Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 9 минут | Скачать: Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 10.12.2013
![]()
Кино как таковое рождалось без всякого сценария. Самые первые фильмы делались даже без режиссёрского вмешательства, и жизнь снималась такая, какая она есть. А это значит, что в основе кинематографа лежит документальное кино. И сегодня мы поговорим как раз об этом направлении киноискусства, последние годы переживающем во всём мире настоящий бум. Документальные фильмы снимают, в общем, и у нас на Украине, хотя, кажется, уже общим местом стало, что украинское кино умерло. Но на самом деле, в год на Украине снимают около двадцати документальных фильмов. В общем-то это не так уж мало. Главная проблема в том, что их почти никто не видит, и кинотеатры, и телевидение их игнорируют. Если в России дела обстоят несколько лучше, то у нас документалистика оказалась в глубоком подполье. Но сегодня мы сделаем шаг вопреки этой тенденции и поговорим о молодом режиссёре документального кино Регине Марьяновской, первый фильм которой получил специальный приз на Леонском кинофестивале за рассказанную ей историю о 98-летней одесситке французского происхождения.
![]()
Кадры из фильма «Забытая осень» (героиня поёт по-французски, затем говорит на смеси русского и французского языков):
– Когда нас направили на учёбу, была… комиссия… как сказать? – Жюри. – А? – Жюри. – Да. Меня спросили, в каком институте я хочу учиться. Я ответила, что хочу быть артисткой. А меня спросили: «А кто будет рабочим ставить клизму? Марш в медицинский!» Я пошла.
Для режиссёра фильма, молодой очаровательной Регины Марьяновской, французский язык тоже уже стал почти родным. Она учится в Парижском университете кинематографии и при этом, как и героиня своего фильма, одесситка. Поэтому мы сегодня с ней встретились вот в этом кафе, чтобы обсудить её фильм и поговорить о документальном кино в целом. Регина, скажи, как ты нашла такую колоритную героиню? Где отыскала? – Совершенно случайно, в Интернете, я искала информацию об Одессе, видео. Мне попался ролик, снятый канадскими туристами, по-моему, даже в 2006 или в 2007 году. Небольшой, трёхминутный ролик с ней, и меня поразило, как эта женщина в таком возрасте говорит на французском языке. Приехав в Одессу, я решила её отыскать, благо, что на видео можно было определить место, географическое местоположение. Что оно, в Одессе, на Потёмкинской лестнице. Поузнавав у людей, которые там продают сувениры… – То есть, канадские туристы засняли именно вот ту ситуацию, которая воспроизведена в твоём фильме на Потёмкинской лестнице? – Да, только это было общение их с ней. – Когда ты снимала фильм «Забытая осень»… Снят он в Одессе, а выпущен, насколько я понимаю, во Франции, в Париже. Когда ты его создавала, ты ориентировалась на аудиторию нашу, украинскую, или всё-таки больше на европейскую? – Я даже не задумывалась, на какую аудиторию я ориентировалась, я просто снимала и потом монтировала то, что, на мой взгляд, интересно.
Кадры из фильма «Забытая осень» (героиня говорит по телефону):
– Привет, Пак. Да, так себе… Да. Кошки, кошки, собаки, тараканы, ой… Пак, а кому ты ещё звонишь? Ты не знаешь, что вчера было! Лена подралась с Таней… Алё. Начали Лена душить, а Таня стала её бить ногами, а тут пришёл Петя… Алё. И забрал Лену с ребёнком оттуда. В общем, у них весело.
– Ты себя чувствуешь украинским, русским режиссёром или, проучившись уже несколько лет в Париже, тебе легче себя ощущать уже европейским режиссёром? – Мне легче себя ощущать там, но я ещё себя идентифицирую украинским режиссёром. – Сейчас ты снимаешь фильм о детях, а первый фильм – о стариках. Это неслучайно? Это связано с тем, что с ними всё-таки легче работать молодому режиссёру, или есть какие-то более глубокие причины, чем просто добиться естественного поведения перед камерой? – Так как меня интересует социальная тема в документальном кино, и дети, и старики – это самое важное в нашем обществе. Это всё зависит, прежде всего, от человека. Мы не раскрываемся перед всеми, то есть перед кем-то мы раскрываемся, перед кем-то – нет. Если режиссёру удалось найти эту связь, то это очень хорошо для его работы. – А кстати, чему была посвящена твоя первая художественная лента? Ну, которая, я не знаю, или не удалась, или ты решила её самолично приостановить… – Ну, не то что не удалась, просто, так как она была первая, там, естественно, очень много ошибок. И сейчас, просматривая её, я понимаю: здесь можно было сделать немного иначе. Но у меня и было условие: я снимала всего лишь за один уикенд, три дня. – А как ты считаешь, что вообще принципиально отличает съёмку обыденной жизни, которую сегодня себе может позволить каждый (купить камеру не является проблемой), что вот эту съёмку наполняет ценностью с эстетической точки зрения? – Я думаю, что когда зритель смотрит документальный фильм, он должен прочувствовать полностью, войти в фильм, прочувствовать историю персонажа и понять сложившеюся ситуацию не только когда персонаж что-то говорит или мы слышим закадровый голос режиссёра, а ещё как бы видя кадры…
Кадры из фильма «Забытая осень» (героиня нетвёрдой походкой пересекает дверной порог под несмолкаемый собачий лай).
– Сегодня на телевидении достаточно популярны журналистские расследования и специальные репортажи, которые тоже затрагивают остросоциальные проблемы, и во многом они вообще напоминают фильмы документальные. Но при этом таковыми не являются. Твоё мнение: в чём принципиальное отличие фильма документального от, пусть и развёрнутого, но всё-таки журналистского расследования? – В документальном фильме есть взгляд автора на сложившуюся ситуацию, а в репортаже это просто комментарии репортёрами событий, которых мы видим. Может быть, и скорее всего, именно операторская работа оказывается более эстетической.
Кадры из интервью Бориса Годжулова, видеооператора фильма «Забытая осень»:
– Очень коротко новости подаются. А в документальном кино можно рассмотреть человека: вглядеться в его глаза, как он живёт, как бы по-другому можно посмотреть. Новости – бац, бац, бац, бац... Всё. Там десять секунд – один кадр. Невозможно его увидеть человека. Интересней его разглядеть, какой он там. Какие у Веры Сергеевны ножки в колготках…
– Сегодня в Европе, насколько я знаю, модное направление в документалистике – это съёмка скрытой камерой, и весь фильм строится именно на таком принципе, когда исключены всякие сценарные заготовки и постановочные сцены. И некоторые киноведы даже считают, что именно такое кино, оно истинно документальное. Но тебе таким методом работать не хочется. Или этот подход более сложен? – В принципе, не так уж сложен, но мне как-то кажется, что интересней совмещать постановочное и не постановочное.
![]()
Кадры из фильма «Забытая осень» (героиня говорит на смеси русского и французского языков):
– Платишь 57 гривен в месяц – и всё равно холодно. Холодно… (Успокаивает собаку). Ой па. На место! Иди на место! Нельзя. На место.
– Твой фильм, помимо социальной проблематики, интересен таким сочетанием трагедии и юмора. Это, прежде всего, связано со спецификой самой героини, с её удивительным оптимизмом, или и в будущие свои работы ты планируешь привносить элемент юмора, при этом оставаясь в рамках социальной проблематики? – Ну, говоря именно об этой работе, – да, он случаен. Я, конечно, хотела бы привносить эти элементы и в дальнейшем, но тут всё-таки зависит от персонажа, прежде всего. Потому что документальное кино – это мы живём тем, чем живёт персонаж… Если у него нет чувства юмора, то, извините, мы не можем его найти и ему пририсовать. – Ну а что ты считаешь самым главным в характере героини своей? – Оптимизм. – Оптимизм. Да, вот на этом особая трогательность фильма и выстраивается. При всех ужасных обстоятельствах она может дать фору ещё многим молодым людям. – Да, это так. Это то, чему мы должны у неё поучиться, я думаю.
![]()
Кадры из фильма «Забытая осень» (героиня торгует сувенирами и разговаривает с девочкой-покупательницей):
– Мне подарок нужен. – Подарок.… Ну что, это некрасивый подарок? Ракушки, всё ракушки… – Папе… – А? – А, папе подарок. А ты какой национальности? Что ты смотришь туда? Ты еврейка, да? – Нет. – А кто? – Молдаванка. – Молдаванка, хорошо. Хорошая национальность. Молдавия. Возьми папе медаль. Купи. – А сколько она стоит? – Медаль – десять. Но эта медаль очень… – А вот эта вот сколько? – Это очень дорого. Эта икона – пятнадцать. Сколько у тебя вообще денег?
– Я вот подумал, почему ты, видимо, принципиально не использовала музыку? Хотя музыка – это всегда хорошее выразительное средство, и она могла бы усилить те переживания, которые ты надеешься вызвать у зрителя. Почему ты отказалась от музыкального сопровождения? – Мне кажется, в этом фильме, в принципе, музыка не обязательна. Героиня сама поёт, и я посчитала, что это было бы интересней. Использовать, именно когда она поёт самолично.
Кадры из фильма «Забытая осень» (героиня поёт):
– Не говори мне ласково «прощай», А молви тихо «до свиданья». Мне трудно жить, мой друг, мой друг. Развей мои страданья… Не говори «прощай», пожми мне руку снова. Мне сердце ведь болит опять… Что ещё вам спеть?
– А как ты вообще сама оцениваешь сегодня состояние документалистики у нас на Украине? – Очень плачевно.
А вообще-то любителей документального кино всегда было мало. Даже в советское время попытки создания специализированных кинотеатров для документальных фильмов, в общем-то, терпели неудачу. Видимо, документальное кино – это всё-таки сложный вид киноискусства, предназначенный не для всех. Его производство нигде в мире не пользуется коммерческим успехом. Но зато в Европе, в отличие от нас, есть негосударственные телеканалы, специализирующиеся на показе именно документальных фильмов. Понадеемся, что и у нас будут делаться хотя бы маленькие шаги в этом направлении. Ведь документальное кино – это сама жизнь. Ну, а напоследок мы не удержались от желания познакомиться с замечательной героиней фильма «Забытая осень» и вместе с режиссёром фильма Региной Марьяновской оказались у неё в гостях.
![]()
Кадры из интервью героини фильма «Забытая осень»:
– Я сейчас существую как старая, выжавшая из ума жидовская мора. Я же состою из трёх национальностей – греки, французы и евреи. Кто во мне преобладает? Жиды. А какой вы национальности – украинец? – А похож на кого? – На немца. – На немца? – На латыша. – Каким должен быть документальный фильм? – Ну, документальный фильм должен, прежде всего, быть актуальным. Что не всегда удаётся. Потому что он документальный. Дело в том, Ромочка, что каждый – историк. Каждый – по-своему понимает документацию.
![]() ![]() ![]()
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
юридическое образование в Москве . Ремонт электрических духовых шкафов. Ремонт жарочного шкафа. |