Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 18 минут | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 14.10.2014
Я думаю, неправильно было бы обойти вниманием относительно недавний выход фильма «2012», тем более что он предоставил идеальную возможность коснуться в целом такого явления в кино, как фильмы-катастрофы. Идеальную – потому что «2012» не просто самая кассовая лента в истории этого жанра (её бюджет – двести миллионов долларов), но она на сегодняшний день не знает себе равных по масштабам разрушения и гибели всего мира на экране. Режиссёр картины Роланд Эммерих[1], надо сказать, и раньше снимал фильмы-катастрофы, взять тот же хит «День независимости». В общем, он уже давно настолько «полюбил» человечество, что пересчитать, сколько им взорвано виртуальных небоскрёбов, машин и самих людей, не представляется возможным. Но на этот раз Эммерих превзошёл самого себя. Он и сам признаётся, что после «2012» будет очень трудно придумать что-нибудь новое в этом жанре. И ведь в самом деле, авторы картины затолкнули в неё все возможные природные катаклизмы: и чудовищные землетрясения, и падающие огромные метеориты, и цунами. Можно даже сказать, что в фильме есть своя маленькая, но очень эффектная история гибели Титаника. Иными словами, сам режиссёр в интервью как бы подписывается, что всё, жанр фильмов-катастроф исчерпан. Ну, это, конечно, вряд ли. И, тем не менее, когда смотришь некоторые эпизоды его ленты, режиссёру так и веришь: куда уж дальше-то?
Кадры из фильма «2012» (2009 г.):
– А-а-а! – О, боже! – А-а-а!!!
Вообще, как жанр, фильмы-катастрофы, пусть и не такие суперзрелищные, появились ещё в начале семидесятых, когда возникла реальная угроза уничтожения мира, но не из-за природных катаклизмов, а из-за ядерной войны. Вскоре кинематографисты начали обыгрывать и тему о недружелюбных инопланетянах, которые хотят взорвать нашу планету. Но так или иначе именно с тех пор у Голливуда родилась неуёмная страсть к игре в разрушения и, особенно, к специфической эстетике взрыва. Не ошибусь, если скажу, что в фильмах-катастрофах сами объекты съёмки становятся заметными и эстетически интересными исключительно в момент разрушения, когда они взрываются. Игра актёров, диалоги героев – всё это, как известно, лишь подготовка к главному: взрывам и спецэффектам. На экране идёт как бы, что ли, проверка возможных пределов разрушения живых и неживых объектов. Короче говоря, всё подчинено динамике взрыва. Как событие именно он становится наиболее эффектным и кульминационным моментом в данном жанре кинематографа.
Кадры из фильма «Знамение» (2009 г.).
Количество фильмов про конец света, выпущенных Голливудом, начиная с семидесятых, это, в общем, своего рода культурный феномен. Получается, что сознание людей как бы свыклось с фактом грядущей мировой гибели, и режиссёры теперь лишь выдвигают различные экранные версии того, как она произойдёт. Причём кинематографисты очень хорошо почувствовали, что в само́м приближении конца света, в этой предапокалиптической агонии есть своя, несомненно, есть своя уникальная и неповторимая эстетика.
Кадры из фильма «Знамение» (2009 г.).
Конечно, неверно было бы говорить, что желание заглянуть в бездну, увидеть собственными глазами мировую катастрофу – это свойство сознания исключительно современного человека. Всё идёт ещё издревле, с тех же античных трагедий, в которых в основе сюжета часто лежал мотив гибели, вызывающей у зрителя одновременно и ужас, и особый восторг. Или вот, допустим, возьмём «Божественную комедию» Данте, написанную уже в Средние века. Ведь и тогда, и, тем более, сейчас, кто берётся её читать, обычно заинтересовывается первой частью под названием «Ад», а не следующей, которая называется «Рай». Вспоминается и родной нам Пушкин, его слова о том, что «Всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья». В общем, таково уж особое свойство человеческой психики. И вот сегодня у зрителей появилась уникальная возможность, какой у Пушкина не было. Это – похрустывая попкорном и запивая сладкой колой, переживать ещё и особое наслаждение от страха, при этом самому не испытывать ни малейшей опасности.
Кадры из фильма «2012» (2009 г.):
– А, чёрт! Держитесь! – Быстрее! – Я стараюсь!.. Ох, всё. Всё нормально! Нормально!
Особая привлекательность для массового зрителя фильмов про взрывы и про пожары состоит не только в приятном щекотании нервов, в воображаемой угрозе смерти, чтобы потом-таки себе сказать: «всё нормально», но ещё и в том, что большинство фильмов-катастроф предоставляют возможность посмотреть акт сотворения Земли, но как бы наоборот. То есть, что я имею в виду. Создание мира ведь происходило очень медленно и, скажем так, в режиме, недоступном для наблюдений – и из-за давности событий, и по причине своей масштабности. А в фильмах про конец света мы видим создание мира как бы в обратном порядке, в очень ускоренном режиме и доступном для глаз. Понятное дело, что зритель наслаждается такой своей причастностью к высшим мировым актам и особым сочетаниям красоты и ужаса. Что называется, зловещей красоты.
Кадры из фильма «2012» (2009 г.).
Сами сюжеты фильмов-катастроф, в отличие от их бюджетов, как известно, обычно очень скромные. Всё держится на супердорогостоящих и высокотехнологичных спецэффектах. Наверно, прежде всего, поэтому ни Европа, ни Россия не снимают ленты про конец света. Но вот зато Голливуд в своё время настолько увлёкся погружением всех побережий Америки под воду, даже потоплением символа самой Америки, статуи Свободы, я уже не говорю про крушение небоскрёбов – в общем, настолько увлёкся фантазией саморазрушения, что трагические события одиннадцатого сентября как бы и подсказаны самим Голливудом. Когда миллионы зрителей увидели на экране, как среди ясного неба взрываются гигантские близнецы-небоскрёбы, то всё это очень напоминало кадры из какого-нибудь очередного фильма-катастрофы. Ведь сколько раз нечто подобное происходило и в фильме «Армагеддон», и в «Дне Независимости». Некоторые кадры из них даже смотрятся как реальная хроника тех страшных для Нью-Йорка дней.
Кадры из фильма «Армагеддон» (1998 г.).
Очень даже понятно, что, несмотря на всю свою суперзрелищность, сам жанр фильмов-катастроф после событий одиннадцатого сентября стал немного неуместным. И вот после некоторого перерыва, успокоившись, а заодно накопив новые технологии в спецэффектах, «фабрика грёз» породила грандиозный по масштабам фильм «2012». В нём ещё как никогда взрываются, идут трещинами торговые центры и супермаркеты и взрывной волной сносятся целые города. Но нам всё же этот фильм любопытен, прежде всего, не спецэффектами, а тем, насколько он вообще следует штампам жанра фильмов-катастроф, а насколько эти штампы ломает. Ведь надо сказать, что картины подобного рода – как те самые близнецы-небоскрёбы: обычно они копируют друг друга. Меняется, и то не всегда, лишь способ уничтожения мира. А так одни сплошные клише. Например, само спасение мира происходит обязательно в последнюю минуту. Один из главных героев – всегда какой-нибудь неудачник, дождавшийся звёздного часа в экстремальной ситуации. Ну и, конечно, главный штамп – это определяющая роль Америки в спасении мира. Остальные нации обычно лишь в трепете сидят и молятся, а затем прыгают от радости, когда Америка таки спасает мир. Так вот, картина «2012» в этом смысле расшатывает многие каноны. Начнём с того, что саму катастрофу предсказывает не американский учёный, как это обычно происходило, а учёный из Индии. И, пожалуй, впервые в картинах подобного жанра американский темнокожий президент обсуждает угрозу гибели мира с представителями других держав. Правда, это делает спустя полгода, как сам об этом узнал. Ну что ж, в конце концов, лучше поздно, чем никогда.
Кадры из фильма «2012» (2009 г.):
– Всего полгода назад мне доложили о ситуации настолько катастрофической, что поначалу я отказался в неё поверить. Однако совместными усилиями наших лучших умов мы подтвердили обоснованность выдвинутой теории. Мир, каким мы его знаем, скоро перестанет существовать.
Фильм «2012» во многом интересен именно тем, что сам конец света в нём в той или иной степени неизбежен. Ведь в финале оставшаяся совсем малая часть мирового населения начинает вести уже новое летоисчисление и делает это на абсолютно изменившемся лице планеты Земля. Одним словом, сам конец света, наконец-то, не зависит от Америки. Ну, при этом, конечно, в попытке спасения мира важнейшая роль по-прежнему принадлежит Соединённым Штатам, но всё равно, это уже ближе к позиции «первый среди равных», а не то, что было раньше: «сверхдержава, не знающая конкурентов». Как я сказал, и саму катастрофу предсказал не американский учёный. Но, может быть, больше всего поражает обращение президента к нации. Тоже, кстати, наиважнейший момент в любом фильме из жанра катастроф. Так вот, в голливудском кино, пожалуй, ещё не было такого грустного, я бы сказал, беспомощного обращения президента к своему народу. Мол, извините, не сумел вас спасти.
Кадры из фильма «2012» (2009 г.):
– Я обращаюсь к вам в последний раз. Как вы знаете, ужасная катастрофа произошла в нашей стране и во всём мире. Я бы очень хотел сказать вам, что мы сумеем предотвратить гибель людей и разрушения, но это не так. Сегодня не осталось непричастных. Сегодня мы все стали одной семьёй, которая вступает в окутанное мраком будущее.
А вот чуть больше десяти лет назад режиссёр фильма «2012» снял картину «День независимости», где, если вы помните, в подобной же ситуации была абсолютно другая речь президента, и по содержанию, и по эмоциональности. Само лицо у главы государства было совсем иное. И дело не в том, что он был не темнокожий, а белый – лицо выражало уверенность и пафос. И понятно: тогда, в девяносто шестом, Америка была на пике своего могущества. А Голливуд, всегда играя большую роль в продвижении американских ценностей по всему миру, создал в девяностых целый ряд фильмов-катастроф как эффектную демонстрацию всем странам, что только Америка и может спасти мир от гибели. В общем, давайте теперь для контраста вспомним уже не беспомощную речь темнокожего президента, а то, как в подобной же ситуации обращался американский глава государства к своему народу в фильме «День независимости». Напомню, что и ту и другую картину снял один и тот же режиссёр. Но на этот раз речь президента не просто полна пафоса, это какой-то гимн Америке как образцу человеческой цивилизации. По сути, вся выдуманная в фильме ситуация мировой угрозы, да ещё и в главный американский праздник День независимости, – лишь повод во весь голос заявить о превосходстве Америки над всем миром.
Кадры из фильма «День независимости» (1996 г.):
– И если мы победим сегодня, четвёртое июля перестанет быть американским праздником, а станет днём, когда весь мир заявит в один голос: мы не уйдём молча, мы не исчезнем без борьбы, мы будем жить, мы выживем. Сегодня мы празднуем свой День независимости! – Ура! Ура!..
Согласитесь, что вот уже сегодня бы подобный американский задор мировая зрительская аудитория вряд ли приняла. Поэтому Голливуду, продолжающему снимать фильмы-катастрофы, поневоле приходится поубавить ура-откровенный патриотизм и вообще как-то учитывать изменившуюся геополитическую ситуацию в мире. В фильме «2012» даже отражено, что доллар сильно пошатнулся. Ведь билет на ковчег, спасающий избранных представителей человечества от всемирного потопа, стоит в фильме один миллиард евро. Короче говоря, из всего видно, что хотя амбиции у Соединённых Штатов остались, но вот американская гегемония себя изжила. Мало того, впервые в фильмах подобного жанра Америка не то чтобы не берётся спасать весь мир – она не может спасти саму себя. Ведь выжившему в катастрофе малому количеству американского населения предстоит строить новую цивилизацию и на новом континенте. Вот уж действительно – «Гуд бай, Америка!». А темнокожему же президенту Соединённых Штатов приходится утешаться, что мы, мол, новый мир построим, и он будет лучше старого. Но это ведь потом. А пока от самого президента мы слышим, что Америки больше не будет. Неслыханное дело!
Кадры из фильма «2012» (2009 г.):
– Я стану последним президентом Соединённых Штатов Америки. Понимаешь, что я чувствую? – Никто не смог бы спасти страну, сэр. Но, я думаю, люди имеют право обо всём знать. – Не волнуйся, я об этом позабочусь. А теперь ступай. – Только вместе с вами, сэр. – Сынок, отправляйся на самолёт. Тебя ждёт дивный новый мир. И в нём каждый молодой учёный будет намного ценнее двадцати старых политиков.
Слова первого темнокожего президента Америки о том, что он станет последним президентом Соединённых Штатов, заставили кое-кого вспомнить ещё бабушку Вангу, якобы предрёкшую, что когда в Америке победит Чёрный человек, Америка замёрзнет и попадёт в пучину крупнейшего кризиса. Многие же современные политологи, по сути, предсказывают нечто подобное. Они сравнивают Барака Обаму с Михаилом Горбачёвым, который тоже стал последним президентом великой державы и позиционировал себя как политик, говорящий народу всю, в том числе, нелицеприятную правду об истории страны. И в фильме «2012» темнокожий глава государства тоже, кажется, прежде всего, озабочен не спасением великой империи, а тем, как бы рассказать пусть и страшную, но правду своему народу.
Кадры из фильма «2012» (2009 г.):
– Мне осталось сделать лишь одно. Сказать людям правду. Зная обо всём, родные смогут проститься друг с другом, мать сможет утешить детей, а отец – попросить у дочери прощения.
Что касается режиссёра фильма, то он хочет провести внутреннюю связь между темнокожим главой государства и Джоном Кеннеди. Вообще, в Америке этих двух президентов, при всей их, мягко скажем, внешней непохожести, часто сравнивают, ну или, во всяком случае, упоминают в одном контексте. Кстати, ведь именно благородный Кеннеди выступал за права афроамериканцев и, получается, что не будь его – может быть, и не было бы Барака Обамы. В продолжение это параллели примечательны слова самого Обамы. Он как-то обмолвился, что его ждёт судьба Джона Кеннеди, а дотошные наблюдатели заметили, что эти слова прозвучали, когда часы показывали «двадцать-двенадцать». То есть, если соединить цифры, и выходит «две тысячи двенадцать» – собственно, название фильма. И вот авторы фильма, проводя связь между темнокожим главой государства и Джоном Кеннеди, показывают афроамериканского президента благороднейшим гражданином, не покидающим свою страну в страшную минуту и оказывающим помощь простым американцам в предапокалиптическом Вашингтоне. Причём, скромный президент даже не обижается, если его вдруг не узнают. Но это всё детали. Важно то, как он гибнет. Его накрывает океанская волна вместе с авианосцем под названием «Джон Кеннеди». То есть ну явно автора фильма подмывало соединить двух президентов в одно целое как двух мучеников. Причём, режиссёр ещё устроил всё так – не знаю, шутка это или что – но темнокожий глава государства, перед тем как принять смерть в лице суперавианосца «Джон Кеннеди», даже стал как бы наполовину белым. Он слегка успел побелеть от снега.
Кадры из фильма «2012» (2009 г.):
– Я иду к тебе, Дороти.
Вообще-то, из фильма не совсем понятно однозначно отношение режиссёра к темнокожему главе государства. С одной стороны, он хоть и делает его героем, но лишает жизни, не даёт ему попасть на ковчег, спасающий от всемирного потопа, чтобы потом стать президентом уже в новой цивилизации. Напомню, что, к примеру, на ковчег не удаётся запрыгнуть и русскому – ну, такому, карикатурному – олигарху. И хотя смерти у героев разные, как и разные сами герои, а выходит, что им обоим не оказывается места в новой мировой элите. С другой стороны, выжившая часть американцев начинает строить новую цивилизацию на прародине темнокожего президента – на африканском континенте, единственном уцелевшем на планете после всемирного потопа. Что, конечно, символично. Кстати, в фильме все самые благородные и самые образованные герои – африканского происхождения. Уместным будет, я думаю, вспомнить, что отец Барака Обамы из Африки, а сам Обама всегда называет себя именно афроамериканцем. То есть, посыл режиссёра фильма чуть ли не таков: раз уж президентом стал афроамериканец, то пора менять Родину. В общем, «все в Африку!». Но только с одним условием: без всякой религии. Вот это-то и не нравится режиссёру в Бараке Обаме, периодически цитирующем Библию в своих обращениях. Режиссёр же фильма – воинствующий атеист, и наверно, поэтому и не даёт выжить президенту в фильме. В новой, уже нехристианской цивилизации, которая должна начаться после всемирного потопа в фильме, религиозному президенту не место. Режиссёр фильма даже не дал главе государства закончить свою грустную речь к нации, оборвав её как раз на цитировании Библии. В общем, и в этом смысле новаторское кино получилось. Ведь раньше в фильмах подобного жанра всегда срабатывал так свойственный Америке протестантский дух. Здесь же главе государства и договорить не дали.
Кадры из фильма «2012» (2009 г.):
– Я думаю, следующие слова выражают суть религиозных воззрений каждого из нас: «Господь, пастырь мой, я ни в чём…». – Внимание! Держитесь подальше от дверей и окон!
То, что режиссёр фильма Роланд Эммерих – кстати, немец по происхождению – хорошо относится к темнокожим, но, мягко скажем, недолюбливает верующих, было понятно уже из прошлого его фильма из жанра фильмы-катастрофы «День независимости». Вообще, став в Голливуде главным по апокалипсисам, сам Эммерих просто терпеть не может, когда верующие предостерегают о конце света. Хотя в Америке и вправду множество различных апокалиптически настроенных сект, которые буквально живут ожиданием конца света, жаждут его, находят в этом особое мазохистское наслаждение. И вот над подобным помрачённым сознанием режиссёр вдоволь посмеялся ещё в прошлом фильме «День независимости».
Кадры из фильма «День независимости» (1996 г.):
– Конец настал! Изрёк он слово, и конец настал! – Запрыгивайте! Мы направляемся в Эль Торо! – Вы не можете сопротивляться концу. Это конец! Эль Торо!
А вот уже в своём новом фильме «2012» режиссёр не остановился на высмеивании параноидально-сладостного принятия конца света, что действительно является отличительным свойством многих сектантов. На этот раз режиссёр обрушился на религиозное сознание как таковое. Разрушая весь мир, авторы картины заостряют внимание не просто на мировых туристических достопримечательностях типа Эйфелевой башни, а особый упор делают на известных символах христианской культуры, в данном случае католической. Скажем, в фильме смоделировано крушение знаменитой огромнейшей статуи Христа в Рио-де-Жанейро в Бразилии, планировалось уничтожение исламской святыни – Каабы в Мекке, места, к которому обращают своё лицо в молитве мусульмане всего мира. Но от этого режиссёра всё же отговорили – мало ли, ещё голову потом отрежут. На российскую территорию, то есть на православие, авторы фильма тоже побоялись напасть. Но вот зато на католической церкви режиссёр, что называется, оторвался по полной. Главной мишенью он выбрал собор Святого апостола Петра в Риме. Пётр, как известно, значит «камень», как основополагающий камень христианской церкви. И вот режиссёр, в котором легко уживаются не только откровенный атеист, но и открытый гомосексуалист, он это не скрывает, взял да и завалил молящихся камнями в прямом смысле. Тем самым реализовал на экране задушевную мысль, высказанную в одном из интервью, что когда наступает катастрофа, худшее, что могут сделать люди – это отправиться в церковь, так как церковь может упасть им на голову. Вот это режиссёр, собственно, старательно и организовал. Опять же, такого обхождения с верующими в фильмах – американских фильмах-катастрофах – ещё не было.
Кадры из фильма «2012» (2009 г.).
Та трещина, которая расколола потолок над головами молящихся и чётко прошла между протянутыми друг другу руками Бога и человека – знаменитой фреске Микеланджело «Сотворение Адама» – это, конечно же, демонстративно-символичный разрыв связи с Творцом. И, видимо, личное, наболевшее желание режиссёра Эммериха разорвать с христианской религией всякие отношения. Ещё раз напомню, что Эммерих, главный в Голливуде по апокалипсисам, как абсолютно не скрывает гомосексуальную ориентацию, так и открыто выступает против любой организованной религии. И поэтому в своём фильме, прежде чем привести избранных людей, спасшихся в катастрофе, в новую жизнь, основанную на личной предприимчивости и абстрактном гуманизме, он сперва уничтожил все знаковые символы христианской культуры, а также складывается такое ощущение, что умертвил всех верующих планеты Земля. Американского президента, цитирующего Библию, накрыло цунами, простых верующих завалило камнями церкви и даже буддистского монаха в Тибете смыло волной вместе с его колокольней – он только и успел, что ударить в набат. Но что интересно: как это часто происходит, искоренение религии ведётся с опорой на религиозные же символы, только как бы их извращая. И в фильме «2012», по сути, мы имеем дело с ветхозаветной историей о Всемирном потопе, но вывернутой наизнанку. Внешне всё вроде как и сходится: спасение избранных осуществляется с помощью ковчега, тут, единственное, их несколько… […]
От редакции: на этом моменте имеющаяся в нашем распоряжении запись программы обрывается (на 27 минуте 53 секунде из общего хронометража программы в 31 минуту 42 секунды). К сожалению, несколько дней назад наш обычный источник роликов этой программы
[1] Ро́ланд Э́ммерих (нем. Roland Emmerich, р. 1955) – американский кинорежиссёр, автор фантастических фильмов «Универсальный солдат», «Звёздные врата», «День независимости», «Годзилла», «Послезавтра», «2012» (прим. ред.).
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Цены на ремонт стабилизаторов напряжения. |