Игорь Литвиненко
Эссе
![]() На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
В числе парадоксов, которые трудно понять и принять, есть парадокс о вере и верности. Слова однокоренные и по смыслу вроде бы родственные, почти синонимы, но это только кажется, что между ними нет никакого конфликта. В том-то и дело, что конфликт есть – внутренний, глубоко спрятанный. И хотя проявляется он достаточно часто, мы не видим его и не знаем о нём, потому что не хотим его видеть и знать. На этом держится многое в жизни: не видим, не знаем – и хорошо, и спасибо, а то пришлось бы о чём-то сильно задуматься, от чего-то привычного отказаться, с чем-то непривычным согласиться, смириться. Аналогичный конфликт есть между мечтой и надеждой. Мы всегда живём надеждами, даже когда их мало или почти не видно. Мечтаем значительно реже, а почему? Полагаем мечтательность признаком легкомыслия и детства в душе? Да, серьёзные взрослые люди стесняются таких проявлений в себе, зато без стеснения соглашаются выглядеть деловыми и прагматичными, это сейчас так модно. Один популярный эстрадный артист недавно давал интервью и сформулировал очень точно: «Мечта – это просьба». Вдумайтесь... Именно просьба. И ещё неизвестно, как она отзовётся – будет ли исполнена или хотя бы услышана. Мечтать ведь можно и о несбыточном. В отличие от мечты, надежда ближе всё-таки к вере, а верим мы всегда в то, что сбыточно. И ловим знаки судьбы. Нас останавливают и завораживают переклички, совпадения, резонансы... Наша потребность в знаках судьбы так понятна и так простительна, хотя и наивна порой, и питается в основном суевериями, изредка предчувствиями, ещё реже – прозрениями и озарениями (эмпирическими обобщениями, если сказать по-научному).
У Николая Рериха есть поэтический цикл «Мальчику» – что-то похожее на проповедь или наставление. Если не ошибаюсь, никому не удалось повторить подобный литературный опыт – по форме и содержанию это текст уникальный. Может быть, немного похожий на древнеиндийские мантры. Неважно... Судя по времени сотворения строф (начало двадцатого века, когда автор был ещё очень молод), можно догадываться, что это было наставление самому себе – программа, заклинание и просьба одновременно. В предчувствии грядущей судьбы художник перебирал душевные приобретения и умственные накопления, не спеша раскладывал их и рассматривал – словно настраивал свой основной инструмент по каким-то невидимым камертонам. Как старательный ученик, проходил страницы и главы основного учебника жизни – и простые, и трудные для понимания, и такие, что только кажутся очень простыми, а на самом деле... Ну например.
Мальчик, вещей берегися. Часто предмет, которым владеем, полон козней и злоумышлений, опаснее всех мятежей. При себе носим годы злодея, не зная, что это наш враг...
Дальше – о том, что вещи, окружающие человека, сопровождающие его изо дня в день, несут иногда нешуточную опасность: они привязывают к себе, незаметно отнимают энергию, способны влиять на сознание и подсознание, диктовать свою волю и даже мстить.
Под страхом мести смертельной живёте вы долгие годы и в часы раздумья и скуки врага ласкаете вы. Если кто уцелел от людей, то против вещей он бессилен...
Знаки судьбы – ещё один сильный мотив в этой странной поэме. Получается так, что знаки враждебны вещам – приблизительно так же, как реальность враждебна мечтам, как верность способна вредить вере. Слабость к вещам развратительна для мечтающего сознания. Старость настигает человека не с возрастом, а по мере того как вещи заполняют пространство – и душевное, и околодушевное. Мечты расширяют пределы этих пространств, вещи сужают их.
Надеюсь, вы поняли главное: вещь – не обязательно материальный предмет. Это может быть плохо обдуманное или ошибочное убеждение, даже целое мировоззрение, основанное на таких убеждениях. Это может быть верность – но не живая, а застывшая, окаменевшая от привычки (привычка – самая опасная вещь), и тогда надо жертвовать верностью для сохранения веры, учинять неприятный, болезненный осмотр вещей, чтобы сдуть с них пыль, переставить в новый порядок, а некоторые вещи, у которых кончился срок годности, просто выбросить. Когда что-то существенное кончается (то есть перестаёт быть живым, полезным, насущным), оно превращается в вещь. Целая жизнь человека (или коллектива, или общества, или какая-то часть этой жизни) может превратиться в никому не нужную вещь, если периодически (а главное – вовремя) не подвергать её внешнему и внутреннему осмотру, не обдумывать заново то, что давно представляется ясным, не иметь мужества, чтобы решительно избавиться от первых же признаков собственного овеществления... Конечно, если бы это было легко, мы... [...]
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Производство деревянных вешалок. Нанесение логотипа на деревянные magazin-veshalok.ru. . Ответы юмонеи и оплата за рубежом. |