Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 18 минут | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 3.03.2014
В очередной раз разговор о выдающемся актёре приходится начинать, вспоминая о его юношеской робости и стеснительности. Почему-то эти качества часто подталкивают людей выбирать актёрскую профессию. И, казалось бы, что может быть хуже для актёра, чем застенчивость и скромность? А между тем, если наряду с ними у актёра есть талант, то они могут стать чуть ли не гарантом ответственного и по-настоящему творческого подхода к работе. Ведь сомнения и заставляют стремиться к совершенству. Такими качествами, например, обладал гениальный Смоктуновский. А, скажем, искромётный Андрей Миронов, блистая на сцене и в кино, постоянно был недоволен собой. Застенчивым, может быть, и не был, но скромным был, несомненно. Но сегодня я хочу поговорить не об Андрее Миронове, а о Евгении Миронове, который пришёл в актёрскую профессию, преодолевая ужасную зажатость и страшную неуверенность в себе. Эти комплексы, конечно, уживались ещё и с талантом и определённой дерзостью, иначе бы он не набрался бы смелости приехать из Саратова и напрашиваться в ученики к Табакову, для которого Саратов тоже, кстати, родной город. Этим он и надеялся покорить Табакова. И Табаков его взял, и даже сразу на второй курс школы-студии МХАТ. Но только вот застенчивость у Миронова от этого не сразу ушла. Доходило до того, что он порой прогуливал занятия – так стеснялся однокурсников. А представляете, каково провинциальному, но амбициозному актёру пробивать себе дорогу с такой фамилией? Ведь Миронов, кажется, мог быть только один. Так, собственно, ему однажды и сказала мать Андрея Миронова, работавшая какое-то время у Табакова. Но талант есть талант, тут уж никакая фамилия не помешает. И та же мать Андрея Миронова, увидев, как он впоследствии стал играть на сцене, подозвала его и благословила. И сегодня есть два Миронова, два актёрских феномена, один из которых поднялся до уровня высочайшей игры в образе князя Мышкина. И ведь природная актёрская скромность и помогла ему нащупать этот удивительно кроткий образ.
Кадры из фильма «Идиот»[1] (монолог князя Мышкина):
– Я знаю, что я… обижен природой. Я двадцать четыре года был болен. Примите же меня как больного и теперь. Сейчас уйду, сейчас, будьте уверены. Сейчас. Я… не краснею, потому что от этого странно же краснеть, не правда ли? Но в обществе я лишний. Нет, я не от самолюбия! Просто есть такие идеи, высокие идеи, о которых я не должен говорить. Потому что я непременно всех насмешу. Вот князь Щербатов про это мне сейчас напомнил. Вот у меня нет жеста приличного, чувства меры нет, у меня слова другие, они несоответственные, ну, мысли… А это унижение для этих мыслей. И поэтому я не имею права. К тому же я, я… очень мнителен. Я… Я убеждён, что в этом доме не могут меня обидеть, нет, я знаю, что меня любят все, более, чем я стою. Но я знаю, что нельзя не смеяться надо мной иногда. Ну, ведь так?
Евгений Миронов – актёр в себе неуверенный, но в самом хорошем смысле этого слова. Конечно, он осознаёт свой талант, но и не перестаёт в себе сомневаться. На самом деле, слишком уверенный в себе артист, артист, что называется, толстокожий, больших высот и не достигнет. А когда у актёра очень тонкая внутренняя организация, очень чувствительная ранимая психика, тогда талант артистический может проявиться с действительно поразительной силой. Если Миронова попытаться определить как актёрский психотип, это – абсолютный герой-неврастеник. А, как известно, именно в пограничных, надрывных для психики состояниях для актёра и больше всего возможностей продемонстрировать своё мастерство, свою технику. Именно в этом умении быть удивительно подвижным, внутренне подвижным в своих психических реакциях, Миронов и вошёл в кино. Одна из его ранних работ в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» – роль эпизодическая, но очень яркая, яркая именно этой внутренней реактивностью.
Кадры из фильма «Утомлённые солнцем» (конфликт между офицерами на танковом марше):
– Ты что, ты что, сдурел, что ли? Ты, баран! Вали, пока я тебя не пристрелил, понял? – Я тобой щас жопу вытру, товарищ старший лейтенант! – Что?! – Смирно! – Да я тя щас… – Ты меня что, не знаешь? Ты меня не узнал, может быть? (Сдёргивает фуражку с рядом стоящего офицера и водрузает её себе на голову). А теперь, а? (Поворачивается в профиль, скалит зубы). Узнал? – Товарищ… Товарищ… – Стоять, стоять! (Хлопает его по плечу, останавливая). Кто командует? – А?.. Я… – Что?! – Этот, комбриг товарищ Лапин командует… – Лапин? О! Ох, сука. Ну ладно. Где связь? – Связь? – Поломаю я! Связь где? – Ой. Ой, немцы! Пошли, товарищ комдив…
Такая внешняя и внутренняя пластичность, такая стремительная смена душевных настроений очень быстро закрепили за Мироновым славу короля истерики. Действительно, если присмотреться, окинуть взглядом все его работы, то во всех созданных им образах присутствует какая-то сумасшедшинка: везде есть или припадок, или хотя бы намёк на него. О князе Мышкине я даже и не говорю, а вот взять, к примеру, его роль в фильме «В августе 44-го», где он играет бывалого контрразведчика[2]. Этот тонкий, умный образ военного выполнен чисто по-мироновски. Спокойная, интеллигентная собранность, деликатность героя в какой-то момент может взорваться нервным срывом и истерикой. В фильме такая истерика – это, правда, спланированный, хитрый ход контрразведчика, играющего в неуравновешенного дурочка. Но нам важен сам реактивный талант Миронова, который режиссёр в фильме и использует.
Кадры из фильма «В августе 44-го» (сцена допроса):
(Мысли героя). «Обступили с боков. Отлично. Спокойно. Для них мы уже трупы. И всё же – не факт». – Будьте любезны, встаньте на своё место. – На какое место, в чём дело? – Будьте любезны, вот сюда. (Один из окруживших переступает на указанное место). – Вы ещё, может, нас по стойке смирно поставите? – Это если… понадобится, я поставлю. Мы это, офицеры комендатуры, понимаете ли. Мы при исполнении служебных обязанностей. (Выхватывает пистолет). Я говорю, встань на своё место!
Особая индивидуальность Миронова, конечно, и в его лице – лице, на первый взгляд, неприметном и даже как будто бесцветном. Оно очень узнаваемо, типично, но при этом и по-настоящему индивидуально. А это сочетание типичности с индивидуальным всегда чрезвычайно важно в работе актёра. Ко всему прочему, у Миронова очень русское лицо: открытое, чистое, а иногда, как в фильме «Идиот», даже почти иконописное. Его тонкое умное лицо выражает неподдельную искренность, а сегодня это большая редкость. Оттого-то Миронов и способен заставить зрителей быть в состоянии глубокой сопричастности к происходящему с его персонажем. Ну и, пожалуй, главное, чем он привлекает режиссёров, а потом, соответственно, и нас с вами, зрителей, это внутренним стыком своей чистоты, нежности и какого-то душевного надлома, надрыва, о котором я уже говорил.
Кадры из фильма «Космос как предчувствие»[3] (сцена расставания):
– Строков! Слышишь? Оставайся. Оставайся! Ну оставайся, всё будет как было, понимаешь? Ну по-другому, но всё равно будет так же. – Как? – Ну… Ну, как раньше, понимаешь… Ну, две сестры, два брата. Ну как сказать, ну… Крест-накрест. Понимаешь? Ну, крест-накрест! Крест-накрест! Оставайся, оставайся, ну оставайся!!! Оставайся! Ну! Оставайся! Оставайся…
Притом что Миронов никогда не играет себя в предлагаемых обстоятельствах – искусством перевоплощения, разнообразными формами внешней художественной выразительности он владеет блестяще – всё же общим во всех его героях является какая-то мальчишеская, детская наивность. Можно даже сказать, что Миронов – актёр вне возраста. И это тоже редкое актёрское достижение. В какой-то степени в этом трогательном инфантилизме, в этой особой его чувствительности и кроется секрет привлекательности артиста. В нашем кино он стал неким противовесом тем ярким представителям амплуа «герой-любовник», где мужественность всячески акцентируется. А Миронов именно по-детски открыт и излучает какой-то внутренний свет. Почти во всех созданных им образах угадывается ясноглазый, прямо-таки сказочный Иванушка-дурачок. И больше всего, может быть, в фильме «Космос как предчувствие».
Кадры из фильма «Космос как предчувствие»:
– А это что? (Подходит к карте). Это где же мы тут? – Чёрным обведено. – А-а-а… Вот это, да?.. А это что за линия такая, красная? – Граница. – У-у… А это что такое? – Транзистор. – Можно? (Берёт в руки радиоприёмник, включает, раздаётся англоязычная речь. Герой повторяет услышанное вслух). – Хм… А я и выговорить не могу. (Герой продолжает повторять вслух). – …Тьфу! Вот шпарит, а?
Даже то очень небольшое количество кинокритиков, которые в такой игре Миронова усматривают самоповторы, обвиняют его в эксплуатации восторженно-мальчишеского простодушия, признают, что Миронов – виртуоз и мастер, он уверенно владеет и внешней, и внутренней техникой. И как у настоящего артиста, у него отчётливый вкус к деталям, к подробностям. А ведь именно они-то и делают героя живым и запоминающимся. Создавая образ, актёр всегда пытается разобраться, почему человек сделал именно так, а не иначе. И понять суть будущего героя он стремится через детали. Например, ход к образу главного героя фильма «В августе 44-го» Миронов нашёл, общаясь с автором романа, по которому был снят фильм, Владимиром Богомоловым. В разговоре он постоянно поглаживал себя по голове, и актёр подумал, что этот жест отлично подойдёт и его герою – мозгу группы контрразведчиков.
Кадры из фильма «В августе 44-го»:
– Так… Значит, в Мариамполь, да? – Да! – А кто ещё ехал на вашей машине сегодня? – Как – кто? Никто. – Нет, я… Может, подвозили кого-нибудь? – Нет! – Никого? – У нас это не положено. – А, ну всё. – Продуктовая машина. – Ага. – Порожнём разве когда – офицера подвезёшь. Да и то – своего, из начальства. А посторонних – ни-ни. Насчёт этого – бдительность. – Ну и всё. Поэтому вы никого сегодня и не подвозили. – Нет! – Ну конечно, всё… Хорошо. Пожалуйста. Значит, вы утверждаете, что за всю дорогу никого не подвозили? – Так точно! – А… Ну ладно. Всё. (Делает вид, что хочет вернуть документы, но неожиданно толкает солдата к стене, дальше говорит с тихим бешенством). Полчаса назад здесь, в городе, с вашей машины сошли двое военных. Офицеров. Ты что, забыл что ли, Борискин? Забыл?!! – Вспомнил!!! (испуганно). – Тихо. Тихо! – По дороге попросились двое! – Спокойно. – Я их, я их и взял. Пожалел. – Тихо, тихо. Я понял всё. Борискин, вы курите? – Да. – Вот, курите, пожалуйста.
Работа над образом для Миронова всегда становится работой над собой. И в этом смысле он очень к себе требователен, даже на грани фанатизма и болезненности. Но зато благодаря такой скрупулёзности перед нами – филигранная работа. А ещё, как настоящий артист, он стремится, насколько это возможно, не повторяться. И ради этого желания он, как известно, снимается и в сериалах, но, конечно, лишь в тех, которые пытаются приблизиться к полноценным художественным произведениям. Вот, скажем, в фильме «Апостол»[4] он сыграл сразу двух близнецов, один из которых – такой себе вертлявый уголовничек в духе Промокашки. Миронов с таким удовольствием экспериментирует с собой в этом образе, что моментами, кажется, и слишком увлекается, может, слишком переигрывает. Но его актёрская техничность, конечно, здесь на большой высоте.
Кадры из фильма «Апостол»:
– Едрить ту люсю! Да, начальник. Одна у меня радость была, это… У нас была француженка, ну, типа гувернантка. Жучка, короче говоря. Эх, любил я с ней музыкой заниматься! Знаешь, она меня прям сиськами к пианино прижмёт… Не отвертишься. И давай мордой тут, значит, лабать. У неё сиськи были, знаешь, прям как у тебя голова. Сука, потом долго мне на нарах они снились. – Играешь? – Эх! (Щёлкнув пальцами, начинает играть). Смотри, чё делаю, начальник. Пальцы сами бегают. Моцарт, сука. Щас-щас-щас-щас-щас… С-сука, забыл!
Иногда кажется, что в плане техники ему подвластно всё. Чувствуя это сам, он и стремится пробовать себя в самых разных жанрах. Пожалуй, одним из высших проявлений его таланта стала роль в фильме «Превращение»[5], экранизации экзистенциально-мистической новеллы Франца Кафки, где сюжет крайне прост и от этого ещё более страшен. Скромный герой, что-то вроде нашего сегодняшнего менеджера среднего звена, в один прекрасный, вернее, ужасный день просыпается и понимает, что превратился в насекомое. Но как изобразить жука на экране, как показать превращение? Авторами фильма обсуждался даже вариант спецэффектов, но от него отказались, и правильно сделали. Миронов сам отлично справился с этой метаморфозой.
Кадры из фильма «Превращение» (сцена пробуждения):
– Ой! (Герой лежит на кровати на спине и двигает руками и ногами, как перевернувшиеся жук своими лапками.) Голос из-за двери: – Грегор! Уже семь. Разве ты не собирался уехать? – (Пискляво.) Спасибо, мама, я уже… у-у-у… (Ошеломлён своим голосом.) Спасибо, мама… Спасибо. У-у-у… А-а-а!
Миронов с его пластичностью и умением передавать изменённое состояние сознания стал, пожалуй, идеальным исполнителем роли Грегора. Он любит и умеет играть необычное и запредельное, а его нервное устройство и психофизика изначально подходили для этого образа. Ну а ещё, ко всему прочему, актёр каждый день по несколько часов отрабатывал пластику насекомого, занимался йогой и ушу, учился чуть ли не цирковым трюкам типа зажигания спички при помощи ног. На актёра, надо сказать, в этом фильме, при всей кажущейся простоте, обрушилась задача невероятной сложности. Текста-то ведь у героя нет, лишь несколько реплик, а так – больше странные звуки и, в основном, молчание. Но молчание героя наполнено мимикой, действием. Плюс, как вы заметили, в этой роли очень необычный пластический рисунок. И Миронову здесь удалось не просто очень убедительно ползать по полу и потолку на манер таракана, но и пополнить свой и без того большой опыт работы с так называемым душевным подпольем.
Кадры из фильма «Превращение» (сцена ползания):
– Шу! Шу! – Шу-шу. – Шу-шу. – Шу-шу. – Шу-шу! Шу-шу! Шу-шу! Шу-шу! Шу-шу! Шу-шу! Шу-шу! (Отец выгоняет из комнаты сына, превратившегося в огромное насекомое).
После такой нечеловеческой игры, кажется, уже можно браться за всё. И прежде всего, за те роли, где от актёра требуется игра, основанная на тончайших психологических нюансах и на чувствительной ранимости. В этом смысле очень типичной и удачной для Миронова стала роль в фильме «На Верхней Масловке», где он предстал в привычном для него образе неврастеничного интеллигента. Его герой – театровед-неудачник, ухаживающий за девяностолетней сварливой и знаменитой скульпторшей. Роль которой, кстати, замечательно и бесстрашно исполнила Алиса Фрейндлих. Но, на самом деле, даже иногда непонятно, кто за кем ухаживает в фильме. Мягкость черт и все составляющие образа Миронова провоцируют некое материнское опекающее отношение к нему. Он здесь большой ребёнок. И Миронову в этом образе удалось по-новому проявить свой фирменный диапазон переходов от детской нежности к чрезвычайной ранимости, вплоть до душевного срыва. Его отчаянно-беспомощные слёзы и истерика в конце фильма, когда умирает скульпторша, не могут не тронуть зрителей.
Кадры из фильма «На Верхней Масловке»:
– Открой. – Что? – … идёт. – Кто? Окно? Окно? Я сейчас открою. Я сейчас открою! Щас-щас- щас-щас-щас… (Отходит от постели больной, раздвигает шторы, вскакивает на подоконник лицом к окну, слышит последний выдох умирающей, плачет). Ну нельзя так, вы не можете так просто уйти, ну нельзя так! Мне… что без вас, как? Нельзя!.. Опять меня обманули, эх… Ужасная! Старуха…
Но, конечно же, главной на сегодняшний день ролью Миронова стала роль князя Мышкина в экранизации «Идиота». Если мнения о самом фильме как о шедевре могут расходиться, то мнения о Миронове в этой роли однозначны и у поклонников, и у кинокритиков. Все оценки только самые высокие. Игра актёра в отдельных сценах и вправду потрясает. В какой-то момент даже возникает ощущение, что он в хорошем смысле существует отдельно от творческого коллектива картины, включая даже режиссёра. Настолько пронзительна его игра. А ведь такое же положение, по роману, было и у князя Мышкина в кругу людей, среди которых он оказался. В кино это редчайший пример, когда актёр так убедительно сумел показать чистую, почти безгрешную душу, как говорил сам Достоевский, «вполне прекрасного человека», ревностно стоящего за свою веру.
Кадры из фильма «Идиот»:
– Но! Кто от родной земли отказался, тот ведь от Бога своего отказался. «Отказался» – не моё выражение, нет, это выражение одного купца из старообрядцев, с которым я ездил вместе, когда встретился… М-м-м! Откройте же русскому человеку русский свет, дайте ему отыскать это золото, дайте! Оно сокрыто, это сокровище, в земле. И увидите, какой могучий, какой правдивый, и мудрый, и кроткий вырастет он пред испуганным, ошеломлённым миром. Потому что они ждут от нас лишь одного – насилия! Меча! Они же представить нас себе не могут без варварства. И до сих пор! И – чем дальше, тем больше! (Взмахом руки опрокидывает вазу, которая разбивается, ударившись об пол). – Ой! О, господи.
А ведь приступая к экранизации, авторы шли на риск: нужен ли сегодня этот роман, нужен ли этот герой телезрителям? Но рейтинги фильма, как известно, были невероятно высокими – и, конечно, во многом благодаря такой актёрской игре. Сам Бортко честно признался, что не знает, кто другой, кроме Миронова, смог бы так сыграть. Но начиналось всё, оказывается, совсем не просто: первый съёмочный день для Миронова был абсолютно провальным, у него ничего не получалось. Вся съёмочная группа засомневалась в кандидатуре актёра. Здесь невольно вспоминается Иннокентий Смоктуновский, для которого вхождение в образ князя Мышкина также было непростым и мучительным[6]. Но Миронов со всей свойственной ему величайшей ответственностью взялся за роль: ночами репетировал, мало ел, вообще стал вести аскетически воздержанный образ жизни. Ведь князь Мышкин – это особый образ, особая роль в мировом репертуаре, это некое энергетическое состояние чистоты, не лжи, кротости, противопоставленное всему окружающему миру. Имитировать такое состояние только лишь актёрской техникой невозможно. И Евгений Миронов понял это и удивительным образом сумел воплотить это состояние на экране. И выражает его, может быть, прежде всего даже, – глазами.
Кадры из фильма «Идиот»:
– Полноте! (Останавливает замахнувшегося). Довольно. – Да вечно ты мне, что ли, дорогу переступать будешь? (Бьёт князя по лицу). – Ганя! – Ну это пусть, это – мне. А её всё-таки не дам. О, как вы будете стыдиться своего поступка.
Сам Миронов говорит, что ничего сложнее этой роли в его жизни не было. В последние съёмочные дни он не выходил из кадра двадцать два часа. У него тёк грим, отклеивались усы, борода, он уже снимался с нашатырным спиртом. А когда, наконец, съёмки закончились, ему даже пришлось проходить специальный курс лечения в клинике Кащенко. Но зато именно в образе больного эпилепсией, но такого прекрасного князя Мышкина талант Миронова, кажется, достиг своей кульминации. Здесь на высочайшем уровне соединились его актёрский тончайший психологизм, детская открытость миру и его умение переходить с восторженного лиризма к сильнейшему душевному напряжению, к истерике. Ну, а в случае с князем Мышкиным – к эпилептическому припадку.
Кадры из фильма «Идиот»:
– Скажите, неужели в самом деле, неужели можно быть несчастным? Ну что такое моё горе, моя беда, если я в силах быть счастливым? Как можно пройти мимо дерева и не быть счастливым, что ты видишь его? А говорить с человеком и не быть счастливым, что ты любишь его? А сколько вещей на свете, на свете, таких прекрасных, что… Посмотрите на ребёнка, посмотрите на божью зарю, посмотрите на травку, как она растёт, посмотрите в глаза, которые на вас сморят и так вас любят! А-а-а!!! (Падает). А-а-а!!!
Такая потрясающая игра абсолютно заслуженно позволила назвать Миронова одним из выдающихся актёров современности. После выхода фильма многие почувствовали, что он, может быть, не просто очень талантливый актёр, а даже гениальный актёр. Сыграв князя Мышкина, он стал чуть ли не национальным героем. Надо сказать, что эта роль для тех актёров, кто её играл, всегда становилась этапной. Так было и с гениальным Смоктуновским, покорившем весь мир своей игрой, правда, в театральной постановке «Идиота». Кстати, любопытная вещь: Миронов играет знаковые роли Смоктуновского – князь Мышкин, Гамлет[7], Иудушка Головлёв[8]. Что-то в этих актёрах есть общее, какая-то близость психотипов, актёрская тонкость дарования, наконец, скромность. Вообще, если говорить о Миронове в современном русском кино, то с ним рядом даже трудно кого-то поставить. Его уже легче сравнивать с артистами старой, ещё советской школы. И вот в том, что он сегодня занимает место, наверное, даже главного актёра нашего театра и кино, проглядывает тоска публики по истинному таланту и мастерству.
[1] «Идiотъ» – телесериал 2003 года по роману Ф. М. Достоевского режиссёра Владимира Бортко (прим. ред.).
[2] Роль капитана Алёхина в фильме Михаила Пташука по роману Владимира Богомолова «В августе 44-го» (прим. ред.).
[3] «Космос как предчувствие» – художественный фильм режиссёра Алексея Учителя (прим. ред.).
[4] «Апостол» – телесериал режиссёров Геннадия Сидорова и Юрия Мороза (прим. ред.).
[5] Роль Грегоры Замзы в российском художественном фильме «Превращение» режиссёра Валерия Фокина (прим. ред).
[6] Свою звёздную роль князя Мышкина Иннокентий Смоктуновский исполнил в спектакле режиссёра Георгия Товстоногова «Идиот» в 1957 году на сцене Большого драматического театра в Москве в 1957 году (прим. ред).
[7] Международная конфедерация театральных союзов, роль Принца Гамлета в постановке режиссёра Петера Штайна в 1998 году (прим. ред.).
[8] Московский художественный театр им. А. П. Чехова, роль Порфирия Головлёва в постановке режиссёра Кирилла Серебренникова по роману «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина в 2005 году (прим. ред.)
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Diy инфа не сотка ремонт радиомикрофона. |