Корзинка с картинками
Иллюстрированный монолог
На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Здравствуйте, дорогие друзья! С вами Глафира Карркодилова.
«Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать»
Многие с детских лет помнят эти строки Сергея Михалкова и, наверно, решили, что сейчас я поведу речь о котятах. Признаюсь, что действительно питаю слабость к кошкам, поэтому непременно когда-нибудь посвящу им беседу. Но сегодня хочу поговорить о тех, кто умеет летать. О своих родственниках – воронах. Думаю, тот факт, что тема ворон для меня интересна и актуальна, не требует пояснений и обоснований. Поскольку мы с вами, дорогие читатели, встретились на страницах литературно-художественного журнала, разговор о воронах пойдёт в контексте литературы и искусства. Но надеюсь, что любителям считать ворон тоже будет интересно. В общем, приглашаю всех желающих словами из упомянутого стихотворения бывшего председателя Союза писателей РСФСР: «Заходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать!» Какие произведения, связанные с воронами, вы помните? Я навскидку вспомнила лишь два: басню Крылова «Ворона и лисица» и картину Ван Гога «Пшеничное поле с воронами». Замечательные произведения, но если рассматривать их с точки зрения раскрытия темы ворон, то они мне не очень нравятся. Иван Андреевич использовал сюжет, известный с древности, который появлялся ещё у Эзопа, и показал ворону глупой, падкой на лесть. Ворону в басне обманула лисица, и очень мне обидно такое читать. Ведь сейчас научно доказано, что вороны – очень умные птицы и по интеллекту близки к дельфинам и приматам. Мы, вороны, умеем логически мыслить, способны к сложному обучению, хорошо запоминаем информацию, можем планировать действия и даже создавать орудия труда. Нет, Крылов явно недооценил ворон и переоценил лисиц. А в картине Ван Гога вороны изображены очень уж схематично. Конечно, детальной проработки здесь и не требовалось, стая, изображённая условными «галочками», усиливает тревогу и напряжение, которые хотел передать художник, но непосредственно о воронах из картины зритель узнает не очень много. Лишь то, что они летают стаями над полями. Кстати, любители считать ворон могут попробовать определить, сколько птиц изобразил Винсент. Это не очень лёгкая задача, ибо «галочки» сливаются с тёмными тучами. Я сбиваюсь со счёта.
А сейчас посмотрите, как изобразил ворону Виктор Бритвин.
Изображение тоже условно, но мне оно очень нравится. Художник показал, что вороны – птицы любопытные и неравнодушные ко всему яркому, красивому и интересному. Виктор Бритвин – замечательный мастер, заслуженный художник РФ, создал множество прекрасных картин, проиллюстрировал многие произведения русской и мировой литературы, оформил более 180 книг. К сожалению, 23 июля 2023 года Виктор Глебович скоропостижно скончался. Очень рекомендую всем познакомиться с его творчеством. При наличии Интернета сделать это несложно. А сейчас давайте посчитаем. Сколько ворон вы видите на акварельном рисунке Елены Дмитриевны Поленовой, младшей сестры знаменитого живописца Василия Поленова?
Сосчитать ворон здесь несложно – их дюжина. А сколько всего ворон сейчас живёт в мире? Признаюсь, что я ответа на этот вопрос не знаю, не смогла найти конкретных данных о популяции ворон. Подозреваю, что и учёные не располагают точными сведениями. Слишком много разных видов ворон существует. Встретилась лишь следующая информация. По оценкам Birdlife International, численность американской вороны (Corvus brachyrhynchos) составляет примерно 31 миллион. А в Санкт-Петербурге насчитывается 300 тысяч ворон. Сопоставив эти числа с населением мира (8 миллиардов человек) и города Санкт-Петербурга (5 миллионов 600 тысяч человек), можно уверенно сказать, что ворон в мире намного меньше, чем людей. Радует, что тема ворон регулярно находит отражение в литературе и искусстве. Не является исключением и журнал «Новая Литература». На главной странице сайта https://newlit.ru/ есть окно поиска. По запросу «ворона» Яндекс нашёл 77 ответов – упоминаний этого слова на страницах сайта. Правда, не все упоминания относятся к моим родственницам. Часть касается воронов, это другие птицы. Несколько упоминаний посвящены произведениям автора по имени Сергей Ворона. Но довольно значительная часть из 77 ответов – по существу. Например, в сборнике стихотворений «Квадраты» Валерия Казакова есть такие строки
Ворона на сосне как контрабас солирует, черна и одинока, провозглашая полуночный час, который приближается с востока.
А рассказ Алексея Колесникова «Длинная жизнь» начинается со следующего описания:
«Вороны громко орали свои песни сидя на ветке. Вся их поза и выражение их морд были такими, будто они недовольны тем, что под их домами на ветках раскинулся большой и шумный город. Они нервно переговаривались и закатывали глаза, вороны будто хотели сказать: «всё бессмысленно и ничего вас не спасёт: ни этот рекламный щит, не весёлый женский голос из радио, ни брошенный мимо урны окурок, ни автодорожный инспектор, который приехал на место аварии». Хорошо, что мы не понимаем вороньего говора, иначе была бы опасность услышать правду, ведь, вероятно, они намного старше нас. Ещё немного две вороны посидели на ветке, посудачили о чём-то своём, а потом вспорхнули и разлетелись в разные стороны. Ветка качнулась, сбросила с себя чешую замёрзшего снега и замерла. Дерево, на котором сидели вороны, было целым вороньим общежитием, и каждую весну эти угрюмые птицы вили на нём гнезда».
Рассказ проиллюстрирован фотографией Ларисы Уткиной «Гнёзда».
Фотография замечательная, но хочется добавить ещё несколько репродукций живописных изображений. Вороны из разных времён, стран, городов и сёл.
И ещё одна репродукция для любителей считать ворон. А также для тех, кто ценит хорошую живопись. Живописец-пейзажист Александр Иннокентьевич Чирков (1865–1913), к сожалению, сейчас неизвестен широкой публике. А в конце XIX и в начале XX веков он был членом и экспонентом Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников, участвовал в выставках передвижников и выставках художников Общества имени А. И. Куинджи, провёл несколько персональных выставок в Москве. Картина «Мокрые вороны», написанная с большой степенью реалистичности и достоверности, свидетельствует о высоком мастерстве художника. Нахохлившиеся мокрые вороны сидят под дождём на ограде деревенского поля и терпеливо пережидают плохую погоду. Картина была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым с 14-ой выставки Московского общества любителей художеств.
Вороны на этой картине усиливают настроение тоски и грусти, возникающее от довольно унылого пейзажа и дождливой погоды. Аналогичную роль передачи настроения играет ворона и на картине современного художника Сергея Шендеровского.
В этой картине чувствуется не только грусть, но и надежда. Ворона здесь не обречённо сидит, а с любопытством присматривается к происходящему в окружающем пространстве. Дождь закончится, и она улетит. Картина созвучна стихотворению Лии Ураловой, размещённой на форуме журнала
Ворона распушила перья И виртуозно в поворот Вошла над занесённой крышей, И полетела выше, выше… Так взмыла вверх твоя душа, Ещё не зная, что вернётся. И это пасмурное солнце Зайдёт за тучи не спеша. Как ты решился на побег, Всласть не испив свои желанья, Не взвесив тяжесть наказанья За свой неискупимый грех?
Любовь? Как выпавший гранат Из потемневшего браслета, Закатится куда-то в лета Под грусть Бетховенских сонат.
Поэтесса сравнивает полёт вороны с полётом души и не раздражается карканьем, а вспоминает сонаты Бетховена. Так в отношении к окружающему, в оценке происходящего проявляются красота и богатство внутреннего мира человека. А вороний грай – не только громкий и беспорядочный крик, но и способ коммуникации птиц между собой и с миром, а также своеобразная музыка природы.
И посмотрите, как реалистично выглядит пара ворон на картине Бруно Лильефорса (1860–1939). Этот живописец, график, скульптор является одним из создателей национального шведского искусства, ярчайшим представителем романтического направления, выдающимся анималистом. Бруно Андреас Лильефорс изображал окружающий мир достоверно, без ненужного пафоса и всегда стремился включить зрителя в созерцание красоты и удивительной неповторимости природы, чтобы показать её хрупкость и подчеркнуть необходимость защиты.
Вороны распространены повсеместно: они живут не только в лесах и в сельской местности, но являются и постоянными соседями городских жителей. Поэтому неудивительно, что в сборнике «Тверской бульвар, 25» Семёна Краснова, опубликованном в «Новой Литературе» в 2007 году, стихотворение, описывающее московское утро, начинается с упоминания вороны.
Ворона. Утро. Тишь. Тверской бульвар. Дым сигарет. Нахмуренные лица. Два томика стихов – глоток водицы – Бесценный и тревожный сердца дар.
Бомжи на лавке цедят «Солнцедар». Фонтанный блеск, как радуга, искрится, Ужели это всё не повторится? Тревожно. Утро. Тишь. Тверской бульвар.
Эти стихи – своеобразная перекличка с блоковским «Ночь, улица, фонарь, аптека…». А вспомнив Блока, нельзя не вспомнить Санкт-Петербург. И питерских ворон, конечно. Одну из них изобразил на своей картине художник Дмитрий Кустанович.
Судя по гордому виду, питерская красавица уверена в своей неотразимости. Надеюсь, дорогие читатели, вам понравились и эта, и другие представленные сегодня здесь вороны, и вы успели всех их посчитать. А я свой рассказ на этом заканчиваю. Буду рада, если вы поделитесь впечатлениями о моём иллюстрированном монологе. Обещаю ответить на все КАРРментарии и комменКАРРии.
С наилучшими пожеланиями,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в августе 2023 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
http://arskomekb.ru душевые перегородки в спортзале: изготовление душевых. . Как правильно составить протокол разногласии. |