HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2021 г.

Владимир Мурашов

Лицей. Основной соперник Пушкина.

Обсудить

Эссе

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за июль 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2021 года

 

На чтение потребуется 15 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

 

 Портрет барона Корфа
Портрет барона Корфа

 

Рассказывает барон Корф.

Считается, что Александр Пушкин был лучшим поэтом среди воспитанников Лицея. Верно, но так стало не сразу. Процесс обретения лидерства был долгим, и, должно быть, мучительным для Пушкина.

Вначале блистал другой юный поэт. Илличевский Алексей Дамианович.

 

«Всё тленно в мире сём!

Всё время мощное разрушит под луною.

И царства сильные, которые ни в чём

Препона не найдут под времени рукою,

Исчезнут навсегда, исчезнет их и след,

Где горды Римляны, владевшие полсветом,

Сокрылись вечности, и славы той уж нет,

Которая была единым их предметом».

 

Неплохо, если учесть, что автору стихов было 12 лет.

 

 
Опубликовано редактором: Светлана Караваева, 21.07.2021
Портрет Алексея Илличевского
Портрет Алексея Илличевского

 

Перед Лицеем Илличевский обучался во Второй Петербургской гимназии.

Отец из Малороссии, из Полтавской губернии. Недавно стал томским губернатором. Быстрому продвижению папа обязан знакомству с Михаилом Сперанским.

«Илличевский-старший пользовался весьма печальной репутацией в отношении к чистоте своих помыслов». Это мной сказано.

В дальнейшем в работе губернатора нашли злоупотребления, которые объясняли его глупостью, а также жадностью жены его и брата, губернского почтмейстера…

К портрету Дамиана Илличевского можно добавить неблагодарность к своему благодетелю. После того как Сперанский был смещён с высших должностей, Илличевский обошёлся с ним крайне непочтительно.

Но дети не несут ответственность за грехи родителей.

Алексей Илличевский был талантливым мальчиком.

  • превосходно рисовал. Он считался первым лицейским рисовальщиком. Алексею ничего не стоило написать карикатуры на лицейских товарищей и преподавателей.

К слову, Александр Пушкин тоже неплохо рисовал, но был только четвёртым после Илличевского, меня и Есакова.

  • у Алексея были немалые актёрские способности, он любил сцену и с удовольствием участвовал в наших театральных постановках; более того, он был автором лицейских спектаклей.

Пушкин театр любил, но его никогда не видели на сцене. Изображать кого-то он мог только под настроение. Например, группу обезьян.

  • Илличевский переводил на русский заграничные пьесы. Мне известно, что он перевёл комедию «Герцог Бургундский», в которой пьяный сонный мужик становится царём.

Но главным его талантом было написание лёгких остроумных стихов.

 

«Люблю друзей моих, как самого себя;

Подругу больше всех, умру, её любя;

Любить ли золото? хоть грех, а как не станешь?

Что тут ни перечёл, всё за него достанешь».

 

«Один мудрец учил, не в наших, древних днях:

«Найди друзей, найдётся клад в друзьях».

Я тоже повторю обратными словами:

«Найди ты клад, друзья найдутся сами».

 

В стихах Илличевского отмечали безукоризненную форму, а у автора – уверенность написания. Редакции толстых журналов с удовольствием размещали его сочинения. Алексей предлагал и романтическую прозу, что тоже имело успех. Повесть Илличевского о таинственной незнакомке взволновала по меньшей мере нас, воспитанников Лицея.

В политику Лёша не заглядывал, и тематика его произведений, скорее, бытовая.

Его формат – короткие рассуждения – короткие, нравоучительные басни:

 

«Скупой, обкраденный, кляня свой рок противный,

Кричал в отчаянья: «повешусь на крюку!»,

Но вдруг опомнился: «верёвка стоит гривны,

Нет, лучше даром я…» – и бросился в реку».

 

«Несчастных в свете миллионы,

Спокойствие от всех бежит;

Преступнику грозят законы,

Невинного судьба страшит».

 

Средство от любви.

«На женщин, чтоб не быть в их плене,

Глядеть поменьше – мысль твоя;

Напротив, чтоб влюбляться меней,

В них больше вглядываюсь я».

 

 

*   *   *

 

Публикации в толстых журналах принесли известность Илличевскому. Среди воспитанников Лицея вырастал будущий известный поэт. У нас же, в Лицее, первенство Лёши было неоспоримо. Стихи Александра Пушкина занимали второе место. Говорили так. Илличевский – это Державин, а Пушкин – Дмитриев.

Гаврила Романович Державин среди российских поэтов был вне конкуренции. У Ивана Ивановича Дмитриева был тоже велик авторитет. Его называли русским Лафонтеном, но Дмитриев не был первым российским поэтом.

Такое положение должно казаться Пушкину удручающим. Племянник известнейшего российского поэта Василия Львовича Пушкина должен побеждать безусловно. Но не получалось.

Илличевский, письмо от 25 марта 1812: «Что касается до моих стихотворных занятий, я в них успел чрезвычайно, имея товарищем одного молодого человека, который, живши между лучшими стихотворцами, приобрёл в поэзии много знаний и вкуса, и, читая мои прежние стихи, вижу в них непростительные ошибки». … «пишем украдкой».

Молодой человек – это юный Пушкин. Илличевский видит пользу от общения с Александром Пушкиным, но как соперника его не рассматривает.

Тогда случалось так, что подростки вместе писали стихи.

  • «пишем украдкой» – воспитанникам периодически запрещали стихотворчество и выпуск рукописных журналов, а также участие в спектаклях, дабы подобные занятия не мешали учебному процессу.

Но запреты отменяли или забывали о них.

А вот из письма другу: «До поступления в Лицей я не видел ни одного писателя, но в Лицее увидел Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова. Да, ещё Нелединского, Кутузова, Дашкова».

Отношения молодого Пушкина и Илличевского складывались как будто неплохо, даже доверительно. Алексей посылал стихи Пушкина в Петербург, своему другу по фамилии Фусс, студенту педагогического института.

 

 

*   *   *

 

Что помешало росту Илличевского? Почему столь одарённый мальчик не стал поэтом национального значения?

Лёша не придавал значения своему поэтическому дарованию. Он смотрел в будущее без иллюзий и не считал поэзию главным делом жизни.

Поскольку отец – высший чиновник, то и сын его собирался построить карьеру на государственной службе.

А сочинительство пускай будет. Алексей писал стихи с лёгкостью, и это увлечение повредить карьере не может.

Если же заниматься поэзией серьёзно, не станет ни денег, ни положения в обществе. Отношение к поэтам-горемыкам он обозначил в «Вестнике Европы», 1814, №22, ноябрь.

 

«Титир, убогий наш поэт,

Любовны песенки сплетает;

А сам – то в погребу живет,

То в мраке чердаков высоких обитает…».

 

Эпитафия стихотворцу.

«Богатый рифмами, но деньгами убогий,

Под камнем сим лежит Дамон;

Летя в бессмертья храм, дорогой

Голодной смертью помер он».

 

Александр Пушкин тоже не стремился к бедности и сознавал, насколько труден путь литератора. Всё может закончиться  печально:

 

«Не так, любезный друг, писатели богаты;

Судьбой им не даны ни мраморны палаты,

Ни чистым золотом набиты сундуки:

Лачужка под землёй, высоки чердаки –

Вот пышны их дворцы, великолепны залы.

Поэтов – хвалят все, питают – лишь журналы;

Катится мимо их Фортуны колесо;

Родился наг и наг ступает в гроб Руссо;

Камоэнс с нищими постелю разделяет;

Костров на чердаке безвестно умирает,

Руками чуждыми могиле предан он:

Их жизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон».

 

«…Как в церкви вас учу, так вы и поступайте,

Живите хорошо, а мне – не подражайте».

…или…

«…Теперь, любезный друг, я дал тебе совет.

Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет?..»

 

Он кого-то предостерегает, но сам выбирает именно этот путь.

По моим рассуждениям – потому, что Саша был азартный игрок. Он поверил в свой талант и сделал на него жизненную ставку.

 

1816 год. Стихотворение «В альбом Илличевскому»:

 

«Ах! Ведает мой добрый гений,

Что предпочёл бы я скорей

Бессмертию души моей

Бессмертие своих творений».

 

Здесь нет житейской мудрости Илличевского. Пушкин, ни много ни мало, собирается писать бессмертные стихи.

 

 

 

*   *   *

 

Однако об Алексее Дамиановиче.

Мной записано: «Илличевский показывал ещё в Лицее явно желчный и завистливый характер, который после отразился во всей его жизни и отравлял её для него самого. …Как собеседник, он был чрезвычайно приятен, но друзей не имел. …подозрительный и себялюбивый характер удалял его от всякого сердечного сближения».

Впрочем, от поведения Пушкина тоже не приходили в восторг.

При всём желчном характере Илличевского, Алексей по службе оказался скромным и тихим подчинённым. Это стало понятно ещё в Лицее. С приходом директора Энгельгардта, Лёша, в отличие от Пушкина, принял над собой его покровительство, житейские советы и поучения.

 

 Портрет Егора Антоновича Энгельгардта
Портрет Егора Антоновича Энгельгардта

 

Энгельгардт и Алексей во многом похожи. К чему-то заоблачному не стремятся. Директор, третий или четвёртый по счёту, излучал доброту и желал нам успехов по службе. Он желал нам добра, и в этом можно не сомневаться. Энгельгардт приглашал воспитанников к себе в дом и стремился обучить нас хорошим манерам и правильному поведению в обществе.

Пушкин же директора в грош не ставил и предпочитал общество царскосельских лейб-гусар. Саша отказался от написания лицейского гимна, хотя Энгельгардт просил об этом. Теперь причиной отказа принято считать «звёздную болезнь», как следствие его поэтических успехов.

Гимн, «прощальную песню», вместо него написал Лёша Илличевский.

Алексей настолько подружился с директором, что впоследствии приезжал к нему из Петербурга.

Энгельгардт наблюдал за своим воспитанником уже издалека и потом напишет: «ранние похвалы повредили ему… в умственном развитии и науках он остановился на той степени, на которой находился при поступлении в Лицей».

Странно. Почему-то Пушкин не сгорел от «звёздной болезни» и не остановился в развитии. В его адрес впоследствии было гораздо больше похвал.

Тут опять все дело в азарте. В стремлении и вере.

И вот какие стихи Илличевского запомнились:

 

«Все лживы, все своекорыстны,

От всех обманы вижу я:

Враги мне меньше ненавистны,

Чем многие мои друзья».

 

Вероятно, в тот момент Алексей переживал нанесённую кем-то обиду. Воспитанников в течение шести лет держали под замком, и они готовы были ухватиться за любое средство, лишь бы разогнать скуку. Неизбежны злые шутки над товарищами.

Илличевский не одинок. Пушкин тоже был вынужден терпеть обиды, особенно с началом войны с Францией.

Но у него нет таких злых стихов.

К чести Алексея скажу, что спустя годы, в 1826 году, Илличевский напишет противоположное:

 

«И что же время нам? Оно

Расторгнуть братских уз не смеет,

И дружба наша, как вино,

Тем больше крепнет, чем стареет».

 

Что ещё об Илличевском? В военных играх ему нравилось быть генералом от инфантерии, но кому в детстве не может понравиться такое?

Их вкусы различались. Если у Пушкина замечали стремление к французским авторам, то Илличевского влекло к немецким романтикам.

Для Пушкина наличие способного и развитого соперника стало большим везением. Уже в 12 лет он вступил в поэтическое состязание. Наличие конкурента заставляло юного Пушкина очень серьёзно относиться к своему творчеству.

Стремление догнать и превзойти Илличевского вынуждало усиленно работать на протяжении трёх лет.

Надо учесть и рациональную сторону.

Недурно порассуждать. Но стихи Лёши можно было использовать как образец. Как верхнюю планку лёгкости и доступности по содержанию.

В творчестве Илличевского Пушкин обнаружил кое-что новое и применил у себя впоследствии.

 

 

*   *   *

 

Пушкин и Илличевский только поначалу писали вместе.

1813 или 1814 год. Илличевский:

 

«Морфирий всё бранит людей, скотов ругает

И Бога самого бранит,

Зоил наш обезьян лишь только оставляет,

Да иногда ослов по милости щадит».

 

Упоминание обезьян неслучайно. Пушкина называли обезьяной не только у нас, но и потом, в Петербурге. В одном из уцелевших лицейских журналов находим карикатуру обезьяны, сочиняющей стихи. Если бы она была одна!

Это не забывается. Но Пушкин отвечал как-то слабо.

Алексей же был таким, что и не думал щадить предмет. В чём-то провинился учитель математики Карцов.

1813, журнал «Лицейский мудрец».

 

 «Могу тебя измерить разом,

Мой друг Черняк!

Ты математик – минус разум,

Ты злой насмешник – плюс дурак».

 

Впрочем, не любили математику почти все воспитанники Лицея.

Вспыльчивый Кюхельбекер вызывал всеобщее раздражение, но его как-то терпели и уходили от конфликтов. Алексей же писал негодующие эпиграммы.

 

«Нет, полно, мудрецы, обманывать вам свет

И утверждать своё, что совершенства нет.

На свете, в твари тленной,

Явися, Вилинька, и докажи собой,

Что ты и телом, и душой

Урод пресовершенный».

 

В толстом журнале он опубликовал нечто похожее, изменив имя адресата.

А вот снова отношение к Пушкину:

 

«Арапа дорого один чудак купил;

Но умысел имел при этом самый вздорный:

«Дай выбелю его». И тёр, и скрёб, и мыл;

Что ж вышло наконец? Арап остался чёрный.

Природу одолеть превыше наших сил, –

Сказал уж до меня один поэт отборный».

 

Очередной запрет рукописных журналов пошёл на пользу. Наши поэты становились известны читающей публике.

На первом месте у редакторов оказался, конечно же, Илличевский, публиковали также Яковлева, Дельвига, Пушкина.

 

«Российский музеум», 1815. №2 за февраль.

Илличевский. Тема обезьян.

 

«У вас, мне кажется, я видел обезьяну?»

– Помилуйте, когда? – «Припоминать не стану;

Довольно вам, она

С седою моською сидела у окна».

– Не моська, у окна жена моя сидела. –

«Простите, может быть, не в том, однако ж, дело;

Тварь эта, помните ль, ещё мне надоела,

Цеплялась всё ко мне, кривлялась, так что я…»

– И, батюшка! что вы? ведь это дочь моя».

 

С началом 1815 года Пушкин утратил интерес к соперничеству с Алексеем. Не исключаю, что причина тому – блестящее публичное выступление в январе.

Об этом выступлении, о содержании его поэмы «Воспоминания в Царском селе» и о высокой оценке Державина надо вести отдельный разговор.

У меня есть подозрение, что Пушкин умышленно написал стихи несколько тяжеловесными и похожими на оду, так сказать, в манере Гаврилы Романовича.

Но не это главное. Пушкин уловил общественные настроения и мастерски отразил их в поэме. Неравнодушное отношение автора придаёт дополнительную выразительность поэме.

В дальнейшем личное участие станет методом Пушкина. Он будет присутствовать в персонажах. Это, а также образы и поступки близких ему людей, придадут произведениям «живость» и выразительность.

В коротких же формах Илличевского мы если находим автора, то как судию и морализатора. Энгельгардт верно отметил, что Лёша остановился в росте. Алексей до конца дней своих остался на уровне мастерства, достигнутого в середине лицейского курса. Что же касается оценки общественных настроений, или просто их описания, то Илличевский за это не берётся.

Но были и стихи лирические. Однако Лёша не преуспел в сочинениях такого рода.

Особое место в его творчестве составляет неповторимая, ни на что не похожая повесть «Невидимка, или Таинственная женщина», опубликованная в седьмом номере журнала «Российский музеум» за 1815 год.

В ней речь идёт о некоей Элеоноре. Лицо её постоянно скрыто. Подозревают, что Элеонора – красавица, но может быть всякое. Она то ли божество прелестей, то ли чудовище безобразия. Дело происходит на берегах Женевского озера. Внимания Элеоноры безуспешно добивается русский офицер.

Но об этой книге должен идти разговор отдельный, хотя бы потому, что следы повести Илличевского находим в произведениях и переписке А. С. Пушкина.

 

 

*   *   *

 

Что было дальше с Илличевским?

Через полгода после окончания Лицея Лёша... [...]

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июле 2021 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2021 года в полном объёме за 97 руб.:
Банковская карта: ЮMoney: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июля 2021 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

 

 

  Поделиться:     
 
Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.



Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2021 года

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?

 


 

 

Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература»
Редакция: newlit@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 5.00 до 20.00 мск.)
Реклама: reklama@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 914 699 35 47 (с 2.00 до 13.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!