Игорь Кецельман
Сборник миниатюрОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.04.2009
Белая стена и окно в полстены. А за окном сломя голову бежит поле. Вот такой у меня дом. А домашние у меня странные. В доме сидят – стены да окна – а в пальто все и шапках, со мной не говорят, а посмотришь – хмурятся да отворачиваются, будто чужие. В книги смотрят да в газеты. А ведь дома же мы! Вот стена, вот окно, а за окном поле бежит.
Окна – глаза домов. Узкие, вытянутые, круглые от удивления, квадратные. Узкие, со зрачком посередине. Какие разные глаза у домов. В хмурый осенний день и когда дождь. И тучи сгустились вокруг домов, слетелись как стая воронья, висят, кружатся над домами. А дома испуганно глядят. А может, окна – это глаза людей, которые близко-близко подошли к домам и смотрят внутрь: а что там? Потом ушли, а глаза так и остались.
Лампа за шторами как луна в ночном небе плывет. Квартирная луна плывет себе из квартиры в квартиру, да по всему дому, изредка показываясь в просветах-окнах – за шторами. Проплывает квартиру за квартирой, а как дом кончится – так и поплывет по небу луной.
В метро лампы – узкая коробка через весь потолок. Пусть бы свет через нее свободно тек. Но нет, через равные промежутки перемычки стоят, обручи, чтобы не перетекал свет свободно от светильника к светильнику. А вот какие перемычки на людях стоят? Нет доступа друг к другу, нет и общения. Если бы свет одного человека свободно доходил до других… Но нет – хочешь света – добывай его сам, от других не получишь. И сам не отдашь, твой свет от зеркального обруча отразится, что на каждом человеке есть. Светят люди в даль, в пустоту, не на ближних своих.
Сам человек никогда не выздоровеет, нужно, чтобы кто в глаза ему посмотрел, да слово ласковое сказал. И тогда хоть день темный, а свет на человека прольется, и на душе его легко-легко станет, словно воздушный шар да груз сбросили – в небо и взмыл. Да не низкое, темное, – в небо синее, просторное, с чисто белыми облаками пушистыми.
У дерева ветки – как руки протянутые вслед кому-то, словно дерево удержать кого хочет. – Не уходи, – просит. Женщина руки простирает вслед милому, что навек ее покидает. Только руки, а вслед – и шагу не ступит. Застыла неподвижная, как то дерево у дороги. Дорога – ковер раскатали, да вдаль пустили, катится и катится себе, а дерево так и стоит неподвижное, безответное, только свои ветки все тянет вслед кому-то…
Пламя дрожит как от озноба. – Огонь простудился, сейчас погаснет. Ночь зябкая, огню холодно, вот он и дрожит. Других грел, а самого кто согреет, если холодно? Мгла ночная, и никого вокруг. Дрожит, бьется в ознобе больное пламя, огонек полуугасший.
Идешь по улице, а навстречу и мимо люди несутся. Каждый появляется на мгновение и исчезает. – По небу спичкой чиркнули, мелькнул огонек и погас. – Как метеоры падучие люди вокруг.
Трубку телефонную на улице сжимаешь, будто горло чье… Или руку тебе протянутую. Специально висят. Утешение. – На, пожми, легче станет. Сжимают, аж костяшки побелели. – «Не один я, вот у меня друг есть». Трубка телефонная.
И горело ясное и чистое в ночи пламя костра его. Так горело пламя, что жар его обжигал ближних, и те шажком-шажком пятились от него. Пятились – туда, где гнилушки горят холодным пламенем.
Окна в вагонах метро – траурные портреты с черной каемкой – для каждого!
Столбики железные стоят как солдаты, что во фрунт вытянулись, и руки по швам. А деревья, хоть и неподвижные, а никогда во фрунт не стоят – живые же. Хоть и на месте, а не замерли. Неподвижные, а в движении. У столбиков руки с телом слились, и живот подобрали, – так и стоят у меня во дворе вечные солдаты, едят глазами невидимое начальство. Стоят там, где раньше деревья росли.
Дерево – растет, все выше становится, чтобы поближе стать к Солнцу. Стремится к нему изо всех сил, аж на цыпочки привстало, словно девушка к своему желанному тянется. Так и мы всю жизнь тянемся, стремимся к мечте своей. А до мечты как дереву до Солнца.
Лоскутья кожи на спинках сидений. – Это парни сдирали ее своими когтями.
Одуванчик смотрится в небо-зеркало, и видит свое отражение – солнце. Так много цветков одуванчиков, а отражение на всех одно.
Небо – это стекло от часов голубое, краями к земле приставленное.
А еще разлохматившаяся девушка, из речки вышла и головой встряхнула. – Вот что такое зеленая листва. У березок. – Вышла из воды, голову наклонила, а волосы пушистые-пушистые.
Небо – малинник. Густые заросли малины (весной, без листьев), где красноватые прутья сливаются в закатное небо. Просто там вдали растет малинник. Это и есть небо.
Народы – разводят, и как вагоны на рельсах по разным путям пускают. И нет, чтобы вместе по одному пути им ехать, – только по разным дозволяют; или пускают навстречу друг другу – в лоб.
Воротник – зверек вокруг шеи обернувшийся. Словно рука недосжатая вокруг шеи хозяйки. Дама шубу распахивает, ворот раздвигает, – ох и душно! Душит он ее, зверек убитый, да недодушит никак.
Каменные дома, стоя, прощаются с солнцем. Долго смотрят ему вслед, высокие, прямые. И глаз не прикрывают. Давно уже закатилось солнце, не видно его, а дома все стоят, не уходят.
Снег – это съежившаяся от холода вода. Собралась вместе, чтобы теплее было. Словно котенок с белой шерсткой в клубок свернулся. Теплее так.
Солнце приручили и повесили на шнурке, сделали комнатным солнышком. Человека в четыре стены замкнули, и сказали – дом это твой – квартира. Потолок – небо твое. Солнце – лампочка. А что над головой кто-то топает, так это не домовой, а сосед твой. Калиточки нет – плита бетонная, потому и не видно. Не солнце – а лампочка. Не мир светлый – а квартира.
Развилка дерева – не вилка, а двоеперстие. Высоко поднятое. Береза-староверка.
Деревья ладошки-листья вперед выставили – у солнца милостыню просят.
Не часы, а браслет от наручников – оковы железные – на каждом из нас. И тюремщиков не надо – сами на себя каждый день их одеваем и защелкиваем. А на ночь снимаем, на ночь двери квартир – двери тюремные – накрепко запираются, наглухо захлопываются. Не от воров спасаемся – это мы себя запираем.
Лампочка – головка лысая, как у маленького ребенка рожденного. И глазки еще не открыл.
Шуба старая, мех вытертый, будто белым песком посыпан, – или в лунном свете всегда, даже когда день светлый и небо синее. Чтобы ни случилось – на нее светит луна. Ни на кого больше – только на шубу старую, обтрепанную.
Деревья все бегут и бегут куда-то. Все им на месте не стоится. Суматошные. Только не видим тот бег. А бегут! А потому что они бегут друг другом, деревьями, – каждое дерево есть продолжение другого. Дереву, чтобы шаг ступить, нужно отдать от себя семечко пророщенное. Дерево шагает семенами. Казалось, на месте стоит, а через год на шаг передвинулось, взросло росточком тоненьким. И люди, тоже, каждый продолжение другого. И рождение ребенка, тоже, наверно, шаг. Только вот куда идет дорога, по которой шагаем, никому не ведомо. Да и есть ли она вообще дорога? Может, на месте кружим, без цели, без толку? А дети рождаются – люди идут, шагают, как те деревья, как все на земле. – Потому что интересней идти, чем на месте стоять.
Закат в вагоне метро, лампочка тусклая – солнце еле светит, потому и стена – небо зеленоватого цвета – солнце заходит. Солнце заходит – прямо в вагоне метро, а чуть дальше, за окном, уже ночь, темень кромешная – там солнце зашло.
У неба – синие глаза и белые волосы пушистые, непричесанные.
Черное к черному не пристанет. Оно к белому, чистому льнет, нравится оно ему, подружиться хочет. – На белый снег садятся кусочки сажи. А в лицо летит ком грязи.
Стригут всех под одну гребенку, что волосы, что мысли. Подравнивают – кого спереди, кого сбоку. Блестят приглаженные волосы, к голове прижатые, и ни одной волосиночки наособинку, по отдельности, ни одного волоска непослушного – все лежат придавленные. И блестят – не волосы, а рыбья чешуя.
Кучка домиков под небом низким. А в небе облака темные клубятся, набухают, словно злость их распирает. Вот-вот извергнут сотни молний синих, изломанных, на домики малые. Перед грозой молчание глубокое, притихло все. И в огромном пространстве только те домики и стоят, друг к другу испуганно прижавшись. Рядом никого – одна равнина пустая, жесткой и низкой травой поросшая. Сжались дома испуганно – головы в плечи втянули – пониже бы стать, с землей слиться совсем. Друг к другу приткнулись, друг у друга защиты ищут. Больше не у кого. Одни стоят домики под темным небом, злостью набухающим. Крылечки у домиков низкие, заборов нет. Прижмутся друг к другу, глаза закроют, и нет темного неба, что как коршун-стервятник над ними повисло, когти-молнии вытянув. Еврейское местечко перед войной.
Волосы у людей промежуточных тонов, а вот таких, чтобы только черные или светлые – очень мало. Каштановые, русые, шатеновые. Черных иссиня или совсем светлых почти нет – как и людей: только злых или только добрых – все больше какие-то промежуточные.
Музыкант, в переходе, у стены плиточной, кладет шапку – плати. Перед тем как петь. А иначе не станут слушать. – Бесплатное – бесполезное. А платить – значит удовольствие.
Роза – это изящная головка королевы. Только уж очень она тоненькая, королева, – стебелек зеленый. Потому и тоненькая, что – Королева.
Облака – это горы, что проплывают над нами, выщербленные ветром. Высоко – потому что горы. Плывут, на месте не стоят. Облака – это бродячие горы. Не сидится им на месте. Нигде не прописаны. Вот и гоняет их ветер с места на место. А тучи – это бомжи со щетиной, облака со стажем. Побродят вот так бесприютно – станут хмурыми, злыми и обрастут щетиной.
Тень – это наш конвоир. Навсегда приставленный.
Жгут его изнутри раскаленные угли, от боли сам себя не помнит, а в него, знай, подкидывают уголь – все больней и больней делают, и тогда паровоз взвоет дико гудком, и побежит куда глаза глядят, не ведая, что и дорогу ему подготовили – рельсы железные. По ним и побежит, думая от боли избавиться, а его изнутри прижигают и прижигают угольком – не коняга, не сдохнет. Несется по рельсам, обезумевший от боли паровоз, а к нему уже вагоны прицеплены. Люди едут.
Глаза, как рот приоткрытый, на тебе захлопнуться готовы.
Бабочки разноцветные – окна ночных домов. Распяленный гербарий висит ночью на улицах. Бабочка, проткнутая иголкой, – вот что такое окно квартиры.
Змеиные головы фонарей нагнулись над улицей. Над тобой змеи с плоскими головами. Ядом изливаются – светом желто-красным.
Человек смотрит на другого человека и видит свое отражение, только не совсем похожее оно. Словно в кривое зеркало смотришься. Каждый человек для другого – зеркало кривое.
Окно – стенка аквариума, вставленного в дом.
Снег – это маска земли, что скалится безжизненной улыбкой. Раз в году, зимой, надевает земля эту маску для какого-то маскарада неведомого. И до самой весны не снимает.
Фонари – тьму разгоняют, что как туча мошкары вьется вокруг них. Сомкнуться не дают, словно руками ее раздвигают – тьму ночную.
Колокол – опрокинутая чашечка цветка, било – это пестик. А семена его – звуки.
Электричка в Москву и обратно, изо дня в день, из года в год. За окном словно кто кинопленку прокручивает, вперед да назад. Дома, столбы, деревья – неизменные. Изо дня в день, из года в год. А если что и меняется – так это пленка от времени стареет.
Трава – это шерсть земли. Земля, как медведица, густой шерстью обросла, травой да деревьями.
Темные верхушки сосен. А небо над ними светлеет. Там серые облака, но они негустые и в широких разводьях между ними бело. Все светлее и светлее становится, словно белый лед тает на реке. Вот на что похож белый свет.
Беда – тонкая, прозрачная, идет по улице, спотыкаясь. Беда – ей всегда плохо. А пожалеть некому. Стороной обходят. Как люди друг друга. Каждый человек для другого – Беда.
Вот где холодный свет – в окнах этих, что желтым огнем полыхают. Не свет костра, что в холодной ночи согреет – окно квартиры светится.
По вокзалу шла девушка, помахивая белой сумкой на длинном ремешке – не все же так ее носить, захотела помахала, захотела на плечо повесила. А сумка вперед отлетит и назад вернется, как собачка привязанная. Люди косятся – «Размахалась! А заденешь кого?» – «Так она не кусается, она у меня не злая». – «Кто не злая? Сумка что ли? Разыгралась… Все им игрушечки. Перестань махать! Людей заденешь». – «Так пусто же – нет никого, и вас нет, я – одна!» – «Как одна?!» А девушка не слушала, шла себе по мокрому асфальту вокзала, ни на кого не глядя, чуть задержалась у расписания, и пошла дальше, беззаботно помахивая рукой. И сумка, как послушная собака, летела за своей хозяйкой, то вперед, то назад забегая.
Крышки на фонарях как шлемы солдат. Стоят вдоль улиц ландскнехты высокие. Так и идем меж двух рядов солдат-фонарей. А они нас сверху хлещут лучами-шпицрутенами.
Волшебник в красной мантии распахнутой – вот что такое огонь. В полный рост стоит, попирая ветки наваленные. Чем больше их, тем выше становится. И все-все в черный пепел обращает. Стоит, полы плаща красного раскрыв, словно все поглотить хочет, весь мир в себя вобрать. Все Огня боятся, стороной обходят, только человек рядышком примостился, да, знай себе, ветки ему подкладывает. Живые еще. Подбросит и ладони поближе подставляет – «Погреться, значит».
Освещенные окна – это картинки в ночь выставленные. Ночная картинная галерея – окна домов. Погасили свет и потухла картина, растаяла в воздухе. Краски выцвели.
Речь взрослых привязана к предметам неизменного, устоявшегося быта. В ней нет раскрытия мира, ожидания, как у молодых. Их ожидание – как закатное небо зимой темно-красное. Над белым снежным полем. Быстро тускнеющий день в красном мареве. И это марево обещает надежду – после, на предстоящее. День умирает, свет кончается. Но – надежда. И кажется – что-то очень хорошее ждет впереди.
Окно голубое как экран телевизора. А может, это кусочек неба проглядывает? Загляни в окно чужой квартиры. Там и ночью видно голубое небо. А из другого окна льется желтый свет. Загляни туда и увидишь солнце. На улице ночь, а у них еще день не кончился. И солнце не зашло.
Что за волшебник прячет небо за своим окном? Ночью. А в метро Октябрьское небо спрятали за железными воротами.
Звезды, точечки голубенькие, они далеко; они словно искорки от фейерверка, замершего в небе. Звездное небо – это небо, усыпанное искорками от фейерверка. Замерли искорки и удивленно смотрят вниз. Засмотрелись на что-то.
Как пушистые волосы девушки ореолом вокруг головы – дальний свет фонаря. Круг света вокруг фонаря действительно как ореол. Фонари – святые? Свет людям дают. Тьму разгоняют. Самые настоящие святые, подвижники. И стоят они на каждом углу – прибиты к высокому столбу, как к кресту. А кто-то сказал: из-за вас я звезд не вижу. Светлее стало, а звезды ушли. Бывало, погаснет дневной свет и на небе появятся, проступят голубые светлячки-звезды. Далеко-далеко было видно. А когда фонари, небо темное, как экран потухший. В небе света не стало. Весь он теперь – от фонарей; людям под ноги льется, дорогу освещает, чтобы домой шли без задержки. И попусту на звезды не глазели. Ночью – фонари, а днем звезды заслоняет один большой фонарь – Солнце.
Чтобы плодоносить завязям надо вверх, к солнцу приподняться, чуть-чуть. Деревья возносят их, вздымают руки-ветви, словно младенца бережно в ладонях держат. И показывают всем – вот он.
Ночь – это женщина в черном плаще, которым всю землю накрывает, весь свет им заслоняет. Темно становится, лишь сквозь дырки в плаще звезды видны. Дырявый у женщины плащ, поистерся от времени. Но вот светлеть начинает – это ее плащ, как одеяло со спящего, потихоньку с нас соскальзывает, и наконец совсем сползает. Светло стало. Ушла женщина-ночь, со своим плащом черным, сквозь который сверкают прорехи-звезды.
Столбики руки-перекладины вперед протянули, друг о друга опираются. Потому и стоят, потому и держатся. Людям бы так… А ты посмотри: столбики потому друг на друга опираются – что близко они, рядом стоят. Люди – далеко. Сколько руку не тяни – не дотянешься. Стоят столбики, в землю врытые, друг на друга опираются, каждый другого поддерживает. Людей никто близ друг друга не ставит – вот они и бродят поодиночке. Всяк сам за себя.
Сводчатый потолок в переходе метро – полукругом, как небо, а из-за горизонта, края свода, пробивается свет (светильники там), как свет невзошедшего солнца. Утро в метро наступает и никак не наступит. Будто солнце восходит, и из-за края неба уже виден его свет. А само все никак не появляется. Так и идут люди каждый день, освещенные невзошедшим солнцем.
Как росток землю прорывает, так и солнце прорывает небо. Каждый день. И о солнце и о растениях даже говорят одинаково. – «Взошли хлеба». – «Солнышко взошло!» Взошло – значит выросло. Солнце каждый день на небе вырастает.
Летом земля загорелая. Тепло, солнце яркое, вот она и загорела. А зимой она беленькая. Хорошенькая. А на небе румянец выступил – от мороза да ветра студеного.
Дети на улице. Взрослые – дома. В помещении, на работе. Без света, без воздуха. Целый день. Так положено. Стоило жить, чтобы света белого не видеть? Дети на улице, ты – в помещении.
Небо – нежно-розовое. Как сакура. Цветущее дерево, листва полнеба заняла. Розовые лепестки ветки закрывают. Поэтому их и не видно. Расцветает в морозные дни.
Все деревья в белых лепестках. Расцвели в декабрьские морозы. А чуть потеплеет, весь цвет стечет вниз. Или сдуется ветром на землю. И плодов не останется. Таково декабрьское цветение.
Зима – это кошка. Пушистая, белая, расстелилась по всей земле, а кусочки шерсти и на деревьях оставила, пока там лазила.
Гаражи сбились кучкой, приткнулись друг к другу, как стайка воробьев. Если б их хозяева так же… Но нет, сердце гаража – машина – каждая поодиночке стоит. Сердце, а не стучит. В каждом гараже спрятано мертвое сердце человека – его машина. Как Кощей прятал свое сердце в сундуке, так и люди прячут свои сердца в гараже. Не человек с человеком рядышком, а сундуки, ларцы с мертвыми сердцами бок о бок стоят.
Молния в мучительном изгибе, судороге. Ударяя, бьет о землю. Как любовь-страсть – порыв молнии к земле. Ничем не остановишь. Любое препятствие сметет. Лишь стремление – дотянуться до любимого, слиться с ним.
Темные провалы окон – рты с выбитыми зубами.
Не дом многоэтажный, а столб фонарный. Не квартиры, а фонари. Просто на одном столбе подвешены. И каждый вечер свет зажигают. Как и положено фонарям. Не квартира у тебя, а фонарь. В нем ты и живешь – фонарный человечек.
Ночь снимет черную сорочку и откроет белое тело – день.
Облака – это пух одуванчиков, что ветром сбивается в кучи-облака и поднимается высоко в небо. Лето ушло, осень уже, а одуванчики все летают по небу. А темные тучи – это промокший пух одуванчиков, вобравший в себя влагу, дождь серый.
У берез белые лица спрятаны за волосами – зеленой листвой.
Снег – это побелевшее лицо земли. Побелела земля от холода.
Звезда похожа на ежа с крохотными иголками. Множество крохотных ежиков висят в небе. Руки-иголочки друг к другу тянут. Тянут, а ближе не становятся. Как взгляды людей друг на друга – только взглянем и мимо проходим. Ближе – нельзя. Люди – как звезды одинокие в небе ночном.
Крохотный камешек на пальцах женщины. Как капелька воды. Выдавлена из перстня. Появилась и смотрит удивленно, как ребенок.
Труба – это длинная сигаретина в губах земли.
Звезды – это пчелы, разбросанные по небу. Дотронься – ужалит. А звездная туманность – пчелиный рой. Солнце – это улей, куда звезды днем слетаются.
Столбы с проводами, как рабы связанные. Идут цепочкой. По всем дорогам бредут вереницы столбов, неведомо куда угоняемых.
Лед на окне, стекло заледенело – это мороз в комнату лапку просунул, а назад выдернуть не может. Вот она и осталась.
Балконы – подбородки домов.
Облако закрыло луну, словно кошка ее лапой накрыла. Черной.
Ветки елей – это ресницы. Длинные-длинные. А когда снег с ветвей падает – это они его смаргивают.
Одинокое окно ночью – как желтый глаз немигающий. Вглядывается в ночь и не смаргивает.
Повсюду – лишь гнилушек свет. Ничего настоящего. Да гнилушек свет, да обманный свет, но исчезни он – ведь совсем темно, ни намека, ни искорки. Черная ночь крыла ворона. А так надежда, ожидание. Среди холода болотного огонек вдали. Может, настоящее? Стынут руки на ветру – вдруг согреются? И идешь к нему, надеешься. Пусть обман, когда дойдешь, и холодный свет гнилушки. – Хоть на час, а верили. А погаси все обманные огоньки, раздави все трухлявые гнилушки – темень сплошная останется. И надежды никакой. Не на кого. Почему в мире не осталось настоящих огоньков?
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Доступные услуги сиделки в СПб. . Ремонт мониторов в казани мастерские по Ремонту мониторов. . Смотрите подробности купели с подогревом здесь. |