HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Александр Либиэр

История эзотерики. Часть 2. Йога.

Обсудить

Монография

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.09.2007
Оглавление

2. Глава 2. Восемь ступеней йоги.
3. Глава 3. Основные направления йоги.
4. Глава 4. Учителя йоги, основавшие различные школы, и основные теоретические источники.

Глава 3. Основные направления йоги.


 

В йоге насчитывается много различных направлений, но основными принято считать раджа, хатха, бхакти, джняна и карма йоги.

Раджа-йога.

Раджа-йога – главное направление йоги, целью которого является достижение состояния самадхи. Это происходит путем воспитания человеческого сознания при помощи определенных практик. Предметом всех этих практик является сознание человека и все психические процессы, связанные с ним. Иными словами, практика раджа-йоги включает в себя работу с астральным и ментальным телами человека.

Раджа-йога считает, что душа человека (сознание) нуждается в изменении к лучшему, что она недостаточно совершенна, но может развиваться и достигать высшего уровня совершенства. Этот уровень называется состоянием нирваны – абсолютной слиянности души с Творцом – Атмана с Брахманом. Подавляющее большинство людей не понимают необходимости развития сознания, считая, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания. В этом заключается одна из главных иллюзий человечества – человек считает, что он знает себя, а на самом деле у большинства людей имеется ложное представление о том, кто они такие.

Сам термин "раджа-йога" на русский язык переводится как "царская йога" (от санскритского "раджа" – "царь", "царский"). В этой связи принято считать раджа-йогу главным направлением во всей эзотерической традиции йоги. Человек, практикующий эту йогу, приобретает сознание своего Я, а вместе с ним – необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей. Раджа-йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира – познанию самого себя. Когда человек приходит к истинному познанию своей природы, то из его мировосприятия исчезает всякая дуальность (двойственное разделение мира на черное и белое, на хорошее и плохое и т.д. и т.п.) – неотъемлемое свойство всякого непросветленного сознания. Человек начинает воспринимать мир и себя самого как единую неразрывную систему сущего, в которой все взаимосвязано со всем.

Хатха-йога.

Хатха-йога – йога власти духа над телом и над физической природой человека. Правильное освоение практики хатха-йоги наделяет человека идеальным здоровьем, увеличивает продолжительность жизни и дает ему новые силы и способности (сиддхи), которыми обыкновенный человек не обладает и которые воспринимаются массами как сверхъестественные. Но сами сиддхи не являются самоцелью хатха-йоги. Главная цель хатхи – здоровое тело, которое не мешает духовному росту человека, а только помогает этому процессу. Хатха-йога по отношению к физическому миру человека представляет собой то же самое, что раджа-йога по отношению к психическому миру. В йоге считается, физическое тело человека (как и сознание человека) несовершенно и нуждается в постоянной заботе и уходе.

Еще Иисус Христос, который был хорошо знаком с традицией йоги, учил своих учеников о том, что тело человека – это храм Бога. Каждый йог это прекрасно знает и соблюдает высокую физическую культуру на своем пути соединения с Богом.

Практика хатха-йоги включает в себя работу с физическим и эфирным телами – самыми плотными энергетическими структурами человеческой природы. В этой практике различают 5 основных методик:

·        шаткармы;

·        асаны;

·        пранаяма;

·        бандхи;

·        мудры.

Об асанах и пранаяме мы уже упоминали выше. Шаткармы – это очистительные техники, применяемые в крия-йоге – неотъемлемом разделе хатха йоги. Йоги считают, что физическое тело организма нуждается в постоянном уходе – особой гигиене, которая включает в себя различные очистительные техники такие как пракшалана, наули и др.

Бандхи (замки) – это техники, которые активизируют энергетические центры в человеке и высвобождают внутренние силы организма. Эти техники часто применяются в сочетании с пранаямой – дыхательной гимнастикой. Йоги давно заметили необыкновенную самостоятельность отдельных органов тела и отсутствие центра, управляющего жизнью организма. Наблюдая самостоятельность частей, органов и даже отдельных клеток физического тела человека, йоги пришли к заключению, что жизнь тела состоит из множества отдельных жизней. Именно так жизнь Творца состоит из множества множеств отдельных жизней, включенных в единый организм Сущего. Также, как человек может подчинить своей воле деятельность всех своих органов и систем, также и Творец подчиняет своей воле жизнь того или иного живого существа, причиняющего своими действиями вред существованию самого Творца.

Мудры – техники якорения человеческого сознания, которые применяются в сочетании с медитацией. Термин «мудра» в переводе с санскрита означает «печать». Каждая мудра имеет свою определенную цель. В общих чертах мудра представляет собой особые движения и положения пальцев рук, которые человек применяет во время медитации. Йоги считают, что пальцы рук – это основные проводники энергии, которую человек либо отдает в мир, либо получает ее из мира. Пальцы сопоставляются с пятью элементами (земля, вода, воздух, огонь и эфир) мироздания, подчеркивая космическую значимость ладоней. Поэтому мудры помогают человеку настроить правильный энергоинформационный обмен между человеком и окружающим его миром. Наиболее известной мудрой является «мудра земли», т.к. именно ее демонстрируют руки Иисуса Христа на большинстве христианских икон. Эта мудра помогает человеку уберечься от воздействия отрицательной энергии, исходящей от других людей, и поддерживать гармонический энергообмен между человеком и той средой, в которой он находится. Кстати, тот факт, что на большинстве икон руки Иисуса сложены в виде «мудры земли», является дополнительным свидетельством в пользу того, что Иисус был знаком с йоговской традицией.

Наивысшим результатом освоения хатха-йоги считается пробуждение кундалини – скрытой космической энергии, заложенной в человеке. Именно с пробуждением кундалини связано овладение человеком многими сиддхами (сверхъестественными способностями). Данный процесс может представлять для человека определенную опасность, если этот процесс привести в действие в неподготовленном для этого человеческом организме.

Сам термин "хатха" состоит из двух частей: "ха" (в переводе с санскрита означает "солнце") и "тха" ("луна"). Такое сочетание слов воплощает в себе два противоположных начала, которые, сливаясь, символизируют единство противоположностей в природе. В даосской традиции аналогами этих терминов являются "инь" и "ян".

Карма-йога.

Карма-йога – это направление в йоге, которое учит человека правильному образу жизни. Высшая цель карма-йоги – научить человека отработке кармы, путем правильного отношения к людям и правильного действия во всех жизненных обстоятельствах.

Карма-йога учит человека быть воином света, который всегда старается поступать по главному кармическому закону – "что посеешь, то и пожнешь".

Карма-йога учит человека управлению своей судьбой. Согласно основной идеи этой школы йоги, материя есть отражение духа, или, иными словами, физическое проявление энергетических структур. Поэтому каждый карма-йогин прекрасно знает одну из главных истин традиции йоги: хочешь изменить свою судьбу – измени прежде всего самого себя.

Основной задачей карма-йоги является обучение человека пониманию сути происходящих явлений в мире. Человек, практикующий карма-йогу, постигает суть своего существования – основные причины того, почему он появился в этом мире, откуда он пришел и куда ему необходимо идти. Знание своего кармического предназначения наполняет жизнь человека глубоким смыслом, ради которого человек понимает необходимость его наличного существования и неизбежность своего пути к Творцу, если он желает достичь спасения. Человек, понимающий идеи карма-йоги, постоянно ощущает свою вовлеченность в единую систему Сущего, свою сопричастность к организму Творца. Он понимает, что вся его жизнь – есть непрерывный диалог с Творцом. И если этот диалог происходит на понятном друг другу языке и приводит к взаимопониманию между человеком и Творцом, то человек становится на путь Торы, на путь получения света и любви Творца. Если же этот диалог не приводит к взаимопониманию, то человек становится на путь страданий (греха), по которому он должен идти до тех пор, пока его диалог с Творцом не придет в взаимопониманию и принятию человеком воли Творца.

Главный принцип карма-йоги – непривязанность (отсутствие зацепок). Непривязанность не означает безразличия, это не холодность, не желание отгородиться от жизни, а признание и постоянное осознание того факта, что в мире все совершается в соответствии с определенными законами – волей Творца. Когда человек привязывается к тому или иному объекту в мире, то он порождает в своей душе зацепку – крючок, который пристегивает его к власти сансары, т.е. череде перевоплощений. Зацепка означает, что человек любит какой-то объект в мире больше, чем своего Творца, что является нарушением основной заповеди Торы: «возлюби Творца своего превыше себя самого, а ближнего своего как себя самого».

Практика карма-йоги включает в себя работу с энергетической структурой человека, именуемой в эзотерике кармическим телом. Именно это тело является зеркалом человеческой души и именно в этой энергетической структуре сохраняется информация о прошлых жизнях человека и оказывает свое влияние в последующей его жизни.

Без карма-йоги все другие йоги становятся бесплодными и грозят самовырождением. Так, раджа и хатха йоги вырождаются в стремление к внешним чудесам, т.е. в псевдооккультизм. Бхакти-йога вырождается в псевдомистику, суеверие и стремление к личному спасению. Джняна-йога вырождается в схоластику и бесплодную метафизику. Иными словами, карма-йога является необходимым скрепляющим элементом во всей системе йоговской традиции.

Сам термин "карма" в переводе с санскрита означает "делать", "делание".

Джняна-йога.

Джняна-йога – это йога знания. Санскритский термин "джняна" переводится на русский язык как "знание".

Джняна-йога ведет человека к истине посредством изменения его знаний относительно самого себя и окружающего мира. Эта йога освобождает человеческий ум от оков иллюзорной картины мира и направляет его к истинному знанию, раскрывая основные законы вселенной. На языке йоги это называется "сорвать покрывало майи". На языке Каббалы это называется разрушить масах (т.е. защитный экран восприятия, который можно представить как кривое зеркало, в котором отражено все сущее). Чтобы сорвать это покрывало (разрушить масах), необходима правильная постановка мыслительных процессов. Поэтому основным объектом практики джняна-йоги является ментальное тело человека.

Джняна-йога исходит из того, что главная причина человеческих бед и несчастий заключается в авидье, или незнании. Задача джняна-йоги состоит в том, чтобы победить авидью и приблизить человека к брахмавидье, божественному знанию, знанию воли Творца, постижению Торы, высшему знанию человечества, отраженному в Ведах.

В этой связи, высшей целью джняна-йоги является достижение состояния просветления (пробуждения). Поэтому идеи джняна-йоги нашли широкое применение в таких традициях, как дзэн, дао, гнозис и суфизм, а также во многих эзотерических школах. Целью джняна-йоги является освобождение человеческого ума от тех ограниченных условий познания, в которые он поставлен формами чувственного восприятия и логическим мышлением, основанных на противопоставлениях, т.е. на принципе дуальности. Правильное мышление и расширение идей и понятий должно привести к расширению представлений, к максимальной осознанности, а это, в свою очередь, приведет к изменению ощущений, т.е. к уничтожению ложных иллюзорных ощущений (разрушению масаха, снятию покрывала майя).

Джняна-йога не учит человека многознайству, которое лишь отдаляет его от истинного знания. Джняна-йога обучает человека дхарме – истинному знанию мира, знанию высших законов управления и функционирования этого мира, знанию, которое в Каббале именуется светом Торы.

Бхакти-йога.

Бхакти-йога – это йога религиозного пути. Данное направление в йоге учит человека культуре отношений человека с Богом. Поэтому основными задачами бхакти-йоги являются:

– богопознание;

– постановка правильной веры в человеке;

– искусство молитвы;

– трансформация отрицательных эмоций и чувств, если они есть, в положительные;

– достижение нирваны (спасения).

Термин "бхакти" в переводе с санскрита означает "преданный". Не нужно быть великим мыслителем, чтобы догадаться о том, что речь идет о преданности Богу. Привитие этой преданности происходит путем переоценки человеком всех своих ценностей и построения им такой ценностной иерархии, в которой высшей его ценностью является Творец.

Предметом практики бхакти-йоги является астральное тело (т.е. тело эмоций), т.к. именно эмоции и чувства являются одним из главных звеньев привязывающих человека к земле и мешающих ему слиться со своим Творцом.

Бхакти-йога имеет очень много общего с раджа-йогой, но в отличие от последней, в которой предметом сосредоточения, медитации и созерцания является человеческое "я", в бхакти-йоге этим предметом является сам Творец (Брахман).

Все, чего человек достигает на пути бхакти-йоги, не имеет никакой ценности с земной точки зрения и не может быть использовано для достижения личных благ. Силы, которые открываются человеку Творцом, могут быть использованы лишь на благо всего Сущего. Если человек, использует эти силы в корыстных целях, то он рано или поздно лишается их, провоцируя на себя гнев Творца. В общих чертах эта картина выглядит следующим образом: человек начинает «тянуть на себя одеяло», мнит себя большим, чем он есть на самом деле. Он начинает походить на раковую опухоль на теле Творца. Всякое проявления эгоизма является своего рода патологией в организме Творца, болезнью, которую Он не может допустить к существованию. Гнев Творца – это работа законов, которые человек запускает в действие своим неправильным поведением. Поэтому неправильно полагать, что Творец преднамеренно наказывает человека. Всякое страдание и боль – это следствие неправильных действий человека, а не самого Творца.

Если человек практикует бхакти-йогу в отрыве от других направлений йоги, то это отрывает его от земли. Его существование на земле становится никчемным, если оно не несет блага другим людям. Еще Иисус Христос очень много говорил о том, чтобы люди не закапывали свои таланты в землю, т.к. всякий талант – это дар Творца, который ниспосылается человеку для применения его во благо всего Сущего.

Практическое значение бхакти-йоги состоит в воспитании эмоций. Идеи ненасилия и всеобщей любви ко всему Сущему являются главными в бхакти-йоге. Именно эти идеи должен утверждать в жизнь каждый человек, посвятивший свою жизнь служению Творцу и стремящийся обрести Царствие Небесное (слиться с Творцом и достичь нирваны).


Оглавление

2. Глава 2. Восемь ступеней йоги.
3. Глава 3. Основные направления йоги.
4. Глава 4. Учителя йоги, основавшие различные школы, и основные теоретические источники.
462 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 23.04.2024, 10:24 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!