HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Лачин

Хождение к Лермонтову

Обсудить

Повесть

соч. 70

 

Купить в журнале за апрель 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2018 года

 

На чтение потребуется 40 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

памяти И. Л. Андроникова

 

 

Величайшая сила – это память о чести, ибо кто помнит о ней, тот не боится опасностей и никогда не сделает подлости…

 

Гвиччардини

 

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 8.04.2018
Оглавление

8. Часть 8
9. Часть 9
10. Часть 10

Часть 9


 

 

 

Деньги мне посчастливилось успеть получить вместе с подробным руководством бабки для поиска нужного документа. После выброса верёвки у меня на время даже энергии прибавилось, будто открылось второе дыхание, и на этом втором я двинулась-таки на север, застревая по дороге во всевозможных местах – в селе Паласовка Волгоградской области, в Хошеутово Архангельской области, и в Ярославле – потому что официальным уведомлением запрещалось подниматься на второй (нужный мне) этаж дома людям весом более восьмидесяти килограмм: полы могли провалиться. Я весила под шестьдесят, но не рискнула: для Тарика такая смерть была символична, но вторично, со мной, было бы чудовищно нелепо. Выйдет целая повесть, опиши эти встречи, расспросы, звонки, только я не пишу эту повесть. Из двоих нужных мне людей один полгода как отбыл в Киев, сменив гражданство (это выяснилось уже в Архангельске), а ко второму я приехала в близлежащую Тундру (это городок, потому с большой буквы). Он был в отъезде, и я задержалась там, измотанная и уже отупевшая от всего пережитого.

Я снимала комнату у пожилой пары, в ветхом домишке, относились они ко мне со смешанным чувством жалости и насторожённого недоумения. Слышала, как обсуждали с соседями: «из Азибаджана, зовут Лéйла, а не черножопая». Хуже было то, что начинались холода, а я, рассчитывавшая потратить на поездку значительно меньше времени, особо тёплых вещей не имела. Ничего хуже холода я не знаю, и наверно, никогда не узнаю. Вспоминала строки Бродского, что холод – это честность, и ненавидела за эти слова; больше, чем за национализм и клевету на Союз, ненавидела его за оды холоду. Ад – это холод и ледяное безмолвие, и разве что ветер ещё. Я тогда только поняла прозрение Данте, девятый круг ада сковавшего немыслимой стужей. От жары страдаешь только физически, от холода цепенеют мысли, ноет душа. Холод – это смерть. Труп не теплеет, а холодеет. Все удобства располагались на улице, до них по размою было метров сто, и я до сих пор не понимаю, как живут там зимой. А потом надо было раскорячиться на заволглых досках над выпиленной в них дырой, и оттуда прямо в зад всегда дул ледяной ветер. Будь я верующая, такой бы и представляла себе преисподнюю: не каморкой с достоевским пауком, на которого смотришь и боишься, а дырой в доске, над которой сидишь, и оттуда ледянит насквозь, а за дверью воет нескончаемый ветер. И именно там мне пришла в голову мысль, что вся поездка моя и есть сошествие во ад, не в ад даже, а во ад, как воронка, по которой дантовскими кругами я спускалась всё ниже, прелюдией было суматошное зарабатывание в Баку, а потом по нарастающей: пьяные мужики в трусах, ломящиеся в дверь, честные глаза Даниры с ударом под ложечку, смерть Тарика, и на дне воронки – дыра с ледяным ветром. И балансируя над ней, я даже заскулила вслух: что ж это, Рыжая, как же всё могло так испоганиться, зачем не родилась на полвека раньше, и за что тебе это всё? Это был самый тяжёлый день, не считая тех, когда я шла за Тариком, которого ещё не знала, и хотелось выть, и когда свивала петлю. А на следующий день узнала, что нужный человек скончался в Москве, и ожидание было напрасным. Но худшими были именно те три дня.

На оставшиеся деньги я выехала к бабке в Казань, прожила там с неделю, приходя в себя. Лежала днями на диване, бабка Рая сядет рядом и скажет: «Бедняжка, как осунулась, похудела, погрубела! И как ты там живёшь!». Я всё думала сказать, что это за полтора-два месяца, да не сказала. Она говорила, что поездом меня не отпустит, сама оплатит самолёт. Продавала однокомнатную квартиру, доставшуюся ей от родственников, и всё зависело от этой сделки. Потенциальная покупательница, Зульфия Нещадим, холёная женщина лет сорока, знакомая бабушки, при мне заходила два раза в гости, и запомнилась как заключительный аккорд моего путешествия. От её голоса, лица и речей несло такой буржуазной пошлостью, что я при ней задыхалась. При первом её визите отсиживалась в другой комнате, но во второй раз пришлось поговорить.

Бабушка жалостливо излагала историю моих похождений, как очередное доказательство бедственности нашего положения, имея целью не допустить снижения цены продаваемой квартиры. Нещадим сочувственно-иронично улыбалась, потом заговорила со мной: что юношеские увлечения пора оставить, быть современней, чтобы «состояться в жизни», и красивое происхождение не главное в жизни. Тут я вскипела, и выложила всё, что думала. Вы, новое поколение (она улыбнулась, и я добавила: вы старше, но новые – это вы), оплевали всё, что было можно. Опошлили. Вы оплевали ветеранов войны, и убедили всех, что героем быть невозможно и даже не нужно. Вы засунули Моцарта в рекламные ролики, а начало пятой симфонии Бетховена – в звонки мобильных телефонов, и музыка моего детства стала пошлостью. Кого не удалось оплевать, того вы опошлили. Маяковского вы оплевали заодно с ветеранами, Есенина опошлили за компанию с Пушкиным. Вы, госпожа Нещадим, не пощадили ничего. Если учесть, сколь недолго вы находитесь у власти и сколько успели оплевать, остаётся удивляться количеству вашей слюны. Только Лермонтов не поддаётся опошлению, и не проплёвывается, хотя плюют в него часто. Он не был большевиком или хотя бы народником, был дворянином, он даже критиковал декабристов, и всё равно вам не даётся. Не становится ручным. Он остаётся со мной. А что касается происхождения, так я боялась его, боялась дать повод козлам подумать, что я люблю его как предка, в вашем стиле, как сноб, и теперь рада, что это осталось под вопросом.

Всё это я выпалила на едином дыхании и смолкла, подавлена своим красноречием. Страстные монологи мне так несвойственны, что если б Нещадим меня выругала, я бы уже не ответила. Но она смотрела спокойно и молча, приподняв брови, встала и с достоинством направилась к двери. Бабушка, проводив гостью, устроила мне сцену, а я говорила, что завтра-послезавтра уезжаю поездом. Утром позвонила Нещадим и сказала бабушке, что покупает квартиру, и не торговалась.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению апреля 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

8. Часть 8
9. Часть 9
10. Часть 10
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!