Кинозал «Новой Литературы»
Интервью
![]() На чтение потребуется 11 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал
![]()
20 июня на большой экран вышла комедия «Семейный переполох», созданная режиссёром и сценаристом Евгенией Юстус. Главные герои картины – трое детей-сорванцов, братья и сестра, решивших по-новому устроить судьбу своей мамы-домохозяйки. Для Евгении «Семейный переполох» стал первой полнометражной картиной, а для зрителей – весёлой поучительной историей, от которой невозможно оторваться. О замысле фильма и творческом кредо режиссёра – наш разговор.
– Евгения, замысел фильма «Семейный переполох», как я знаю, созревал пять лет. Насколько это ваша личная история?
– Многие думают, что сюжет как-то связан со мной, и в образе главной героини я показала именно себя. Совпадение и вправду есть: у меня трое детей, но на этом моё сходство с Аней (актриса Зоя Бербер) заканчивается. В характере, целях, стремлениях, отношении к жизни ничего общего у нас нет – я никогда не занималась исключительно детьми и всегда стремилась работать, реализовываться. Когда я раздумывала над идеями полнометражной картины, то задалась вопросом: что могло бы произойти, если бы дети захотели найти себе нового отца, а мне – мужа? Нереальная ситуация, но – а вдруг? Не найдя в Интернете информации о фильмах с подобными сюжетами, я решила, что нужно написать сценарий о том, как дети ищут маме пару, устраивают потенциальным отцам кастинг и самые разные испытания. С момента написания первого драфта сценария до выпуска картины в прокат прошло пять лет – и за это время ни один фильм с подобным сюжетом так и не был снят.
– Но всё-таки некая основа у вашей задумки есть: это истории о детской вседозволенности, тот же фильм «Один дома» Джона Хьюза. У вас во время работы над картиной возникали какие-то ассоциации?
– Фильм «Один дома» далеко не о вседозволенности, как и «Семейный переполох». Дети очень чуткие, тонко чувствующие создания, и все их поступки, так или иначе, – это выражение переживаний, эмоций, страхов. Пожалуй, каждый режиссёр черпает вдохновение в любимых картинах, в творчестве великих и любимых коллег – осознанно или не осознанно. Конечно, комедия «Один дома», с детства мной любимая и просмотренная множество раз, произвела неизгладимое впечатление, и, посмотрев «Семейный переполох», вы поймете, как это отразилось на моей истории.
– Дети порой неосознанно бросают вызов взрослому миру: в вашем веб-сериале «33 ребёнка» малыши перевоспитывают главную героиню, блогера-childfree, и она становится няней-волонтёром. Вы всегда стремитесь к сюжетам, в которых балом правят дети?
– Хочется нам этого или нет, но дети меняют наш мир, меняют нас, меняют наши судьбы, и обычно это происходит к лучшему. Поэтому не показывать это влияние в сценариях и в фильмах, на мой взгляд, просто невозможно. В картине «Семейный переполох» дети, конечно, тоже влияют на судьбу своих родителей, но не только – они и сами становятся другими. Вначале они избалованы, эгоистичны, но потом осознают свои ошибки и начинают ценить родительскую любовь и заботу, а также друг друга. За те несколько дней, которые длится наша история, жизнь их многому учит. Но это происходит ненавязчиво, с иронией и юмором! Первые показы фильма прошли с успехом – и дети, и взрослые смотрят фильм со смехом, на одном дыхании, и не отрываются от экрана до самого конца.
![]()
– А что было в вашей творческой судьбе до «Семейного переполоха»? Что вы считаете удачей, а что просто экспериментом?
– Каждый проект – это в чём-то удача. Это опыт, возможность для развития, поэтому я по-своему люблю каждую свою картину. К примеру, короткометражные фильмы стали для меня большим творческим исследованием, погружением в профессию. У меня сохранились добрые отношения с телеканалом «Домашний», для которого я снимала сериалы, и два из них повторяются в эфире каждые несколько месяцев – «Одиночества.net» и «Бывшие любимые». Продюсеры телеканала предлагали мне режиссировать новый сериал, но мне сейчас интереснее работать с полными метрами или с сериалами для платформ. Огромный и ценный опыт работы в кино я получила во время создания картины «Нюрнберг», на которой я была персональным ассистентом Николая Лебедева – режиссёра и автора сценария картины. Николай был мастером режиссёрского курса, который я окончила, и очень многое дал нам, студентам, во время учёбы. А на практике, в ходе съёмок «Нюрнберга», я убедилась, что всё рассказанное им на лекциях – чистая правда, и каждый совет действительно работает! Я наблюдала за тем, как он взаимодействует с группой, с актёрами, с оператором, как готовится к съёмкам, и понимала, что хочу работать так же – с уважением, с любовью к своему делу, к команде, к зрителям. Благодаря этому, я смогла справиться с непростым графиком, трюками, множеством трудностей, непредсказуемых ситуаций и провести съёмки своей сложнопостановочной картины «Семейный переполох» успешно.
– Вы хотели бы дорасти до собственного проекта такого уровня, как «Нюрнберг»?
– Да, конечно, и я буду к этому стремиться. Но и в тех картинах, с которыми я работаю сейчас, стараюсь добиваться максимальной точности и максимального качества.
![]()
– Ваши картины удивительно лёгкие и светлые, даже проблемы решаются в них забавно, и хочется перенести эту лёгкость в собственную жизнь. В этом, видимо, и заключается некая управляемость, свойственная кино: ведь известно, что это – самый манипулятивный вид искусства, не так ли?
– Манипулировать эмоциями зрителей я считаю нечестным, и делать этого не собираюсь. Хорошее качественное кино даёт возможность осмыслить какие-то новые ситуации, по-своему откликнуться на то, что происходит на экране. Я просто рассказываю зрителю историю, а как он её воспримет и интерпретирует, зависит только от него. Кстати, зрители порой находят в картинах те смыслы, о которых автор даже не задумывался, когда снимал свой сюжет. Для того и создаётся кино, чтобы погрузиться в другой мир, отвлечься от каких-то проблем, найти важное для себя решение – и испытать эмоции!
– Для важных решений нужно, чтобы история с экрана была близка зрителю, соответствовала реалиям, в которых он живёт. А по тизеру «Семейного переполоха» складывается ощущение истории, которая может произойти где угодно, не только в России. Вы согласны?
– Нет, реалии картины как раз наши – типичная многоэтажка спального района Москвы, в котором живёт обычная, многодетная семья. А таких домов, куда потом попадает Аня с детьми, довольно много возле больших городов, не только вокруг Москвы или Санкт-Петербурга. Но в семейном плане моя история и вправду могла случиться в любой стране мира – хоть и с какими-то нюансами.
– Вы на самом деле можете добавить такие тонкости, потому что много времени провели за границей, жили со своими детьми на Бали, бывали в разных странах. Скажите, о чём на Земле вы можете сказать: «Это – моё»?
– Для меня «моё» – то, где мне хорошо, и то, с кем мне хорошо в данный момент. И так может быть абсолютно в разных местах, без привязки к какой-то стране. Просто я очень люблю путешествовать, открывать для себя новые горизонты. Считаю, что это помогает развиваться и ребёнку, и взрослому человеку. Чем больше люди путешествуют, тем ярче, насыщенней становится их жизнь, а ещё благодаря этому рождаются новые идеи, замыслы, проекты.
– А что вы чувствуете, когда проект завершён? Что даёт вам режиссёрская работа в личностном плане?
– Огромное удовольствие. Мне дорог каждый мой проект, и перемены происходят в связи с каждым из них. Режиссёрская работа полностью соответствует моему характеру: мне всегда хочется чего-то нового, поэтому ценю проектную работу – благодаря ей можно погрузиться в историю, полюбить её, создать и отпустить, как повзрослевшего ребёнка. Мне нравится сам процесс: работа над сценарием, рождение фильма на бумаге, в раскадровках, на читках, нравится взаимодействие с командой на съёмочной площадке и самая моя любимая часть – это монтаж. Я получаю огромное наслаждение от этой работы, а дальше есть ещё замечательный процесс озвучивания и цветокоррекции. Мне интересно абсолютно всё – это мой огонь, мой свет, моя яркая, удивительная жизнь.
– Вы сказали о работе с командой, и мне хочется спросить об актёрах: знаю, что есть те, кого вы очень любите и пишете о них на своих страницах в соцсетях. С кем бы вы хотели работать в каждом проекте?
– Я очень люблю актёров, мне с ними повезло, и я, пожалуй, не назову кого-то, с кем бы мне не хотелось работать дальше. Судьба складывается так, что мы все остаёмся после проекта в прекрасных отношениях, продолжаем дружить, общаться. Они меня часто зовут к себе на спектакли, что мне очень приятно. С радостью прихожу, слежу за их творчеством, а они следят за моим. Я бы их всех охотно снимала, и рада, когда есть возможность это сделать. Например, Владимир Гуськов снялся в главных ролях в сериалах «Бывшие любимые» и «Одиночества.net», а теперь он сыграл одну из главных ролей в картине «Семейный переполох». Когда работаешь с актёром из проекта в проект, то на площадке не нужно лишних слов: мы друг друга понимаем с полувзгляда.
![]()
Когда я пишу сценарии, то представляю актёров – чаще всего тех, с кем уже раньше работала, и пишу роли именно для них. Не всегда получается так, что их удаётся снять в новом проекте. Есть множество нюансов кастинга, есть занятость, есть какие-то ситуации, когда актёры на пробах не совпадают с образом героя, который хотят видеть продюсеры, но в итоге всё складывается так, как должно быть. Например, Полина Айнутдинова снималась у меня в веб-сериале «33 ребёнка» в небольшой роли, только в одной серии, но я запомнила эту потрясающую девочку. И когда писала сценарий фильма «Семейный переполох», я уже, естественно, представляла её в одной из главных ролей и создавала образ под её психофизику, её характер. Я понимала, что с этой огромной, сложной, главной детской ролью справится только она. Мы провели кастинг, попробовали других детей, они были замечательные, но такого профессионализма и такого характера, как у Полины, больше не нашли.
– Не могу не спросить: у вас самой – талантливые и красивые дети, почему вы не снимаете в своём кино кого-нибудь из них?
– Потому что каждый должен заниматься своим делом. Если бы мои сыновья и дочь захотели стать актёрами, прошли обучение и имели опыт работы в кино, я бы их, наверное, снимала – в том случае, если бы они прошли кастинг. Но у каждого из моих ребят свои интересы, и я не стремлюсь создавать из них актёров. Пусть идут своим путём. Я изначально решила, что в нашей семье каждый отвечает за себя. Мы помогаем друг другу, но это именно помощь, а не навязывание каких-то собственных нереализованных мечтаний. В кино кумовство недопустимо. Если твой ребёнок талантлив и подходит на какую-то роль идеально, то с ним можно работать. Но если он не лучший, то придётся идти на компромисс, а я категорически против такого подхода.
![]()
– Вернёмся к взрослым актёрам. Для меня большой неожиданностью было увидеть в роли одного из претендентов на руку и сердце главной героини Вольфганга Черни, который в «Нюрнберге» сыграл безжалостного гитлеровского палача. Как вышло, что вы увидели его в таком добром, светлом образе?
– Вольфганга Черни я запомнила с первого дня знакомства, и он мне очень понравился. В нём есть уникальное сочетание красоты, таланта, замечательных человеческих качеств, мудрости и прекрасной физической формы. Во время работы над «Нюрнбергом» мы подружились, и роль в «Семейном переполохе» я писала специально под него – кто же ещё может сыграть такого идеального принца, мужа и отца? Перед его первым съёмочным днём группа опасалась, что приедет высокомерный, звёздный, пафосный мачо (смеётся). Однако Вольфганг всех обаял с первых минут – он интеллигентный, собранный, обходительный, точный. Настоящий профессионал! Вольфганг показал пример голливудского уровня работы в кино. Я счастлива, что он откликнулся на моё предложение. И такой роли у него в фильмографии действительно нет: в «Семейном переполохе» он предстаёт в совершенно новом амплуа. Но подробности рассказать не могу – вы всё увидите в кино сами.
![]()
– Думаю, Вольфгангу Черни и самому было приятно переключиться с ролей «истинных арийцев» на доброе детское кино. Евгения, а ведь вы вполне могли составить ему компанию в одном из эпизодов – как профессиональная актриса по первому образованию. Не возникало такого соблазна?
– Я давно ушла из актёрской профессии и не хотела бы играть в своих фильмах. Иногда появляюсь только в эпизодах, в качестве камео, как Хичкок, но на монтаже это всё равно вырезаю. Мне нравится место режиссёра. Нравится наблюдать, как мои персонажи оживают благодаря актёрам. Это заводит, вдохновляет и побуждает придумывать новые истории, творить, вдохновлять и вдохновляться, чтобы переживать эти мгновения снова и снова. Так жить и работать гораздо интереснее!
Беседовала Вера Круглова
Фото: Владимир Мышкин
опубликованные в журнале «Новая Литература» июне 2024 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Смотрите информацию Верхний вал в сборе 642 на сайте. |