Н. Лондонский
Рассказ
В память о пьесе "Синяя птица".
Внизу, у фонтана, он щелкает фотоаппаратом, ловит кадры из жизни птиц и капель воды. Он считает, что самое важное – запечатлеть все это, чтобы взять с собой в полет. Птицы садятся ему на плечи, вспархивают с кудрей бронзового мальчика, летят от солнца, чтобы не испортить снимок. А солнце выстраивает своими лучами мозаики, в которых купаются воробьи, щекочет нос фотографа, раскрывает свои желтые крылья, передразнивая жадных до хлеба голубей. Фотограф смеется и чувствует себя совершенно свободным, и кружится в ласковом широком круге, а мои пальцы потом перебирают его нагретые черные волосы, немного грязные и растрепанные. Вчера ночью, после блеклого заката, умер мой птица-фотограф. Я видела его во сне, как он шел по коридору, освещенному голубым, касался стен, падал и поднимался, придерживая бархатный цилиндр. Волосы лезли в глаза, подушечки пальцев окрашивались в белый, покрывались больничной известкой. Потом он замер у пыльного фикуса, соскользнул вниз, измазав зеленый кафтан, улыбнулся и умер. И кафтан рассыпался в пыль, а вокруг засуетились женщины, прибежал усатый врач, наступил на упавший цилиндр, чертыхнулся и приказал его выбросить.
– Говорят, он душу продал за фото... – ...снимать только то, что ему хочется видеть. – Мне сказали, он вчера проявлял... – ...у принцессы его было такое платье из шелка...
Уже третий день он в Венеции, снимает дам в пышных платьях, господ в роскошных масках, смотрит через объектив на бусины жемчуга, слепнет от золотых нитей в корсетах, утопает в ласке шелка. Эти ленты и атлас, запах духов с нотками ванили и сандала, огромные чайные розы и созвездия огней по улице вниз. Смех – искрящийся, переливающийся, яркий, дерзкий. Голоса тысячи людей, сотни языков, десятки акцентов. И фотограф смеется, он счастлив, он покупает дорогое вино, садится на каменные лесенки, ведущие к черной воде, и замирает, широко распахнув глаза. Фейерверки! Взрывы искр, свист выпускаемого чуда в холодное небо, отвоевание территории у звезд. Канонада, бой, пушки по передовой противника! И вот серебряные рассыпанные крупицы тают в желтом, красном, зеленом, в спиральных огненных волнах, в рыжих горящих столбах!
А утром – снова больница с белыми стенами, снова уколы и разговоры с усатым врачом. Мой фотограф сидит с ним за одним столом, показывает вчерашние снимки и улыбается. И врач кивает, записывая в бумаге на дощечке тайны – он не любит эти снимки.
Возле больницы есть мусорка, огороженная с трех сторон ржавой сеткой. Там часто бродят собаки, выискивая еду. Сегодня он принес оттуда сломанную скрипку, как недавно принес оттуда кафтан и цилиндр. У скрипки трещина в лаковом корпусе, царапины на блестящей поверхности, струна порвана. Он прятал ее под кафтаном до обеда. А потом, встав на шаткий стул в столовой, заиграл. Бледная кожа казалась грязной в серых стенах, дождь вторил нотам, переплетался с ними, доигрывал партию, убирая фальшь. Фотограф играл и играл, рассказывая мелодией нам о лунной ночи, о желтом волшебном свете, о розовых цветках огня, о синей птице, которую непременно нужно найти. Если посадить ее в белую клетку, сковать крылья, подарить луну с неба, она погибнет. Но если напоить ее волшебным нектаром, дать в руки моменты из жизни Сказок, показать ее синим глазам и белым крыльям свободу, она запоет песню удачи... Скрипку приказали отнять.
Фотограф заболел. Он лежал неподвижно на старом диванчике, отвернувшись от меня. Он молчал очень долго, а потом стал рассказывать, что когда-нибудь улетит отсюда, расправив крылья. Птица будет парить высоко-высоко над землей, долетит до океана и опустится на берег, чтобы посмотреть закат. – Сначала закат будет желтым-желтым. А потом и небо, и вода окрасятся в малиновый, а я полечу в свою милую, теплую комнату... Там будут высокие окна, по вечерам лампа будет светиться сиреневым, будет пахнуть шалфеем и мятой... Он говорил еще очень долго – о белых льняных занавесках, об овальном зеркале в темной деревянной раме, о кресле в клетчатой материи – как у моей старой мамы в доме. Он показывал мне снимки на белой бумаге – не яркие и как будто давно сделанные. – А еще... там будет обязательно веранда с выходом в сад, полный розовых люпинов, как в нашем дворике. И голос становился все глуше и глуше, пока он не уснул, приложив к бескровным губам мои руки, а я смотрела в окно на залитый дождем грязный больничный двор с сворой собак.
– ...знаете, Доктор, он все говорит... – Я знаю, он бумагу раскладывает на столе. – Он сказал, на последних листках – принцесса в платье из шелка, а на других – Париж. – Там просто бумага. Белая. – А еще он сказал, что о нем говорят, как о птице-демоне... Что душу продал за новую, синюю, чтобы снимать то, что ему хочется видеть, а потом – улететь. – Он болен сестра, вы сделайте на ночь укол. – Да, но он так смотрит и просит почистить шляпу...
В белой комнате тихо и страшно. Цилиндр забран, и кафтан с золотыми пуговицами отнят. Но они появятся, стоит только перестать бояться... Черные волосы закрывают глаза, худые плечи не обнять руками. Белые одежды сковали тело, и можно только ужасаться расползающемуся бледному свету по клетке, забиваться в угол и закрывать глаза. Пытаться представить картину, снять ее во всех ракурсах... Лунный свет убивает, от него болеет синяя птица, а в памяти у нее – фотокарточки – память в дальнюю дорогу. С больничным двором, неожиданно заросшим розовым люпином. Если солнце светило во дворик, то он горел ровным огнем. С фортепьяно в концертном зале Парижа, в окружении красных портьер. С принцессой в шелковом платье и с милой улыбкой, с венком из померанцевых цветов. Вчера ночью умер мой фотограф. У него были белые крылья и синие глаза скованной птицы.
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист 12.09.2024 Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив! Егор Черкасов 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|