Колонка редактора
Рецензия
На роман «Компилятор»
На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Представьте себе. Одним прекрасным утром вы просыпаетесь не в том мире, в котором заснули вчера. Но замечаете это не сразу. На первый взгляд, всё вокруг точно такое же, каким было всегда. И хотя на самом деле оно другое, но нормальному человеку никогда не придёт в голову сравнивать реальности, поэтому видимые различия проступают не сразу. Знаете, это как у южноамериканских индейцев, которые в упор не замечали кораблей испанских конкистадоров у себя перед носом – просто потому, что в системе их представлений о мире не было образа морского парусника. Они знали, что этого не бывает, поэтому его как бы и не было. И дело тут не в том, что у индейцев какие-то особенные мозги, вовсе нет: мы с вами тоже скорее всего пройдём мимо того, чего абсолютно не может быть… где? У нас в голове. …И вот после привычных утренних ритуалов с кофейником и зубной щёткой вы спешите туда, куда устремляетесь ежедневно: в круговорот житейских событий. Например, на работу. Всё как обычно, но на заднем плане сознания вдруг отпечатывается кое-что такое, что, выходя из дома, вы заметили краем глаза, но осознали уже потом, оставив свой двор далеко позади. Что за ерунда? Куст сирени, который каждое утро чиркает своими ветками по вашей макушке, растёт не слева, как должно, а справа от выхода из дома! Тётя Клава выгуливала не шпица, а кота на поводке. И вообще, почему ваши тапочки, в которые вы нырнули прямо из-под одеяла, были зелёными, а не сиреневыми? Глюк какой-то, решаете вы и в состоянии лёгкой тревоги переступаете порог работы. А там – сюрприз. Коллеги говорят вам странные вещи, смысла которых вы не понимаете. Судя по их словам, вчера вы здорово начудили, но при этом ни черта не помните, как именно. Дальше – больше. Приятель на вас смотрит косо и бубнит невнятное в ответ на ваше приветствие. Человек же, откровенно вам враждебный, тепло протягивает руку, словно по выходным вы паритесь с ним в бане. Ощущение ирреальности медленно нарастает, и под спудом множащихся свидетельств того, что вы оказались не в своём мире, начинает давить и выбивает почву из-под ног. В отчаянии вы обращаетесь за помощью к старому другу, который, выслушав вас, вдруг спрашивает: так ты переключенец? – Э-э-э… Что? – Да нет, ничего… Кстати, вы знаете, что среди нас довольно много переключенцев, которые регулярно волей или неволей пробуждаются в новом для себя мире и стараются незаметно выведать у окружающих, не договаривались ли они о чём-нибудь с ними вчера. Нет? Ничего страшного, сейчас объясню, это просто. Вы что, физику в школе не учили? Вам же открытым текстом сказали, что действительность – это реальность, данная нам в ощущениях. Ощущения, они, конечно, объективны, да только распознать мы можем их только благодаря мозгу. Который… Вспомните про индейцев… Вот именно. Который и конструирует из них то, к чему приспособлен. Или вот другой пример, из биологии: изображение из глаз поступает в наш мозг перевёрнутым. А он переворачивает его «на место». Вот и получается, что реальность создаётся вашим мозгом. Как? Да как в компиляторе. Компилятор – это такая программа, которая собирает основной исполнительный код для системного компьютера из разных программ, написанных разными программистами на разных языках программирования. Если происходит сбой компилятора, либо программист что-то путает в исходном высокоуровневом коде, то в исполнении начинают пропадать и появляться новые элементы, зачастую абсолютно неожиданные. Например, вместо печати документа система может перезагружаться. Так и ваша реальность: когда вы получаете сильную эмоциональную встряску, ваш мозг, грубо говоря, сбоит, и реальность пересобирается… В 2020 году писатель Дмитрий Кулиш опубликовал в издательстве «Планж» роман «Компилятор». Эмоциональной встряской, точкой пересборки для двух его героев стало занятие сексом под телепередачу со странным названием «Десять тысяч дырок». Но осознать, что с ними происходит, им удалось не сразу. А поверить в то, что такое возможно на самом деле, было ещё сложнее. Но когда удалось и это, они оказались перед ещё более сложной проблемой: если я, оставаясь прежним, обнаруживаю себя в иной реальности, в которой я-из-новой-реальности успел наворотить дел, то какова моя мера ответственности за то, что я сделал, если это был как бы не совсем я, но пожинаю плоды сделанного именно я? Судорожно пытаясь разобраться в этом вопросе, герои осознают, что в «Дне сурка» временной виток начинается в точке, которую все воспринимают как точку, сохранённую в предыдущей игре. А это вовсе не сохранение из предыдущего уровня, а твоё глубинное свойство, которое ох как сложно сдвинуть. Самое лучшее её название – «Точка сборки». Мозг пересобирает реальность вокруг этой точки и накручивает твои мечты. Поэтому так полезно мечтать. Чем больше ты намечтаешь, тем больше разнообразия и сюрпризов получишь в своей новой сборке. Но надо помнить, что Вселенная даёт не то, что вам хочется, а то, что вам нужно, поэтому зачастую мечтай, не мечтай, попадаешь в одну и ту же точку, прорваться через которую можно только работой, а не иллюзиями. При этом нужно помнить, что безвыходных ситуаций не бывает. Люди называют безвыходными те ситуации, выход из которых им не нравится. И наши герои пускаются в трудное и опасное путешествие в поисках счастья. Ведь они точно знают только одно: счастье человека возможно, только когда люди вокруг него счастливы…
P.S.: «Есть, кстати, альтернативное объяснение существования переключенцев, которое даже традиция не отрицает. Вполне возможно, что реальность каждое утро пересобирается у каждого человека, но только отдельные мутанты это осознают и помнят предыдущую реальность. Если так, то переключение оказывается заболеванием и проклятием. А здоровые люди ничего такого никогда не узнают». Дмитрий Кулиш. «Компилятор».
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2021 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
|||||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалка плечики с прищепками magazin-veshalok.ru/catalog/s-prishchepkami. |