HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 г.

Роман Оленев

Детский кинематограф советского периода

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 16 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.11.2013
Иллюстрация. Кадр из фильма «Гостья из будущего»

 

 

 

Здравствуйте. Мы продолжаем с вами говорить о кино, которое, может быть, больше всех любят дети. Ребёнку оно как-то особенно глубоко западает в сердце. Это очень быстро поняли советские идеологи и с большим энтузиазмом взялись за детский кинематограф, который сам по себе стал уникальным явлением.

Во-первых, тем, что появился он как особый вид искусства именно в Советском Союзе, во-вторых, тем, что и исчез он, по сути, тогда, как только перестал существовать сам Советский Союз. Если раньше в Госкино был план, и на сто фильмов делали тридцать детских, то сегодня из шестидесяти–восьмидесяти фильмов только три процента – для детей, а это две картины. Но кто их видит? И это касается России, а об украинском кинематографе мы даже и не говорим.

Советский же Союз оставил нам огромное кинематографическое наследство, в котором и среди детских фильмов немало настоящих шедевров. Сегодня кое-кто уже и сам, имея детей, до сих пор любит смотреть эти фильмы. И дело тут не столько в ностальгии, сколько в объективном высоком художественном качестве этих лент.

За времена Советской власти детский кинематограф, да и сам образ ребёнка прошли такой интересный путь эволюции, что это заслуживает внимания. С момента своего возникновения, прежде всего, преследуя воспитательную функцию, постепенно детский кинематограф набрал и художественную мощь и приобрёл такие смелые формы, что позволял себе иронию над некогда священной пионерлагерной культурой.

 

Кадр из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»

 

Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:

 

– Зачем человеку каникулы? Задумывался кто-нибудь?

– А человеку каникулы затем, чтоб отдохнуть!

– Зачем человеку каникулы?

– Чтоб каждый день кино.

– А в лагере каникулы – мучение одно!

– Купание,

– Гуляние,

– На катере катание,

– Отличное питание,

– В любое время суток.

– А тут одни задания,

Режим и назидания

– И каждый день собрания.

– Короче,

Не до шуток.

 

Но прежде чем прийти к такой свободной форме, Советское кино для детей было насквозь пропитано этой самой пионерлагерной культурой, своими бесконечными пионерскими собраниями и прочими атрибутами идейной жизни. Поначалу детское кино было лишь составной частью Советской педагогики и пропаганды.

Регулярное производство детских фильмов началось уже в двадцать четвёртом году, за культуру тогда отвечала Надежда Константиновна Крупская, стремившаяся изо всех сил прививать детям марксистско-ленинские заветы. Но и кино получалось соответствующее. Народный комиссариат просвещения, занимавшийся тогда и вопросами кино, взял тезисы Крупской на вооружение, и в результате в основе детского фильма поначалу даже не могло быть сказочного сюжета. Крупская считала, что сказки формируют религиозные чувства. И поэтому наиболее часто снимали фильмы на две темы: «Ленин и дети» и «Жизнь пионеров».

 

Кадр из фильма «Кортик» (1954 г.)

 

Кадры из фильма «Кортик» (1954 г.):

 

– Мы, юные пионеры-ленинцы звена имени Красного флота, даём революционную клятву: хранить втайне всё то, что мы узнали о комиссаре Полевом, об этом кортике и про бандита Никитского. Клянёмся!

– Клянёмся!

– Так, хорошо.

 

Вот такими тогда были детские фильмы, созданные специально для детской аудитории, но настолько идеалогизированные. Образ ребёнка тогда был тогда абсолютно однозначен. Дети должны были как можно быстрее включиться в общий процесс социалистического строительства, стать сознательными и волевыми коммунистами, ну и какие ж тут сюсюканья. Ребёнок, если он в таком фильме баловался, он сразу становился отрицательным персонажем. Все мысли у детей должны были быть только о благе родины. Даже лица ребят, снимавшихся тогда, поражают своей сознательностью и серьёзностью. Это детки с почти всегда насупленными и сдвинутыми бровками, и увидеть их улыбающимися не так то и просто. На лице написана одна лишь ответственность и моральная стойкость. И это должно было стать нормальным.

 

Кадр из фильма «Кортик» (1954 г.)

 

Кадры из фильма «Кортик» (1954 г.):

 

– Гена.

– У нас в доме организовался драмкружок.

– А почему вы такой сердитый?

– Не сердитый, а обыкновенный. В воскресенье у нас будет концерт в пользу голодающих Поволжья. Приходите со своим братом выступать.

– Хорошо, мы спросим у папы. А сколько за выход?

– Чё за выход, а?

– Сколько нам заплатят за выступление?

– Заплатят? Ты с ума сошла! Все наши артисты выступают бесплатно! Весь сбор идёт в пользу голодающих!!!

 

Руководство всех стран всегда осознавало, что общество будет таким, какое кино смотрят в нём дети. Это прекрасно понимали в Советском государстве и, как мы уже сказали, с самых первых моментов его возникновения. Даже в военные годы производство детских фильмов хотя и сильно сократилось, но, оставаясь важным элементом идеологии, ни на год не прекращалось. Детскому и молодёжному кино в советское время отдавалось всё самое лучшее. Неслучайно, что первым звуковым фильмом стал фильм о подростках, а первым цветным фильмом стала «Сказка по щучьему веленью». Одним из таких детских ранних цветных фильмов, до сих пор являющихся в своём роде шедевром, стал фильм «Старик Хоттабыч», в котором советская пропаганда, осознав, что мифологическое начало, всё же, очень присуще детскому сознанию, по-новому осмысляет фантастические и сказочные сюжеты. И пионер Волька перевоспитывает в советском духе джинна.

 

Кадр из фильма «Старик Хоттабыч»

 

Кадры из фильма «Старик Хоттабыч»:

 

– Ха-ха-ха! Наконец-то я угадал, что может сделать тебя богатым и счастливым!

– Но зачем мне столько перца и монет? Грамм по сто, пожалуй, я бы взял, и Женька тоже. Ну, а остальное нужно раздать населению.

– Так не раздать, а продать. У тебя будут деньги. Много денег! А деньги – это слава! Деньги – это сколько угодно друзей!..

– Ну рассуди сам, Хоттабыч, кому нужна слава и друзья за деньги? Нет! Уж лучше смерть, чем стать спекулянтом!

 

Новая эпоха в детском кино началась с оттепели. Тогда было создано объединение «Юность», куда пришли молодые режиссёры. И символично, что первым фильмом, выпущенным объединением, оказался дебютный детский фильм Тарковского «Каток и скрипка». В это время детское кино действительно стало авторским в полном смысле этого слова. Оно перестало укладываться в готовые заранее морализаторские схемы. Тогда вообще наметилось такая тенденция, когда фильмы, формально являясь детскими – прокат продолжал их числить по ведомству детского кино – на самом выходили за рамки чисто детской специфики. Одним из таких фильмов стала картина «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», поразившая своей раскрепощённостью мышления и вхождением наконец-то во внутренний мир ребёнка. Абсолютно живой и свободный, вплоть до цинизма.

 

Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»

 

Кадры из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»:

 

– Щас увидит меня и скажет: «Костя, тебя что, из лагеря выгнали?»

– Костя, тебя что, из лагеря выгнали?

«Ну конечно, ты меня в гроб вгонишь…»

– Ты меня в гроб вгонишь…

«Ну вот, началось»…

(Сцена похорон бабушки под мелодию «Очи чёрные» в стиле похоронного марша).

 

По тем временам, это, во-первых, очень новаторское со стилистической точки зрения кино, было немыслимо смелым и по содержанию. Неслучайно оно скоро легло на полку. Этот фильм стал своего рода символом нарушения принципа соцреализма. Он стал предвестием кардинального разлада стройнной некогда идеологической модели мира, её всё усиливающегося несовпадения с реальностью. В нём впервые проявилась лукавая двуадресность: за простыми и прописными истинами для самых маленьких скрывался второй слой намёков и острот, предназначенных для гораздо более взрослых зрителей. Это кино, где произошёл такой симбиоз пионерлагерной культуры с откровенной сатирой на весь уклад советской жизни.

 

Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»

 

Кадры из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»:

 

– Вот увидишь, тебе без Иночкина легче станет! Если бы ты знала, сколько он товарищу Дынину крови попортил…

«Крови попортил… Ну да, если б я ему хоть каплю крови испортил, здесь бы такое началось…»

– У товарища Дынина вся кровь испорчена!!! Караул! Караул!

«Ну щас опять говорить начнут…»

– Нужно срочное переливание. Кто отдаст свою кровь?

– Я! (кричат все вместе).

– У тебя какая группа?

– Первая!

– У тебя?

– Вторая!

– У тебя?

– Третья!

– А нужна тридцать третья группа. Это очень редкая кровь!

«И тут выйду я».

– У меня тридцать третья.

– И ты пожертвуешь своей редкой кровью?

– Да.

«Ну, щас все, конечно, начнут аплодировать».

(все аплодируют).

 

Но вскоре, что называется, стали завинчивать гайки. И всё-таки перелом во всём направлении детского кинематографа произошёл. Такого иронического отношения к пионерской жизни уже больше не позволялось, но зато появилось внимание к сложной личности ребёнка. В семидесятых годах даже появились фильмы, где многие из героев, даже главные герои – дети. Но детскими такие фильмы, из-за их острой социально-психологической проблемности, в строгом смысле называть и трудно. А нам бы всё-таки хотелось сегодня поговорить о детском советском кино в полном смысле этого слова, и где главный герой при этом – ребёнок того времени.

Такое игровое кино для ребят получило новые возможности с развитием научно-технического прогресса. И многие режиссёры стали уходить в фантастику, тем самым, насколько это возможно, избегая идеологической зависимости. Этим фильмам свойственна лёгкость, наивность и особая душевность, и при этом в них сохранялась, но очень ненавязчиво, воспитательная функция. И сами дети в них похожи на самих себя. То есть, допускалось, что ребёнок, например, может и буянить. Ну, в общем, вмещать в себя всё. Эта двойственность очень красиво показана в культовом детском фильме про Электроника, маленького советского терминатора.

 

Кадр из фильма «Приключения Электроника»

 

Кадры из фильма «Приключения Электроника»:

 

– Ах! Понимаешь, всё очень просто: хочешь быть человеком – будь им.

– Какая странная формула.

– Моя!

– А что она означает?

– Ну, как что? Проснись и пой, ни в чём себе не отказывай, старайся жить в своё удовольствие. Правда, это не у всех получается.

– Но почему?

– Ну как тебе объяснить… А! Щас изобразим!

(Поёт.)

Над нами солнце светит –

Не жизнь, а благодать.

Тем, кто за нас в ответе,

Давно пора понять,

Тем, кто за нас в ответе,

Давно пора понять:

Мы маленькие дети,

Нам хочется гулять

 

А нам говорят, что катет

Короче гипотенузы,

А я говорю вам – хватит,

Устал я от этой обузы.

 

Ля ля ля ля ля ля ля

Короче гипотенузы,

Ля ля ля ля ля ля ля ля

Устал я от этой обузы.

 

Такого рода кино снято как бы глазами самого ребёнка, осознавая его интересы, простые незамысловатые мечты о том, чтобы без всякого труда быть отличником, чтобы гулять с самой красивой девочкой и быть самым сильным в классе. У создателей фильма чувствуется внимание к частным и даже эгоистическим желаниям ребёнка, но без которых он не похож на самого себя. Появляется тема школьника супергероя, который может всё.

 

Кадр из фильма «Приключения Электроника»

 

Кадры из фильма «Приключения Электроника»:

 

– А что ты вообще можешь? (Электроник хватает Гусева и крутит его на одной руке). Ай-яа! А я! Уронишь!

– Так, а теперь скажите, кто из нас это будет помнить всю жизнь?

– Я!

– А что вы будете помнить?

– Всё! Мама!

– Мама тут ни при чём. Из всего надо выбирать главное. Что главное?

– Я больше не буду!

– Это ближе к истине.

– У! Ну я пойду…

– До свидания.

– Ага… Спасибо… Уй! М-м-м... (Гусев убегает).

 

Фантастическая история об Электронике для советских детей стала намного актуальнее обычной сказки. Подобный жанр, во-первых, по-настоящему увлекал детей, а во-вторых, как мы уже сказали, давал возможность абстрагироваться от советской идеологии и морализаторских уроков.

Но при этом, конечно, вопрос добра и зла в детском кино был всегда очень важен, независимо от времени и жанра. Добро и зло в детских фильмах всегда чётко обозначено и зло никогда не может превалировать и, тем более, побеждать. В поистине культовом детском фильме «Гостья из будущего» за фантастическим сюжетом стоит напряжённый поединок добра и зла. Хотя, надо признать, моментами в фильме угадывается и ирония над несгибаемой героической стойкостью пионера Коли Герасимова.

 

Кадр из фильма «Гостья из будущего»

 

Кадры из фильма «Гостья из будущего»:

 

– Хочешь велосипед?.. Нет? А мотороллер?.. Нет? Ну, хочешь, Жигули? Ты представляешь, такой маленький, а уже Жигули… Нет?.. Ну хочешь денег? Много, много денег.

– Не нужны мне ваши деньги.

 

Этот фильм вызвал нескончаемый поток восторженных детских писем со всех концов страны. А ведь технически он снят, по сегодняшним меркам, жутко примитивно. Но, как выяснилось, это не самое главное. Ценна в нём, прежде всего, его особая душевность. Фильм не по-топорному, а очень ненавязчиво, используя шутливую манеру, касался, как это ни сухо звучит, нравственных моментов и вопросов воспитания. И фантастический прибор миелофон становился поводом, чтобы заговорить о внутреннем мире человека, его потаённых мыслях. И ребёнок получал возможность почувствовать красоту благородного поведения на фоне морального уродства. И ведь всё это выглядит ещё и очень забавно.

 

Кадр из фильма «Гостья из будущего»

 

Кадры из фильма «Гостья из будущего»:

 

– Тихо. Кричать не надо. Каждая ваша мысль нам известна.

– А дети, какие мысли. У меня нет ни одной мысли. Клянусь здоровьем мамочки!

– Они поймали мальчика?

– Э.… Не знаю. Но мне угрожали!

«Поймали, не поймали… Откуда я знаю, тащили бесчувственного – это я видел».

– Куда они понесли бесчувственного мальчика?

– Мальчика? Они понесли на чердак этого дома. Клянусь здоровьем мамочки.

«Так я вам и рассказал про заколоченный дом».

– Всё, он признался, что пираты понесли Колю в заколоченный дом.

– Межу прочим, я ни в чём не признавался! Я буду жаловаться! Я не знаю никакого заколоченного дома.

– В вашем возрасте пора научится врать как следует. А то что за любительство: «я не видел, я не говорил»…

– А я не врал…

– А меня возмущает, как могут сохранятся такие люди, на глазах которых двое здоровых мужчин, тащат бесчувственного мальчика, и они не только не вмешиваются, но скрывают это!

– А если у них есть право носить мальчиков?

– Нет никакого права!!! Они преступники.

– Как это нет?

– Вы подлец! Я вызываю вас на дуэль! Любым удобным для вас оружием. Любое место и время. Ну!

– Да. Я готов. (Убегает).

– Может, догоним?

(Издалека грозит кулаком). Хулиганы.

– Нет, ребят, его уже не перевоспитать.

 

К середине восьмидесятых годов образ ребёнка в советском детском кино в целом претерпел большую трансформацию. Он стал, пожалуй, наиболее правдоподобен, но при этом и как никогда развязен. И чем ближе был крах Советского Союза, чем свободней и раскрепощённей становилось всё общество в целом, чем очевидней была несостоятельность всей социалистической идеологии, тем больше это отражалось на детском кино. И, пожалуй, символом этого процесса раскрепощения в детском кинематографе стал ещё один шедевр – фильм «Приключения Петрова и Васечкина», снятый, кстати, на нашей Одесской киностудии.

 

Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:

 

– Понимаешь, Маша, если в данном случае синус умножить на костинус…

– То получится тангинус-катангинус!!!

– Ага! Хи-хи!

– Пожалуйста, не мешайте нам разговаривать! Так вот, Маша…

– Сидоров, слушай, ты у нас самый умный, а что такое – стоит и не падает?

– Ага! Хи-хи!

– Табуретка!

– Хи-хи! Слушай, а хочешь, я на тебя дуну, и ты улетишь?

– Отстань, Петров, он совсем не хочет!

– Нет, хочу! Пусть дунет! Пусть попробует!

– Погоди, Вова…

(передразнивает) «Погоди, Вова!!!»

– Нет, пусть дунет!

– А что ж, ладно!

(Дует, Сидорова уносит).

– А-а-а-а!!!

– Ты, Петров, дурак и хулиган!

 

Чувствуется, что режиссёр фильма Владимир Алеников работал какое-то время в юмористическом журнале «Ералаш». Но то, что он позволил себе в этом фильме, моментами было очень уж смелым по тем временам. Даже по-своему удивительно, что фильм был снят ещё до начала перестройки. Конечно, от режиссёра никто не ждал увидеть в фильме высокоидейных юных ленинцев, но тут герои оказались совсем уж какими-то несознательными и отстающими элементами, для которых пионерский галстук уже не то что бы не священный символ, а так, какая-то непонятная обуза. Это были совсем новые дети, независимые и отвязные.

 

Кадр из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»

 

Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:

 

Как хорошо слыть хулиганом –

Работа эта мне по плечу.

Не вынимая рук из карманов,

Я побеждаю, кого хочу.

Неважно быть, сумей прослыть.

Не беда.

Неважно быть, сумей прослыть –

И тогда

Повсюду ждёт тебя почёт,

А забот –

Никаких и никогда.

 

Кстати, прежде чем найти Егора Дружинина и Диму Баркова, перепробовали семь тысяч детей. Эти легкомысленные сорванцы и бездельники привели в замешательство огромный цензурный аппарат советской страны. Один из начальников крикнул, увидев картину: «Это не пионерская музыка! И не пионерская пластика! Это не советский фильм – это какие-то сплошные американизмы!» И фильм на целых два года лёг на полку.

Но появление этого фильма, в общем-то, было закономерным событием. Повторимся, что такого рода кино лишь отражало реальные изменения в обществе. Дети действительно пошли совсем другие, и остановить этот процесс раскрепощения детского сознания было уже невозможно. Оставалось лишь только фиксировать его.

 

Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:

 

– А впрочем, что тут говорить,

Попал я прочно в круг порочный.

– Не может быть, не может быть!

– Петров, скажи им.

– Да, это точно.

 

Парадокс и беспомощность советской цензуры заключались на тот момент в том, что после закрытия первого фильма о Петрове и Васечкине режиссёру вскоре поручили снимать продолжение фильма о них же. Но всё равно, конечно, под пристальным наблюдением цензурных органов. Так, скажем, в шуточной сцене «Танго» категорически было предложено убрать слово «красный», в противном случае весь фильм должен был бы пойти под ножницы. И в результате в куплете со словами «в душе я активист, и красный следопыт» Васечкену пришлось петь вместо «красный следопыт» «и даже следопыт». Но всё равно происходило уже, по сути, какое-то глумление над советской идилогией.

 

Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:

 

– Поверь, я сердцем чист.

Враньём по горло сыт.

В душе я активист,

И даже следопыт.

– Не верю ничему,

Меня не проведёшь.

В отряд тебя приму,

В отряд тебя приму,

Но ты – сплошная ложь.

 

Вот такая вот эволюция произошла с образом ребёнка в советском детском кино, которое, соответственно, и само успело очень сильно измениться за весь период своего существования. Начавшись с откровенной идеологизированности, жёсткой и подчас топорной и пропаганды, когда сами дети в кино были не столько дети, сколько маленькие коммунисты, детский кинематограф постепенно освобождался от искусственности и нежизненности. И в своих вершинных проявлениях, помимо воспитательной функции, достиг и очень высокой планки как непосредственно произведение искусства. Неслучайно на западе всегда признавали, что наше детское кино – это высший класс. В его лучших проявлениях нравственность, которой всегда предавалось большое значение, становилась не просто производной от учения Ленина и коммунистической партии, а прекрасной сама по себе. И очень жаль, что с исчезновением Советского Союза, кажется, закончился и детский кинематограф. А мы с вами на сегодня прощаемся, до новой встречи.

 

Кадр из фильма «Гостья из будущего»

 

Кадры из фильма «Гостья из будущего»:

 

Слышу голос из Прекрасного Далёка,

Голос утренний в серебряной росе.

Слышу голос, и манящая дорога

Кружит голову, как в детстве карусель.

 

Прекрасное Далёко,

Не будь ко мне жестоко,

Не будь ко мне жестоко,

Жестоко не будь.

От чистого истока

В Прекрасное Далеко,

В Прекрасное Далеко

Я начинаю путь.

 

 

 

17 декабря 2008.

 

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 

Приключения Петрова и Васечкина: Обыкновенные и невероятные. Художественный кинофильм на DVD, 1983 г.   Приключения Электроника. Художественный телефильм на DVD, 1979 г.   Гостья из будущего. Серии 1-5 (2 DVD)

 

 

 

871 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.09 на 10.11.2024, 16:01 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

09.11.2024
Взаимодействие с Вами не перестаёт меня радовать и, думаю, принесёт хорошие плоды.
Алексей Уткин

13.10.2024
Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения.
Юлия Цветкова

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова



Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

кафедра журналистики в Москве . Своими руками Ремонт лазерного уровня.
Поддержите «Новую Литературу»!