Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 16 минут | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.11.2013
Здравствуйте. Мы продолжаем с вами говорить о кино, которое, может быть, больше всех любят дети. Ребёнку оно как-то особенно глубоко западает в сердце. Это очень быстро поняли советские идеологи и с большим энтузиазмом взялись за детский кинематограф, который сам по себе стал уникальным явлением. Во-первых, тем, что появился он как особый вид искусства именно в Советском Союзе, во-вторых, тем, что и исчез он, по сути, тогда, как только перестал существовать сам Советский Союз. Если раньше в Госкино был план, и на сто фильмов делали тридцать детских, то сегодня из шестидесяти–восьмидесяти фильмов только три процента – для детей, а это две картины. Но кто их видит? И это касается России, а об украинском кинематографе мы даже и не говорим. Советский же Союз оставил нам огромное кинематографическое наследство, в котором и среди детских фильмов немало настоящих шедевров. Сегодня кое-кто уже и сам, имея детей, до сих пор любит смотреть эти фильмы. И дело тут не столько в ностальгии, сколько в объективном высоком художественном качестве этих лент. За времена Советской власти детский кинематограф, да и сам образ ребёнка прошли такой интересный путь эволюции, что это заслуживает внимания. С момента своего возникновения, прежде всего, преследуя воспитательную функцию, постепенно детский кинематограф набрал и художественную мощь и приобрёл такие смелые формы, что позволял себе иронию над некогда священной пионерлагерной культурой.
Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:
– Зачем человеку каникулы? Задумывался кто-нибудь? – А человеку каникулы затем, чтоб отдохнуть! – Зачем человеку каникулы? – Чтоб каждый день кино. – А в лагере каникулы – мучение одно! – Купание, – Гуляние, – На катере катание, – Отличное питание, – В любое время суток. – А тут одни задания, Режим и назидания – И каждый день собрания. – Короче, Не до шуток.
Но прежде чем прийти к такой свободной форме, Советское кино для детей было насквозь пропитано этой самой пионерлагерной культурой, своими бесконечными пионерскими собраниями и прочими атрибутами идейной жизни. Поначалу детское кино было лишь составной частью Советской педагогики и пропаганды. Регулярное производство детских фильмов началось уже в двадцать четвёртом году, за культуру тогда отвечала Надежда Константиновна Крупская, стремившаяся изо всех сил прививать детям марксистско-ленинские заветы. Но и кино получалось соответствующее. Народный комиссариат просвещения, занимавшийся тогда и вопросами кино, взял тезисы Крупской на вооружение, и в результате в основе детского фильма поначалу даже не могло быть сказочного сюжета. Крупская считала, что сказки формируют религиозные чувства. И поэтому наиболее часто снимали фильмы на две темы: «Ленин и дети» и «Жизнь пионеров».
Кадры из фильма «Кортик» (1954 г.):
– Мы, юные пионеры-ленинцы звена имени Красного флота, даём революционную клятву: хранить втайне всё то, что мы узнали о комиссаре Полевом, об этом кортике и про бандита Никитского. Клянёмся! – Клянёмся! – Так, хорошо.
Вот такими тогда были детские фильмы, созданные специально для детской аудитории, но настолько идеалогизированные. Образ ребёнка тогда был тогда абсолютно однозначен. Дети должны были как можно быстрее включиться в общий процесс социалистического строительства, стать сознательными и волевыми коммунистами, ну и какие ж тут сюсюканья. Ребёнок, если он в таком фильме баловался, он сразу становился отрицательным персонажем. Все мысли у детей должны были быть только о благе родины. Даже лица ребят, снимавшихся тогда, поражают своей сознательностью и серьёзностью. Это детки с почти всегда насупленными и сдвинутыми бровками, и увидеть их улыбающимися не так то и просто. На лице написана одна лишь ответственность и моральная стойкость. И это должно было стать нормальным.
Кадры из фильма «Кортик» (1954 г.):
– Гена. – У нас в доме организовался драмкружок. – А почему вы такой сердитый? – Не сердитый, а обыкновенный. В воскресенье у нас будет концерт в пользу голодающих Поволжья. Приходите со своим братом выступать. – Хорошо, мы спросим у папы. А сколько за выход? – Чё за выход, а? – Сколько нам заплатят за выступление? – Заплатят? Ты с ума сошла! Все наши артисты выступают бесплатно! Весь сбор идёт в пользу голодающих!!!
Руководство всех стран всегда осознавало, что общество будет таким, какое кино смотрят в нём дети. Это прекрасно понимали в Советском государстве и, как мы уже сказали, с самых первых моментов его возникновения. Даже в военные годы производство детских фильмов хотя и сильно сократилось, но, оставаясь важным элементом идеологии, ни на год не прекращалось. Детскому и молодёжному кино в советское время отдавалось всё самое лучшее. Неслучайно, что первым звуковым фильмом стал фильм о подростках, а первым цветным фильмом стала «Сказка по щучьему веленью». Одним из таких детских ранних цветных фильмов, до сих пор являющихся в своём роде шедевром, стал фильм «Старик Хоттабыч», в котором советская пропаганда, осознав, что мифологическое начало, всё же, очень присуще детскому сознанию, по-новому осмысляет фантастические и сказочные сюжеты. И пионер Волька перевоспитывает в советском духе джинна.
Кадры из фильма «Старик Хоттабыч»:
– Ха-ха-ха! Наконец-то я угадал, что может сделать тебя богатым и счастливым! – Но зачем мне столько перца и монет? Грамм по сто, пожалуй, я бы взял, и Женька тоже. Ну, а остальное нужно раздать населению. – Так не раздать, а продать. У тебя будут деньги. Много денег! А деньги – это слава! Деньги – это сколько угодно друзей!.. – Ну рассуди сам, Хоттабыч, кому нужна слава и друзья за деньги? Нет! Уж лучше смерть, чем стать спекулянтом!
Новая эпоха в детском кино началась с оттепели. Тогда было создано объединение «Юность», куда пришли молодые режиссёры. И символично, что первым фильмом, выпущенным объединением, оказался дебютный детский фильм Тарковского «Каток и скрипка». В это время детское кино действительно стало авторским в полном смысле этого слова. Оно перестало укладываться в готовые заранее морализаторские схемы. Тогда вообще наметилось такая тенденция, когда фильмы, формально являясь детскими – прокат продолжал их числить по ведомству детского кино – на самом выходили за рамки чисто детской специфики. Одним из таких фильмов стала картина «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», поразившая своей раскрепощённостью мышления и вхождением наконец-то во внутренний мир ребёнка. Абсолютно живой и свободный, вплоть до цинизма.
Кадры из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»:
– Щас увидит меня и скажет: «Костя, тебя что, из лагеря выгнали?» – Костя, тебя что, из лагеря выгнали? «Ну конечно, ты меня в гроб вгонишь…» – Ты меня в гроб вгонишь… «Ну вот, началось»… (Сцена похорон бабушки под мелодию «Очи чёрные» в стиле похоронного марша).
По тем временам, это, во-первых, очень новаторское со стилистической точки зрения кино, было немыслимо смелым и по содержанию. Неслучайно оно скоро легло на полку. Этот фильм стал своего рода символом нарушения принципа соцреализма. Он стал предвестием кардинального разлада стройнной некогда идеологической модели мира, её всё усиливающегося несовпадения с реальностью. В нём впервые проявилась лукавая двуадресность: за простыми и прописными истинами для самых маленьких скрывался второй слой намёков и острот, предназначенных для гораздо более взрослых зрителей. Это кино, где произошёл такой симбиоз пионерлагерной культуры с откровенной сатирой на весь уклад советской жизни.
Кадры из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»:
– Вот увидишь, тебе без Иночкина легче станет! Если бы ты знала, сколько он товарищу Дынину крови попортил… «Крови попортил… Ну да, если б я ему хоть каплю крови испортил, здесь бы такое началось…» – У товарища Дынина вся кровь испорчена!!! Караул! Караул! «Ну щас опять говорить начнут…» – Нужно срочное переливание. Кто отдаст свою кровь? – Я! (кричат все вместе). – У тебя какая группа? – Первая! – У тебя? – Вторая! – У тебя? – Третья! – А нужна тридцать третья группа. Это очень редкая кровь! «И тут выйду я». – У меня тридцать третья. – И ты пожертвуешь своей редкой кровью? – Да. «Ну, щас все, конечно, начнут аплодировать». (все аплодируют).
Но вскоре, что называется, стали завинчивать гайки. И всё-таки перелом во всём направлении детского кинематографа произошёл. Такого иронического отношения к пионерской жизни уже больше не позволялось, но зато появилось внимание к сложной личности ребёнка. В семидесятых годах даже появились фильмы, где многие из героев, даже главные герои – дети. Но детскими такие фильмы, из-за их острой социально-психологической проблемности, в строгом смысле называть и трудно. А нам бы всё-таки хотелось сегодня поговорить о детском советском кино в полном смысле этого слова, и где главный герой при этом – ребёнок того времени. Такое игровое кино для ребят получило новые возможности с развитием научно-технического прогресса. И многие режиссёры стали уходить в фантастику, тем самым, насколько это возможно, избегая идеологической зависимости. Этим фильмам свойственна лёгкость, наивность и особая душевность, и при этом в них сохранялась, но очень ненавязчиво, воспитательная функция. И сами дети в них похожи на самих себя. То есть, допускалось, что ребёнок, например, может и буянить. Ну, в общем, вмещать в себя всё. Эта двойственность очень красиво показана в культовом детском фильме про Электроника, маленького советского терминатора.
Кадры из фильма «Приключения Электроника»:
– Ах! Понимаешь, всё очень просто: хочешь быть человеком – будь им. – Какая странная формула. – Моя! – А что она означает? – Ну, как что? Проснись и пой, ни в чём себе не отказывай, старайся жить в своё удовольствие. Правда, это не у всех получается. – Но почему? – Ну как тебе объяснить… А! Щас изобразим! (Поёт.) Над нами солнце светит – Не жизнь, а благодать. Тем, кто за нас в ответе, Давно пора понять, Тем, кто за нас в ответе, Давно пора понять: Мы маленькие дети, Нам хочется гулять
А нам говорят, что катет Короче гипотенузы, А я говорю вам – хватит, Устал я от этой обузы.
Ля ля ля ля ля ля ля Короче гипотенузы, Ля ля ля ля ля ля ля ля Устал я от этой обузы.
Такого рода кино снято как бы глазами самого ребёнка, осознавая его интересы, простые незамысловатые мечты о том, чтобы без всякого труда быть отличником, чтобы гулять с самой красивой девочкой и быть самым сильным в классе. У создателей фильма чувствуется внимание к частным и даже эгоистическим желаниям ребёнка, но без которых он не похож на самого себя. Появляется тема школьника супергероя, который может всё.
Кадры из фильма «Приключения Электроника»:
– А что ты вообще можешь? (Электроник хватает Гусева и крутит его на одной руке). Ай-яа! А я! Уронишь! – Так, а теперь скажите, кто из нас это будет помнить всю жизнь? – Я! – А что вы будете помнить? – Всё! Мама! – Мама тут ни при чём. Из всего надо выбирать главное. Что главное? – Я больше не буду! – Это ближе к истине. – У! Ну я пойду… – До свидания. – Ага… Спасибо… Уй! М-м-м... (Гусев убегает).
Фантастическая история об Электронике для советских детей стала намного актуальнее обычной сказки. Подобный жанр, во-первых, по-настоящему увлекал детей, а во-вторых, как мы уже сказали, давал возможность абстрагироваться от советской идеологии и морализаторских уроков. Но при этом, конечно, вопрос добра и зла в детском кино был всегда очень важен, независимо от времени и жанра. Добро и зло в детских фильмах всегда чётко обозначено и зло никогда не может превалировать и, тем более, побеждать. В поистине культовом детском фильме «Гостья из будущего» за фантастическим сюжетом стоит напряжённый поединок добра и зла. Хотя, надо признать, моментами в фильме угадывается и ирония над несгибаемой героической стойкостью пионера Коли Герасимова.
Кадры из фильма «Гостья из будущего»:
– Хочешь велосипед?.. Нет? А мотороллер?.. Нет? Ну, хочешь, Жигули? Ты представляешь, такой маленький, а уже Жигули… Нет?.. Ну хочешь денег? Много, много денег. – Не нужны мне ваши деньги.
Этот фильм вызвал нескончаемый поток восторженных детских писем со всех концов страны. А ведь технически он снят, по сегодняшним меркам, жутко примитивно. Но, как выяснилось, это не самое главное. Ценна в нём, прежде всего, его особая душевность. Фильм не по-топорному, а очень ненавязчиво, используя шутливую манеру, касался, как это ни сухо звучит, нравственных моментов и вопросов воспитания. И фантастический прибор миелофон становился поводом, чтобы заговорить о внутреннем мире человека, его потаённых мыслях. И ребёнок получал возможность почувствовать красоту благородного поведения на фоне морального уродства. И ведь всё это выглядит ещё и очень забавно.
Кадры из фильма «Гостья из будущего»:
– Тихо. Кричать не надо. Каждая ваша мысль нам известна. – А дети, какие мысли. У меня нет ни одной мысли. Клянусь здоровьем мамочки! – Они поймали мальчика? – Э.… Не знаю. Но мне угрожали! «Поймали, не поймали… Откуда я знаю, тащили бесчувственного – это я видел». – Куда они понесли бесчувственного мальчика? – Мальчика? Они понесли на чердак этого дома. Клянусь здоровьем мамочки. «Так я вам и рассказал про заколоченный дом». – Всё, он признался, что пираты понесли Колю в заколоченный дом. – Межу прочим, я ни в чём не признавался! Я буду жаловаться! Я не знаю никакого заколоченного дома. – В вашем возрасте пора научится врать как следует. А то что за любительство: «я не видел, я не говорил»… – А я не врал… – А меня возмущает, как могут сохранятся такие люди, на глазах которых двое здоровых мужчин, тащат бесчувственного мальчика, и они не только не вмешиваются, но скрывают это! – А если у них есть право носить мальчиков? – Нет никакого права!!! Они преступники. – Как это нет? – Вы подлец! Я вызываю вас на дуэль! Любым удобным для вас оружием. Любое место и время. Ну! – Да. Я готов. (Убегает). – Может, догоним? – (Издалека грозит кулаком). Хулиганы. – Нет, ребят, его уже не перевоспитать.
К середине восьмидесятых годов образ ребёнка в советском детском кино в целом претерпел большую трансформацию. Он стал, пожалуй, наиболее правдоподобен, но при этом и как никогда развязен. И чем ближе был крах Советского Союза, чем свободней и раскрепощённей становилось всё общество в целом, чем очевидней была несостоятельность всей социалистической идеологии, тем больше это отражалось на детском кино. И, пожалуй, символом этого процесса раскрепощения в детском кинематографе стал ещё один шедевр – фильм «Приключения Петрова и Васечкина», снятый, кстати, на нашей Одесской киностудии.
Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:
– Понимаешь, Маша, если в данном случае синус умножить на костинус… – То получится тангинус-катангинус!!! – Ага! Хи-хи! – Пожалуйста, не мешайте нам разговаривать! Так вот, Маша… – Сидоров, слушай, ты у нас самый умный, а что такое – стоит и не падает? – Ага! Хи-хи! – Табуретка! – Хи-хи! Слушай, а хочешь, я на тебя дуну, и ты улетишь? – Отстань, Петров, он совсем не хочет! – Нет, хочу! Пусть дунет! Пусть попробует! – Погоди, Вова… – (передразнивает) «Погоди, Вова!!!» – Нет, пусть дунет! – А что ж, ладно! (Дует, Сидорова уносит). – А-а-а-а!!! – Ты, Петров, дурак и хулиган!
Чувствуется, что режиссёр фильма Владимир Алеников работал какое-то время в юмористическом журнале «Ералаш». Но то, что он позволил себе в этом фильме, моментами было очень уж смелым по тем временам. Даже по-своему удивительно, что фильм был снят ещё до начала перестройки. Конечно, от режиссёра никто не ждал увидеть в фильме высокоидейных юных ленинцев, но тут герои оказались совсем уж какими-то несознательными и отстающими элементами, для которых пионерский галстук уже не то что бы не священный символ, а так, какая-то непонятная обуза. Это были совсем новые дети, независимые и отвязные.
Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:
Как хорошо слыть хулиганом – Работа эта мне по плечу. Не вынимая рук из карманов, Я побеждаю, кого хочу. Неважно быть, сумей прослыть. Не беда. Неважно быть, сумей прослыть – И тогда Повсюду ждёт тебя почёт, А забот – Никаких и никогда.
Кстати, прежде чем найти Егора Дружинина и Диму Баркова, перепробовали семь тысяч детей. Эти легкомысленные сорванцы и бездельники привели в замешательство огромный цензурный аппарат советской страны. Один из начальников крикнул, увидев картину: «Это не пионерская музыка! И не пионерская пластика! Это не советский фильм – это какие-то сплошные американизмы!» И фильм на целых два года лёг на полку. Но появление этого фильма, в общем-то, было закономерным событием. Повторимся, что такого рода кино лишь отражало реальные изменения в обществе. Дети действительно пошли совсем другие, и остановить этот процесс раскрепощения детского сознания было уже невозможно. Оставалось лишь только фиксировать его.
Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:
– А впрочем, что тут говорить, Попал я прочно в круг порочный. – Не может быть, не может быть! – Петров, скажи им. – Да, это точно.
Парадокс и беспомощность советской цензуры заключались на тот момент в том, что после закрытия первого фильма о Петрове и Васечкине режиссёру вскоре поручили снимать продолжение фильма о них же. Но всё равно, конечно, под пристальным наблюдением цензурных органов. Так, скажем, в шуточной сцене «Танго» категорически было предложено убрать слово «красный», в противном случае весь фильм должен был бы пойти под ножницы. И в результате в куплете со словами «в душе я активист, и красный следопыт» Васечкену пришлось петь вместо «красный следопыт» «и даже следопыт». Но всё равно происходило уже, по сути, какое-то глумление над советской идилогией.
Кадры из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»:
– Поверь, я сердцем чист. Враньём по горло сыт. В душе я активист, И даже следопыт. – Не верю ничему, Меня не проведёшь. В отряд тебя приму, В отряд тебя приму, Но ты – сплошная ложь.
Вот такая вот эволюция произошла с образом ребёнка в советском детском кино, которое, соответственно, и само успело очень сильно измениться за весь период своего существования. Начавшись с откровенной идеологизированности, жёсткой и подчас топорной и пропаганды, когда сами дети в кино были не столько дети, сколько маленькие коммунисты, детский кинематограф постепенно освобождался от искусственности и нежизненности. И в своих вершинных проявлениях, помимо воспитательной функции, достиг и очень высокой планки как непосредственно произведение искусства. Неслучайно на западе всегда признавали, что наше детское кино – это высший класс. В его лучших проявлениях нравственность, которой всегда предавалось большое значение, становилась не просто производной от учения Ленина и коммунистической партии, а прекрасной сама по себе. И очень жаль, что с исчезновением Советского Союза, кажется, закончился и детский кинематограф. А мы с вами на сегодня прощаемся, до новой встречи.
Кадры из фильма «Гостья из будущего»:
Слышу голос из Прекрасного Далёка, Голос утренний в серебряной росе. Слышу голос, и манящая дорога Кружит голову, как в детстве карусель.
Прекрасное Далёко, Не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, Жестоко не будь. От чистого истока В Прекрасное Далеко, В Прекрасное Далеко Я начинаю путь.
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.11.2024 Взаимодействие с Вами не перестаёт меня радовать и, думаю, принесёт хорошие плоды. Алексей Уткин 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова
|
||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
кафедра журналистики в Москве . Своими руками Ремонт лазерного уровня. |