HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 г.

Лачин

Плохо ли насилие в литературе и кино, или Пара тёплых слов о панедах всех времён

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за май 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 31.05.2019
Франсиско Гойя-и-Лусиентес. Из серии гравюр «Бедствия войны», лист №33. ок. 1810 г.

 

 

 

Последние четверть века идут разговоры о нежелательности или даже недопустимости насилия в литературе и кино, и о том, что насилие вошло в моду именно сейчас. Эти беседы не очень умны, и вот почему.

Дело не в насилии, а в том, как оно подано (описано или показано). Показ насилия не означает его одобрения. Почему никто не ругает Шекспира за пропаганду убийства? В его сочинениях – горы трупов. Самыми популярными пьесами Шекспира в XVII в. были «Гамлет» и «Тимон Афинский». В «Гамлете» убиты почти все персонажи, в «Тимоне…» тридцать четыре трупа (четырнадцать убийств на сцене и двадцать за сценой), три отрубленные руки и один отрезанный язык. Всё зависит от того, в каких целях и с каких позиций это самое насилие показано, какие мысли при этом излагаются. У Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида, Данте, Шекспира, Расина, Корнеля, Кальдерона, Шиллера, Клейста, Пушкина, Лермонтова, Бабеля, Акутагавы, Кэндзи Накагами, – не меньше крови, пыток и убийств, чем в коммерческом кинематографе. Прикажете считать их попсой? Чем «Чистилище» и «Рай» Данте лучше его «Ада»? У Мольера ни одного убийства – чем он лучше Шекспира, Лермонтова, Достоевского и Анненского? В «мыльных операх» с насилием тоже не густо – это что, высокая культура? Сериалы лучше, чем Пазолини?

В XVI-XVII вв. был популярен жанр «кровавой трагедии». Театральные афиши при Шекспире пестрели словами «ужасный» и «кровавый». Это как понимать – на елизаветинскую Англию влиял кинематограф США? Количество насилия и любовь к нему нисколько не возросли за прошедшие тысячелетия. Герои «Махабхараты», «Илиады», средневековых романсов и саг только и делают, что вырезают друг друга. (Мои тоже, хоть меня и мутит от боевиков. Противоречия тут нет – просто я на Лермонтове с Шекспиром воспитан. Классика – она влияет).

Дело в мастерстве автора. Беда кинобоевиков не в количестве трупов – в «Гамлете» их поболее будет – а в отсутствии художественного мастерства, безвкусице, примитивном сюжете. «Ад» Данте сильно отличается от «фильмов ужасов» по мастерству, но не по количеству этих самых ужасов.

(Кстати, в литературе сцены насилия менее «травмирующие», чем в кино. Это надо учитывать).

Лично я делаю некоторое исключение для сексуального насилия. При подробном его описании (показе) невольно может возникнуть чувство возбуждения; читатель (зритель), особенно мужчина, порой испытывает смешанные чувства. И возникает вопрос, не к этому ли стремился автор, не возбуждает ли это его самого. Помню, какой-то читатель в Сети, говоря об эротике в литературе, привёл примером сцену порки в романе А. Н. Толстого, добавив: «спасибо ему за это». Бедный Толстой... (Впрочем, может, он и сам к тому стремился...) Тут можно вспомнить фильмы категорий WIP и «наци-эксплотейшн». К высокой культуре они не относятся. Впрочем, не думаю, что они вреднее обычных сериалов.

А вот ругать автора за насилие в целом – не умнее, чем ругать его, скажем, за частые сцены за обеденным столом.

Вспомним Гесиода, 8-7 вв. до н. э. По древнегреческому преданию «Состязание Гомера и Гесиода», Гесиод состязался с Гомером в играх, устроенных в память царя Амфидаманта. Председатель состязания царь Панед предпочёл Гесиода, ибо тот воспевал «земледелие и мир», а не «войны и побоища». В результате этот самый Панед вошёл в греческую пословицу как воплощение слабоумия. Это мнение не только греков, но и абсолютного большинства читающих древних авторов, вплоть до нынешнего времени. Как ни изменились критерии оценки за 27-28 прошедших веков, но Гесиода выше Гомера больше никто не ставил (даже Джойс, порицавший «Одиссею» за сцену убийства женихов).

Современные противники насилия в литературе и кино... [...]

 

 

2008, 2013 гг.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению мая 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Акция на подписку до 1 июня

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.




Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за март 2022 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?
Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!