HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2024 г.

Кинозал «Новой Литературы»

Евгения Юстус: Дети меняют наш мир к лучшему

Обсудить

Интервью

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за июнь 2024:
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2024 года

 

На чтение потребуется 11 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 25.06.2024
Евгения Юстус

 

 

 

20 июня на большой экран вышла комедия «Семейный переполох», созданная режиссёром и сценаристом Евгенией Юстус. Главные герои картины – трое детей-сорванцов, братья и сестра, решивших по-новому устроить судьбу своей мамы-домохозяйки. Для Евгении «Семейный переполох» стал первой полнометражной картиной, а для зрителей – весёлой поучительной историей, от которой невозможно оторваться. О замысле фильма и творческом кредо режиссёра – наш разговор.

 

 

Евгения, замысел фильма «Семейный переполох», как я знаю, созревал пять лет. Насколько это ваша личная история?

 

– Многие думают, что сюжет как-то связан со мной, и в образе главной героини я показала именно себя. Совпадение и вправду есть: у меня трое детей, но на этом моё сходство с Аней (актриса Зоя Бербер) заканчивается. В характере, целях, стремлениях, отношении к жизни ничего общего у нас нет – я никогда не занималась исключительно детьми и всегда стремилась работать, реализовываться. Когда я раздумывала над идеями полнометражной картины, то задалась вопросом: что могло бы произойти, если бы дети захотели найти себе нового отца, а мне – мужа? Нереальная ситуация, но – а вдруг? Не найдя в Интернете информации о фильмах с подобными сюжетами, я решила, что нужно написать сценарий о том, как дети ищут маме пару, устраивают потенциальным отцам кастинг и самые разные испытания. С момента написания первого драфта сценария до выпуска картины в прокат прошло пять лет – и за это время ни один фильм с подобным сюжетом так и не был снят.

 

Но всё-таки некая основа у вашей задумки есть: это истории о детской вседозволенности, тот же фильм «Один дома» Джона Хьюза. У вас во время работы над картиной возникали какие-то ассоциации?

 

– Фильм «Один дома» далеко не о вседозволенности, как и «Семейный переполох». Дети очень чуткие, тонко чувствующие создания, и все их поступки, так или иначе, – это выражение переживаний, эмоций, страхов. Пожалуй, каждый режиссёр черпает вдохновение в любимых картинах, в творчестве великих и любимых коллег – осознанно или не осознанно. Конечно, комедия «Один дома», с детства мной любимая и просмотренная множество раз, произвела неизгладимое впечатление, и, посмотрев «Семейный переполох», вы поймете, как это отразилось на моей истории.

 

– Дети порой неосознанно бросают вызов взрослому миру: в вашем веб-сериале «33 ребёнка» малыши перевоспитывают главную героиню, блогера-childfree, и она становится няней-волонтёром. Вы всегда стремитесь к сюжетам, в которых балом правят дети?

 

– Хочется нам этого или нет, но дети меняют наш мир, меняют нас, меняют наши судьбы, и обычно это происходит к лучшему. Поэтому не показывать это влияние в сценариях и в фильмах, на мой взгляд, просто невозможно. В картине «Семейный переполох» дети, конечно, тоже влияют на судьбу своих родителей, но не только – они и сами становятся другими. Вначале они избалованы, эгоистичны, но потом осознают свои ошибки и начинают ценить родительскую любовь и заботу, а также друг друга. За те несколько дней, которые длится наша история, жизнь их многому учит. Но это происходит ненавязчиво, с иронией и юмором! Первые показы фильма прошли с успехом – и дети, и взрослые смотрят фильм со смехом, на одном дыхании, и не отрываются от экрана до самого конца.

 

Евгения Юстус и актёры фильма «Семейный переполох»
Евгения Юстус и актёры фильма «Семейный переполох»

 

– А что было в вашей творческой судьбе до «Семейного переполоха»? Что вы считаете удачей, а что просто экспериментом?

 

– Каждый проект – это в чём-то удача. Это опыт, возможность для развития, поэтому я по-своему люблю каждую свою картину. К примеру, короткометражные фильмы стали для меня большим творческим исследованием, погружением в профессию. У меня сохранились добрые отношения с телеканалом «Домашний», для которого я снимала сериалы, и два из них повторяются в эфире каждые несколько месяцев – «Одиночества.net» и «Бывшие любимые». Продюсеры телеканала предлагали мне режиссировать новый сериал, но мне сейчас интереснее работать с полными метрами или с сериалами для платформ.

Огромный и ценный опыт работы в кино я получила во время создания картины «Нюрнберг», на которой я была персональным ассистентом Николая Лебедева – режиссёра и автора сценария картины. Николай был мастером режиссёрского курса, который я окончила, и очень многое дал нам, студентам, во время учёбы. А на практике, в ходе съёмок «Нюрнберга», я убедилась, что всё рассказанное им на лекциях – чистая правда, и каждый совет действительно работает! Я наблюдала за тем, как он взаимодействует с группой, с актёрами, с оператором, как готовится к съёмкам, и понимала, что хочу работать так же – с уважением, с любовью к своему делу, к команде, к зрителям.

Благодаря этому, я смогла справиться с непростым графиком, трюками, множеством трудностей, непредсказуемых ситуаций и провести съёмки своей сложнопостановочной картины «Семейный переполох» успешно.

 

– Вы хотели бы дорасти до собственного проекта такого уровня, как «Нюрнберг»?

 

– Да, конечно, и я буду к этому стремиться. Но и в тех картинах, с которыми я работаю сейчас, стараюсь добиваться максимальной точности и максимального качества.

 

Евгения Юстус на съёмках фильма «Семейный переполох»
Евгения Юстус на съёмках фильма «Семейный переполох»

 

– Ваши картины удивительно лёгкие и светлые, даже проблемы решаются в них забавно, и хочется перенести эту лёгкость в собственную жизнь. В этом, видимо, и заключается некая управляемость, свойственная кино: ведь известно, что это – самый манипулятивный вид искусства, не так ли?

 

– Манипулировать эмоциями зрителей я считаю нечестным, и делать этого не собираюсь. Хорошее качественное кино даёт возможность осмыслить какие-то новые ситуации, по-своему откликнуться на то, что происходит на экране. Я просто рассказываю зрителю историю, а как он её воспримет и интерпретирует, зависит только от него. Кстати, зрители порой находят в картинах те смыслы, о которых автор даже не задумывался, когда снимал свой сюжет. Для того и создаётся кино, чтобы погрузиться в другой мир, отвлечься от каких-то проблем, найти важное для себя решение – и испытать эмоции!

 

– Для важных решений нужно, чтобы история с экрана была близка зрителю, соответствовала реалиям, в которых он живёт. А по тизеру «Семейного переполоха» складывается ощущение истории, которая может произойти где угодно, не только в России. Вы согласны?

 

– Нет, реалии картины как раз наши – типичная многоэтажка спального района Москвы, в котором живёт обычная, многодетная семья. А таких домов, куда потом попадает Аня с детьми, довольно много возле больших городов, не только вокруг Москвы или Санкт-Петербурга. Но в семейном плане моя история и вправду могла случиться в любой стране мира – хоть и с какими-то нюансами.

 

– Вы на самом деле можете добавить такие тонкости, потому что много времени провели за границей, жили со своими детьми на Бали, бывали в разных странах. Скажите, о чём на Земле вы можете сказать: «Это – моё»?

 

– Для меня «моё» – то, где мне хорошо, и то, с кем мне хорошо в данный момент. И так может быть абсолютно в разных местах, без привязки к какой-то стране. Просто я очень люблю путешествовать, открывать для себя новые горизонты. Считаю, что это помогает развиваться и ребёнку, и взрослому человеку. Чем больше люди путешествуют, тем ярче, насыщенней становится их жизнь, а ещё благодаря этому рождаются новые идеи, замыслы, проекты.

 

– А что вы чувствуете, когда проект завершён? Что даёт вам режиссёрская работа в личностном плане?

 

– Огромное удовольствие. Мне дорог каждый мой проект, и перемены происходят в связи с каждым из них. Режиссёрская работа полностью соответствует моему характеру: мне всегда хочется чего-то нового, поэтому ценю проектную работу – благодаря ей можно погрузиться в историю, полюбить её, создать и отпустить, как повзрослевшего ребёнка. Мне нравится сам процесс: работа над сценарием, рождение фильма на бумаге, в раскадровках, на читках, нравится взаимодействие с командой на съёмочной площадке и самая моя любимая часть – это монтаж. Я получаю огромное наслаждение от этой работы, а дальше есть ещё замечательный процесс озвучивания и цветокоррекции. Мне интересно абсолютно всё – это мой огонь, мой свет, моя яркая, удивительная жизнь.

 

– Вы сказали о работе с командой, и мне хочется спросить об актёрах: знаю, что есть те, кого вы очень любите и пишете о них на своих страницах в соцсетях. С кем бы вы хотели работать в каждом проекте?

 

– Я очень люблю актёров, мне с ними повезло, и я, пожалуй, не назову кого-то, с кем бы мне не хотелось работать дальше. Судьба складывается так, что мы все остаёмся после проекта в прекрасных отношениях, продолжаем дружить, общаться. Они меня часто зовут к себе на спектакли, что мне очень приятно. С радостью прихожу, слежу за их творчеством, а они следят за моим. Я бы их всех охотно снимала, и рада, когда есть возможность это сделать. Например, Владимир Гуськов снялся в главных ролях в сериалах «Бывшие любимые» и «Одиночества.net», а теперь он сыграл одну из главных ролей в картине «Семейный переполох». Когда работаешь с актёром из проекта в проект, то на площадке не нужно лишних слов: мы друг друга понимаем с полувзгляда.

 

Актёры Владимир Гуськов и Полина Айнутдинова
Актёры Владимир Гуськов и Полина Айнутдинова

 

Когда я пишу сценарии, то представляю актёров – чаще всего тех, с кем уже раньше работала, и пишу роли именно для них. Не всегда получается так, что их удаётся снять в новом проекте. Есть множество нюансов кастинга, есть занятость, есть какие-то ситуации, когда актёры на пробах не совпадают с образом героя, который хотят видеть продюсеры, но в итоге всё складывается так, как должно быть. Например, Полина Айнутдинова снималась у меня в веб-сериале «33 ребёнка» в небольшой роли, только в одной серии, но я запомнила эту потрясающую девочку. И когда писала сценарий фильма «Семейный переполох», я уже, естественно, представляла её в одной из главных ролей и создавала образ под её психофизику, её характер. Я понимала, что с этой огромной, сложной, главной детской ролью справится только она. Мы провели кастинг, попробовали других детей, они были замечательные, но такого профессионализма и такого характера, как у Полины, больше не нашли.

 

– Не могу не спросить: у вас самой – талантливые и красивые дети, почему вы не снимаете в своём кино кого-нибудь из них?

 

– Потому что каждый должен заниматься своим делом. Если бы мои сыновья и дочь захотели стать актёрами, прошли обучение и имели опыт работы в кино, я бы их, наверное, снимала – в том случае, если бы они прошли кастинг. Но у каждого из моих ребят свои интересы, и я не стремлюсь создавать из них актёров. Пусть идут своим путём. Я изначально решила, что в нашей семье каждый отвечает за себя. Мы помогаем друг другу, но это именно помощь, а не навязывание каких-то собственных нереализованных мечтаний. В кино кумовство недопустимо. Если твой ребёнок талантлив и подходит на какую-то роль идеально, то с ним можно работать. Но если он не лучший, то придётся идти на компромисс, а я категорически против такого подхода.

 

Евгения Юстус со своими детьми
Евгения Юстус со своими детьми

 

– Вернёмся к взрослым актёрам. Для меня большой неожиданностью было увидеть в роли одного из претендентов на руку и сердце главной героини Вольфганга Черни, который в «Нюрнберге» сыграл безжалостного гитлеровского палача. Как вышло, что вы увидели его в таком добром, светлом образе?

 

– Вольфганга Черни я запомнила с первого дня знакомства, и он мне очень понравился. В нём есть уникальное сочетание красоты, таланта, замечательных человеческих качеств, мудрости и прекрасной физической формы. Во время работы над «Нюрнбергом» мы подружились, и роль в «Семейном переполохе» я писала специально под него – кто же ещё может сыграть такого идеального принца, мужа и отца? Перед его первым съёмочным днём группа опасалась, что приедет высокомерный, звёздный, пафосный мачо (смеётся). Однако Вольфганг всех обаял с первых минут – он интеллигентный, собранный, обходительный, точный. Настоящий профессионал! Вольфганг показал пример голливудского уровня работы в кино. Я счастлива, что он откликнулся на моё предложение. И такой роли у него в фильмографии действительно нет: в «Семейном переполохе» он предстаёт в совершенно новом амплуа. Но подробности рассказать не могу – вы всё увидите в кино сами.

 

Евгения Юстус и Вольфганг Черни
Евгения Юстус и Вольфганг Черни

 

– Думаю, Вольфгангу Черни и самому было приятно переключиться с ролей «истинных арийцев» на доброе детское кино. Евгения, а ведь вы вполне могли составить ему компанию в одном из эпизодов – как профессиональная актриса по первому образованию. Не возникало такого соблазна?

 

– Я давно ушла из актёрской профессии и не хотела бы играть в своих фильмах. Иногда появляюсь только в эпизодах, в качестве камео, как Хичкок, но на монтаже это всё равно вырезаю. Мне нравится место режиссёра. Нравится наблюдать, как мои персонажи оживают благодаря актёрам. Это заводит, вдохновляет и побуждает придумывать новые истории, творить, вдохновлять и вдохновляться, чтобы переживать эти мгновения снова и снова. Так жить и работать гораздо интереснее!

 

 

Беседовала Вера Круглова

 

Фото: Владимир Мышкин

 

 

 

Конец

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» июне 2024 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2024 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
186 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.06 на 12.07.2024, 14:07 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

17.06.2024
Главное – замечательно в целом то, что Вы делаете. Это для очень многих людей – большая отдушина. И Ваш демократизм в плане работы с авторами – это очень важно.
Виталий Гавриков (@prof_garikov), автор блога о современной литературе «Профессор скажет»

10.06.2024
Знакома с «Новой Литературой» больше десяти лет. Уверена, это лучшая площадка для авторов, лучшее издательство в России. Что касается и корректуры, и редактуры, всегда грамотно, выверенно, иногда наотмашь, но всегда честно.
Ольга Майорова

08.06.2024
Мне понравился выпуск. Отметил для себя рассказ Виктора Парнева «Корабль храбрецов».
Особенно понравилась повесть «Узники надежды», там отличный взгляд на проблемы.
Евгений Клейменов



Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Смотрите информацию Верхний вал в сборе 642 на сайте.
Поддержите «Новую Литературу»!