Лев Мадорский
РассказОпубликовано редактором: Вероника Вебер, 21.09.2012
Как говорит приятель, мои вкусы в живописи примитивно-традиционные. Изо всех -измов предпочитаю реализм. Поэтому, неловко признаться, но пошёл на выставку Петра Семёнова, художника-импрессиониста из Москвы, проходившую в Магдебурге, только потому, что имя и фамилия указывали на нашего соотечественника. Но на этот раз в небольшом зале, где было выставлено около тридцати полотен Семёнова, я провёл более двух часов. К некоторым картинам возвращался несколько раз. Художник был последователем Чурлёниса и балансировал на грани живописи и музыки. Картины назывались так же, как и музыкальные произведения. «Финал концерта Чайковского для фортепиано»: среди мраморных столбов, как Атланты, подпирающие небо, на тебя неслись светло-красные потоки света и радости. «Концерт для двух скрипок Вивальди ля минор»: голубовато-холодные водопады, пронизанные солнечным светом. «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь»: багровые блики огня, мечущиеся в ночи. Я смотрел. Думал. Вслушивался в себя. Иногда не соглашался. После осмотра подошёл к администратору выставки, молодому парню с серьгой в ухе. – Как можно связаться с художником? – Он болен. Но здесь его дочка. – И показал на полную женщину, сидевшую за небольшим столиком в углу зала. Я присел рядом. Представился сотрудником русскоязычной газеты. Спросил, что с отцом. – Он в больнице. Плохо с сердцем. Возможно, потребуется операция. Что вы хотите? Я не могу помочь? – Дочь художника говорила по-немецки без акцента. – Очень понравились картины. Хотелось познакомиться. Может быть, написать о выставке в газету. Мы помолчали. – Ваш папа из Москвы? Я тоже. Вы говорите по-русски? – Почти нет. – Она заметила мой удивлённый взгляд и добавила: – Это длинная история. Но если вам интересно, расскажу.
На выставке в этот день было мало посетителей. Старик, подолгу простаивающий возле каждой картины. Молодая, похоже, супружеская пара. Ещё два-три человека. Мы старались разговаривать вполголоса. Замечу сразу: в моей копилке историй о превратностях человеческих судеб, немецких и российских, перемешанных в вихре войны, эта – одна из самых удивительных. – Папа в пятьдесят втором году проходил военную службу в Магдебурге. В качестве художника. Его призвали с третьего курса художественного училища. В то время как солдатам, так и офицерам были строго запрещены контакты с местными немцами. Папа нарушил запрет и встречался с немецкой девушкой. Моей будущей мамой. Об этом узнало начальство. Отец попал на гауптвахту. А затем его выслали домой. Так быстро, что мама не успела сказать, что ждёт ребёнка. В это время старик присел к столу и стал что-то писать в книгу отзывов. Элиза (так звали дочь художника) замолчала и продолжила только, когда он кончил писать и отошёл. – Мне было три года, когда мама вышла замуж. Но вскоре умерла при родах. Отчим остался с двумя девочками. Сначала помогала бабушка. Когда сестре исполнилось полгода, он отдал нас в интернат с пятидневным содержанием. Отчим был неплохой, добрый человек. Работал рабочим на стройке. Но много пил. Однажды, видимо, был пьяный (я была ещё маленькая и толком ничего не знаю), упал с крыши и разбился насмерть. Нас с сестрой определили в детский дом. В Дессау.
Подошёл администратор, извинился: – Мы закрываемся. – Вас подвезти? – предложил я. Элиза не отказалась. Так что продолжение рассказа я услышал через полчаса. За чашкой кофе. Огромный ньюфаундленд, проживающий в квартире Элизы, почувствовал во мне собачника и тоже слушал, доверчиво положив голову мне на колени. По дороге узнал, что Элиза живёт с мужем. Занимается разведением породистых собак. Сыну двадцать лет. Он проходит воинскую службу. – Жить в детдоме, даже самом благоустроенном, не сладко, – продолжила рассказ дочь художника. – Ах, как мы завидовали детям, которые имеют родителей! Какие только сказки не придумывали о несуществующих папах и мамах. Что они живы. Скоро приедут и заберут нас домой. Наверно из этих сказок, когда мне исполнилось восемь–девять лет, и родилась идея фикс: найти папу. Часто по ночам я не спала, плакала и бесконечно повторяла шёпотом: «Папа, приди. Забери меня домой» Но папа не приходил. – Первый шаг для осуществления мечты я сделала, когда мне исполнилось пятнадцать. Надо найти подругу мамы, – посоветовала сестра. – Она, может быть, знает, с кем мама встречалась. Я уговорила воспитательницу отпустить меня на один день в Магдебург. Ходила по соседям, спрашивала. И нашла. Милая женщина. Она вспомнила, что мама встречалась c русским солдатом по имени Пётр. Художником по профессии. Но это мало что дало…
Ньюфаундленд с громким, радостным лаем бросился к двери. – Пауль пришёл, – сказала дочь художника. Вошел высокий, грузный мужчина в рабочей одежде, выглядевший усталым. Элиза представила меня. – Может, поужинаете с нами? Мне показалось, что это не совсем удобно, и я отказался. Конец истории Элиза рассказала кратко. Когда мы уже стояли в передней. – В восемнадцать лет я сняла квартиру в Магдебурге. Комендант части, где служил Пётр, сказал, что архивы находятся в Советском Союзе, и он ничем помочь не может. Но есть старшина-сверхсрочник, который служит с тех времён. Может быть, он помнит Петра. Старшина, действительно, вспомнил, что фамилия художника было Семёнов. И что он, кажется, из Ленинграда. Он посоветовал обратиться с запросом в Министерство обороны. Через полгода пришёл ответ: «Сведения о военнослужащих не разглашаются». Я была в отчаянии. Через пару лет cкопила денег на туристскую поездку в Ленинград. На неделю. В справочном бюро попросила дать адрес Петра Семёнова, двадцать девятого – тридцать первого года рождения, проживающего в Ленинграде. Таких оказалось сорок три человека. Всю неделю ездила по адресам. Много хороших людей, желающих помочь, повидала. Но… бесполезно.
– После Перестройки в девяносто первом году сделала повторный запрос в Министерство обороны. Переводила соседка, русская немка. Ужасно волновалась, когда та же знакомая через месяц читала ответ из министерства. На этот раз ответ был любезным. Указывался адрес папы и номер телефона. Но жил он не в Ленинграде, как говорил старшина, а в Москве. Позвонила сразу же. Соседка позвала к телефону папу и передала мне трубку. Я не могла говорить. Голос куда-то пропал. Спазмы сдавливали горло. С трудом произнесла по-русски: «Здравствуй, папа» и заплакала. У Лизы и сейчас на глазах выступили слёзы. Она отвернулась. Подошёл Папуль. Обнял её… Позже я навестил в больнице художника. Обошлось без операции. Он тоже рассказал о том памятном звонке Элизы. И тоже не смог удержаться от слёз.
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист 12.09.2024 Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив! Егор Черкасов 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|