Колонка редактора
ФоторепортажИгорь Якушко
![]() На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал
![]()
Наши предки за последние триста лет построили могучую страну. Построили тяжёлым трудом, вдохновляемые мечтой о лучшей жизни для своих потомков – для нас. Лучшая жизнь настала: наш сегодняшний комфорт даже не снился ни одному из предыдущих поколений. Но он нас расслабил и теперь может погубить. Потому что мы позволили себе забыть, что почти каждый из пращуров наших прожил такую тяжёлую трудовую жизнь, испытал столько лишений и бед, которые нам сегодняшним и представить себе невозможно. Мы забыли, что всё, что у нас есть, всё, что мы видим, чем пользуемся, чем балуем себя, создано из ничего – натруженными рабочими руками. И от этой забывчивости нам как-то неловко даже представить себе, что тружеников вообще-то есть за что благодарить, есть за что поклониться им чем можем: памятью, вниманием, общественным почётом, художественным творчеством. Да-да, культурой нашей – им, быть может, не искушённым тонким вкусом и особым культурным опытом, но достойным того, чтобы произведения культуры посвящались им. В высшей степени достойным. Одной из тяжелейших утрат, постигших нас с отменой СССР, стала потеря уважения к труду. Это ведь была основа советского строя, и потому, чтобы сокрушить Союз, разрушили и её. Сегодня, если напомнить кому-то о том, что в художественной литературе, в театре, в кино (причём и в западных тоже), были такие жанры, как производственный роман, производственная драма, на тебя посмотрят косо. Мол, говорить об этом всерьёз уже не принято. И вот теперь мы пожинаем горькие плоды этого недальновидного шага – в виде кадрового голода на производстве, который нечем, точнее, некем восполнить, потому что утрачена культура труда. Рабочий человек – это не почётно, не круто. Государственные награды за трудовые достижения – а что, есть и такие? Работаешь на станке, за рулём комбайна, на буровой, сам из рабочей династии – ну ты, брат, не расстраивайся, это же не приговор. Печальная ситуация. Хорошо, однако, что есть среди нас талантливые, пробивные творческие люди, которые осознали эту проблему и предприняли решительные действия, чтобы поспособствовать восстановлению в обществе уважительного, если не почётного, отношения к труду. И первый шаг у них, похоже, получился. Стоит рассказать об этом подробнее.
![]()
25 августа в Татарстане, в Музее нефти, занимающем просторную и живописную природную территорию дореволюционного битумного завода в селе Шугурово, состоялась премьера спектакля «Кара алтын» («Чёрное золото» в переводе с татарского). Этот документальный мюзикл современными художественными средствами представляет историю становления нефтяной отрасли Татарстана через реальные рассказы людей, связанных с ней. Спектакль «Кара алтын» стал заключительной частью нефтяной трилогии в репертуаре Театра Труда, сосредоточенного на развитии и продвижении необычного для современного зрителя жанра – производственной драмы. Его первой постановкой в этом жанре стала пьеса «Нефтяной бум улыбается всем» про Баку начала XX века. Второй – «The Oil» британского драматурга Эллы Хиксон. Россия входит в тройку лидеров по добыче и экспорту «чёрного золота». При этом отечественные театры по описанным выше причинам избегают нефтяной тематики. «Собственно, и сам жанр производственной драмы у многих ассоциируется с госзаказом советского прошлого. Хотя в современных реалиях это совсем не так. Ведь именно работа составляет основную часть нашей жизни, и драмы здесь случаются похлеще, чем за стенами домов и квартир», – отмечает режиссёр спектакля Алёна Лазько.
![]()
«Кара алтын» – это документальный мюзикл по личным историям людей, живущих в Альметьевске, Лениногорске, Бавлы, Шугурово, которых собрал под своё крыло Театр горожан Аулак.
![]()
![]()
![]()
Сильнейший эмоциональный накал передают сами артисты – жители этих мест. Герои спектакля с неподдельной дрожью в голосе рассказывают личные, семейные, военные истории своих родственников, чья жизнь напрямую связана с этими местами. Живой, колоритный, местный говор придаёт постановке особую теплоту и очарование.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
В спектакле много музыки – татарского фольклора и произведений, специально написанных для спектакля. А само действие разворачивается на всей территории Музея нефти. Помимо музейных залов, здесь находятся парк ретротехнологий, экспозиции советской эпохи, воссозданные буровая установка Ласло Шандора, станки-качалки, землянка нефтяников-первопроходцев…
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Спектакль Театра Труда и Театра горожан Аулак «Кара алтын» («Чёрное золото») был тепло встречен зрителями – и местными жителями, и гостями нефтяного края. Свидетельствую своё личное наблюдение: в момент эмоциональных сцен я видел в их глазах слёзы сопереживания.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Теперь я не могу представить себе лучшего применения творческой энергии художественных талантов, силы воли организаторов и финансового участия «Татнефти», отметившей таким благородным способом своё 75-летие. В этом событии явственно ощущается соль жизни многих и многих судеб, объединённых созидательным трудом. Друзья, вы делаете большое дело. Хочется пожелать вам, чтобы оно вдохновило другие творческие коллективы и расширялось.
![]() ![]() ![]() ![]()
опубликованные в журнале «Новая Литература» в августе 2025 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|