HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 г.

Роман Оленев

Юрий Богатырёв

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 10 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 23.12.2013
Иллюстрация. Название: «Художник Юрий Богатырёв». Автор: не указан. Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4468278/post244224452/

 

 

 

Не так давно говоря об очаровательной Лии Ахеджаковой, мы назвали её взрослым ребёнком. Так вот, сегодняшний наш герой, замечательный актёр Юрий Богатырёв, может быть назван «ребёнком в квадрате», и это при его гигантском росте и действительно богатырском сложении. Актёрскую судьбу Юрия Богатырёва определило почти комическое несоответствие тела гиганта и души ребёнка. Его характер был не то что лишён всякой жёсткости и брутальности. В нём было даже очень много женственности, которая, собственно, и проявилась в выборе первой профессии. Вначале он поступил на ткацкое отделение художественного промышленного училища. Вот эта его детскость, а с другой стороны женственность, да ещё и сочетание с большим ростом и массивной фигурой во многом определяла характер предлагаемых ему ролей. Очень часто это большие недотёпы, которых могут легко обидеть.

 

Кадр из фильма «Родня»

 

Кадры из фильма «Родня»:

 

– Слышь, козёл.

– В каком смысле?

– А в том смысле, у тебя совесть, вообще, есть?

– А… Совесть? Совести нету.

– А… То-то я вижу, что ты ходишь, посвистываешь, картуз потерял – не разыскиваешь!

– Ой, Марья Васильевна, вы знаете, я вот никогда не понимал вот этих ваших образов…

– Ага.

– Да.

– Та-а-ак, значит, тебе, бандюга, и на дочку наплевать, да?

– А вот это слишком серьёзная тема, Марья Васильевна, для сиюминутного разговора. Давайте оставим её как-нибудь на потом. А сейчас просто позвольте мне взять некоторые дорогие для меня вещи.

– А! За дорогими вещами пришёл.

– Не в этом смысле, Марья Васильевна. Дорогие в духовном смысле этого слова.

– А это – умоешься.

– А это в каком смысле?

– А в таком смысле: что когда Нина придёт, тогда и явишься.

– А… То есть, когда коза придёт. Нет, ну Марья Васильевна, поймите меня правильно. Ну, если я, как вы выразились, козёл, то моя жена, она, естественно, коза. Ха-ха-ха-ха-ха. Ой, не могу (получает удар по голове и падает).

 

После этого фрагмента как-то не верится, что Юрий Богатырёв принадлежал к той группе актёров, которые обладают, что называется, «стёртой» внешностью. О них говорят: «актёр без фактуры». На первый взгляд это кажется немного странным, ведь он же совсем не похож на маленького серого человечка. Наоборот, блондин, да ещё и богатырь. Вот, правда, при большом росте он, в самом деле, какой-то аморфный. Но неужели именно таки «без фактуры»? Но, да, это было общее мнение. Ещё в Щукинском училище сокурсники с любовью его называли Пельмень или Бело-розовый. Актёром без фактуры его считал и Никита Михалков, который при этом называл Богатырёва великим русским артистом. Именно Михалков и открыл его для большого кино. Сам ещё будучи студентом, Михалков как-то увидел ещё тоже совсем молодого Богатырёва на одном из спектаклей, подошёл и сказал: «Старик, нам надо работать вместе». И снял его в своей первой, ещё студенческой, дипломной работе.

 

Кадр из фильма «Спокойный день в конце войны»

 

Кадры из фильма «Спокойный день в конце войны»:

 

– Где вы? Хало. Ку-ку (выглядывает в окно, раздаётся выстрел, хватается за голову). А!!!

 

Таким образом, в этом первом фильме Михалкова – первая, совсем крошечная роль в кино и Богатырёва. Роль-то всего на несколько секунд. Ещё и роль немца. Но, пожалуй, главные свойства актёра уже здесь раскрылись. Это удивительная наивность, искренность и открытость. Эти свойства унаследуют все его будущие герои. Даже когда ему доставались абсолютно отрицательные характеры. Как, например, в фильме «Два капитана». Там он играет такого завиду, гадёныша, действующего исподтишка. Но всё равно его герой в своей подлости как то по-своему искренен. У Богатырёва получился образ негодяя, который не только потрясающе убедителен, но ещё и даже как-то по-детски, что ли, наивен в своей ненависти.

 

Кадр из фильма «Два капитана»

 

Кадры из фильма «Два капитана»:

 

– А ну пусти! (Драка).

– Ах, так! Ты меня не убьёшь. Не убьёшь!

– Вот как!

– Ты меня не убьёшь! (поверженный ударом, направляет на противника пистолет).

 

Юрий Богатырёв относился к той части артистов, которые играют людей, не знающих сомнений и рефлексии. То есть, на протяжении всей роли герой не меняется. Если он негодяй, так негодяй. Дурак – так дурак. Если он славный добрый малый в начале фильма, то таким остаётся и в конце. В этом смысле все образы Богатырёва очень цельны. При этом такая цельность характера могла быть проявлена совершенно по-разному. Герой может быть, на первый взгляд, и ничтожным. Но и в этом он будет целен. Главное, что герой не умеет и не хочет меняться. А чтобы при таких строго отчерченных рамках не быть схематичным, а наоборот, убедительным, – это высокий класс для актёра. Быть гармоничным – это тоже большой талант.

 

Кадр из фильма «Объяснение в любви»

 

Кадры из фильма «Объяснение в любви»:

 

– А кем бы ты хотел быть?

– Это серьёзный вопрос, дай подумать. Скорее всего, я хочу быть тем, кто я есть. Но только гораздо лучше.

– Знаешь, я тебя очень люблю Филиппок.

– Правда? Ты даже не представляешь, Васька, как это хорошо.

 

Вот эта рыхлая аморфность и белёсость, видимо, и позволяли говорить, что Богатырёв – актёр без фактуры. Но это отсутствие фактуры и давало ему возможности для убедительных перевоплощений и становилось не диагнозом, а, скорее, даже достоинством. В итоге аморфность Богатырёва позволяла ему быть любым. Вообще, эта так называемая «стёртая» внешность, когда известного актёра могут не узнавать на улице, что часто и бывало с Богатырёвым, с артистической точки зрения – замечательное свойство. Оно даёт возможность актёру, если в нём, конечно, есть чутьё и талант, снимаясь почти без грима, буквально физически меняться в кадре. Именно за это Богатырёва и ценил Михалков. В одном из его фильмов он сыграл практически супермена-чекиста, и это несмотря на свою женственность и мягкость.

 

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

 

Кадры из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»:

 

– Сволочь, и ты здесь, ну смотри у меня!

– Это тебе за «сволочь». Золото где?

– Здесь где-то.

– В Чека ваш окопался?

– Наш.

– Фамилия.

– Пошёл вон, хам.

– Это тебе за «хама».

 

Свои лучшие роли Богатырёв, наверно, сыграл именно у Михалкова. И кто знает, может быть, и Михалков снял свои лучшие фильмы как раз с участием Богатырёва. Их тесное сотрудничество и дружба продолжались, пока был жив сам актёр. Он снялся у него в шести фильмах. Это больше, чем любой другой актёр, работавший когда-либо с прославленным режиссёром. И конечно, ролей было бы гораздо больше, если бы не ранний уход из жизни артиста в сорок два года. Например, знаменитая роль генерала Радлова в фильме «Сибирский цирюльник», замысел которого у Михалкова возник ещё в восьмидесятых годах, предназначалась именно для Богатырёва. Михалков, может, как никто понимал, что актёр обладал даром даже не перевоплощения, а воплощения. После супермена-чекиста он мог сыграть абсолютно расслабленного восторженно-придурковатого дворянина.

 

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»

 

Кадры из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»:

 

– Прошу внимания. Господа! Софья, моя жена, пойдёт завтра в деревню помогать крестьянским матерям. Это… Это так прекрасно. Это начало, господа! Я решил: мы, мужчины, тоже должны. В общем, я решил отдать крестьянам-косцам все свои старые костюмы. До единого. И обувь.

 

Этот образ, который Михалков условно назвал «Глупый Пьер Безухов», как будто специально создан для Богатырёва. Его природная наивность, душевная мягкость и детская беззащитность здесь были доведены актёром до такой степени непосредственности в чувствах, до такой степени ранимости, что это уже граничило с идиотизмом. А именно это как раз и требовалось для данного образа.

 

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»

 

Кадры из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»:

 

– Мама. Отправьте меня в жёлтый дом. Я сумасшедший. Я всё ещё верю в любовь. В честность, в дружбу. И любой меня побьёт камнями как бешенную собаку, потому что я всем мешаю. Потому что никому решительно не нужно…

– Серёжа! Будет, будет, будет.

 

В общем-то, все образы, созданные Богатырёвым, построены на зашкаливающий эмоциональности и никогда – на интеллектуальной жизни героя. Его талант быть абсолютно открытым в своих эмоциях проявлялся и в особой мимичности лица. Герои Богатырёва как никто умеют жмуриться в сладчайший улыбки, громко зарыдать от обиды, а через мгновение столь же громко заржать от удовольствия. Вот эта эмоциональная открытость, мимичность плюс особый голос, который мог от низкого баритона взмывать к визгливому фальцету, всё это, да ещё и в сочетании с габаритами актёра идеально подходило, чтобы изображать восторженных кретинов.

 

Кадр из фильма «Отпуск в сентябре»

 

Кадры из фильма «Отпуск в сентябре»:

 

– Ха-ха-ха! Слушай, а что это ты всех так называешь, а? Да вот, аликами. Все у тебя алики. Это как понимать, алкоголики, что ли? Ха-ха-ха!

 

Почти во всех сыгранных Богатырёвым ролях удивительная подвижность. И это, опять же, при его большом и как бы бесформенном теле. Видимо, эта выразительная энергичность и, конечно, талант к перевоплощению и позволили Михалкову утвердить Богатырёва на роль прагматичного Штольца. Роль, которая, на первый взгляд, совсем не в стиле Богатырёва. Сам актёр, узнав, что Михалков начинает фильм об Обломове, думал, что ему достанется роль самого Обломова, что, кажется, было бы логичней. Но Михалков в своём фильме как будто специально дал актёрам роли, противоположные их человеческой сути. И Обломова играл в итоге весёлый, заводной Табаков. Утвердив же Богатырёва на роль Штольца, Михалков, видимо, хотел очеловечить прагматичного немца. Сделать Штольца не машиной, а эмоциональным немцем, который просто искренне не понимает, что такое русская душа. И Богатырёв, как всегда, достиг высочайшей убедительности образа.

 

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

 

Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»:

 

– Что?

– Я не поеду.

– Илья, ну что ты, ей-богу, какой? Ты испугался чего-то? Ну это же так просто. Ну я прошу тебя.

– Я не поеду.

– Но это же глупо, в конце концов. Тебя все просят. И я прошу. Для меня, Илья.

– Я не поеду.

– Я помогу тебе. Это так весело и приятно.

– Я не поеду.

– Хех, Илья.

 

Но всё-таки очень показательно, что Богатырёв мечтал сыграть именно Обломова. Его детскость, уютная пухлость и какая-то природная барственность подходили для этой роли. Но Обломова он в кино он так и не сыграл. Зато разного рода мешковатых недотёп было предостаточно. И наверно, именно эти образы всё-таки оказывались ему наиболее близкими. Вот, например, в роли Стасика в фильме «Родня», где он играет растяпу, которого бьёт тёща, жена, ни во что ни ставит дочь, в этой роли он просто купался. И, пожалуй, самый яркий эпизод фильма, когда бесконфликтный и затюканный Стасик, выпив графин коньяка, устроил настоящий бунт через танец. Танец, которому нет названия.

 

Кадр из фильма «Родня»

 

Кадры из фильма «Родня»:

 

– Потише, потише, потише…

– Никогда!

– Потише, Стасик.

– Танцевать, тёща!

 

Эта роль – ещё один пример того, что кого бы ни играл Богатырёв, он всегда наполнял образ потрясающий искренностью и открытостью. Никаких умственных поисков, никаких сомнений, зато сколько эмоций и чувств! И в этих чувствах все его герои очень цельны. Все по-своему гармоничны.

Если говорить о том, в каком из фильмов Богатырёв больше всего похож на самого себя, наверно, это роль в фильме «Объяснение в любви», где он играет слабого мужчину, который трепетно любит сильную женщину. Здесь его и утончённая нежность, и детская мягкость, и способность легко расплакаться.

 

Кадр из фильма «Объяснение в любви»

 

Кадры из фильма «Объяснение в любви»:

 

– Филиппок, проснись.

– Мне хочется плакать.

– Мне тоже.

– Прежде я и не подозревал, что в затасканном слове «счастье» есть какой-то реальный смысл.

– Филиппок, по-моему, ты сочиняешь стихи.

– Да. И не только стихи. А как ты догадалась?

– Сейчас же прочти.

– Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

– Это не твои стихи Филиппок.

– Мои.

– Нет.

– Мои.

– Нет.

 

В целом Юрий Богатырёв не принадлежит не к одному из известных актёрских типов. С одной стороны – мощный, выше всех на голову, шире всех в плечах. А с другой стороны – такой доверчивый, трогательный и ранимый. Удивительное сочетание внутренних и внешних данных давало ему возможность быть любым и не в одной из своих ролей не повториться. Так получилось, что хотя все образы, созданные Богатырёвым, очень цельные, в жизни он не мог совладать с ощущением неполноценности и абсолютной ненужности этому миру. Как настоящий талант, он был окружён людьми, но при этом чувствовал себя бесконечно одиноким человеком и очень страдал от этого. Свой среди чужих, чужой среди своих – это не просто название, пожалуй, самого известного фильма с Юрием Богатырёвым, но, наверно, и лучшее определение наивного и ранимого актёра.

 

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

 

Финальные кадры из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».

 

 

14 февраля 2009

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 

Илья Авербах. Объяснение в любви (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпания: Ленфильм, 1977 г.   Никита Михалков. Свой среди чужих, чужой среди своих (художественный кинофильм на DVD). Издательство: Кинокомпания: Мосфильм, 1974 г.   Виталий Мельников. Отпуск в сентябре (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпании: Ленфильм Видео, Гостелерадио СССР, 1979 г.

 

 

 

Никита Михалков, Александр Адабашьян, Я. Самулекин. Несколько дней из жизни И. И. Обломова (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпания: Мосфильм, 1979 г.   Никита Михалков. Родня (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпания: Мосфильм, 1981 г.   Никита Михалков. Неоконченная пьеса для механического пианино (художественный кинофильм на DVD). Кинокомпания: Мосфильм, 1976 г.

 

 

 

138 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.09 на 13.10.2024, 13:04 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

13.10.2024
Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения.
Юлия Цветкова

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова

28.09.2024
Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Александр Жиляков



Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

заочный юридический институт . Тендер Ремонт дым машин.
Поддержите «Новую Литературу»!