HTM
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Александр Нинидзе

Аутсайдер

Обсудить

Эссе

Опубликовано редактором: , 14.02.2007
Александр Нинидзе. Аутсайдер. Иллюстрация.

 

 

 

Данный материал является авторским переводом с итальянского языка статьи “Outsider”, подготовленной самим же автором для студенческой газеты “La Cantina”.

 

          Школа Виноделия, Конельяно (Италия) 2006 год.

 

              Нинидзе А.Д.




Аутсайдер… впервые я раскрывал для себя нежное безразличие мира…

 

 

Александр Нинидзе. Аутсайдер. Иллюстрация.“Что мне смерть “наших ближних”, материнская любовь, что мне Бог, тот или иной образ жизни, который выбирают для себя люди, судьбы, избранные ими, раз одна-единственная судьба должна была избрать меня самого, а вместе со мною и миллиарды других избранников, даже тех, кто именует себя, как господин кюре, моими братьями. Понимает он это? Понимает? Все кругом – избранники. Все, все – избранники, но им тоже когда–нибудь вынесут приговор” (Альбер Камю, “Посторонний”, вторая часть, V глава)

 

Прежде чем начинать писать что-либо, более чем полезно прийти к размышлению: если нет того, что действительно необходимо сказать, то лучше молчать. Хотя бы оттого, что это вопрос хорошего вкуса. Возможно, потому что существует некая ответственность перед читателем со стороны того, кто пишет. Ибо факт состоит в том, что многое читается в спешке и от этого качество восприятия становится низким. Поэтому возникает предубеждение, которое позволяет судить о прочитанном прежде, чем что-либо было сознательно из него извлечено. Похоже, у нас нет привычки задавать молодым людям, которые принимаются писать, следующий вопрос: “У вас есть что сказать?” Вопрос, который носит совершенно ясный подтекст; сказать нечто, что стоило бы передать окружающим. Но как можно понять, что действительно “стоит того”, если не прибегнуть к образной системе мышления.

 

Именно поэтому в данной статье речь идёт об аутсайдере, постороннем, и не только с точки зрения обучения или нации, а скорее в существенном, даже в социальном плане. В темах подобного рода единственная проблема – это найти стиль, так как идея приходит потом. Таким образом, данная статья не имеет никакого отношения к интеграции, положению беженцев и к исламским мечетям на территории Италии. Этот бесплодный материал я бы оставил для полуфашистских газетёнок. В то время как перед юным сознанием (и не только) предпочитаю наблюдать за посторонним, который иногда замечается в зеркале, то есть человек перед собой, а значит и перед миром.

 

Бывает, что декорации рушатся, особенно в молодости. Утреннее вставание, завтрак, 6 часов на лекциях или в конторе, обед, домашние хлопоты, еда, сон, и так всё, в том же ритме, в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу, но вскоре сценарий рушится вместе с падающими декорациями и всё начинается с усталости, подсвеченной удивлением. Именно тогда возникает глухое чувство отстранённости от всего, что до последнего момента являлось такой прочной гарантией для права на собственное существование: происходит своеобразное “зачатие” аутсайдера в недрах самого сущего, которое выражается в жестах относительного беспорядка. Как бы то ни было, подобное состояние аутсайдера предоставляет уникальную возможность обрести фундаментальный критерий, который никак нельзя охарактеризовать как негативный: не создавать схемы, жесткие правила и нормы, что не исключает при этом внутреннюю дисциплину, вне которой невозможно никакое преображение. Подобное поведение не есть олицетворение противоречивости, а некая попытка держаться подальше от фальшивой логики, социальных этикеток, которые не только другие, но и мы сами навязываем себе из-за несостоятельности перед преданностью и свободою.

 

Впрочем, из этого вытекает только одно: в этой плотности и этой чуждости мира обнаруживает себя абсурд. “Равно как напоминает об абсурде и тот чужак, который движется нам навстречу из глубины зеркала, тот родной и, однако, вызывающий в нас тревогу брат, которого мы видим на наших собственных фотографиях”, – заметил бы Камю. Я перехожу, таким образом, к самому значимому – к мыслям и действиям постороннего. Говорить об этом следует сурово, а если понадобиться, то и с ласковым презрением. Но мне хотелось бы здесь поговорить о наблюдениях и объяснениях, на которых прочно стоят действия аутсайдера, абсурдного человека; ведь, по сути, описание – это единственная роскошь постороннего, которую он вправе себе позволить. Будучи относительно исключённым из общества, в котором он находится, ему ничего не остается, как окунутся в постоянное и даже критическое наблюдение того чужого мира, где он ощущает свою несовместимость.

 

Мыслить. Это уже много. Мыслить означает в первую очередь создать некий мир (или отграничить свой собственный мир, что то же самое). Ибо для того, кто лишний, не цепляться за хрупкое окружение, заведомо не искать в нём опеки – это всегда большое подспорье, даже если, испытывая чужеродность в мире, абсурд можно запросто ощутить на уличном повороте. Корнем всего служит простая “озабоченность”. И точно так же в тусклой каждодневной жизни: мы систематически должны быть чем-то “озабочены”, чтобы взвалить на себя и нести груз времени. И нет такого времени, над которым нельзя было бы возвыситься с помощью презрения. Ведь люди тоже источают нечто бесчеловечное и, прежде всего, безразличие. Я бы даже сказал “питьё без жажды”, отсутствие повиновение пламени. В этом нельзя не согласиться с Ницше, когда он пишет: ”Представляется ясным, что самое главное в небесах и на земле состоит в долгом и однонаправленном повиновении: со временем это даёт нечто ради чего стоит жить на белом свете, например добродетель, искусство, музыку, танец, разум, дух, – нечто, могущее преобразить жизнь, нечто изысканное, безумное или божественное”. Ницше, Кафка, Камю, Сартр, все они считали, что человека вообще не бывает и, всё же, создавали свои произведения для “всеобщего (абсурдного) человека”. Противоречие? Неизбежное для тех, кто понимает, что именно разделяет людей, и всё же подобным ходом они попытались подняться над этими разделениями в сферу чистой человечности – хотя бы в мир гипотетического будущего.

 

“Человека вообще не бывает”. Исходя из этого, необходимо доказать всю правду подобного заявления. Такие попытки не увенчиваются успехом, если бы мы не воссоздавали эксклюзивные, чёткие кадры: мелкий клерк в банковской конторе, служащий небольшой библиотеки в провинциальном городе, приезжий студент и другие персонажи, которых “вообще не бывает”. Что до приезжего студента (мой выбор пал на него по весьма разумным причинам), то для него учёба – это, помимо определённой цели, ещё и символ повиновения, своего рода предел. Очевидно, что находиться в новой и незнакомой среде – это пробуждение в ещё актуальном теле (форме существования и собственного проявления перед миром), способном на бунт, но не на революцию. Поэтому некогда незнакомые места становятся такими близкими. Остаются имена и меняются лица или же всё происходит в точности наоборот. При этом, студенту – аутсайдеру нужно сделать так, чтобы “пробуждение” не стало банальной привычкой, так как индивидуальный рост лишен каких-либо привычек. Ибо страдание, вплоть до самого ничтожного недомогания, – это шанс, чтобы дойти к одному лишь виду полезного действия – действие, которое переделало бы человека. Я никогда не переделаю людей. Но надо поступать “как если бы…”, помня слова Андре Жида: “Не существует проблем. Есть только решения”. В этом смысле студент – аутсайдер воспринимает себя через формулу НИЧЕГО НЕ ИЗВЕСТНО, ВООБРАЖАЕТСЯ ВСЁ, поскольку он не обладает опытом, скорее необходимой компетенцией, чтобы априори знать выход из всех критических положений. И крайне важно отметить, что последствием от такого побега индивидуальности не является тревога, а сильное желание аннулировать себя перед тем окружением, которое кажется задыхающимся в конформизме. Необходимо забыться, потеряться в одном из своих отражений.

И всё же, именно в этом отражении абсурд вбирает в себя самые фундаментальные принципы человеческих отношений. Абсурд светит собой тому, что испокон веков именовалось – и будет именоваться – человечностью. И разве личность формируется из крайнего одиночества? Разве не вечным, непреходящим смыслом обладают рассуждения о человеке как “животном общественном”, обретающем свою истинную суть только в человеческом общении? “Пусть на меня обопрутся” – разве не актуальна вера в то, что быть человеком – значит разделить судьбу людей, значит взять на себя ответственность за человечество? Разве ошибочно убеждение в том, что человек – это “не то, что он берет, а то, что он отдает”? Разве уйдет в прошлое его уверенность в том, что “пробный камень – уважение к человеку”?

 

 

 

551 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.08 на 04.10.2024, 17:32 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова

28.09.2024
Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Александр Жиляков

12.09.2024
Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили.
Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист



Номер журнала «Новая Литература» за август 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Самая свежая информация день рождения в чебоксарах взрослым здесь. . Универсальныи чек лист для проверки договоров.
Поддержите «Новую Литературу»!