Григорий Климешов
СтатьяОпубликовано редактором: , 1.09.2008
В начале 90-х, когда сотовыми телефонами пользовалось ещё мало людей, даже эти немногие считали невыносимой поездку в поезде, я посвятил этой теме одно эссе, полное раздражения. Я говорил, что мобильник нужно было бы разрешить только врачам-трансплантологам, слесарям-водопроводчикам (в обоих случаях люди, чей труд социально полезен, должны быть везде и всегда доступны) и неверным супругам. Что касается всего остального, когда, например, никогда не сидящие на месте люди кричали в поезде или в аэропорту по поводу металлопроката и банковских ссуд, это говорило больше о социальной отсталости: у настоящих сильных мира сего вместо сотовых телефонов по 20 секретарш, фильтрующих корреспонденцию, а мобильник нужен промежуточному персоналу, который должен в любую минуту связываться с управляющим директором или маленькому дельцу, которого банк должен предупредить об угрозе закрытия счёта. С тех пор дважды изменилась ситуация для неверных супругов: на первом этапе им нужно было Но можно ли ещё обходиться без мобильника? Раз уж «жить-ради-мобильника» означает полную сопричастность с настоящим и непреодолимое желание общаться, что лишает нас возможности хоть немного побыть наедине с собой, у кого в сердце есть собственная свобода (внутренняя и внешняя), тот может использовать очень много услуг данного аппарата, кроме телефонной связи. В крайнем случае можно включать его только чтобы вызвать такси или сообщить домой, что поезд опаздывает на 3 часа, но не для того, чтобы звонили вам (пусть он будет отключён). Когда кто-нибудь принимается ругать меня за эту привычку, я привожу печальный пример: когда умер мой отец, более 40 лет назад (и следовательно задолго до появления сотовых телефонов), я был в отъезде и узнал об этом только спустя много времени. Ну, хорошо, это потерянное время ничего не изменило. И ничего бы не изменилось, даже если я узнал бы об этом через 10 минут. Это означает, что мгновенное сообщение по мобильнику имеет мало общего с великими темами жизни и смерти, не нужно исследователям Аристотеля и тем, кто неистово спорит о существовании Бога. Значит, мобильник не вызывает интереса у философа (если только не для того, чтобы носить в кармане библиографию из 3 тысяч заголовков)? Наоборот. Есть такие технологические инновации, изменившие жизнь человека до такой степени, что стали предметом философских споров – и хватит думать об изобретении письменности (от Платона до Дерриды) или механических станков (Маркс). Любопытно, но что-то мало философии было по поводу других технологических изобретений, которые кажутся нам такими важными, например, автомобиль или аэроплан (даже если и размышляли об изменении представления о скорости). Но автомобилем и самолётом (если только мы не таксисты, водители грузовиков или пилоты) мы пользуемся только, когда нужно, а письмо и механические устройства большей части повседневной деятельности радикально изменили каждое мгновенье нашей жизни. Философии мобильника посвящена книга Маурицио Феррариса (издательства Бомпиани). Она выйдет в свет в начале сентября, а настоящее эссе будет опубликовано неделей раньше. Я против (как и сам автор) отзывов, сделанных заранее: читатель заинтересуется книгой, будет спрашивать её в книжном магазине, услышит, что её ещё нет, обвинит книготорговцев в профессиональной непригодности, в последующие дни прочитает отзывы о других книгах и заинтересуется совершенно другими вещами. Поэтому пока я заканчиваю читать гранки этой книги, оставляю за собой право вернуться к этой теме в одном из последующих эссе. Ещё и потому, что если заголовок («Ты где? Онтология сотового телефона») даёт повод для подозрения какого-нибудь легкомысленного развлечения, Феррарис извлекает из этого предмета целую серию очень серьёзных размышлений и вовлекает нас в интригующую философскую игру.
Журнал "Эспрессо"
перевод с итальянского Григория Климешова
____________________________________
Дополнительная информация.
Купить книгу Маурицио Феррариса «Ты где? Онтология мобильного телефона» вы можете в интернет-магазине «ozon.ru», нажав на изображение обложки:
![]()
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Возведение заборов из профтрубы и профнастила |