HTM
Кто победит в Конкурсе грязного реализма?
Проголосуй до 15.07.2024
Выбери лучшие рассказы!
До конца голосования осталось:

Лачин

Постсоветское пространство в контексте глобализации

Обсудить

Статья

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за май 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 3.06.2015
Иллюстрация. Название: «Призраки империи». Автор: Дмитрий Ивахнов. Источник: http://www.photosight.ru/photos/393935/

 

 

 

стат. 2

 

 

Историки и искусствоведы употребляют такие определения, как «Западная Европа», «Ближний Восток», «Центральная Африка» etc. Это отдельные культурные регионы со схожими традициями и психологией. Можно употреблять также и следующий региональный «адрес»: постсоветское пространство. Нет более ни Российской империи, ни Советского Союза, но единый культурный адрес остался. Мы не вполне Европа или Азия, Запад или Восток: мы постсоветские.

Отмечу сразу: я не приверженец точки зрения, согласно которой мудрые люди с запада или востока учат уму-разуму нас, аборигенов культуры. Скорее, наоборот. Самые читающие люди проживают на нашей территории, и это уже говорит о многом, если не обо всём, ведь более интеллектуального занятия пока не найдено. Разве что шахматы, но мы и в них чемпионы. Мы многому учимся у Запада, но так, как европейские интеллигенты порой учились у африканцев – свежести восприятия, не отягощённого эрудицией, вольности поведения, но не уму.

Флобер говорил, что ненавидит идиотов, восхваляющих Вольтера, и идиотов, Вольтера критикующих. Могу его понять. Общаясь с врагами всего европейского и людьми, с пиететом произносящими «Запад», замечаешь в них много общего. Например, уровень интеллекта. Точнее, отсутствие оного.

Почему волна американской культуры захлестнула весь мир, да и нас? Почему мы проиграли по всем статьям?

На поражение мы были обречены. Причина проста. Спускаться по лестнице легче, чем подниматься. Поглупеть легче, чем наоборот. По каким принципам нас воспитывали? Сужу и по собственному детству. Читать трудные книги достойнее, чем танцевать под поп-музыку. Слушать Бетховена – занятие более высокое, чем секс. «Надо думать, а не улыбаться» (Слуцкий).

Эти принципы и обрекли нас на поражение. Ибо, как говорил Горький – я отношусь к нему, как Флобер к Вольтеру – «многие люди любят шутить больше, чем думать». Добавлю от себя: народ (любой) любит танцевать, а не читать. Секс, а не сонаты Бетховена. То есть именно улыбаться, а не думать.

Давайте откровенно: Лермонтов, Пушкин, Шекспир и Микеланджело вовсе не являются «народными» в буквальном смысле слова. Большинству населения любого государства они не больно нужны. Чем отличаются классики? Их все знают и уважают, во-вторых, их никто не читает, не смотрит и не слушает. Хотите кануть в Лету? Пишите шедевры.

В этом сила американизированной культуры. Зрелищность, сюжетность, компьютерные эффекты, эротика и насилие – непобедимы, ибо доступны всем, развлекательны и не требуют труда – умственного и душевного. Примитивно – значит непобедимо.

Последние десять лет часто говорится о положительности развлекательного искусства. Люди хотят смеяться, и не гоголевским смехом сквозь слёзы, а в самом обычном, тривиальном смысле этого слова. Что ж, вполне понятное желание. Только вот вспомним одно обстоятельство.

«Массовая культура» и, в частности, чистые комедии, хэппи-энд, имеют положительные стороны. Но нам, постсоветским, не дано сравниться в этом с Западом. Мешает интеллект, его слишком много. Гёте в конце жизни сделал вывод, что комедия выше трагедии – за что я всегда считал его обывателем (и не только за это). Противопоставим этому другие слова, человека нашего, постсоветского региона, Александра Блока, о том, что оптимизм в основе своей миросозерцание примитивное и небогатое. Именно в этом направлении, блоковском, большинству людей ненужном – главные силы и потенциальные возможности постсоветской творческой интеллигенции.

Ни в одном регионе нет такого количества чудаков, грубо говоря, психопатов, достоевских персонажей или, набоковскими словами, вывихнутых разумом, как у нас, и дело тут не именно в «загадочной» русской душе, а шире – славянской, и ещё шире – в душевном складе человека постсоветского, и смею заверить, что у наиболее образованных и умных людей различных национальностей (нашего региона) куда больше общего между собой, чем у обывателей, за последние двенадцать лет много крови друг другу попортивших по националистическим соображениям.

Лучшее, что может нас объединить – разработка тех особенностей искусства, что не по дням, а по часам хиреют на Западе, да и по всему миру, а в последнее время и у нас, хотя именно ими мы были всегда сильны – упор на интеллектуальную нагрузку, а не доходчивость; эстетическая выразительность, а не зрелищная, техническая, компьютерная etc; неозабоченность сексом и нежелание выводить искусство из пресловутого либидо; трагедийность, а не развлекательность, «невыносимая лёгкость» (говорю словами Милана Кундеры, хотя очень его не люблю) комедийности, невыносимая для воспитанного в лучших традициях постсоветского пространства.

Итак, нужно продолжить борьбу на культурном фронте, борьбу элитарного с массовым, хотя мы и проиграли уже сокрушительно. И несомненно, что проиграем вновь. Примитивное – непобедимо. К чему же тогда бороться? Дабы не походить на нищих духом, и, говоря словами Сенакура, «погибнем, сопротивляясь и, если нам суждено небытие, не станем делать вид, будто в этом есть справедливость». А что касается победы, то я успокаиваюсь перефразированным Пастернаком: быть победившим некрасиво. Впрочем, нам это не грозит.

 

 

2002 г.

 

 

Комментарий из 2015 г.:

 

Налицо переоценка постсоветского населения, особенно его интернационализма. Но идеология автора осталась прежней, потому и решился опубликовать.

Формализм названия объясняется тем, что статью заказало одно постсоветское министерство культуры (и не взяло – насторожило его что-то, видать). А было название ещё похуже: «Межкультурный диалог на постсоветском пространстве в контексте глобализации». Кошмар.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение мая 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

326 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.04 на 21.05.2024, 15:30 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

17.05.2024
Особенно радует наличие в журнале редакторского отбора. Это как огранка алмаза, что придает ему большую ценность в глазах искушённой публики.
Александр Жиляков

09.05.2024
Журнал отличный. Подход к рукописям отменный. Обложка прекрасная. Словом, есть, что смотреть и читать.
Валерий Рыженко

07.05.2024
Блестящий номер. Вы большие молодцы!
Валерий Соловьев



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

аллан кардек аудиокниги
Поддержите «Новую Литературу»!