HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 г.

Григорий Климешов

Умберто Эко. Новый взгляд на мобильник (перевод с итальянского)

Обсудить

Статья

Опубликовано редактором: , 1.09.2008

 

 

 

Умберто ЭкоКто внутренне свободен, может пользоваться тысячью функций аппарата, но только не телефонной связью.

 

 

В начале 90-х, когда сотовыми телефонами пользовалось ещё мало людей, даже эти немногие считали невыносимой поездку в поезде, я посвятил этой теме одно эссе, полное раздражения. Я говорил, что мобильник нужно было бы разрешить только врачам-трансплантологам, слесарям-водопроводчикам (в обоих случаях люди, чей труд социально полезен, должны быть везде и всегда доступны) и неверным супругам. Что касается всего остального, когда, например, никогда не сидящие на месте люди кричали в поезде или в аэропорту по поводу металлопроката и банковских ссуд, это говорило больше о социальной отсталости: у настоящих сильных мира сего вместо сотовых телефонов по 20 секретарш, фильтрующих корреспонденцию, а мобильник нужен промежуточному персоналу, который должен в любую минуту связываться с управляющим директором или маленькому дельцу, которого банк должен предупредить об угрозе закрытия счёта.

С тех пор дважды изменилась ситуация для неверных супругов: на первом этапе им нужно былоНовый взгляд на мобильник отказаться от этого инструмента конфиденциальности, потому что как только они им обзаводились, у второй половины появлялись законные основания для подозрения; на втором этапе ситуация изменилась в обратную сторону, так как, учитывая, что мобильник есть уже у всех, измену доказать стало сложнее. Сейчас любовники могут им пользоваться, но при условии, что у них не будет отношений с людьми в той или иной степени известными, потому что в этом случае разговор будет непременно перехвачен. Ничего не изменилось для социальной отсталости (ничего не дали фотографии Буша с мобильником возле уха), но надо признать, что мобильник стал средством общения (порой даже чрезмерного) для мам и детей, для обмана на экзамене на аттестат зрелости, средством импульсивной фотомании; молодёжь перестаёт носить наручные часы, так как время можно посмотреть на мобильнике, всё чаще и чаще отправляют sms, могут узнавать новости каждую минуту, при помощи мобильника можно подключиться к Интернету и безо всяких проводов получать электронную почту. В своих всё более совершенных формах мобильник служит не только записной книжкой, но и карманным компьютером, и вот перед нами главный социальный и технический феномен.

Но можно ли ещё обходиться без мобильника? Раз уж «жить-ради-мобильника» означает полную сопричастность с настоящим и непреодолимое желание общаться, что лишает нас возможности хоть немного побыть наедине с собой, у кого в сердце есть собственная свобода (внутренняя и внешняя), тот может использовать очень много услуг данного аппарата, кроме телефонной связи. В крайнем случае можно включать его только чтобы вызвать такси или сообщить домой, что поезд опаздывает на 3 часа, но не для того, чтобы звонили вам (пусть он будет отключён). Когда кто-нибудь принимается ругать меня за эту привычку, я привожу печальный пример: когда умер мой отец, более 40 лет назад (и следовательно задолго до появления сотовых телефонов), я был в отъезде и узнал об этом только спустя много времени. Ну, хорошо, это потерянное время ничего не изменило. И ничего бы не изменилось, даже если я узнал бы об этом через 10 минут. Это означает, что мгновенное сообщение по мобильнику имеет мало общего с великими темами жизни и смерти, не нужно исследователям Аристотеля и тем, кто неистово спорит о существовании Бога.

Значит, мобильник не вызывает интереса у философа (если только не для того, чтобы носить в кармане библиографию из 3 тысяч заголовков)? Наоборот. Есть такие технологические инновации, изменившие жизнь человека до такой степени, что стали предметом философских споров – и хватит думать об изобретении письменности (от Платона до Дерриды) или механических станков (Маркс). Любопытно, но что-то мало философии было по поводу других технологических изобретений, которые кажутся нам такими важными, например, автомобиль или аэроплан (даже если и размышляли об изменении представления о скорости). Но автомобилем и самолётом (если только мы не таксисты, водители грузовиков или пилоты) мы пользуемся только, когда нужно, а письмо и механические устройства большей части повседневной деятельности радикально изменили каждое мгновенье нашей жизни.

Философии мобильника посвящена книга Маурицио Феррариса (издательства Бомпиани). Она выйдет в свет в начале сентября, а настоящее эссе будет опубликовано неделей раньше. Я против (как и сам автор) отзывов, сделанных заранее: читатель заинтересуется книгой, будет спрашивать её в книжном магазине, услышит, что её ещё нет, обвинит книготорговцев в профессиональной непригодности, в последующие дни прочитает отзывы о других книгах и заинтересуется совершенно другими вещами. Поэтому пока я заканчиваю читать гранки этой книги, оставляю за собой право вернуться к этой теме в одном из последующих эссе. Ещё и потому, что если заголовок («Ты где? Онтология сотового телефона») даёт повод для подозрения какого-нибудь легкомысленного развлечения, Феррарис извлекает из этого предмета целую серию очень серьёзных размышлений и вовлекает нас в интригующую философскую игру.

 

 

 

        Журнал "Эспрессо"

 

 

        перевод с итальянского Григория Климешова

 

 

____________________________________

 

Дополнительная информация.

 

Купить книгу Маурицио Феррариса «Ты где? Онтология мобильного телефона»

вы можете в интернет-магазине «ozon.ru», нажав на изображение обложки:

 

 

 

 

453 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.03 на 22.04.2025, 13:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Возведение заборов из профтрубы и профнастила
Поддержите «Новую Литературу»!