Ольга Новикова
Критическая статьяОпубликовано редактором: Вероника Вебер, 8.07.2011
О феномене современной литературы можно размышлять долго: что это, и какого качества. Пожалуй, подавляющее большинство читателей считает, что современная литература находится в определённом упадке и не может дать тех имён, которые были бы соизмеримы с нашими классиками. Я вовсе не считаю, что классики – это некий идеал, и всегда можно найти место критике. Не без этого. Речь идёт об общем потенциале современной русскоязычной литературы. И тут уже каждый для себя решит, как её воспринимать: любить и принимать или же весьма скептически к ней относиться. По большему счёту, я поддерживаю точку зрения, изложенную выше – о некоем упадке литературы. Не будем забывать, что литература – это всё ещё вид искусства. А следовательно, она призвана учить, возвышать, внутренне обогащать и, тем самым, совершенствовать читателя. Из этого следует, что литература – это не просто забава и попытка самовыразиться за счёт кричащих и, зачастую, претенциозных образов, а серьёзный труд, на который способен далеко не каждый! Как это, конечно, не прискорбно. Создаётся впечатление, что сегодня писателей гораздо больше, чем читателей. Тогда для кого создаются все эти тексты? Оставлю этот вопрос без ответа. Интернет наполнен произведениями различного толка. Но, к сожалению, очень многие тексты нечитабельны в принципе. Литература перерождается в некоторую попытку показать себя. Почему-то это кажется одним из самых доступных способов. После создания подобного текста человеку начинает казаться, что он не просто человек пишущий, а писатель – не меньше, причём, очень талантливый. А если вдруг кто-то не понял и не полюбил его творения, тот сам виноват: ничего не понимает в современной литературе. Вот, в самых общих чертах, моя позиция – для меня грустная, потому что литературу люблю, и хотелось бы, чтобы она процветала. Есть, конечно, ещё один аспект, губящий творчество, это коммерциализация литературного вида деятельности. Очень многие талантливые авторы просто не могут найти своего читателя ввиду того, что издательства не заинтересованы в продвижении их произведений – даже очень хороших, по-настоящему хороших, – потому что сейчас нет спроса на такие книги. Получается замкнутый круг: издательство зависит от мнения читателей, а читатели (и писатели) зависят от мнения издательства. Мне, как филологу, подобная ситуация не просто не нравится – она меня возмущает. Хочется верить, что современная литература будет более плодотворной, оживляющей сознание, что это будет не просто погоня за словом, а цветущее слово само по себе. Конечно, есть достаточное количество неплохих текстов. Но очень часто они не могут прорваться сквозь толщу писанины ради писанины и коммерческих проектов.
Вот такие грустные размышления преследовали меня очень долгое время. И я уже стала несколько сомневаться по поводу того, а найду ли я автора, произведения которого мне будут близки и интересны, и которого можно будет назвать Писателем – творцом той литературы, что зарождает в душе прекрасное. Мне повезло: я нашла такого автора – думаю, как и многие другие, кто читал его произведения. Это Джон Маверик – удивительный русскоязычный автор, живущий за рубежом. Первое прочитанное мною произведение этого автора – рассказ «Оранжерея». До сих пор помню своё очень яркое впечатление от этого текста. Меня удивил и восхитил тот факт, что сегодня можно так (подчеркну это слово) писать. У А. П. Чехова находим следующие слова: «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен». На мой взгляд, с этими словами нельзя не согласиться. И это как раз та словесная формула, которая отражает слог Джона Маверика: именно изящность, напевность, лиричность. Его произведения – удивительный сплав прозы и поэзии, что и находит выражение в его уникальном изящном слоге. Каждое произведение Джона Маверика – это ещё один образец того, какой современная литература может и должна быть. Это не кричащая попытка показать себя, это не вымученные слова и образы. Это спокойное, удивительно красивое, стройное, гармоничное повествование. Джон Маверик пишет такие произведения, которые хочется читать не только ради сюжета, но и ради того, чтобы насладиться красивым русским языком. Оказывается, по-русски можно не только ругаться и писать тексты, стилизованные под уличную речь. По-русски ещё можно и восхитительно писать! Вот это и называется искусством. Вот такой литературы нам и не хватает: хорошо придуманной и хорошо написанной. Той литературы, которая зарождает прекрасное в нашей душе. Что ещё мне кажется очень ценным в литературе – это определённая сложность текста. Ещё Владимир Набоков, писатель с удивительным стилем письма, говорил, что литература не должна быть простой. Согласна полностью. Не должна литература сводиться к упрощённым сюжетам и упрощённому языку. Она должна возвышать читателя, а не опускаться до уровня обывателя. Это обесценивает литературу как вид искусства. Произведения Джона Маверика соответствуют тому, о чём когда-то говорил (и очень правильно) Набоков. Возможно, кому-то это как раз и не понравится: нужно думать, а не просто бегать глазами по строчкам, а люди ленивы. А мне кажется, что не для таких ленивых читателей существует литература, а, ориентируясь на них, мы сами эту же литературу и губим.
Подытожу: в современной русскоязычной литературе очень много ненужного, лишнего, но есть ещё те авторы, которые силой своего таланта способны её возродить. Джон Маверик – из числа этих авторов. Он пишет глубокие, философские произведения, которые находят отклик в душе. Возможно, каждый почерпнёт в них что-то своё, но почерпнёт обязательно. Не в этом ли предназначение литературы? Он пишет красиво и изящно, легко и непринуждённо, очень тонко и точно. Он мастер слова, настоящий художник. Его тексты как хрусталь: утончённые, чистые, красивые. Это талант – идущий изнутри, сверкающий, согревающий. Можно было бы и проанализировать какое-нибудь произведение Джона Маверика в данной статье, но считаю, что препарирование текста этого автора не даст полноценного восприятия его творчества. А мне бы не хотелось лишать читателей возможности насладиться его произведениями. А закончить хочется следующими словами: Джону Маверику – создателю «хрустальных» текстов – моё глубокое почтение и пожелание творческих успехов!
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист 12.09.2024 Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив! Егор Черкасов 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки для шапок цена: стойки для шапок. |