HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Андрей Козлов

Пахом

Обсудить

Рассказ

На чтение потребуется 8 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 16.10.2014
Иллюстрация. Название: «Иероглиф (Путь)». Автор: Михаил Ласаков (Mikhail Lasakov). Источник: http://www.photosight.ru/photos/3665138/

 

 

 

Виктор заехал во двор. Автоматические ворота скрипели, как кандалы каторжан. Ветер нёс крупицы снега, создавая причудливые узоры на лобовом стекле автомобиля. Молодая луна терялась среди густых тёмных облаков, лишь иногда загораясь далёким белым проблесковым маячком. Он открыл тяжёлую дверь кадиллака и окунулся в холодный влажный воздух пригорода.

– Виктор Соломонович! Добрый вечер! – улыбаясь ласково, как мама, но фальшиво, как проститутка, поздоровался мужчина в коричневом пальто.

– Добрый, Паша!

Паша подобострастно, как заправский швейцар, открыл входную дверь перед шефом. Последние пять лет он работал у Виктора Соломоновича. Сначала водителем, а потом доверенным лицом. Несмотря на небольшую разницу в возрасте, Виктор чувствовал к своему работнику отцовскую привязанность и держал его скорее из жалости, чем из необходимости.

– Ну, показывай, что сделано! – скомандовал патрон с такой важностью, будто давал приказ штурмовать Алезию, а не проверял работу дизайнеров в своём загородном доме.

– Всё, Виктор Соломонович! Шик и изящество!

Виктор устало глянул на помощника.

Дом был пропитан роскошью: хрустальные люстры и бронзовые канделябры, сусальное золото на стенах и мебель в стиле ампир. Они молча обошли несколько комнат.

– Ну, что скажете, Виктор Соломонович? – ожидая похвалу, спросил Паша.

– Говно, Паша… говно!

Помощник опешил. Казалось, что он вот-вот расплачется, как первокурсница, которую галантный и романтичный кавалер бросил после первой страстной ночи.

Виктор Соломонович вернулся в холл и закурил. Каждый раз, когда пепел падал на новенький, ещё не знавший хозяйской поступи пол, Паша ловил себя на мысли, что готов был сам стать пепельницей, лишь бы не ощущать пренебрежение к своей работе.

– Паш, ты хороший парень, но вкуса, как оказалось, у тебя нет! – Виктор Соломонович докурил и бросил окурок в сверкающую хрустальную люстру. – Это пошло, а не красиво.

– Дизайнеры говорили, что все богатые люди любят такой стиль…

– Обобщения – признак слабоумия! – Виктор достал визитницу и вручил помощнику карточку из жёлтой бамбуковой бумаги. – Вот, найди этого человека. Пусть он займётся оформлением. Пусть делает с этим домом всё что захочет.

Паша с интересом посмотрел на визитку. На ней был в углу изображен слон, играющий на трубе, чем-то напоминающий Армстронга, вокруг которого струилась лента с надписью: «Take mistake». Ниже располагалась жирная коричневая надпись: «Pahom. Art for home».

 

Комнату в подвале, больше напоминающую бункер, почему-то раскрашенный в стиле поп-арт, освещала одна подрагивающая электрическая лампа, прилипшая к проводу, как паук к любовно сплетённой паутине. В углу лежал бритый наголо мужчина с длинной неухоженной русой бородой. Морщины на его лбу были настолько глубоки и отчётливы, будто все креативщики Москвы нюхали кокаин именно из них. Его внешность наталкивала на мысль, что он дитя алхимического соития Маркса, Котовского и Клинта Иствуда. Похрипывающие, как висельник перед кончиной, динамики изрыгали в почти пустое пространство песню «Кольщик» Михаила Круга.

Паша остановился у двери и уставился на мужчину, лежавшего на куче матрасов животом вниз. Этим он был похож на Шендеровича. Мужчина выключил музыку.

– Ты когда-нибудь задумывался, что крест и «роза за колючей ржавой проволокой» – намёк на розенкрейцеров? А «лодка, парусами ветра полная» – это корабли Иссахара-торговца, которые уплывают от разъярённого волка – северного эгрегора… ты когда-нибудь думал об этом?

– Нет, – опешивши, ответил Паша.

– А о чём ты думал?

– Не знаю… о разном!

– Понятно, значит ни о чём! – мужчина вздохнул и отвернулся к стене.

Паша сделал несколько шагов к нему.

– Ты Пахом?

– Если ты пришёл сюда к Пахому, то кем же я могу быть?!

– Меня послал Виктор Соломонович. Он хочет, чтобы ты сделал дизайн его загородного дома.

Пахом поднялся и вплотную подошёл к Паше. От него пахло водкой и потом.

– Я не занимаюсь дизайном. – Пахом отвернулся и принялся что-то искать за матрацем.

– Как, но вот же написано! – Паша протянул ему визитку.

Пахом взял её, внимательно посмотрел и выкинул на пол.

– Это не для тебя визитка! Для тебя – вот! – он протянул карточку, на которой было написано: «Pahom. Juste un homme».

– Виктор Соломонович хорошо заплатит.

– Тогда я согласен! – Пахом громко ударил в ладоши. – Но я не занимаюсь больше интерьерами. Или занимаюсь? Я ещё не знаю! Но так, как раньше, точно не занимаюсь!

– Виктор Соломонович сказал, что ты можешь делать всё, что сочтёшь нужным.

Пахом долгим взглядом посмотрел на Пашу.

– Хорошо! С тебя пять бутылок водки, братишка! – протянул руку Пахом.

 

Через день, как договаривались, Паша приехал принять работу. Ночь была тёмной и тихой. Полная луна спряталась за облаками. В холле, скрестив перед собой ноги, сидел Пахом. Рядом с ним валялись две пустых бутылки из-под водки. На полу стояла тарелка с хлебом. Одна из стен была закрыта чёрной тканью. Больше ничего не изменилось.

«Этот алкаш провёл меня!» – подумал Паша. Он больше всего боялся быть обманутым. Каждый раз, когда его хоть немного обманывали, он чувствовал себя ничтожеством, побеждённым. Ему хотелось уничтожить своего обидчика, разорвать немедленно. Но, то ли свыкнувшись с ролью холуя, то ли из страха наказания, он подавлял в себе агрессию, отчего становился себе противен. И в этот раз он хотел избить Пахома на месте, но вместо этого растерянно смотрел вокруг, пытаясь найти изменения.

– Братишка, я тебе покушать оставил! Садись, покушаем! – в голосе Пахома было что-то гипнотическое.

Паша подчинился.

– Ты что-нибудь сделал? – заставил себя спросить он.

– Я всё сделал! Давай покушаем, посидим хоть… Покушаем вместе хоть!..

Пахом взял два гранёных стакана и налил до краёв.

– Пей!

– А за что пить-то? – неловко спросил Паша.

– За Маркса! – ответил Пахом и осушил стакан.

– За Маркса! – неуверенно вторил Паша.

– Вот ты, Пашка, чего боишься?! Поди, жизнью своей недоволен, и страхов куча? – Пахом принялся по-хасидски раскачиваться из стороны в сторону.

– Не знаю даже! Боюсь, что ничего в жизни не добьюсь. Так и проживу всю жизнь на побегушках. Ненастоящую, что ли! – опьяневшим голосом ответил Паша.

– Смотри, Паша. Водка сама по себе не имеет формы. Вот стакан, вот бутылка. Какая из этих форм настоящая?

– Обе, – ответил Паша. – Обе настоящие!

– Умишко свой куцый не показывай! Умишко свой куцый не показывай! – Пахом по очереди швырнул бутылку и стакан об стену, затянутую чёрной тканью. Они разлетелись вдребезги.– Паша, – сказал он, – смотри! Если ты настоящий, то помрёшь. И никто тебе не поможет. Так какое дело, какая у тебя была жизнь?! Давай ещё раз!

Пахом открыл ещё одну бутылку и разлил по стаканам.

– Закусывай, а то соображать не будешь! Хлебушек-то хороший, сладкий! – с этими словами он съел немного хлеба.

Паша сделал то же самое.

– Смотри! Вот – стакан, вот – бутылка! Какая из этих форм настоящая? – лукаво улыбаясь, спросил Пахом.

– Не понимаю!

– Тогда пей!

– За что?

– За взаимопонимание!

Они выпили ещё. Пахом снова разбил стакан и бутылку об стену.

«Откуда он берёт эти стаканы?! Вроде, их всегда два стоит!» – подумал Паша.

– На самом деле, – поглаживая бороду и продолжая раскачиваться, сказал Пахом, – для водки нет ни стакана, ни бутылки, а есть только она сама. Поэтому всё, что может появиться или исчезнуть – это набор форм, которых не существует. Они (стакан, бутылка) сами по себе есть, но в них нет ничего, пока водка не примет их форму. Нальёшь водку в стакан – счастье, в бутылку – горе. А я пью из ладошки!

Пахом открыл ещё одну бутылку и выпил из своей огромной грязной ладони.

– Понял?

– Такое ощущение, что ты душу дьяволу продал! – запутавшись в объяснениях, сказал Паша. Лицо его выражало восхищение и недоумение.

– Интересно, а кто ж тогда душу продал?!

– Не понимаю!

– Продал душу. Кто продаёт, должен отличаться от того, что продаёт. Значит, нет никакой души у тебя!

– У меня нет души?

– Нет!

– Я тоже так думаю, поэтому и боюсь смерти! – признался Паша. – Вот и стараюсь в этой жизни состояться, не надеясь на загробную. Но боюсь. Жаль своё сознание, хочется его как-то спасти…

– Какое у тебя сознание?! Деревня! – засмеялся Пахом. – От чего спасти его хочешь?

– От небытия, от смерти.

– Так небытие и есть в твоём сознании! – Пахом рассмеялся.

Он налил ещё по стакану. Эта была последняя бутылка.

– Ну, за небытие!

– За небытие.

Пахом закусил последним куском хлеба.

– До чего же сладкий хлеб! Хорошо! – прокряхтел он. – Да и водка хороша, датская! Готов?! – громогласно спросил Пахом.

Паша пожал плечами.

Пахом сдёрнул со стены чёрную материю. Под ней оказалась удивительно красивая картина: зимний лес из берёз и рябин, напоминающий трёхмерную шахматную доску; над макушками деревьев висела полная луна, извилистая тропинка вела куда-то вдаль. Паша подошёл поближе и увидел, что каждая из тысяч снежинок на картине – какой-то иероглиф.

– Что это? – спросил Паша.

– Зима, – ответил Пахом.

– Расскажи мне про зиму.

– Никто не знает историю про зиму. Пойдём!

Пахом взял Пашу за руки; они подошли к самой стене, почти уперлись в неё.

– Подожди! – Пахом вынул из кармана визитку и положил её на пол.

Они сделали шаг и оказались на тропинке, ведущей вверх. Снег хрустел под ногами. Через некоторое время они скрылись за деревьями.

На полу осталась карточка с надписью: «Pahom. Life must go on!».

 

 

 

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!