HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Джон Маверик

Запах горького ветра

Обсудить

Сказка

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.08.2009
Оглавление


1. Глава 1
2. Глава 2

Глава 1


 

 

Наверное, с высоты город выглядел странно. Запутанный лабиринт из высоких стен и узких переулков; острые, черные башни, как иголки, втыкающиеся тонкими шпилями в прохладно-голубой шелк низко нависающего неба; в беспорядке громоздящиеся друг на друга тесные коробки домов. Утром неяркие лучи слегка золотили их, придавая грубому серому камню тепло-коричневый оттенок, а по ночам луна заливала мягким, струящимся серебром. И тогда вся картина становилась такой прозрачной и хрупкой, что, казалось, даже легкий порыв ветра способен разбить ее вдребезги, обратить в бессмысленную кучу призрачных, слабо светящихся осколков.

Наверное, не одна птица, пролетавшая над городом, задумывалась, для чего понадобилось людям возводить такое беспорядочное, лишенное простора и света сооружение. Они, птицы, многое видят и многое знают. Они знают, как восходит вверх густое тепло от нагретой солнцем земли и как разгорается чуть тронутый бледно-изумрудной зарей горизонт. Как отцветают травы и поднимается тонкая золотая пыль от дорог. И где рождаются мутные осенние дожди, и из чего состоят радуги. Они, должно быть, знают, где кончается город. Но люди этого не знали, для них он был бесконечен. А, может быть, он и вправду бесконечен и давно уже разросся на весь мир. И мысль эта, хотя и веяло от нее чуть заметной ностальгической грустью, была мила человеческому сердцу, как мысль о своей исключительности и превосходстве над всякой живой тварью на Земле.

Уже клонился к закату день, и неровные, заостренные верхушки стен полыхнули теплой желтизной, отбрасывая на пустынные мостовые города жемчужно-серые тени. Здесь было солнечно лишь в те немногие часы, когда дневное светило находилось в зените. Извилистые и узкие, как каньоны, улочки, на них не могли свободно разойтись даже два человека: одному приходилось останавливаться и прижиматься к стенке. Но Цвика любил их за иллюзию уединения, которую они давали. Он мог часами бродить, затянутый в липкую паутину бесчисленных поворотов и переулков, которые никогда не заканчивались тупиками, но бесконечно переходили друг в друга, как реки и ручьи, сливающиеся вместе; и за всю прогулку встретить лишь одного, от силы двух случайных прохожих, да и то незнакомых.

Боаз говорил, что это чистейшее безумие, тратить столько времени на бездумное шатание по улицам; столько драгоценного времени, которое они – с гораздо большей пользой – могли бы провести вдвоем. Он говорил: Цвика когда-нибудь нарвется на неприятности; в городе живет много самых разных людей, и никогда не возможно с точностью сказать, что у кого на уме. И не то, чтобы одинокие прогулки таили в себе реальную опасность; но это же так понятно, что Боаз беспокоится, он ведь любит Цвику, любит по-настоящему, вот только никак не может понять, что у него такое в душе творится. Что заставляет его жаловаться на одиночество, а потом убегать из дома и блуждать, подобно затерявшейся в кронах деревьев звезде, по бескрайнему лабиринту города, все глубже погружаясь в его манящий, таинственный мир, такой же запутанный и печальный, как и его собственные, Цвики, мысли. Цвика медленно поднимает глаза на серую, выщербленную стену, переходящую в облезлый, прогнивший забор с несколькими выломленными досками, покосившийся и наполовину заросший высокой, почти по колено травой. Они не знают, ни Боаз, ни остальные, что одиночество у него внутри.

Какое, однако, заброшенное место. Цвике невольно подумалось, что со времен постройки первых стен сюда никто не забредал. Белесая, растрескавшаяся от долгой засухи земля, взломанная кое-где пробившимися сквозь нее жесткими стеблями сорной травы... уродливые пробоины в заборе... А вот здесь, почти полностью прегораживая улицу, валяется бесформенная каменная глыба, очевидно, кусок стены. От таких уголков веет чем-то забытым и странным; к ним не хочется прикасаться, как не хочется прикасаться к почерневшей прошлогодней листве. И, наверное, нужно быть немного мазохистом, чтобы любить их, потому что прошлое всегда причиняет боль, пусть даже неосознанную.

Цвика подошел и опустился на начавший порастать шелковистым мхом обломок. Надо немного отдохнуть и быстро возвращаться домой, уже поздно. Боаз будет беспокоиться, он всегда переживает, когда его друг возвращается чуть позже обычного. Наверное, выдумывает себе всякие ужасы, разных свихнувшихся полоумных маньяков, которые так и ищут, как бы кого отыметь в темном переулке. Сам Цвика на сей счет не тревожился, ни о каких маньяках он ни разу не слышал, а дорогу к дому всегда находил безошибочно. Некий подсознательный инстинкт гнезда выводил его из самых глухих и отдаленных мест.

Какой-то шум неожиданно вспугнул чуткую, живую тишину уже окунувшегося в хрустально-золотое закатное марево города: мелкое, дробное постукивание, как будто цокот острых коготков по камню. Цвика поднял взгляд: на фоне быстро разгорающегося вечернего неба, по гребню стены прыгала крупная птица с черным, отливающим тусклым серебром опереньем. И не просто прыгала, а как будто исполняла замысловатый танец: поворачивалась на одном месте, поднимала то одну, то другую лапу, а потом раскрывала крылья и жеманно кланялась, одновременно низко приседая, точно в глубоком реверансе. Может быть, в другом месте и при других обстоятельствах это показалось бы забавным, но сейчас, в пустынном переулке, в неверном свете едко-оранжевого заката, странное зрелище внушало почти суеверный страх. И вдруг раздался пронзительно-чистый, режущий слух звук, словно от внезапно лопнувшей струны, который Цвика тотчас узнал – это по верхушкам стен прошел ветер. Дикий, горький ветер, прилетавший, как говорили в городе, откуда-то с севера, первый предвестник приближающейся осени. Цвика быстро обернулся и испуганно вскочил на ноги: на фоне темной стены отчетливо вырисовывалась чья-то неправдоподобно вытянутая тень с длинными, падающими на плечи волосами. Женщина?

Цвика знал, что женщины – злобные, нечистоплотные и агрессивные существа, и что любое общение с ними нежелательно и опасно, однако какое-то им самим до конца не осознанное чувство – смесь любопытства и гордости – удержало его на месте и заставило проследить взглядом, откуда падает тень. Девушка стояла в проломе забора (очевидно, проникла с той стороны!); совсем молодая и неправдоподобно худенькая, одетая во что-то блекло-лимонное, развевающееся и легкое, точно бьющийся на ветру осенний лист. Узкое лицо, обрамленное пушистым облачком темных волос, темные, широко открытые глаза, которыми она наблюдала за птицей – ничто в ее облике не внушало ни страха, ни отвращения. Но Цвика все же отступил из предосторожности на шаг вглубь переулка, прижался спиной к каменной стене. Он прекрасно знал, что внешность этих тварей бывает, ой, как обманчива. Так его учили, по крайней мере. Сам он, слава Богу, никогда с ними не сталкивался, а видел их только на картинках. Женщины жили в другой части города и, конечно, кое-кому приходилось с ними изредка общаться. Особенно тем, кто трудился в лаборатории воспроизводства и репродукции, где в специальных инкубаторах выращивались человеческие эмбрионы. К сожалению, сотрудничества в этой области было не избежать, в остальном же мужская и женская половины населения города добились полной независимости друг от друга. Что касается Цвики, то он работал в тех секциях, где производилась селекция растений, в так называемых Оранжереях, и контакты с женщинами не входили в его профессиональные обязанности.

Однако девушка уже заметила его, и целая гамма противоречивых чувств отразилась на ее лице. Испуг, удивление, любопытство... Ее губы чуть заметно шевельнулись. «Танцующая птица, – прошептала она, обращаясь не то к Цвике, не то к самой себе. – Плохой знак».

Цвика ничего не ответил и, повернувшись, быстро зашагал прочь. Сердце его учащенно, болезненно билось. Видимо, Боаз прав, и зачем он шляется где попало и ищет приключения на свою голову? Ему что, других проблем не хватает? Постепенно Цвика успокоился, дыхание стало ровнее, он замедлил шаг. А что, собственно, произошло? Да ничего... странная птица... неожиданная встреча с женщиной, посмотрели друг на друга и разошлись. И что она могла ему сделать? Она сама испугалась, это же было видно.

Цвика быстро добрался до дома; открыл дверь своим ключом и вошел очень тихо, надеясь незаметно проскользнуть в ванную. Но Боаз ждал его и, шагнув навстречу из темноты коридора, ласково привлек к себе, обнял, заглянул в глаза.

– Что-то случилось? – в его голосе была тревога.

– Нет, с чего ты взял? – ответил Цвика, чувствуя, как предательский румянец заливает лицо.

– Ты чем-то взволнован.

От Боаза ничего невозможно было скрыть, он безошибочно различал любую, даже малейшую перемену в настроении друга.

– Я видел птицу... птицу, танцующую на заборе.

Вопреки его ожиданиям Боаз не рассмеялся и даже не удивился, а только посмотрел на него очень внимательно.

– Это тебя расстроило? Испугало?

– Нет... Не знаю. Наверное, глупо, – Цвике хотелось побыстрее закончить разговор. – Просто танцующая птица – плохой знак.

– Плохой знак? Кто тебе это сказал?

– Не знаю.

Цвика прошел в гостиную и сел на стоящий возле самого окна, обитый мягким синим плюшем диван; одной рукой заслонил глаза от яркого света. Боаз накрывал на стол. На белоснежной скатерти стояли две тарелки из тонкого белого фарфора, а рядом были аккуратно разложены вилки и ножи, такие блестящие, что Цвике даже смотреть на них не хотелось, а не то что взять в руки. Посередине стола высилась огромная хрустальная ваза с искусственными цветами: высокие синие гладиолусы с острыми темно-зелеными листьями и плотными бутонами. Цветы, почти как настоящие, словно их только что сорвали с клумбы и не успели отряхнуть с нежных, точно голубое пламя, лепестков капельки росы.

Боаз принес большое блюдо с сэндвичами и две толстые витые свечи в серебряных подсвечниках. Поставил их на стол, рядом с вазой, зажег свечи, погасил электрический свет. В комнате сразу стало уютно, и дрожащие на цветах росинки отразили маленькие живые огоньки, а хрустальная ваза как будто наполнилась призрачной, радужно переливающейся водой. Цвика и Боаз поужинали, ведя спокойную, неторопливую беседу, причем переговаривались они даже больше взглядами, чем словами. Оба знали друг друга достаточно долго, чтобы не нуждаться в словах.

Цвика пришел в Оранжереи без малого пять лет назад, неловким и немного замкнутым четырнадцатилетним подростком. Там-то и приметил его двадцатисемилетний Боаз, возглавлявший в то время один из отделов в секции селекции растений. (Это уже потом, его, Боаза, перевели в лабораторию воспроизводства и репродукции, в которой людей всегда не хватало.) А Цвика только что закончил обучение; все было для него еще непривычным и новым; и так хотелось понравиться «взрослым» коллегам. Тогда, в первые дни, он старался одеваться как можно эффектнее и улыбался всем, кто к нему обращался. Хотя, по правде сказать, одеваться эффектно он тогда еще не умел, а улыбка выходила робкая, несмелая. Так же улыбнулся он и Боазу, испуганно и безлично, и не обращал на него больше внимания, не замечал на себе его постоянного, изучающего взгляда. А после работы торопился поскорее уйти. Ему хотелось побыть одному, наедине со своими мыслями; послоняться по пустеющим улицам города, прислушиваясь к гаснущему в тишине звуку собственных шагов. Ходить до самой темноты или вдруг остановиться и, запрокинув голову, смотреть на звезды... такие близкие и теплые, что он и думать о них мог не как о солнцах других миров, но как о чем-то столь же доступном и родном, как отблески свечей в темной глубине окон или крошечные голубые искорки светлячков, блистающие то тут, то там среди редких травинок по обочинам дорог. И не нужен ему был для этих уединенных прогулок никакой провожатый, но Боаз почему-то всегда оказывался рядом. Будто случайно выходил одновременно с ним из Оранжереи, и они шли вместе, иногда разговаривая, а иногда просто молча, взявшись за руки, до самого дома Цвики.

А потом – это было вскоре после осеннего праздника огней – Боаз пригласил Цвику к себе домой, где все и произошло. В этой самой гостиной, на плюшевом диванчике. Бутылка красного сухого вина на двоих... теплый золотой полумрак... смущающие прикосновения и жадный блеск в глазах... испуганно пляшущие блики на стенах... головокружение и резкая боль, сильная, почти до тошноты... И странное темное пятно на синей обивке дивана, совсем маленькое, но еще долго потом внушавшее чувство острого отвращения. Нельзя сказать, что Цвика этого хотел, просто покорился ласковой, но настойчивой силе Боаза, а затем покорился судьбе и вскоре перебрался к нему жить.

Цвика улыбался, вспоминая, и в его улыбке не было грусти. Все так хорошо сложилось, о большем он не смел даже мечтать. Рядом серьезный, надежный партнер, верный... а главное – любящий... А что же он сам, Цвика? Конечно, и он тоже любит, но только немного по-другому, по-своему... как человек, привыкший смотреть на мир сквозь прозрачный кристалл одиночества, пропускающий свет, но плохо пропускающий тепло.

Покончив с ужином, они убрали со стола, и Цвика снова примостился под окном, на диване, на сей раз с альбомом на коленях и тюбиком золотой краски в руке. Плоский тюбик с узким горлышком, из которого при легком нажатии можно выдавить тонкую светящуюся линию, ровную, будто прочерченную пером. Это гораздо удобнее, чем возиться с кисточками, тем более, что смешивать краски Цвике было не нужно, он всегда рисовал одним цветом.

Он водил тюбиком по чистому листу, и на нем медленно, штрих за штрихом, возникала знакомая картина: река, спокойная, застывшая в неподвижности; легкие, блестящие очертания облаков на небе; золотые камыши, чуть тронутые ветром, склонившиеся к самой воде. (И Цвика слышит, да, отчетливо слышит, как в этой неестественной, словно стеклянной тишине дрожит и рвется сквозь прибрежные заросли горький и отчаянный, почти непереносимый для человеческого слуха звук).

Боаз подошел сзади, заглянул через плечо. И где Цвика мог такое увидеть? Реки в городе не было, а, вернее, была, но ее еще в незапамятные времена заключили в трубу и с глаз долой упрятали под землю; из нее брали воду для городских нужд. Или это пейзаж из старого кинофильма, из числа тех, что пылятся на полках в архиве? Архив считался закрытым, и доступ в него имели лишь немногие; но иногда некоторые из хранящихся там фильмов показывали по местному телевидению. Разумеется, Боаз их не смотрел, как и любой нормальный человек, но находились чудаки, которым нравилось всякое старье.

Как бы отвечая на незаданный вопрос, Цвика откинулся на спинку дивана, прикрыл глаза и начал вполголоса декламировать когда-то давно, в школе, заученное стихотворение:

«Горький ветер ревет и беснуется,
Гонит рябь по вздремнувшей реке,
А в заливе болотная курочка
Вьет гнездо в золотом лозняке.

Этой птичке бессильной и крохотной
Я поведал бы сердце свое,
Но река, словно вечность, глубокая,
Отделяет меня от нее...»


– Что это за горький ветер? – спросил Боаз и бережно, осторожно, не желая потревожить углубившегося в свой мир художника, провел рукой по его волосам.

– Это ветер, который заставляет людей сбиваться с пути и забывать самих себя, – с готовностью пояснил Цвика. – Поступать необдуманно и часто вопреки собственным желаниям. Совершать ошибки, которые ломают потом их жизнь, подобно тому как река взламывает подтаявший весенний лед. – Он не видел, но знал, что Боаз за его спиной задумчиво кивает. – Он заставляет их не просто страдать, а страдать без всякого смысла.

– Что они чувствуют? – поинтересовался Боаз. – Отчаяние? Растерянность? Боль?

– Нет, не то... Не знаю... Они просто меняются и забывают все, что должны были бы знать...

Боаз обнял Цвику за плечи, заставил его подняться на ноги.

– Пойдем, милый, уже поздно. Примем душ и пойдем спать.

Они задули свечи и ушли. И только снова потускневшая хрустальная ваза и подсыхающая картинка на столе всю ночь прислушивались сначала к звукам голосов, долетавших из спальни, затем к возне, чьему-то прерывистому дыханию и жалобному скрипу кровати; а потом – к тишине.

 

 

 


Оглавление


1. Глава 1
2. Глава 2
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!