HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Григорий Климешов

Умберто Эко. Новый взгляд на мобильник (перевод с итальянского)

Обсудить

Статья

Опубликовано редактором: , 1.09.2008

 

 

 

Умберто ЭкоКто внутренне свободен, может пользоваться тысячью функций аппарата, но только не телефонной связью.

 

 

В начале 90-х, когда сотовыми телефонами пользовалось ещё мало людей, даже эти немногие считали невыносимой поездку в поезде, я посвятил этой теме одно эссе, полное раздражения. Я говорил, что мобильник нужно было бы разрешить только врачам-трансплантологам, слесарям-водопроводчикам (в обоих случаях люди, чей труд социально полезен, должны быть везде и всегда доступны) и неверным супругам. Что касается всего остального, когда, например, никогда не сидящие на месте люди кричали в поезде или в аэропорту по поводу металлопроката и банковских ссуд, это говорило больше о социальной отсталости: у настоящих сильных мира сего вместо сотовых телефонов по 20 секретарш, фильтрующих корреспонденцию, а мобильник нужен промежуточному персоналу, который должен в любую минуту связываться с управляющим директором или маленькому дельцу, которого банк должен предупредить об угрозе закрытия счёта.

С тех пор дважды изменилась ситуация для неверных супругов: на первом этапе им нужно былоНовый взгляд на мобильник отказаться от этого инструмента конфиденциальности, потому что как только они им обзаводились, у второй половины появлялись законные основания для подозрения; на втором этапе ситуация изменилась в обратную сторону, так как, учитывая, что мобильник есть уже у всех, измену доказать стало сложнее. Сейчас любовники могут им пользоваться, но при условии, что у них не будет отношений с людьми в той или иной степени известными, потому что в этом случае разговор будет непременно перехвачен. Ничего не изменилось для социальной отсталости (ничего не дали фотографии Буша с мобильником возле уха), но надо признать, что мобильник стал средством общения (порой даже чрезмерного) для мам и детей, для обмана на экзамене на аттестат зрелости, средством импульсивной фотомании; молодёжь перестаёт носить наручные часы, так как время можно посмотреть на мобильнике, всё чаще и чаще отправляют sms, могут узнавать новости каждую минуту, при помощи мобильника можно подключиться к Интернету и безо всяких проводов получать электронную почту. В своих всё более совершенных формах мобильник служит не только записной книжкой, но и карманным компьютером, и вот перед нами главный социальный и технический феномен.

Но можно ли ещё обходиться без мобильника? Раз уж «жить-ради-мобильника» означает полную сопричастность с настоящим и непреодолимое желание общаться, что лишает нас возможности хоть немного побыть наедине с собой, у кого в сердце есть собственная свобода (внутренняя и внешняя), тот может использовать очень много услуг данного аппарата, кроме телефонной связи. В крайнем случае можно включать его только чтобы вызвать такси или сообщить домой, что поезд опаздывает на 3 часа, но не для того, чтобы звонили вам (пусть он будет отключён). Когда кто-нибудь принимается ругать меня за эту привычку, я привожу печальный пример: когда умер мой отец, более 40 лет назад (и следовательно задолго до появления сотовых телефонов), я был в отъезде и узнал об этом только спустя много времени. Ну, хорошо, это потерянное время ничего не изменило. И ничего бы не изменилось, даже если я узнал бы об этом через 10 минут. Это означает, что мгновенное сообщение по мобильнику имеет мало общего с великими темами жизни и смерти, не нужно исследователям Аристотеля и тем, кто неистово спорит о существовании Бога.

Значит, мобильник не вызывает интереса у философа (если только не для того, чтобы носить в кармане библиографию из 3 тысяч заголовков)? Наоборот. Есть такие технологические инновации, изменившие жизнь человека до такой степени, что стали предметом философских споров – и хватит думать об изобретении письменности (от Платона до Дерриды) или механических станков (Маркс). Любопытно, но что-то мало философии было по поводу других технологических изобретений, которые кажутся нам такими важными, например, автомобиль или аэроплан (даже если и размышляли об изменении представления о скорости). Но автомобилем и самолётом (если только мы не таксисты, водители грузовиков или пилоты) мы пользуемся только, когда нужно, а письмо и механические устройства большей части повседневной деятельности радикально изменили каждое мгновенье нашей жизни.

Философии мобильника посвящена книга Маурицио Феррариса (издательства Бомпиани). Она выйдет в свет в начале сентября, а настоящее эссе будет опубликовано неделей раньше. Я против (как и сам автор) отзывов, сделанных заранее: читатель заинтересуется книгой, будет спрашивать её в книжном магазине, услышит, что её ещё нет, обвинит книготорговцев в профессиональной непригодности, в последующие дни прочитает отзывы о других книгах и заинтересуется совершенно другими вещами. Поэтому пока я заканчиваю читать гранки этой книги, оставляю за собой право вернуться к этой теме в одном из последующих эссе. Ещё и потому, что если заголовок («Ты где? Онтология сотового телефона») даёт повод для подозрения какого-нибудь легкомысленного развлечения, Феррарис извлекает из этого предмета целую серию очень серьёзных размышлений и вовлекает нас в интригующую философскую игру.

 

 

 

        Журнал "Эспрессо"

 

 

        перевод с итальянского Григория Климешова

 

 

____________________________________

 

Дополнительная информация.

 

Купить книгу Маурицио Феррариса «Ты где? Онтология мобильного телефона»

вы можете в интернет-магазине «ozon.ru», нажав на изображение обложки:

 

 

 

 

279 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 16.04.2024, 22:04 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Возведение заборов из профтрубы и профнастила . Вскрытие двереи в москве - мастер по вскрытию дверных замков москва.
Поддержите «Новую Литературу»!