HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 г.

Александр Либиэр

Мессия

Обсудить

Монография

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 25.10.2008
Оглавление

22. Часть 1. Жизнь. Глава 3. Служение. Иисус и Иуда.
23. Часть 1. Жизнь. Глава 3. Служение. Иисус и Мария Магдалина.
24. Часть 1. Жизнь. Глава 3. Служение. Чудеса.

Часть 1. Жизнь. Глава 3. Служение. Иисус и Мария Магдалина.


 

 

 

Позже к двенадцати ученикам прибавятся еще 70 человек. Правда, полного списка этих имен мы не знаем. Знаем, что одной из этих 70 учеников была Мария Магдалина.

 

Известно, что Иисус разрешал своим ученикам иметь жен и дозволял жениться. Так, к примеру, Петр и Филипп были женаты и имели от своих жен детей. Апостолы отдавали все свое время служению, однако брали с собой женщин, скорее в качестве сестер, нежели жен, для того, чтобы они помогали им нести проповедь и женщинам, проникая беспрепятственно туда, куда доступ мужчинам был закрыт. Да и как мог Иисус запрещать жениться своим ученикам, когда сам учил о сакральности брака, а одним из пяти таинств гнозиса установил брачный чертог, или таинство брака.

 

Известно также, что и сам Иисус не гнушался общением с женщинами. Мы видим, что в канонических евангелиях, он вступает в диалог с самаритянкой – представительницей этнической общины, общение с которой не дозволялось у иудеев. Он спасает от избиения камнями падшую женщину. Более того: он имеет близкие отношения (если верить Евангелию от Филиппа) с женщиной, которую ортодоксальное христианство, почему-то, причислило к падшим, – Марией Магдалиной.

 

Слово «Магдалина», очевидно, происходит от названия города Магдала. Магдалина лишь несколько раз упоминается в текстах Нового Завета – если быть точным, то четырежды: в странствиях вместе с учениками Христа, в сцене распятия Иисуса на кресте, при погребении тела и при воскресении.

 

Одно можно сказать наверняка: укоренившееся представление о том, что Мария Магдалина была блудницей, абсолютно ложно, ибо не соответствует истине. В 6 веке папа Григорий 1 издал энциклику, в которой говорилось, что Мария Магдалина была грешной женщиной, мерзкой блудницей. Однако скорее всего в ее образе по ошибке, в силу неверного истолкования Евангелия от Луки (7 и 8 главы), слились три совершенно разные женщины. Эту ошибку церковь, конечно же, не торопилась исправлять, по-прежнему утверждая, что Мария Магдалина была падшей женщиной, и лишь в 1969 году появилось довольно скромное опровержение.

 

Из текстов Евангелий явствует, что Марию Магдалину вполне можно отнести к числу учеников Христа. Она была рядом с ним трижды, присутствуя при весьма важных событиях: при казни на кресте, при его погребении и при вознесении. Эти факты сами по себе выделяют Марию Магдалину среди других учеников Христа и вполне могут объяснить то, что Петр относился к ней с плохо скрываемым неодобрением.

 

Однако есть ли доказательства близким отношениям Марии Магдалины и Христа? Новый Завет, к сожалению, не дает на этот вопрос точного ответа. Канонические Евангелия в дошедшем до нас виде не содержат даже намека на возможность брачных отношений между ними, и это молчание вызывает подозрения. Однако, заявив об этом, следует вспомнить о том, что нынешний Новый Завет претерпел в ходе веков многочисленные изменения и серьезную редактуру. Многое было изъято из текстов, а кое-что добавлено. Кроме того, при переводе с одного языка на другой в Новый Завет могли закрасться и невольные ошибки. Что же говорят о Христе и Марии Магдалине неканонические Евангелия? Что же можно утверждать в поддержку версии, что Иисус имел с Марией Магдалиной интимную связь, либо они состояли в браке?

Евангелия повествуют, что Мария Магдалина была последовательницей Иисуса Христа, она поддерживала его, используя свои материальные возможности (вероятно, она была богатой женщиной). Она была также одной из первых, кто обнаружил пустую гробницу Иисуса (Марк 16,9). После своего воскресения Иисус поручил именно ей сообщить апостолам эту радостную весть. Поэтому в гностической традиции ее часто называют "апостолом апостолов".

Но в древнем и средневековом христианстве существовали и другие верования. Так, в 1208 году на юге Франции были приговорены к смерти еретики, провозгласившие Марию Магдалину "Матерью чаши Грааля". По их представлениям, Иисус был женат на Марии Магдалине, причем последняя была беременна в тот момент, когда Христа распяли, причем распяли не на Голгофе, а в Кумране. Мария Магдалина же вместе с ребенком (нет точных данных мальчик это был или девочка) отправилась на юг современной Франции, где и скончалась. А тайное учение, переданное ей, сохранили рыцари-тамплиеры.

Cреди ученых уже давно идут дебаты по поводу того, был ли Иисус женат и если да, то на ком. Так, в 1970 году пресвитерианский пастор и теолог Уильям Филипс выпустил противоречивую книгу под названием: "Был ли Иисус женат". Его мнение – "да", потому что неженатый мужчина-иудей того времени становился в обществе чуть ли не изгоем. В 60-е и 70-е годы появились различные произведения, в том числе и известная рок-опера "Иисус Христос-суперзвезда", где говорилось о том, что Иисус и Мария Магдалина имели сексуальные связи, а в фильме Мартина Скорцезе: "Последнее искушение Христа" есть откровенная сцена на эту тему. Из художественной литературы можно также выделить «Евангелие от Иисуса» Жозе Сарамаго и «Код да Винчи» Дена Брауна. В этих произведениях Мария Магдалина представлена близкой спутницей Иисуса, а в романе Сарамаго имеется несколько десятков страниц, описывающих даже их сексуальные отношения.

Однако серьезное научное внимание к этой проблеме привлекло открытие так называемого "Берлинского кодекса", найденного в Египте в 1896 году, но переведенного только в середине 50-х, вместе с известными рукописями Мертвого моря.

Эти кодексы содержали, помимо прочего, апокрифические "Евангелие от Марии", "Софию Иисуса Христа" и "Евангелие от Филиппа". Долгое время им не придавали большого значения, но в последние годы эти рукописи стали предметом пристальных исследований библеистов.

В "Евангелии от Марии" о Марии Магдалине говорится как о персоне, получившей особые знания от Иисуса. В частности, в тексте Евангелия есть такие слова: "И сказал Петр Марии: "Сестра, мы знаем, что Спаситель любил тебя более иных женщин". В "Евангелии от Филиппа" ее описывают так: " Три женщины постоянно сопровождали Господа: Мария, мать его, ее сестра и Магдалина, которую называли сподвижницей". Именно на основе последнего пассажа многие исследователи делают вывод, что Иисус и Мария Магдалина были супругами.

Между тем, гораздо более распространена концепция о том, что вне зависимости от того, состояли ли они в браке, Мария Магдалина была для Христа также важна, как и апостол Петр. Ее тоже можно назвать апостолом, но история о ней еще в 5 веке была изъята из библейского канона. И эту идею уже в наши дни активно популяризует "Код да Винчи".

"Церковники нападали на Марию Магдалину вовсе не из-за того, что она была "миссис Иисус", – утверждает либеральный богослов Джон Доминик Кроссан. – А потому, что она была рядом с апостолами и Христом, а Церкви всегда хотелось показать женщинам их место". Cам Кроссан, кстати, не считает, что Иисус был женат, поскольку был столь беден, что не мог самостоятельно кормить семью – аргумент, надо сказать, весьма сомнительный, особенно если учесть, сколько Иисус путешествовал, получая посвящения в различные школы и ордена.

В любом случае, большинство исследователей сходятся на том, что в 4 веке, когда император Константин обратился к христианству, церковные иерархи активно пытались ограничить ведущую роль женщин в христианских общинах. В 325 году на Никейском соборе в угоду догмату о божественности Иисуса канон священного Писания был составлен без таких книг, как "Евангелие от Марии", в которых говорится о большой роли Марии Магдалены в служении Иисуса. А сам он предстает не столько как "Сын Божий", сколько как духовный учитель и наставник на пути саморазвития.

Консервативные теологи придерживаются мнения, что подобные тексты составлялись в общинах еретиков и не имеют значения первоисточников. А все попытки поднять роль женщин в церквах в апостольские времена до значения двенадцати сподвижников Христа не имеют под собой никакого обоснования. Их роль была всегда второстепенной. Кроме того, в библейских материалах не встречается никаких упоминаний об активном служении Марии Магдалины. Более того, в 5 веке, уже после Никейского собора, Папа Григорий Великий в пасхальной проповеди назвал Марию Магдалину воплощением греховности. По его мнению, блудница, упомянутая в Евангелии от Иоанна в главе восьмой, и есть Мария Магдалина. Можно сказать, что в те времена христианство окончательно прощалось с феминизмом.

В Евангелии от Филиппа о возможной связи между Иисусом и Марией Магдалиной сказано еще более туманными словами. В частности, там говорится, что Иисус «любил ее более других учеников» и часто «целовал ее в губы» (63:33-36); мужчины же – ученики Христа – были недовольны его поведением. Хотя слова эти не содержат прямого указания на фактическое супружество или сожительство, Мария в коптском тексте именуется словом koinonos, который некоторые переводчики переводят как «спутница».

 

В «Евангелии от Марии (Магдалины)» мы находим отсылку к тому факту, что Магдалина была реципиентом откровения, к великой досаде мужчин – учеников Христа. В этом Евангелия мы находим слова о том, что апостол Андрей и Петр усомнились, что Мария Магдалина действительно видела воскресение Христа, чем доводят Марию до слез. Другой же ученик Иисуса – Левий (евангелист Матфей) заступается за Марию, укоряя Петра:

 

«Андрей же ответил и сказал братьям: <Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала. Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли>. Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей. Он спросил их о Спасителе::<Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться и все слушать ее? Предпочел он ее более нас?> Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: <Брат мой Петр, что же ты думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?> Левий ответил и сказал Петру: <Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель> (Евангелие от Марии 17:10 – 18:1-20).

 

Из содержания этого текста следует, что женщинам-сподвижницам Иисус придавал куда более высокий статус, чем нас в том старались уверить, однако это не проливает света на вопрос о том, были ли Иисус Христос и Мария Магдалина супругами. С другой стороны, согласно еврейским законам, Иисус, достигнув зрелого возраста, обязан был иметь жену. Более того, «Евангелие от Филиппа» дает нам указания на то, что брачный чертог является одним из таинств того учения, которое проповедует сам Иисус. Мог ли истинный Учитель проповедовать то, чего сам избегал осуществлять на практике? Каково было бы доверие к нему его учеников, если бы он говорил одно, а делал другое?

 

В этой связи напрашивается вывод о том, что Иисус и Мария Магдалина могли состоять в законном браке, но этот вывод все же мы делаем в виде гипотезы, которую склонны отстаивать.

 

 

 


Оглавление

22. Часть 1. Жизнь. Глава 3. Служение. Иисус и Иуда.
23. Часть 1. Жизнь. Глава 3. Служение. Иисус и Мария Магдалина.
24. Часть 1. Жизнь. Глава 3. Служение. Чудеса.
Акция на подписку до 1 июня

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.




Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за март 2022 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?
Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!