HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Александр Либиэр

Творчество Бога

Обсудить

Монография

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 11.12.2009
Оглавление

9. Часть 1. Глава 2. Теория реинкарнации. Критика теорий, отрицающих бессмертие души.
10. Часть 1. Глава 2. Теория реинкарнации. Основные письменные источники, указывающие на бессмертие души.
11. Часть 1. Глава 3. Учение о карме. Классификация типов карм.

Часть 1. Глава 2. Теория реинкарнации. Основные письменные источники, указывающие на бессмертие души.


 

 

 

Учение о реинкарнации своими корнями уходит в глубокую древность. Основные его положения по преданию были переданы Творцом самому Адаму. Поэтому мы видим, какое важное место занимает это учение в каббалистической традиции. Учение о реинкарнации мы находим также в древнеиндийских Ведах, Пуранах и Упанишадах. Особенно отчетливо основные идеи этого учения изложены в «Бхагавадгите» и «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста».

 

 

Бхагаватгита.

 

Вот наиболее яркие цитаты из этой книги, констатирующие факт существования реинкарнации:

 

«Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так в момент смерти она переходит в другое тело» (Бхагавадгита, 2.13);

 

«Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное» (Бхагавадгита, 2, 22);

 

«После многих рождений и смертей тот, кто действительно пребывает в знании, вручает себя Мне (Богу), познав Меня как причину всех причин и причину всего сущего. Но редко встречается такая душа» (Бхагавадгита, 7,19). 

 

 

Изумрудная скрижаль.

 

«Из единой Души, Души всего, вышли все остальные души… Многочисленны превращения этих душ, одних – к более счастливой судьбе, других – к судьбе противоположной… Потому что души ползающих переходят в души водных животных, души водных животных – в животных земных, души земных животных – в летающих, души летающих переходят в людей, и, наконец, людские души входят в бессмертие через превращение в демонов, а затем в этом состоянии переходят в сонм божеств… И такова самая совершенная слава души. Человеческая душа, не всякая душа, говоря по правде, а только набожная, является как бы и демонической и божественной. Такая душа, когда она отделяется от тела после набожной борьбы («набожная борьба» означает – познать божество и не причинять зла никому из людей), вся целиком становится Разумом. И напротив, душа нечестивая остается на уровне своей натуры, наказывая себя и стараясь найти новое тело, в которое она могла бы войти, но тело человеческое, так как никакое другое тело не смогло бы вместить человеческую душу, и божественный порядок запрещает, чтобы человеческая душа низверглась в тело животного, лишенного разума. Таков закон Бога, по которому человеческая душа защищена от столь великого оскорбления».

 

 

Библия.

 

Учение о реинкарнации было широко распространено во все века. Распространение это происходило в основном в эзотерических кругах – Каббале, Йоге, Гнозисе, Суфизме, Дзэне и Даосизме. Но очень многих людей мучает один вопрос: почему ортодоксальное христианство не приняло учения о реинкарнации и считает эту доктрину еретической? Причем под термином «ортодоксальное христианство» мы понимаем тот круг людей, которые придерживаются доктрины, установленной отцами христианской церкви, и изложенной в ее догматах.  

 

Размышляя об отношении ортодоксального христианства к учению о реинкарнации, мы должны всегда помнить очень важный факт: сама доктрина ортодоксального христианства возникла далеко не сразу. Взгляды первых христиан во многом отличались от взглядов современной церкви. Интересен и тот факт, что в самом ортодоксальном христианстве мы и сегодня не видим идеологического единства. Так православное христианство признает только те догматы, установление которых происходило только на первых семи Вселенских соборах, в отличие от католицизма, признающего догматы всех двадцати Вселенских соборов. Мы видим также, что список книг православной Библии несколько отличается от списка книг католической Библии. Если же мы обратимся к протестантской линии христианства, то придем к большому удивлению, обнаружив в нем неприязнь многих догматом католичества и православия, а также наличие в протестантизме огромного количества разветвлений, которое само за себя говорит нам об отсутствии в протестантизме единой общепринятой доктрины. Более того, можно сделать вывод, что единой общепринятой доктрины нет и в самом христианстве (лучшим подтверждением этого мнения является факт, свидетельствующий о различии символов веры и катехизисов, установленных в христианских конфессиях).

 

Напрашивается вопрос: почему же ортодоксальное христианство, не имея единой общепризнанной доктрины, проявляет единую установку по отношению к теории реинкарнации, проявляющуюся в неприязни к этому учению и причислению ее к разряду еретических учений. Ответ очень прост. Связано это с тем, что учение о реинкарнации было причислено к ересям в 533 году, созванном в Константинополе императором Юстинианом. Интересно, что само это событие многими историками рассматривается не как религиозное, а как политическое мероприятие. Дело в том, что авторитет этого собора на первых порах неоднократно осуждался самими отцами Церкви, т.к. на этом соборе присутствовали в основном восточные епископы, которые были полностью подвластны императору. Большинство западных священников отказались принять участие в соборе. Саму акцию Юстиниана по анафемствованию учения о реинкарнации некоторые историки объясняют желанием императора объединить свою империю за счет объединения церквей вокруг единого учения. Отсутствие единой общепризнанной доктрины в ортодоксальном христианстве приводили к разделению. Вот почему Юстиниан собрал всех епископов, над которыми у него была власть, и оказал на них все возможное давление для того, чтобы они анафемствовали некоторые из наиболее противоречивых учений. Всего на соборе было принято пятнадцать анафем против различных учителей и их последователей. Но как видим, тенденция к упрощению христианской доктрины не смогла принести ожидаемого результата, т.к. а тенденция к расколу христианских церквей в наше время достигла своего наибольшего развития. Анафема же, наложенная на учение о реинкарнации, сделала свое пагубное дело: со временем западные церкви (католическое христианство) приняли постановления Константинопольского собора, по причине чего мы имеем сегодня такое отрицательное отношение христианской ортодоксии к теории реинкарнации.

 

Многие высокообразованные верующие люди, понимая, что теория реинкарнации ни в чем не противоречит учению Христа, спрашивают о том, почему Христос сам никогда не говорил о реинкарнации. Я думаю, что здесь имеется несколько причин, объясняющих данный факт:

 

1) Иисусу Христу было необходимо в первую очередь научить людей самому главному закону жизни – закону любви, исполнение которого дарует человеку спасение;

 

2) на объяснение сущности феномена реинкарнации у Христа просто-напросто не было времени, т.к. Он прекрасно знал, что Ему, согласно ветхозаветным пророчествам, отведено на земле очень мало времени для выполнения Его главной миссии – претворения искупительной жертвы, примиряющей человека с Богом, твари с Творцом. Кроме того, согласно традиции эзотерического христианства, мы знаем, что после Своего воскресения Иисус Христос открыл Иакову, Иоанну и Петру основы гнозиса (тайного эзотерического учения христианства), в котором изложены основы реинкарнации наряду со многими другими сложными вопросами;

 

3) если бы учение Будды было ложным, и реинкарнационная доктрина не соответствовала бы действительности, то Христу было бы достаточно произнести одну фразу, обличающую их ложность. Но мы нигде в канонических Евангелиях не находим подобного обличения. Более того, мы приходим к выводу о том, что Христос прекрасно знал о реинкарнационной доктрине с ее кармическими законами и о самом учении Будды, т.к. в некоторых Его изречениях они отражены словно в зеркале (напр., Мф.6:33; 7:2; 12:33-35; 16:13-14; 17:9-13; Лк.12-34; 17-21).

 

 

*   *   *

 

Несмотря на то, что Библия не раз подвергалась редакторской правке, мы все равно находим в ней те немногие места, которые указывают нам на то, что многие авторы, представленные в ней (особенно вошедшие в свод Нового Завета), принимали теорию реинкарнации в качестве истинного учения. В Ветхом Завете мы имеем цитаты подтверждающие учение о бессмертии души. Основные из этих цитат мы уже рассмотрели выше. Явных цитат в пользу реинкарнации там нет, как нет, впрочем, и цитат опровергающих теорию реинкарнации. Зато Новый Завет представляет нашему вниманию более богатый арсенал цитат, на основании которых мы приходим к выводу, что теория реинкарнации и вера в ее истинность были весьма обычными явлениями. Примечательным фактом является то, что многие из этих цитат исходят из уст самого Иисуса Христа. Вот эти основные цитаты.

 

1.О самом механизме реинкарнации и смысле этого процесса мы читаем у апостола Павла:

 

«Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не видением, – то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа, и потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодным; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2-е Кор. 5:6-10).

 

Поразительно как ортодоксы смогли просмотреть данную цитату. Ведь известно, какое высокое место в ортодоксии (в экзотерическом христианстве) занимали послания апостола Павла.

 

2. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа святого, не простится ему не в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31-32; см. также аналогию Мк.3:28-29, Лк.12:10).

 

Данные слова Иисуса о том, что хула на Духа Святого не простится человеку в будущем веке можно расценивать как указание на последующую реинкарнацию для человека. Ортодоксия же расценивает эти слова как указание на то, что за данный грех человека ожидает ад после его смерти, хотя на мой взгляд для подобного рода вывода было бы больше оснований, если вместо термина «век» в устах Иисуса прозвучал термин «мир», т.к. первый термин все же больше соотносится с бытием по эту сторону существования, т.е. с жизнью в нашем физическом мире.

 

3. «Пришед же в страны Кесари Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков» (Мф.16:13-14).

 

Данный пассаж из Евангелия от Матфея указывает нам, что для иудеев идеи реинкарнации не были чуждыми. Иначе как понимать, что некоторые из них почитали Иисуса за Илию или Иеремию, т.е. тех пророков, земной век которых уже давно закончился?

 

4. Утверждение Иисуса, что Иоанн Креститель есть Илия, который согласно пророку Малахии (Малахия 4:5) должен придти на землю в качестве знамения о приближении Судного Дня:

 

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его; ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф.11:12-14);

 

«И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф.17:10-13; см.также аналогию Мк.9:11-13).

 

Ортодоксия объясняет этот пассаж следующим образом. Мы не имеем права считать Иоанна Крестителя очередной инкарнацией Илии, т.к. во-первых, Илия был взят на небо еще при жизни(4-я Царств 2:1-12), во-вторых, потому что сам Иоанн не признавал себя Илией (см.Ин.1:19-21). Поэтому слова Иисуса следует понимать лишь в символическом ракурсе. Все бы было логично, если бы сам Бог через пророка Малахию не указал на имя Илии, который должен придти на землю как знамение скорого Суда. Возникает вопрос: почему Бог через пророка Малахию не указал нам имени Иоанна Крестителя? Получается, что либо Иисус заблуждается, когда говорит своим ученикам, что Иоанн Креститель есть Илия и, следовательно, Илия еще должен придти на землю в том теле в котором был взят на землю, либо нам приходится признать что тело Иоанна Крестителя явилось очередным инкарнационным плацдармом для души Илии. Что же касается аргумента, что Иоанн не признавал себя очередной инкарнацией Илии, то это может быть объяснено тем распространенным явлением, что большинство людей не помнит своей прошлой инкарнации. Иисусу же, посвященному во многие (если не во все) тайны небесные было известно, что Иоанн Креститель являлся очередной инкарнацией Илии.

 

5. «И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:1-3). Данный пассаж из Евангелия от Иоанна является наиболее веским свидетельством в пользу учения о реинкарнации (а также учения о карме). Иначе как можно понимать слова учеников о том, кто мог согрешить – сам слепорожденный или родители его. Спрашивается: когда же мог согрешить человек, что получил такой недуг в наказание как слепота от рождения? Интересно, что сам Иисус не отрицает возможности получения слепоты от рождения в качестве отработки своей кармы (т.е. грехов из прошлой жизни). Он просто говорит, что в слепоте данного человека не повинен ни сам этот человек, ни его родители и что слепота эта прописана самим Богом, чтобы показать людям чудодейственную силу Иисуса.  

 

Это, пожалуй, основные свидетельства Нового Завета, которые я хотел предоставить вниманию читателя в качестве аргументов в пользу теории реинкарнации.

 

 

Коран.

 

Наконец, необходимо сказать, что и священная книга мусульман – Коран – не обделена цитатами, свидетельствующими о реинкарнации. Цитат этих те столь много, но я не могу не обратить здесь на них внимание читателя.

 

1.      «Как вы не веруете в Аллаха? Вы были мертвыми, и Он оживил вас, потом Он умертвит вас, потом оживит, потом вы будете к Нему возвращены» (Коран 2:28).

      

2.      «Вы знаете тех из вас, которые нарушили субботу, и Мы сказали им: «Будьте обезьянами презренными!»». (Коран 2:61).

      

3.      «Скажи: “Не сообщить ли мне вам более злостное, чем это, по награде у Аллаха? Тот, кого проклял Аллах и на кого разгневался, и сделал из них обезьян и свиней, и кто поклонялся тагуту. Эти – злостнее по месту и более сбившиеся по ровному пути”» (Коран 5:60).

 

4.      «А кто был слеп в этой (жизни), тот и в будущей – слеп и еще больше сбившийся с пути» (Коран 17:74).

      

5.      «Из нее (т.е. из земли, – А.Л.) Мы вас сотворили и в нее вас вернем и из нее вас изведем другой раз» (Коран 20: 57).

 

6.      «А ведь Аллаху принадлежит и последняя жизнь и первая» (Коран 53:25).

 

7.      «И Аллах взрастил вас из земли растением, потом возвращает вас в нее и выводит изведением» (Коран 71:17-18).

 

Интересно, что в ортодоксальном мусульманстве дела, касающиеся теории реинкарнации, обстоят подобным образом, как и в ортодоксальном христианстве. Возможно, это объясняется преемственностью экзотерических традиций; возможно, это объясняется общим подходом всякой ортодоксии к упрощению интерпретаций священных текстов; возможно, этому есть какое-либо другое объяснение. Мы не станем здесь касаться этого вопроса, т.к. не считаем себя достаточно компетентными в этой области знания. Укажем только, что в мусульманстве все же есть несколько течений, которые признают учение реинкарнации. Эти течения, как правило, принадлежат к эзотерическому крылу мусульманства. Наиболее известным из них безусловно является суфизм. 

 

Из приведенных выше цитат из Корана становится ясно также, что в инкарнационный процесс включены все души нашего мира – от растительной до человеческой. В этой связи напрашивается вывод о том, что эволюционное развитие человека – это, прежде всего, развитие его души, т.е. подъем ее с растительного уровня бытия на вышестоящие. В суфизме есть положение о том, что вышестоящий над человеком уровень бытия – это бытие ангелов. Поэтому тот человек, который сможет разорвать круг сансары своей души обретает нетленное тело ангелов и наследует Царство Небесное. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: “поглощена смерть победою”» (1 Кор.15:51-54).

 

 

*   *   *

 

Наконец, необходимо привести несколько аргументом от противного, призванных свидетельствовать в пользу теории реинкарнации. Эти аргументы рождаются естественным образом, если признать учение ортодоксального богословия об одной жизни на земле, о воскрешении и Суде как истинное. 

 

Если допустить, что земное существование человека – только начало, и это начало должно послужить началом для вечности, то такое начало во многих случаях нужно признать лишенным здравого смысла и вопиюще несправедливым. Если начало несправедливо, то какого конца, какой вечности может ждать для себя человек, обиженный в начале?

 

Если один человек рождается прекрасным, умным, обладающим талантами, а другой – уродом и ни к чему не способным идиотом, то о каком вечном блаженстве может быть речь для одного и для другого, раз оба они должны будут воскреснуть в тех самых физических телах, в которых они однажды жили? Для первого из них земная жизнь была блаженством и вечность будет блаженством, для второго – его уродство или слабоумие исключает возможность блаженства и осуждает на вечную муку. Если уродливый человек часто тяготится своим уродством в течение своей короткой земной жизни, то каким образом он будет наслаждаться вечным блаженством, если он должен воскреснуть таким же уродом, каким он был?  

 

По этой теории вечным блаженством в вечной жизни могут наслаждаться лишь избранные, лишь родившиеся хорошими, прекрасными, умными. Урод должен наслаждаться своим уродством, слепорожденный своей слепотой, а горбатый – своим горбом. Такое вечное наслаждение равносильно вечной муке, и такая вечность и блаженство не могут быть приемлемы никем, кто хоть сколько-нибудь недоволен собой и своими физическими и нравственными недостатками, ибо выходит, хочешь или не хочешь, а наслаждайся тем, чем ты обладал однажды в жизни. Где тут логика, где тут смысл, где тут премудрость Творца, о которой говорят ортодоксы? Куда по этой теории должны будут попасть слабоумные, которые живут полуживотной жизнью? Если в вечную муку, то за что? Разве они виноваты, что родились слабоумными и не могли ничего сделать для своей вечности? Если в вечное блаженство, то почему? Ведь они, благодаря слабоумию, ничего не смогли сделать для своего совершенства. Какой будет рай и какая будет разница между совершенством новой жизни и несовершенством временной земной жизни, если там будут находиться уроды и идиоты?

 

Люди умирают в различном возрасте. Один человек умирает в расцвете сил и молодости, другой в истощенной болезнями старости, а иной – только что родившись. При воскресении в своих прежних физических телах здесь опять явное преимущество для одного, тягость для другого и беспомощность для третьего. Умершие от болезней и старости и только что родившиеся нуждаются в уходе. Кто же должен вечно за ними ухаживать? Младенцы, кроме того, нуждаются в няньке. Если предложить самой нежной и любящей матери вечно нянчить младенцев и вечно иметь дело с пеленками, то от такой вечности она, скорее всего, откажется. Откажется от нее и нуждающийся в уходе старец, и обладающий уродством человек…  

 

Может быть, ортодоксы возразят, что старец окрепнет и младенец возмужает и оба не будут нуждаться в вечном уходе за ними. Если с первым положение можно согласиться, то второе вызывает неразрешимые противоречия. Если младенец может возмужать, то он может и состариться, а если он может состариться, то он может и умереть. Что же тогда останется от вечности? Вот к каким бессмысленным положениям приводит бессмысленная теория об однократном человеческом существовании и о воскресении из мертвых в прежних физических телах. Христианские проповедники и теологи этих вопросов стараются обойти стороной, ибо не могут дать на них хоть сколько-нибудь удовлетворительных ответов.

 

Если же допустить тот факт, о котором говорит апостол Павел в Первом послании к коринфянам («Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» 1Кор.15:51-53), что после воскрешения из мертвых праведные получат новые физические тела, которые будут нетленными, но принимать его не в свете теории реинкарнации, а в свете ортодоксальной богословской теологии, то с необходимостью возникает вопрос: за какие такие заслуги бывший урод, к примеру, должен унаследовать новое преображенное тело? За то, что он страдал при жизни? Но по какой причине было это страдание? Кто виноват в его страданиях? Его родители? Бог, который допустил, чтобы человек родился в мир физическим уродом? Не лучше тогда было бы совсем не родиться в этот несправедливый и несовершенный мир?! Но у нас не спрашивают нашего согласия родиться в этом мире, ответят ортодоксы. Но тогда и родиться в этом мире не имеет смысла, возражу я им. И каждый родитель для меня является весьма гнусным человеком, допустившим такую несправедливость – родить в этот несовершенный мир своего ребенка, который должен всю свою жизнь терпеть весь этот абсурд бытия и злостную насмешку мира. Если нет смысла в рождении детей, тогда нет смысла и самом существовании человека в этом мире. И если мое рождение в этот мир явилось самой большой ошибкой, которую допустили мои родители, тогда самый честный и правильный поступок, который я могу совершить в этой жизни – это самовольно изъять себя из этого мира и исправить нелепую ошибку моих родителей, а самоубийство станет единственным смыслом моей жизни.  

 

Но я не могу прийти к подобного рода выводам, т.к. верю в реинкарнацию. А в свете этой теории, рассмотренные выше проблемы выглядят совершенно иначе.

 

 

 


Оглавление

9. Часть 1. Глава 2. Теория реинкарнации. Критика теорий, отрицающих бессмертие души.
10. Часть 1. Глава 2. Теория реинкарнации. Основные письменные источники, указывающие на бессмертие души.
11. Часть 1. Глава 3. Учение о карме. Классификация типов карм.
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!