Андрей Кайгородов
Рассказ
![]() На чтение потребуется полчаса | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал
Молодой человек лет двадцати пяти, неказистой внешности, одиноко сидел за столиком в кафе. На столе стояла чашка кофе, рядом, словно напоказ, лежала книга с названием: «Милорад Павич. Хазарский словарь (мужская версия)». Яркая картинка на обложке – составленная из камушков буква «игрек» – привлекала внимание. По всей видимости, буква красноречиво намекала на мужскую игрек-хромосому. Мужчина явно скучал, грустные глаза его смотрели куда-то вдаль, казалось, совсем не замечая, что происходит вокруг. А тем временем посетителей в кафе было предостаточно, всё шумело, жевало, чавкало, смеялось, ругалось, толкалось локтями, стояло в очереди, считало сдачу, заказывая и поглощая быструю еду. Молодой человек ничего этого не замечал, он летал в каких-то далёких, высоких облаках, в недосягаемости от мелких бытовых радостей и огорчений. – У вас не занято? – Вдруг милый женский голос заставил его вернуться на грешную землю. И всё сразу обрело гравитацию и шумовые спецэффекты. – Что? – не совсем понимая, чего от него хотят, спросил мужчина. Девушка присела за столик и положила рядом с книгой мужчины свою. На ее экземпляре тоже было написано: «Милорад Павич. Хазарский словарь», но только, в отличие от игрек-хромосомы, на этой обложке красовалась буква «икс» с надписью «женская версия». – Я спросила, не меня ли вы ждёте? Мужчина посмотрел на книгу, затем на девушку. – Нет, не меняю, – смутился он. – Это мне дали на время. – Чего? – Ну, книгу, – объяснил мужчина. – У меня есть напарник, в его смену оставили эту книгу. Кто-то просто забыл, а он прочитал её, а потом ещё чего-то прочитал, а эту мне дал. Сказал, если я буду сидеть в кафе и положу книжку перед собой, она, как магнит, притянет, – мужчина замялся, – в общем, что я познакомлюсь с девушкой. Я ему сказал, что так не бывает. Мы поспорили, и вот я здесь. Девушка улыбнулась. – Кажется, вы проиграли этот спор. А вы прочли книгу? – Нет, – честно признался мужчина. – Я не очень люблю читать. Мне больше кино нравится. – А как вас зовут? Меня – Маргарита. – Марио, – представился мужчина. – Какое чудное у вас имя, мне кажется, раньше, давно, игра такая была. – Не знаю, – пожал плечами Марио. – Папа так назвал. – А можно я буду звать вас Мастер? – спросила девушка. – Зачем? Я работаю не на стройке и не на заводе, какой я мастер? – А где вы работаете? – Я продавец-консультант, – сконфуженно произнёс Марио. – И что вы продаёте? – Товары для красоты и здоровья. Такие специальные пояса для похудения, миостимуляция, дарсонвали – это приборы такие, чистят кожу, не допускают появления прыщей. – Ясно. А вы читали «Мастер и Маргарита»? – Читал когда-то, но толком ничего не понял. Я вообще не очень люблю читать. – А я – очень, – с придыханием произнесла Маргарита. – Мне порой кажется, что всё уже прочла, а тут вдруг берёшь новую книгу и оторваться не можешь. Я когда читаю, всегда себя представляю в образе главной героини. Вот как бы вы описали меня? – Не знаю, – замялся Марио. – Красивая. Девушка улыбнулась. – Спасибо, конечно. Но что это за описание такое. Знаете, как в постмодернистской литературе описывают главного героя? – Нет, – покачал головой Марио. – Его просто сравнивают с кем-то известным. С кем бы вы сравнили меня, например? – Я книги не очень, я как-то больше кино, – попытался уйти от ответа Марио. – Хорошо, пусть из кино. – Не знаю, может, на Шарлиз Терон. – Приятно, – улыбнулась Марго. – Но она же старая уже. – Когда она была молодая, – уточнил Марио. – Угу, – довольно хмыкнула девушка. – А в классической литературе так нельзя, нужно обязательно создать образ. Глаза, лоб, нос, губы. Вот, например, как я опишу вас. Это был юноша лет двадцати четырёх, недурён собой, высокий умный лоб говорил о его интеллектуальных способностях. Повернитесь слегка в профиль, – попросила девушка. Марио неохотно, но всё же откликнулся на просьбу. – Гордый греко-римский профиль, умные выразительные глаза, тонкие губы и крепкий мужской подбородок – всё это выдавало в нём страстную и волевую натуру. Марио грустно улыбнулся. – Всё это точно про кого-то другого. Вряд ли меня можно назвать волевым и уж тем более страстным. Я совершенно обычный продавец-консультант и ничего более. У меня даже хобби нет. Маргарита улыбнулась ему в ответ. – Это я вам просто пример привела классического описания, не лучшее, конечно, ну уж как получилось. А вот скажите, если бы вы были Мастером, а я Маргаритой, и я бы собралась обнажённая лететь на бал к сатане, чтобы вы сказали? Марио на секунду задумался и уже хотел что-то произнести, но девушка перебила его. – Нет-нет. Вы просто представьте: вы Мастер, а я ваша Маргарита. Я понимаю, что вы не работаете на стройке, просто представьте, что бы вы мне сказали? – Чтобы вы оделись, – решительно произнёс Марио, чем привёл девушку в замешательство. – Почему? – совершенно не ожидая подобного ответа, спросила она. – Вы простудитесь. – Но ведьмы не летают одетые, – возразила Маргарита. – Тогда хотя бы шапку, – не унимался Марио. – Вы представьте, стоите вы голая на балу у этого сатаны, гости приходят и целуют вам руки, а у вас из носа, извините, сопли текут. А куда их, вы же голая, и платок уже не Фриде понадобится, а вам. – Вы плохо читали роман, – расстроилась Маргарита. – Фриде подавали платок всякий раз как напоминание о смерти младенца. Маргарита сделала так, чтобы больше не подавали платок. – Ага, – сказал Марио. – Вот видите, значит, платок понадобился Маргарите? Она простудилась, и у неё были сопли. – Сами вы сопли, – в сердцах произнесла Маргарита. – Не было у неё никаких соплей, она ведьма была. Марио тяжело вздохнул и машинально пододвинул к себе книгу. Это была своего рода защитная реакция. – Что же, у ведьм не бывает насморка, что ли? – пробубнил он обиженно себе под нос. – Простите, – извинилась Маргарита. – Я не хотела вас обидеть. Вы знаете, я недавно была на экскурсии в одной глухой деревне. Казалось бы, обычная деревня, каких у нас пруд пруди. А оказалось, что вовсе и не такая она простая. Скажите, чем деревня отличается от села? – Не знаю, – пробормотал Марио, ещё не полностью отойдя от обиды. – Подумайте. – Село больше, там школа, наверное, есть, больница, магазин. Я не знаю, я городской ребёнок. – Нет, нет, вы всё правильно говорите. Только в селе ещё церковь обязательно была, а в деревне нет. Но я не об этом. Вот теперь представьте в этой глуши краеведческий музей. Казалось бы, кому он там нужен, а вот и нет. Там очень интересно. Утюги старинные, большие, тяжёлые, в них угли засыпали и гладили. Прялки там всякие, серпы, вилы деревянные, вроде бы неинтересно, но когда там очутился, сразу всё по-другому. На стенах картины местного художника, замысловатые уж больно, а некоторые и вовсе страшные. Самовары разных размеров, из одного мы чай пили. Музей суперский, всё можно трогать. Но главное, изюминка так сказать – лес кругом, и в этом лесу ведьмины тропы и болото, и там дом на куриных ножках. Не взаправдашние, конечно, куриные ножки, но всё равно жутко. Этот домик можно арендовать и провести там ночь. Внутри всякие травы сушатся, в банках лягушки заспиртованные, черепа животных, в общем, настоящий дом бабы-яги, как из сказки. Спать жутко, на болоте выпь всю ночь кричит, звуки разные, ох и натерпелась я там жути. Да и стоит, скажу я вам, ой как недёшево. Но что поделаешь, за экзотику нужно платить. Утром на завтрак нам подали яичницу с мухоморами, оладьи с вареньем из волчьих ягод, травяной чай из колдовского сбора. Как же всё это вкусно. А вы бы хотели провести ночь в ведьмином домике? – Нет, – сухо ответил Марио. – Я работаю с чертями. Я их вижу, общаюсь с ними каждый день с понедельника по пятницу. Я их ненавижу. Чего-то я не в духе, пойду я домой. Марио поднялся, его бледное лицо выражало печаль и уныние. – Постойте, – схватила его за руку Маргарита. – Вы мне понравились. Если хотите, я дам вам свой номер телефона. Сейчас запишу. Она достала из сумочки небольшой блокнотик и ручку. Быстро записала цифры и вырвала листок. – Вот. Позвоните, я буду ждать. – Хорошо, – холодно буркнул Марио и небрежно сунул листок в карман.
Марио шёл домой, держа в руках злосчастную книгу, противоречивые чувства переполняли его душу. Он не понимал, почему соврал этой милой и такой красивой девушке. Он даже не мог себе объяснить причину ухода, словно бы кто-то невидимый поднял его за шкирку и вывел из зала. По дороге домой Марио зашёл в магазин купить алкоголь, чтобы хоть как-то притушить бушующий пожар души. Он купил две бутылки водки и три бутылки пива, холодец в пластиковой упаковке, десяток яиц, хлеб и батон колбасы. Сложив всё это в пакет, он вдруг обратил внимание на валяющийся на полу бумажный проспектик. Марио поднял листок и прочитал.
«Собрание анонимных менеджеров». Проблемы на работе, в семье – приходи, решим их вместе.
Далее был указан адрес и время сбора. Марио положил проспект в карман и направился домой. Он пил весь день и весь вечер, благо была суббота и на утро не нужно было на работу. Марио заснул около десяти, под скрежещуще-стреляющие звуки «Терминатора». Пробуждение было тяжёлым и похмельным. После душа Марио захотел покурить, пошарил в карманах и вместо сигарет вытащил два листочка. На одном был записан телефон Маргариты, а на другом – адрес собрания анонимных менеджеров. Заседание было запланировано на 15:30, не очень далеко от дома Марио, и он решил сходить. Анонимные менеджеры располагались в небольшом помещении офисного здания. Там по кругу стояли семь разных стульев, на них сидели пять мужчин, включая ведущего. Марио вошёл в комнату и робко поздоровался. – Проходите, проходите, – бархатным голосом заговорил невысокого роста плешивый мужчина, и лицо его округлилось в добродушной улыбке. – Присаживайтесь, и мы начнём. Марио присел и беглым взглядом окинул собравшихся. Средний возраст анонимных менеджеров был тридцать-сорок лет, обычные мужчины с хмурыми лицами и потухшими глазами. Создавалось такое впечатление, будто их насильно пригнали сюда. – Итак, – начал ведущий, – меня зовут Сергей Александрович. Сегодня мы с вами поговорим, пожалуй, о театре. Кто начнёт? Все молчали как школьники, глядя пол. Ведущий не торопил и не настаивал, он тоже молчал и пристально смотрел то на одного, то на другого. – Я хочу, – раздался густой бас. И все сразу устремили свои взгляды на субтильного, тщедушного человечишку, обладающего глубоким насыщенным басом. – Мы недавно ходили с женой в театр. Конечно, она меня потащила. Ныла, ныла. Никуда не ходим, сидим как мыши в своей клетке. При чём тут мыши вообще? Ну, х*р с ним, пошли в театр. – Я всех прошу, – встрял ведущий, – если можно, не ругайтесь, пожалуйста. – Да ладно, – отмахнулся мужчина и продолжил: – Показывали или играли, не знаю, как правильно, пьесу про коммунальную квартиру. Соседи собачатся друг с другом, отцы там и дети, бабушки, матери, жёны, вдовы. По**ень, короче, полная. Прошу прощения. И моя после, значит, спектакля говорит: какой это дико сложный труд. Дико сложный? Я ей, значит, отвечаю: дикий, я понимаю, но что там сложного-то? А она мне: ты что, они же всё это через себя пропускают, это же какое моральное и ещё там х*р просрёшь какое, простите, напряжение. А я ей так сказал про это. Вот этого морального напряжения у меня каждый день – как говна за баней, простите. Я на стройке работаю, бригадой руковожу. Хоть и бригадир, а кабель тяну, траншеи копаю, раствор таскаю, короче, к вечеру вообще никакой уже. Но тут приходит начальник и имеет тебя без вазелина, нет, не потому, что ты в очередной раз накосячил, и это тоже бывает, конечно, нет, нет. Так, для проформы, чтобы не расслаблялся, это у него теория такая, что всех надо иметь, а не то работать перестанут. Но это ещё не всё. Вечером я возвращаюсь домой и, понятно, через магазин. Там беру бутылочку, когда пива, а когда и водки. А дома жена, тёща, дети, и начинается у нас вот тот самый спектакль, на который мы ходили. Так какое, в м**ду, моральное, хрен пойми, чё у них? Тысяча извинений. Отыграли и домой попёрли. А ты, сука, всю свою е**чую жизнь живёшь в этом говне. Мужчина замолчал, утёр ладонью влажные глаза и повесил голову. – Ты неправ, Василий. У работников культуры достаточно и физических, и моральных перенапряжений. И они, как никто другой, перегорают, да. – Они чё, б**дь, китайские лампочки, что ли? – возмутился Василий. – Почему сразу китайские? Наши лампочки не меньше, а то и больше перегорают. Встрял в разговор сосед Василия, кудрявый миловидный мужчина лет тридцати пяти. – Китайцы хорошие делают лампочки. Я в магазине, прежде чем купить, спрашиваю: чьи? Если говорят, что наши, сразу отказываюсь. А если Китай, то беру. – Да-да, – поддержал сосед напротив, – я как-то купил нашу, вкрутил, включил свет, и она лопнула. Осколки по всей комнате разлетелись. Так что Китай... – Слушайте, слушайте, – вмешался ведущий, – при чём здесь Китай? О чём вы вообще? У нас сегодня новое лицо, прошу вас, представьтесь. Марио покрутил головой по сторонам и понял, что говорят о нём. Он представился. – В чём ваша проблема? – поинтересовался ведущий. – Расскажите нам. – Проблема моя в том, – печально выдохнул Марио, – что я патологический врун и алкоголик. Мне кажется, что я вообще никогда не говорю правды. Вот недавно встретился с девушкой и, не знаю зачем, наврал ей, что работаю продавцом-консультантом, а сам работаю подсобным рабочим на складе. Принеси, подай, отнеси. – Шнырём, короче, – вставил ремарку сидящий напротив мужчина лет сорока с надменным лицом и смотрящий на всех словно бы свысока. Марио вопросительно посмотрел на ведущего, но, не найдя в его глазах отклика, продолжил. – Почему я соврал, не знаю. Наверное, потому что терпеть не могу свою долбаную работу. И коллег. Для меня каждое утро с понедельника по пятницу – это сущий ад, ад с чертями. Такой день сурка. – Нас е**т, а мы крепчаем, – вновь вставил свои пять копеек мужчина. – Чего? – возмутился Марио. – Я сказал, на х*р ты там работаешь, если тебе не нравится эта работа? Найди другую. – Какую другую? – Которая нравится. Миллионы людей работают на любимой работе и радуются жизни. – Вы, наверное, не в курсе, что десятки миллионов работают лишь ради того, чтобы хоть как-то выжить, свести концы с концами. Всякими дворниками, кассирами, сторожами. – Это тебе так кажется. Есть такие кассиры, что просыпаешься утром и хочется бежать за продуктами только ради того, чтобы увидеть того кассира, поговорить с ним. Марио замолчал и вновь посмотрел на ведущего. Тот был безучастен, лишь пытался придать своему лицу заинтересованный вид. – Что молчишь? – не унимался мужик. – Сергей, – наконец-то вмешался ведущий. Но тут же был мягко послан. – А чё ты впрягаешься за него? Марио поднялся со стула и собрался уходить. – Знаешь, почему тебе не нравится твоя работа? – усмехнулся Сергей, обращаясь к Марио. – Потому что ты мягкий, как говно, и яиц у тебя нет. Ты из тех, кто любит философствовать на тему: гавкнула на меня собака, что же мне, тоже гавкать? Или если меня осёл боднул, что мне теперь, избить осла? Угадал? – Мне пофиг, – произнёс сквозь зубы Марио. – Конечно пофиг, потому что ты сыкло. – До свидания, – сказал Марио и направился к выходу. – Вот в этом вся твоя беда, – крикнул ему вслед Сергей, – ты постоянно бежишь, как побитая собака. И так и будешь бегать всю жизнь. Только бежишь ты не от меня, а от себя. От слабости своей. Щас придёшь домой и сядешь жалеть себя. Марио остановился возле двери, повернулся и зло посмотрел на Сергея. – Скажите, Сергей, – обратился он к обидчику, – вы правда лаете на собак и бодаете в ответ ослов? Сергей усмехнулся. – О, у нас здесь ирония прорезалась. Вот что я тебе скажу, Марио. Я не мягкий кусок говна, как ты. Я скорее электрический ток, и кто его заденет хотя бы раз, больше уже не стремится встретиться с ним, это в лучшем случае, в худшем – просто умирает. Марио закрыл за собой дверь. Проходя по коридору, он вошёл в туалет, ему невыносимо хотелось вымыть руки и остудить ледяной водой горящее от ярости лицо. Взгляд его наткнулся на стоящую возле окна швабру. Недолго думая, Марио схватил эту швабру, переломил об колено и с обломленной палкой, словно с мечом, отправился восстанавливать свою честь и достоинство. Войдя в кабинет, он подошёл к надменно усмехающемуся Сергею и произнёс: – Я безудержная ярость Джека. После чего произвёл удар палкой в голову противника. Сергей рухнул со стула на пол. Новоиспечённый Давид демонстративно вытер ноги о поверженного Голиафа со словами: – Говну, мой друг, не страшен электрический ток.
Торжествующий Марио вышел на улицу, дул прохладный вечерний ветерок, на душе было спокойно и легко. Первый раз в жизни он постоял за свою честь, первый раз в жизни не спасся бегством, первый раз в жизни дал отпор агрессору. Марио шёл по улице, и сияющее лицо его непроизвольно растягивалось в довольной улыбке. Кругом горели витрины, сверкая гирляндами разноцветных огней. На одной из витрин Марио остановил свой взгляд. «Лавка талантов», – прочитал он на вывеске и вошёл внутрь. Маленькое помещение было завалено всевозможной рухлядью. Древнее оружие времён крестовых походов, диковинные музыкальные инструменты: скрипки, виолончели, лютни, дудки, флейты, волынки, а также арбалеты, картины, книги, два ящика монет и множество разной антикварной чепухи. Посреди всего этого благолепия стояло кресло-качалка, в нём вальяжно раскачивался древний седой старик и курил трубку. – Добрый вечер, – поздоровался Марио. – Вы что-то хотели? – поинтересовался старичок, выпуская клубы дыма. – Хотел, – признался Марио, – выучить английский язык. – Школа по изучению иностранных языков находится в соседнем здании. – Вы знаете, я где-то читал, что человека ударило электричеством, и он заговорил по-английски. – Мы такое не практикуем, – продолжая раскачиваться, хрипло произнёс старик. – Быть может, вам нужен какой-то талант? Вы мне душу, я вам талант. – Чего это душу? – возмутился Марио. – Ну а как? Нужно чем-то жертвовать, талант, его же за деньги не купишь. Тут так: либо душа, либо талант. – Даже не знаю, – задумался Марио. – Подумайте, это дело такое, тут нельзя решать с кондачка, здесь нужно всё обдумать. А вы бы какой хотели талант? – Не знаю, – пожал плечами Марио, – я бы хотел быть Мастером. – Плитку класть? – Нет. Писать романы, рассказы. – О чём? – Не знаю, что-то военно-патриотическое, наверное, про любовь. У меня есть знакомая девушка, и она хочет, чтобы я был ее Мастер, а она – моя Маргарита. Но я ничего не пишу и никогда не писал. Про Понтия Пилата слышал, конечно, но не так, чтобы роман про него написать. А вот если у меня будет талант... – Хорошо, – улыбнулся в бороду старик. – А вы кто вообще? – недоверчиво спросил Марио. – Дед Мороз, – совершенно серьёзно произнёс старик. Мороз встал, подошёл к полке с книгами и, казалось бы, вынул книгу просто так, наугад. – Вот, возьми, прочитай всю, от корки до корки. Марио недоверчиво посмотрел на старика, но книгу взял. – Пятьсот рублей, – делово произнёс дед. Голубые глаза старика были словно из другого, непонятного, холодного и пугающего мира. И смотрел он так, будто прожигал насквозь своим голубым льдом. – А с х*ра ли ещё пятьсот рублей? – смутившись от подобного взгляда, произнёс Марио. – За книгу – пояснил тот. – А..? – Не, душу – за талант, деньги – за книгу. – «Трясина любви. Современный детектив», – прочёл Марио на обложке книги. – И на кой мне твоя идиотская книга за пятьсот рублей? – Это я написал, – похвастался дед. – Ну и читай сам. Марио положил книгу на прилавок. – Ну и хрен тебе талант, – рявкнул дед. – А тебе – хрен душу. – А тебе – девку, ушлёпок, – закипел как чайник Дед Мороз. – Пошёл на х*р из моего магазина! – Сам пошёл! – прокричал Марио и вышел на улицу.
Он хотел позвонить Маргарите, но не осмелился. Пришёл домой, выпил рюмку водки и уснул. Ему приснился Булгаков, писатель был одет в гусарский наряд с аксельбантами и прочей мишурой. – Никакой ты не мастер, ты просто му**к, и всё. И никогда больше Дед Мороз не подарит тебе подарок на Новый год. Марио хотел возразить, сказав, что и так никогда не получал никаких подарков от этого старика, но побоялся обидеть классика, да к тому же у Михаила Афанасьевича очень ярко блестела сабля, уже вынутая из ножен. – Да, – печально произнёс Марио, – я не мастер, даже не подмастерье. Я простой труженик. Марио проснулся. На улице была ночь, ярко светила полная луна. Он набрал номер телефона Маргариты. Несмотря на поздний час, ждать пришлось недолго. – Алло, – зазвучал в трубке приятный женский голос. – Маргарита, это Марио, – сглотнув подкативший к горлу ком, выдавил из себя Марио, – ты, наверное, не помнишь меня, мы встречались... – Это не Маргарита, – произнёс голос, – это Наталья, её домработница. Маргарита улетела. – Куда? – поникшим голосом спросил Марио. – На шабаш, – ответила Наталья. – Но вы не переживайте. Она просила передать вам, если вы позвоните, когда вы позвоните, чтобы вы не волновались, она надела шапку.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в апреле 2025 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Получить аккредитацию: департамент здравоохранения москвы аккредитация uppo.msk.ru. . Начни бизнес хостинг и домены бесплатно какои бесплатныи хостинг biz.net.ru. . Описание билеты в театр в москве афиша здесь. |