HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Литературная критика

Ещё одна глава «петербургского текста» (о романе В. Захарцова «Винтажъ»)

Обсудить

Рецензия

 

Автор – Галина Шпилевая

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за март 2024:
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 

На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: партнерский материал, 26.03.2024
Иллюстрация. Автор: Виталий Захарцов. Название: «Фрактал 73». Источник: https://newlit.ru/

 

 

 

Виталий Захарцов «Винтажъ». – М., Стеклограф, 2023.

 

 

Тянется летопись петербургского текста, каждый новый роман – как новая глава в эту бесконечную книгу. Своё исследование этого феномена Владимир Топоров начинает со слов:

 

И призрачный миражный Петербург («фантастический вымысел», «сонная грёза»), и его (или о нём) текст, своего рода «грёза о грёзе», тем не менее принадлежат к числу тех сверхнасыщенных реальностей, которые немыслимы без стоящего за ними целого и, следовательно, уже неотделимы от мифа и всей сферы символического.

 

Виталий ЗахарцовЭти слова как нельзя лучше характеризуют второй роман писателя Виталия Захарцова «Винтажъ», выпущенный через год после первого (справочно: дебют этого автора можно считать удачным: лонг-лист «Большой книги – 2023»). Выпустило это произведение московское издательство «Стеклограф».

Название, конечно, дано этому произведению не без кокетства: наличествует староорфографический «ер». Впрочем, книгу надо дочитать до конца, чтобы увидеть, как эта буква определяет не только другие буквы, но и дух захарцовского творения. А дух здесь, да, такой, как надо: миражный, потусторонний, питерский. Хотя поначалу мистики как бы ничего и не предвещает: перед нами молодой филолог Алексей Симутин, который оканчивает один из питерских вузов и готовится поступить в аспирантуру. Действие разворачивается в относительно вегетарианские нулевые – без их «военных слухов». Словом, всё довольно идиллично: впереди у Симутина краснодипломные госэкзамены, виды на диссертацию, большие научные планы (герой то и дело надевает «круглые профессорские очки, намекающие, что этот парень далеко пойдёт»), устроенный провинциальными родителями питерский быт… «Эта дорога пряма, как школьный коридор», – говорил поэт, тоже внёсший свой вклад в литературно-петербургскую миражность.

И вот когда система находится в равновесии, Город делает свой первый ход. Симутин в кафе знакомится со странной барышней, которая совершает такие поступки, какие современные барышни не совершают. И говорит так, как современные барышни не говорят. Не то чтобы прямо-таки мистика, но необъяснимое от параграфа к параграфу всё с большей настойчивостью прокрадывается в этот текст. Ну вот хотя бы такой эпизод:

 

Лошади, позвякивая, влекли «бричку» по набережным и мостовым, закатывали в тихие, давно замершие дворы, но никогда не повторялись, слово хотели перелопатить всё пространство этого уснувшего города. Наконец остановились около Алексеева подъезда.

– Но как это возможно?! Откуда они узнали?!

– Сейчас объясню, – учительственным тоном произнесла Альбина, – дело в том, Алексей, что ваше рождение – это секретный проект КГБ. В лаборатории чекисты как-то модифицировали ваш генетический код, чтобы вы, войдя в определённый возраст, смогли стать сверхчеловеком. То есть обрели возможности, недоступные другим людям. Например, могли бы съесть за раз пятьсот эскимо. Разумеется, я, как офицер, ведущий ваше дело, и Антон Семёнович, полковник КГБ, стоявший у истоков эксперимента, в деталях знаем, где вы живёте, как вы живёте, когда вы живете… Шучу.

– Шутите? – недоверчиво спросил Симутин, кутаясь в пальто и ожидая подвоха.

– Да, – она рассмеялась, словно кто колокольчиком прозвенел, – на самом деле кони – в обонятельном смысле очень чувствительные животные. Они прекрасно улавливают изменение гормонального статуса, в частности, кортизол. Ну, флюиды волнения. В тот момент, когда вы оказались около родного дома, организм стал быстро вырабатывать эти вещества, кони их почувствовали и остановились.

– Мда-а… – скрёб в затылке Симутин. – Не знаю даже, какое из объяснений более правдоподобно...

 

Не пересказывая сюжет, отметим, что развитие событий «предсказано» автором уже в самом начале. Знатоки творчества Михаила Щербакова без труда продолжат строку, вынесенную в эпиграф: «Мне с вас смешно...» («Пешком с востока стремясь на юг...»). Следующая строка: «Ведь я-то умер уже давно». В конце романа всё переворачивается с ног на голову. Если ретроспективно отхлеснуть текст, то с учётом финала становятся понятными многие странности, которые читатель проглатывает походя, особо на них не застревая. А зря. В деталях-то всё и кроется.

Можно сказать и так: в «одном флаконе» мы имеем два романа. Первый, реалистический и, если так можно выразиться, рациональный, считывается при первом проходе. Второй – иррациональный – открывается только с учётом эпилога. Роман-омоним: звучит одинаково, а смысл разный. И чтобы открыть эти вторые смыслы – надо быть очень внимательным, если не сказать – бдительным. Роман-шарада для любителей изощрённого подтекста.

Для стилистических задач, которые решает Виталий Захарцов, очень важно и то, что герой – филолог. Текст просто перенасыщен отсылками к русской классике, да и к филологической терминологии тоже. Взгляд на мир – глазами без пяти минут аспиранта: «Симутина накрыло такое лингвистическое переедание, что шаги голоногих мини-юбочных девушек виделись ему не шагами-ногами, но циркумфлексами, а удивлённые брови незнакомок казались тильдами назализации».

По жанру это произведение – трагикомедия. Некоторые места могут рассмешить до слёз, другие можно назвать «слёзными», но уже по другой причине. Конёк Захарцова – лингвистическая игра. Текст просто перенасыщен этой словесной «эквилибристикой», особенно выделяется герой по кличке Серый (Сергей Безыменский), который фактически разговаривает афоризмами: «Смерть – это антиметафора. То есть смерть – это место, где всё воочию явлено, и не нужно искать аналогий», «то, что нельзя ухватить логикой, если кто и выскажет, так только женщина», «только память и искусство имеют власть над временем. В выученном стихотворении эти две силы сходятся», «Истинное творчество есть непрерывное предощущение красоты», «недостатки жениха компенсируются его достатком» и т. д. Однажды, после появления «в кадре» песочных часов, Серый произносит: «организм мой работает, как часы, в том смысле, что песок сыплется». По изречениям Безыменского можно целый цитатник составить.

Словом, перед нами изощрённый, одновременно явно постмодернистский и подспудно мистический роман, который литературным гурманам, видимо, придётся по вкусу. Как говорит в одном из эпизодов сторож: «Самая изысканная интеллектуальная жратва».

 

 

 

Галина Александровна ШпилеваяГалина Александровна Шпилевая родилась в Воронеже. Окончила Воронежский государственный университет (филологический факультет). Доктор филологических наук, профессор кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы Воронежского государственного педагогического университета. Автор более 130 научных публикаций, 3 из них – монографии. Научные интересы – теория и история литературы (творчество А. С. Пушкина, Г. И. Успенского, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, В. С. Высоцкого, писателей XXXXI вв.).

 

 

 

Конец

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2024 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
216 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 15.04.2024, 15:02 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!