HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Владимир Мурашов

Потерянный Ганнибал

Обсудить

Эссе-расследование

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за март 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2022 года

 

На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 31.03.2022
Иллюстрация. Неизвестный художник. Портрет И. А. Ганнибала (кон. 18 века). Источник: http://www.museum.ru/alb/image.asp?68842

 

 

 

Идеализированный образ Лицея во многом отличался от документальной реальности. Гонения, ссылки, клевета заставили его искать опору в идиллических воспоминаниях. …поэтическое любование лицейскими годами пришло позже.

 

Ю. Лотман

 

 

Когда Пушкину было 18 лет, он думал как 30-летний человек. Его ум созрел раньше, чем характер… Было сознание превосходства над средой, которого он не скрывал. Платили же ему нелюбовью.

 

Жуковский – Гоголю

 

 

Сам же поэт наш, удаляясь нередко в уединённые залы Лицея или в тенистые аллеи сада, грозно насупя брови и надув губы, с искусанным от досады пером во рту, как бы усиленно боролся с прихотливою кокеткою музою, а между тем, мы все видели и слышали потом, как всегда лёгкий стих его вылетал подобно «пуху из губ Эола.

 

Из записки Комовского

 

 

9 января 1815 года. Короткий январский день. В зале Царскосельского лицея происходит отчётный публичный экзамен.

Об этом событии заранее сообщили столичные газеты.

Позади три года обучения. Сегодня – выступления по русской словесности.

Собрались гости и преподаватели. Из столицы прибыло начальство.

Один за другим учащиеся показывают знания.

Дети – «Сыновья отменнейших фамилий».

Но дело не только в этом. Среди воспитанников есть таланты, чьи стихи опубликованы в толстых журналах.

Ожидали, что выступление Александра Пушкина будет среди других успешным, но оно стало триумфальным.

Его поэма «Воспоминания в Царском селе» привела присутствующих в полный восторг.

Гаврила Романович Державин тоже был в зале. Он расчувствовался и хотел обнять Пушкина. Но виновник триумфа убежал и где-то спрятался. Он никогда не умел себя вести правильно.

 

Чем хороша поэма?

В ней мотивы недавней тяжёлой войны. Весной прошлого года русская армия триумфально вступила в Париж. И это наполняло гордостью сердце каждого русского. Пушкин верно уловил общественные настроения.

Мальчик удачно избрал стиль написания. Поэма написана в манере торжественных державинских од. Надо полагать, был расчёт на присутствие в зале Гаврилы Романовича.

Но возникают вопросы. Происходит смотр-отчёт за первую половину срока обучения. Кажется, надо было посвятить поэму этому важному событию. Рассказать о Лицее, о внутренней жизни его, семье воспитанников; было бы неплохо поблагодарить профессоров и преподавателей, вспомнить о лицейских хлопотах государя императора и поблагодарить его отдельно.

Растущий талант позволял Пушкину создать поэтический рассказ любого содержания.

Но Пушкин о Лицее не вспомнил, не рассказал, и даже не попытался сделать этого.

Что это? Каприз гениального ума? Возможно. Поэт молод, горяч, мог обидеться на кого-то в самый канун экзамена.

Простим его в свете будущих заслуг и попытаемся разобраться.

Пушкин ещё вернётся к лицейской теме. С ностальгией и не один раз он вспомнит Лицей, преподавателей и воспитанников. Но это будет потом.

Как говорила известная русская поэтесса: «В поэзии – всё о себе».

Возьмём её точку зрения за основу и будем искать разгадку в тексте пушкинской поэмы.

 

Рассматриваем первые шесть строф.

 

«Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывёт в сребристых облаках».

 

Виды русской природы (aquilaaquilonis. Восход луны над рекой Серга. https://aquilaaquilonis.livejournal.com/1759905.html) 
Виды русской природы (aquilaaquilonis. Восход луны над рекой Серга. https://aquilaaquilonis.livejournal.com/1759905.html)

 

Вечерние сумерки.

Пейзажи Екатерининского парка и окрестностей. Холмы и озёра, заросли.

Классическая русская природа. Над насаждениями парка, над рельефом и сооружениями его работали выдающиеся архитекторы и скульпторы.

 

Природа показана достойно, но возникает вопрос: надо ли говорить о ней в такой день высоким собравшимся?

Есть более достойный объект. Екатерининский дворец.

Французский посол так сказал: «Этой драгоценности только футляра не хватает».

Подобных сооружений в Европе немного, а может, и нет совсем. Русские дворяне, побывавшие за границей, а также автор этих строк могли бы подтвердить.

 

Центральная часть фасада Екатерининского дворца 
Центральная часть фасада Екатерининского дворца

 

Янтарный кабинет 
Янтарный кабинет

 

Роскошь снаружи и внутри. Фарфор, позолота, янтарная, яшмовая, агатовые комнаты, множество картин известных и даже великих художников…

Но императорский дворец не вдохновляет Пушкина. Поэт даже не упоминает о нём.

Допускаем, что Пушкин и другие воспитанники Лицея не бывали во дворце, и понятия не имеют о внутренней роскоши.

Дворец – личные апартаменты царской семьи. На входе стоит вооружённая охрана.

Могло быть другое: лицеисты побывали внутри дворца и ознакомились с его роскошью.

«…воспитанники Корф, Данзас, Корнилов, Корсаков и Гурьев во время прогулки отстали от товарищей и идучи мимо дворца рассматривали пойманных бабочек и производили шум. Слова и увещевания гувернёра Ильи Степановича Пилецкого, чтобы они сохраняли тишину и соблюдали порядок, не имели на них действия».

Из докладной записки можно сделать вывод, что лицейские подростки были далеки от любования царским дворцом и стремились чем-то досадить его обитателям.

Пушкин мог разделять общие настроения и потому не стал восхищаться.

 

Однако Екатерининский парк.

Он дорого обошёлся бюджету. Любопытно, но бывалые люди подвергали Екатерининский парк критике, находили его слишком официальным и даже имперским.

Вот Павловский парк императрицы-матери – другое дело. Парк Марии Фёдоровны устроен иначе и более подходит для отдыха и развлечений.

Например, поэт Жуковский находил, что если прогулка по Царскосельскому парку подавляет и утомляет, то Павловский парк отличается тонким изяществом:

«…всякий клочок земли здесь носил отпечаток её вкуса. наклонностей, воспоминаний о заграничных путешествиях и т. п.

…мельница и несколько ферм наподобие тирольских; были сады, напоминавшие сады и террасы Италии. Театр и длинные аллеи были заимствованы из Фонтенбло и там и сям виднелись искусственные развалины. Каждый вечер устраивались сельские праздники, поездки, спектакли, импровизации, разные сюрпризы, балы и концерты, во время которых императрица, её прелестные дочери и невестки своей приветливостью придавали этим развлечениям восхитительный характер…»

Парк Марии Фёдоровны и город Павловск расположены в трёх-пяти верстах от Царского села. Воспитанники Лицея в нём бывали, и должны были видеть эти различия, и, возможно, согласиться с мнением знатоков.

 

Екатерининский парк более строгий.

Черты державности ему придают высокие обелиски, называемые колоннами – их любила устанавливать Екатерина в первые годы своего царствования в честь побед России над Турцией.

Пушкин уделит им должное внимание. Но поэт не может пройти мимо шедевра архитектурного искусства, Камероновой галереи.

 

«А там в безмолвии огромные чертоги,

На своды опершись, несутся к облакам.

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не се ль Минервы росской храм?»

 

Общий вид Камероновой галереи 
Общий вид Камероновой галереи

 

Архитектор специально приподнял здание, отчего галерея как бы возносится в небо. Необычайная лёгкость постройки должна подсказывать наблюдателю, что где-то там, вверху, обитают античные боги.

 

Геракл и Флора на лестнице Камероновой галереи 
Геракл и Флора на лестнице Камероновой галереи

 

Поднимаясь по ступенькам монументальной лестницы, посетитель должен только укрепиться в мысли о богах. В этом убеждают и бронзовые статуи Геракла и Флоры. Именно такими и должны быть врата в храм.

С колоннады открываются прекрасные виды на парк и окрестности. Там же, на галерее, установлены бюсты великих полководцев и философов древности.

 

Камеронова галерея 

 

Императрица не только командует флотами и армиями, она состоит в переписке с известными философами.

Благодаря Камерону Екатерина Вторая получила возможность совершить прогулку на свежем воздухе и лишний раз пообщаться с древними.

 

Пушкин переходит к военным монументам.

Три колонны было в Екатерининском парке: Чесменская, Кагульская и Морейская.

 

Строфа пятая:

 

«Он видит: окружён волнами,

Над твёрдой, мшистою скалой

Вознёсся памятник. Ширяяся крылами,

Над ним сидит орёл младой.

И цепи тяжкие и стрелы громовые

Вкруг грозного столпа трикратно обвились;

Кругом подножия, шумя, валы седые

В блестящей пене улеглись».

 

Фотография Чесменской колонны 
Фотография Чесменской колонны

 

Чесменская ростральная колонна – самый эффектный обелиск. Его построили специально посреди озера. Колонна наиболее высокая из трёх. Установлена в честь победы российского флота в Чесменском сражении в 1770 году, а также за победы в Хиосском морском сражении, и в успешной атаке на гавань города Митилены.

Колонна украшена рострами – скульптурными изображениями носов неприятельских кораблей, и потому называется ростральной. Сверху монумент увенчан орлом.

Материал – олонецкий мрамор. Автор сооружения – архитектор Антонио Ринальди.

Пьедестал украшает мраморная доска с кратким описанием побед русского флота и три бронзовых барельефа с изображением событий.

 

 

 

Фигура орла выполнена из бронзы, работа скульптора Иоганна Готлиба Шварца.

 

Следуем дальше за Пушкиным:

 

«В тени густой угрюмых сосен

Воздвигся памятник простой.

О, сколь он для тебя, кагульский брег, поносен!

И славен родине драгой!

Бессмертны вы вовек, о росски исполины,

В боях воспитанны средь бранных непогод!

О вас, сподвижники, друзья Екатерины,

Пройдёт молва из рода в род».

 

Кагульский обелиск 
Кагульский обелиск

 

Кагульский обелиск. Он хорошо виден из окон большого дворца. Использован мрамор различных оттенков и месторождений. Автор памятника – Антонио Ринальди.

Надпись на бронзовой доске: «В память победы при реке Кагул в Молдавии июля 21 дня 1770 года предводительством генерала графа Петра Румянцева Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турского визиря Галиль-бея с силою полтораста тысячною».

 

На этом описание парка заканчивается. Далее автор обращается к именам военачальников Орлова, Румянцева, Суворова, литераторов Державина и Петрова.

Военная тема актуальна. Автор оценивает недавние грозные события.

Но где же третья, Морейская колонна?

 

Морейская, она же Малая ростральная колонна – памятник русскому десанту, воевавшему на Морейском (Пелопоннес) полуострове.

Синеватый с прожилками столб, установленный на пьедестале, высотой около семи саженей.

Колонна не совсем флотская и, пожалуй, самая скромная. Водоём отсутствует, два корабельных носа украшают её верхний элемент.

Архитектором колонны считают Антонио Ринальди.

Надпись на цоколе гласила: «Крепость Наваринская сдалась бригадиру Ганнибалу. Войск российских было числом шестьсот человек, кои не спрашивали, многочислен ли неприятель, но где он; в плен турков взято шесть тысяч».

 

Фото: современный вид Морейской колонны 
Фото: современный вид Морейской колонны

 

Бригадир Иван Абрамович Ганнибал – двоюродный дед Пушкина по линии матери. Родной дядя Надежды Осиповны Пушкиной, урождённой Ганнибал.

Специалисты считают, что Морейская колонна – самый ранний памятник; была установлена прежде всех остальных.

Для семьи Пушкиных этот памятник – предмет особой гордости. Шутка ли? Имя Ганнибала увековечено близ императорского дворца. Юный поэт был обязан хотя бы напомнить о нём, а лучше сделать его поэтическое описание.

Почему в своих замечательных стихах поэт ни словом не упоминает о Морейской колонне? Да и была ли она на месте во времена Пушкина-лицеиста?

Отгадки... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
36 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 11.05.2025, 20:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Ремонт электроники станков чпу. Обучение на оператора станка чпу tehnobytservis.ru. . Мебель по индивидуальным размерам на заказ - мебель на заказ по индивидуальным размерам.
Поддержите «Новую Литературу»!