HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 г.

Лачин

Плохо ли насилие в литературе и кино, или Пара тёплых слов о панедах всех времён

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за май 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 31.05.2019
Франсиско Гойя-и-Лусиентес. Из серии гравюр «Бедствия войны», лист №33. ок. 1810 г.

 

 

 

Последние четверть века идут разговоры о нежелательности или даже недопустимости насилия в литературе и кино, и о том, что насилие вошло в моду именно сейчас. Эти беседы не очень умны, и вот почему.

Дело не в насилии, а в том, как оно подано (описано или показано). Показ насилия не означает его одобрения. Почему никто не ругает Шекспира за пропаганду убийства? В его сочинениях – горы трупов. Самыми популярными пьесами Шекспира в XVII в. были «Гамлет» и «Тимон Афинский». В «Гамлете» убиты почти все персонажи, в «Тимоне…» тридцать четыре трупа (четырнадцать убийств на сцене и двадцать за сценой), три отрубленные руки и один отрезанный язык. Всё зависит от того, в каких целях и с каких позиций это самое насилие показано, какие мысли при этом излагаются. У Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида, Данте, Шекспира, Расина, Корнеля, Кальдерона, Шиллера, Клейста, Пушкина, Лермонтова, Бабеля, Акутагавы, Кэндзи Накагами, – не меньше крови, пыток и убийств, чем в коммерческом кинематографе. Прикажете считать их попсой? Чем «Чистилище» и «Рай» Данте лучше его «Ада»? У Мольера ни одного убийства – чем он лучше Шекспира, Лермонтова, Достоевского и Анненского? В «мыльных операх» с насилием тоже не густо – это что, высокая культура? Сериалы лучше, чем Пазолини?

В XVI-XVII вв. был популярен жанр «кровавой трагедии». Театральные афиши при Шекспире пестрели словами «ужасный» и «кровавый». Это как понимать – на елизаветинскую Англию влиял кинематограф США? Количество насилия и любовь к нему нисколько не возросли за прошедшие тысячелетия. Герои «Махабхараты», «Илиады», средневековых романсов и саг только и делают, что вырезают друг друга. (Мои тоже, хоть меня и мутит от боевиков. Противоречия тут нет – просто я на Лермонтове с Шекспиром воспитан. Классика – она влияет).

Дело в мастерстве автора. Беда кинобоевиков не в количестве трупов – в «Гамлете» их поболее будет – а в отсутствии художественного мастерства, безвкусице, примитивном сюжете. «Ад» Данте сильно отличается от «фильмов ужасов» по мастерству, но не по количеству этих самых ужасов.

(Кстати, в литературе сцены насилия менее «травмирующие», чем в кино. Это надо учитывать).

Лично я делаю некоторое исключение для сексуального насилия. При подробном его описании (показе) невольно может возникнуть чувство возбуждения; читатель (зритель), особенно мужчина, порой испытывает смешанные чувства. И возникает вопрос, не к этому ли стремился автор, не возбуждает ли это его самого. Помню, какой-то читатель в Сети, говоря об эротике в литературе, привёл примером сцену порки в романе А. Н. Толстого, добавив: «спасибо ему за это». Бедный Толстой... (Впрочем, может, он и сам к тому стремился...) Тут можно вспомнить фильмы категорий WIP и «наци-эксплотейшн». К высокой культуре они не относятся. Впрочем, не думаю, что они вреднее обычных сериалов.

А вот ругать автора за насилие в целом – не умнее, чем ругать его, скажем, за частые сцены за обеденным столом.

Вспомним Гесиода, 8-7 вв. до н. э. По древнегреческому преданию «Состязание Гомера и Гесиода», Гесиод состязался с Гомером в играх, устроенных в память царя Амфидаманта. Председатель состязания царь Панед предпочёл Гесиода, ибо тот воспевал «земледелие и мир», а не «войны и побоища». В результате этот самый Панед вошёл в греческую пословицу как воплощение слабоумия. Это мнение не только греков, но и абсолютного большинства читающих древних авторов, вплоть до нынешнего времени. Как ни изменились критерии оценки за 27-28 прошедших веков, но Гесиода выше Гомера больше никто не ставил (даже Джойс, порицавший «Одиссею» за сцену убийства женихов).

Современные противники насилия в литературе и кино... [...]

 

 

2008, 2013 гг.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению мая 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

453 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.03 на 22.04.2025, 13:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Купить лукои стабио 46. Лукойл стабио 46 купить prosbyt.ru. . Force Съемники.
Поддержите «Новую Литературу»!