Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 10 минут | Скачать: Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 23.12.2013
Не так давно говоря об очаровательной Лии Ахеджаковой, мы назвали её взрослым ребёнком. Так вот, сегодняшний наш герой, замечательный актёр Юрий Богатырёв, может быть назван «ребёнком в квадрате», и это при его гигантском росте и действительно богатырском сложении. Актёрскую судьбу Юрия Богатырёва определило почти комическое несоответствие тела гиганта и души ребёнка. Его характер был не то что лишён всякой жёсткости и брутальности. В нём было даже очень много женственности, которая, собственно, и проявилась в выборе первой профессии. Вначале он поступил на ткацкое отделение художественного промышленного училища. Вот эта его детскость, а с другой стороны женственность, да ещё и сочетание с большим ростом и массивной фигурой во многом определяла характер предлагаемых ему ролей. Очень часто это большие недотёпы, которых могут легко обидеть.
Кадры из фильма «Родня»:
– Слышь, козёл. – В каком смысле? – А в том смысле, у тебя совесть, вообще, есть? – А… Совесть? Совести нету. – А… То-то я вижу, что ты ходишь, посвистываешь, картуз потерял – не разыскиваешь! – Ой, Марья Васильевна, вы знаете, я вот никогда не понимал вот этих ваших образов… – Ага. – Да. – Та-а-ак, значит, тебе, бандюга, и на дочку наплевать, да? – А вот это слишком серьёзная тема, Марья Васильевна, для сиюминутного разговора. Давайте оставим её как-нибудь на потом. А сейчас просто позвольте мне взять некоторые дорогие для меня вещи. – А! За дорогими вещами пришёл. – Не в этом смысле, Марья Васильевна. Дорогие в духовном смысле этого слова. – А это – умоешься. – А это в каком смысле? – А в таком смысле: что когда Нина придёт, тогда и явишься. – А… То есть, когда коза придёт. Нет, ну Марья Васильевна, поймите меня правильно. Ну, если я, как вы выразились, козёл, то моя жена, она, естественно, коза. Ха-ха-ха-ха-ха. Ой, не могу (получает удар по голове и падает).
После этого фрагмента как-то не верится, что Юрий Богатырёв принадлежал к той группе актёров, которые обладают, что называется, «стёртой» внешностью. О них говорят: «актёр без фактуры». На первый взгляд это кажется немного странным, ведь он же совсем не похож на маленького серого человечка. Наоборот, блондин, да ещё и богатырь. Вот, правда, при большом росте он, в самом деле, какой-то аморфный. Но неужели именно таки «без фактуры»? Но, да, это было общее мнение. Ещё в Щукинском училище сокурсники с любовью его называли Пельмень или Бело-розовый. Актёром без фактуры его считал и Никита Михалков, который при этом называл Богатырёва великим русским артистом. Именно Михалков и открыл его для большого кино. Сам ещё будучи студентом, Михалков как-то увидел ещё тоже совсем молодого Богатырёва на одном из спектаклей, подошёл и сказал: «Старик, нам надо работать вместе». И снял его в своей первой, ещё студенческой, дипломной работе.
Кадры из фильма «Спокойный день в конце войны»:
– Где вы? Хало. Ку-ку (выглядывает в окно, раздаётся выстрел, хватается за голову). А!!!
Таким образом, в этом первом фильме Михалкова – первая, совсем крошечная роль в кино и Богатырёва. Роль-то всего на несколько секунд. Ещё и роль немца. Но, пожалуй, главные свойства актёра уже здесь раскрылись. Это удивительная наивность, искренность и открытость. Эти свойства унаследуют все его будущие герои. Даже когда ему доставались абсолютно отрицательные характеры. Как, например, в фильме «Два капитана». Там он играет такого завиду, гадёныша, действующего исподтишка. Но всё равно его герой в своей подлости как то по-своему искренен. У Богатырёва получился образ негодяя, который не только потрясающе убедителен, но ещё и даже как-то по-детски, что ли, наивен в своей ненависти.
Кадры из фильма «Два капитана»:
– А ну пусти! (Драка). – Ах, так! Ты меня не убьёшь. Не убьёшь! – Вот как! – Ты меня не убьёшь! (поверженный ударом, направляет на противника пистолет).
Юрий Богатырёв относился к той части артистов, которые играют людей, не знающих сомнений и рефлексии. То есть, на протяжении всей роли герой не меняется. Если он негодяй, так негодяй. Дурак – так дурак. Если он славный добрый малый в начале фильма, то таким остаётся и в конце. В этом смысле все образы Богатырёва очень цельны. При этом такая цельность характера могла быть проявлена совершенно по-разному. Герой может быть, на первый взгляд, и ничтожным. Но и в этом он будет целен. Главное, что герой не умеет и не хочет меняться. А чтобы при таких строго отчерченных рамках не быть схематичным, а наоборот, убедительным, – это высокий класс для актёра. Быть гармоничным – это тоже большой талант.
Кадры из фильма «Объяснение в любви»:
– А кем бы ты хотел быть? – Это серьёзный вопрос, дай подумать. Скорее всего, я хочу быть тем, кто я есть. Но только гораздо лучше. – Знаешь, я тебя очень люблю Филиппок. – Правда? Ты даже не представляешь, Васька, как это хорошо.
Вот эта рыхлая аморфность и белёсость, видимо, и позволяли говорить, что Богатырёв – актёр без фактуры. Но это отсутствие фактуры и давало ему возможности для убедительных перевоплощений и становилось не диагнозом, а, скорее, даже достоинством. В итоге аморфность Богатырёва позволяла ему быть любым. Вообще, эта так называемая «стёртая» внешность, когда известного актёра могут не узнавать на улице, что часто и бывало с Богатырёвым, с артистической точки зрения – замечательное свойство. Оно даёт возможность актёру, если в нём, конечно, есть чутьё и талант, снимаясь почти без грима, буквально физически меняться в кадре. Именно за это Богатырёва и ценил Михалков. В одном из его фильмов он сыграл практически супермена-чекиста, и это несмотря на свою женственность и мягкость.
Кадры из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»:
– Сволочь, и ты здесь, ну смотри у меня! – Это тебе за «сволочь». Золото где? – Здесь где-то. – В Чека ваш окопался? – Наш. – Фамилия. – Пошёл вон, хам. – Это тебе за «хама».
Свои лучшие роли Богатырёв, наверно, сыграл именно у Михалкова. И кто знает, может быть, и Михалков снял свои лучшие фильмы как раз с участием Богатырёва. Их тесное сотрудничество и дружба продолжались, пока был жив сам актёр. Он снялся у него в шести фильмах. Это больше, чем любой другой актёр, работавший когда-либо с прославленным режиссёром. И конечно, ролей было бы гораздо больше, если бы не ранний уход из жизни артиста в сорок два года. Например, знаменитая роль генерала Радлова в фильме «Сибирский цирюльник», замысел которого у Михалкова возник ещё в восьмидесятых годах, предназначалась именно для Богатырёва. Михалков, может, как никто понимал, что актёр обладал даром даже не перевоплощения, а воплощения. После супермена-чекиста он мог сыграть абсолютно расслабленного восторженно-придурковатого дворянина.
Кадры из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»:
– Прошу внимания. Господа! Софья, моя жена, пойдёт завтра в деревню помогать крестьянским матерям. Это… Это так прекрасно. Это начало, господа! Я решил: мы, мужчины, тоже должны. В общем, я решил отдать крестьянам-косцам все свои старые костюмы. До единого. И обувь.
Этот образ, который Михалков условно назвал «Глупый Пьер Безухов», как будто специально создан для Богатырёва. Его природная наивность, душевная мягкость и детская беззащитность здесь были доведены актёром до такой степени непосредственности в чувствах, до такой степени ранимости, что это уже граничило с идиотизмом. А именно это как раз и требовалось для данного образа.
Кадры из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»:
– Мама. Отправьте меня в жёлтый дом. Я сумасшедший. Я всё ещё верю в любовь. В честность, в дружбу. И любой меня побьёт камнями как бешенную собаку, потому что я всем мешаю. Потому что никому решительно не нужно… – Серёжа! Будет, будет, будет.
В общем-то, все образы, созданные Богатырёвым, построены на зашкаливающий эмоциональности и никогда – на интеллектуальной жизни героя. Его талант быть абсолютно открытым в своих эмоциях проявлялся и в особой мимичности лица. Герои Богатырёва как никто умеют жмуриться в сладчайший улыбки, громко зарыдать от обиды, а через мгновение столь же громко заржать от удовольствия. Вот эта эмоциональная открытость, мимичность плюс особый голос, который мог от низкого баритона взмывать к визгливому фальцету, всё это, да ещё и в сочетании с габаритами актёра идеально подходило, чтобы изображать восторженных кретинов.
Кадры из фильма «Отпуск в сентябре»:
– Ха-ха-ха! Слушай, а что это ты всех так называешь, а? Да вот, аликами. Все у тебя алики. Это как понимать, алкоголики, что ли? Ха-ха-ха!
Почти во всех сыгранных Богатырёвым ролях удивительная подвижность. И это, опять же, при его большом и как бы бесформенном теле. Видимо, эта выразительная энергичность и, конечно, талант к перевоплощению и позволили Михалкову утвердить Богатырёва на роль прагматичного Штольца. Роль, которая, на первый взгляд, совсем не в стиле Богатырёва. Сам актёр, узнав, что Михалков начинает фильм об Обломове, думал, что ему достанется роль самого Обломова, что, кажется, было бы логичней. Но Михалков в своём фильме как будто специально дал актёрам роли, противоположные их человеческой сути. И Обломова играл в итоге весёлый, заводной Табаков. Утвердив же Богатырёва на роль Штольца, Михалков, видимо, хотел очеловечить прагматичного немца. Сделать Штольца не машиной, а эмоциональным немцем, который просто искренне не понимает, что такое русская душа. И Богатырёв, как всегда, достиг высочайшей убедительности образа.
Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»:
– Что? – Я не поеду. – Илья, ну что ты, ей-богу, какой? Ты испугался чего-то? Ну это же так просто. Ну я прошу тебя. – Я не поеду. – Но это же глупо, в конце концов. Тебя все просят. И я прошу. Для меня, Илья. – Я не поеду. – Я помогу тебе. Это так весело и приятно. – Я не поеду. – Хех, Илья.
Но всё-таки очень показательно, что Богатырёв мечтал сыграть именно Обломова. Его детскость, уютная пухлость и какая-то природная барственность подходили для этой роли. Но Обломова он в кино он так и не сыграл. Зато разного рода мешковатых недотёп было предостаточно. И наверно, именно эти образы всё-таки оказывались ему наиболее близкими. Вот, например, в роли Стасика в фильме «Родня», где он играет растяпу, которого бьёт тёща, жена, ни во что ни ставит дочь, в этой роли он просто купался. И, пожалуй, самый яркий эпизод фильма, когда бесконфликтный и затюканный Стасик, выпив графин коньяка, устроил настоящий бунт через танец. Танец, которому нет названия.
Кадры из фильма «Родня»:
– Потише, потише, потише… – Никогда! – Потише, Стасик. – Танцевать, тёща!
Эта роль – ещё один пример того, что кого бы ни играл Богатырёв, он всегда наполнял образ потрясающий искренностью и открытостью. Никаких умственных поисков, никаких сомнений, зато сколько эмоций и чувств! И в этих чувствах все его герои очень цельны. Все по-своему гармоничны. Если говорить о том, в каком из фильмов Богатырёв больше всего похож на самого себя, наверно, это роль в фильме «Объяснение в любви», где он играет слабого мужчину, который трепетно любит сильную женщину. Здесь его и утончённая нежность, и детская мягкость, и способность легко расплакаться.
Кадры из фильма «Объяснение в любви»:
– Филиппок, проснись. – Мне хочется плакать. – Мне тоже. – Прежде я и не подозревал, что в затасканном слове «счастье» есть какой-то реальный смысл. – Филиппок, по-моему, ты сочиняешь стихи. – Да. И не только стихи. А как ты догадалась? – Сейчас же прочти. – Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. – Это не твои стихи Филиппок. – Мои. – Нет. – Мои. – Нет.
В целом Юрий Богатырёв не принадлежит не к одному из известных актёрских типов. С одной стороны – мощный, выше всех на голову, шире всех в плечах. А с другой стороны – такой доверчивый, трогательный и ранимый. Удивительное сочетание внутренних и внешних данных давало ему возможность быть любым и не в одной из своих ролей не повториться. Так получилось, что хотя все образы, созданные Богатырёвым, очень цельные, в жизни он не мог совладать с ощущением неполноценности и абсолютной ненужности этому миру. Как настоящий талант, он был окружён людьми, но при этом чувствовал себя бесконечно одиноким человеком и очень страдал от этого. Свой среди чужих, чужой среди своих – это не просто название, пожалуй, самого известного фильма с Юрием Богатырёвым, но, наверно, и лучшее определение наивного и ранимого актёра.
Финальные кадры из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
заочный юридический институт . Тендер Ремонт дым машин. |