мы попробовали готовить сами по древнему рецепту. Гадость неимоверная. Мясной бульон с травами и без соли. Впрочем, везде привычка нужна. Особенно, в таком деле, как еда. Вскоре, после детального исследования наши находки будут выставлены в одном из музеев города Екатеринбурга. А мне на прощание Антипа сказал: – Ты…это, слышь, приезжай, когда захочешь, я тебя за бутылку завсегда пущу в свой чум, и рыбы дам, сколь хош. Я имею в виду настоящей рыбы, там нельмы ли, муксуна ли, а не этой сорной щуки, язя, леща или карася. Ими только собак кормить. Я такую рыбу сразу же выбрасываю, а на кой она мне? А бабе моей купи этой …как ее…зубной пасты, будь она неладная, она у меня, видела, какая моднячая вся из себя ходит. Когда паста есть, так считай, каждый день зубы в ручье чистит, прям с самого утра, говорит, хорошо во рту после пасты-то. А статую вы все равно не найдете. Ее ищут-ищут и ученые бабы, и мужики, а все равно не найдете. Кто святыню выдаст, знаете, что тому может быть? И, это самое, клеенки купи, метра два, если ее в нарты бросить, нарты потом долго не мараются, а мне, зачем новые нарты марать-то?
Оглавление 6. Часть первая. Право на тишину 7. Часть первая. В погоне за собой 8. Часть первая. Карта параллельного мира |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев ![]()
![]() |
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|