HTM
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Лачин

Хрип гунна, или леволатиноамериканское начало в Дарье Ярош

Обсудить

Рецензия

на сборник верлибров Д. Ярош «Троллейбусный маршрут №4»

На чтение потребуется 4 минуты | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 1.02.2014
Иллюстрация. Название: «Умирающий галл» (римская копия с греческого бронзового оригинала 230-220 г. до н. э. из Пергама (Турция) - мрамор, в натуральную величину; Капитолийский музей, Рим). Источник: http://budil.ru/

 

 

 

Сказанное в начале статьи может показаться чисто субъективным, но за ним последует и кое-какое подтверждение – рецензент наткнулся на него при втором, более внимательном прочтении сборника.

Предупрежу сразу: стихи аполитичны, и вообще почти без «конкретики» – дат, реальных событий, имён. Но каждая эпоха, кроме конкретных черт, легко описуемых, обладает неким духом, атмосферой, плохо поддающейся логическому анализу. Этот дух эпохи проявляется как в поведении и речах людей (зачастую и во внешнем облике), так и в их текстах. Порой сам автор этого не осознаёт.

Просматривая (ещё не читая внимательно) сборник Ярош, я вспомнил «левых» (в политическом смысле слова) поэтов Латинской Америки, особенно 1920-1950-х годов – Эктора Борда, Гильермо Вискарра Фабре, Оскара Серруто (кстати, у них много верлибра). Перечитывал отдельные строки, но не мог сформулировать, в чём это вижу. Наиболее субъективной казалась мысль о «левизне» этих стихов.

Решил прочитать всё подряд. И дошёл до «Женщин». В «социалистических знамёнах». Нет, в этом стихотворении тоже ничего не конкретизировано. Но, говоря штампованной фразой, «догадка переросла в уверенность», уверенность, что общность мною подмечена верно. Приятно удивлённый, прервал чтение (то есть ещё на седьмом стихотворении из двадцати).

На следующий день повторил попытку прочесть всё, притом снова с начала. Удалось. И понял, в чём дело, в чём родственность с вышеназванными мастерами прошлого.

 

Народ. За строками всех этих авторов стоит – ох, какую ужасно штампованную фразу (во всяком случае, для тех, кто постарше) я сейчас напишу, но иначе невозможно – стоит «многомиллионная армия трудящихся». Точнее, «многомиллиардная» – вот и смягчилась «штампованность» выражения. При этом речь у Ярош идёт о человечестве, не одной России (в стихах почти нет «местной» специфики). За строками – дыхание масс, эти строки подпирающее, отчего они иногда словно колыхаются, подъятые в воздух. И не говорите мне, что автор об этом не думал, ибо не важно, что думает автор, а важно, что он написал.

Фейхтвангер видел отличительную особенность Горького в том, что главное действующее лицо его сочинений – народ (понятное дело, русский); вспоминаются не отдельные герои, а народная толща. Объём сделанного Алексеем Максимовичем и начинающим автором несопоставим, но «Троллейбусный маршрут №4» также обладает подобным достоинством. (В чьих глазах «достоинством»? спросят. Ну, в моих, многогрешных; Фейхтвангера. Может, чьих-то ещё).

Но сделано это по-латиноамерикански, даже «полтавские заставы» дела не меняют. Эту мысль труднее всего подать в «логичном» виде. Во всяком случае, латиноамериканцев я знаю неплохо, а что касается их верлибров, то они мне ближе всех остальных (да простит меня Франция, родина верлибра). Так что обольщаюсь надеждой, что не зря мне так видится.

 

Впрочем, данные стихи и не вполне верлибры, они не чураются рифмы. Хотя сами стихи хуже от этого не становятся. Иногда их можно назвать то ли рифмованным расшатанным тактовиком, то ли акцентным стихом.

Скажет скептик: да знаете ли вы, как сильно можете ошибиться в оценке морального облика авторессы? И даже если вы во многом правы, знаете ли, как подчас меняются люди после девятнадцати лет? И что перемены эти происходят в худшую сторону куда чаще, чем в лучшую?

Знаю – и первое, и второе, и третье. Насмотрелся. И цену – грошовую – постсоветской молодёжи: тоже знаю. Но статья ведь не о том – она о данном мгновении, об эпизоде, могущем быть продолженным всей последующей жизнью; о сборнике, могущем разрастись в целое творчество. Ярош права, «гунн умирает в нас… Но не сдаётся». А на случай грядущей сдачи рецензент воскликнет сейчас: остановись, мгновенье, ты прекрасно!

(Ничего страшного, что цитата – из олимпийского полубуржуя. Уж больно к месту).

 

Р. S. Читатель может удивиться: отчего автор статьи решил в конце нагадить Гёте. Да оттого, что ругаться больше в его привычках, чем хвалить, а за что ругать Ярош, он не знал (разве что за нежданные рифмы в верлибрах, но это мелочь). Вот и решил отыграться на веймарском жирдяе.

 

 

 

Максим Горький. На дне (пьеса). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Лион Фейхтвангер. Испанская баллада (роман). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Иоганн Вольфганг Гёте. Фауст (трагедия). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно

 

 

 

123 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.08 на 12.09.2024, 13:42 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

09.09.2024
На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова!
Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев

24.08.2024
Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу.
Валентин Попов

23.08.2024
Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов!
Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы».
Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО!
Кристина Денисенко



Номер журнала «Новая Литература» за август 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

http://magazin-veshalok.ru вешалки плечики деревянная детская. . колесо времени око мира аудиокниги
Поддержите «Новую Литературу»!