HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 г.

Роман Оленев

Марк Трэвис

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за июнь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2015
Марк Трэвис. Портрет с сайта: https://www.facebook.com/MarkWTravis

 

 

 

Критикуя Голливуд за то, что это некий отлаженный механизм или конвейер по производству попкорнового кино, мы часто как-то забываем, что там создаются и очень достойные фильмы, и что за Голливудом стоит серьёзнейшая школа профессионалов. И вот с одним из таких профи американского кино нам довелось пообщаться. Зовут его Марк Трэвис. И помимо того, что он режиссёр, он ещё и опытнейший педагог, чьи книги входят в обязательную программу обучения большинства мировых киношкол. В общем, о кино и кинопроизводстве Марк Трэвис знает многое.

 

Роман Оленев: Господин Трэвис, вам, конечно, известно, что у нас на Украине хоть и проходит такой масштабный кинофестиваль[1], по сути, пока что у нас нет собственной национальной киноиндустрии. Каковы ваши рекомендации по реанимации украинского кинематографа, и как вы считаете, является ли успех кинофестиваля в стране залогом успеха её кинопроизводства в будущем?

 

Марк Трэвис: Прежде всего, я полагаю, что проведение подобного фестиваля повышает интерес как международный, так и внутриукраинский – интерес к созданию фильмов, улучшению их качества и повышению количества украинских фильмов. По существу вам ещё предстоит многое сделать. Во-первых, обеспечить больше тренингов для украинских режиссёров, возможности их обучения у зарубежных профессионалов. Во-вторых, предоставить больше возможностей для съёмок, а именно оборудования, финансирования и продюсирования.

 

Роман Оленев: Господин Трэвис, у нас довольно необычное общество: наш зритель в большинстве своём американизирован, и в то же время у нас очень любят ругать американское кино. Вы, как педагог «Школы Голливуда» в Киеве[2], сталкиваетесь ли с такими противоречивыми настроениями?

 

Марк Трэвис: Очень, очень часто, особенно в Европе, я сталкиваюсь со студентами, относящимися к антиамериканским режиссёрам, людьми, которые говорят, что не хотят снимать американское кино. Они хотят снимать немецкое кино, норвежское кино. И мой ответ им – американский вариант создания фильмов явно очень успешен. Это не значит, что вы должны снимать именно так, но вы должны понимать это, понимать, как мы делаем кино, и потом снимать собственное. Не отвергайте процесс, не поняв его сперва.

 

Роман Оленев: Господин Трэвис, живя на Украине, работая в Киеве, вы сами смотрите то американское кино, которое показывают в наших кинотеатрах?

 

Марк Трэвис: Я смотрю много фильмов, которые вы называете блокбастерами. Это не значит, что я их люблю. Просто я смотрю их. Я знаю, что в американской киноиндустрии существует определённая философия создания фильма, с которой я не согласен, которая мне не по душе. Она состоит в создании большого блокбастера типа «Трансформеров», который принесёт кучу денег – по мне это нехорошее кино, но это хороший бизнес. Они зарабатывают много денег. Но это не то кино, которое мне нравится создавать. Я смотрю его. Я также смотрю маленькие независимые фильмы, которые вы называете «артхаус». Вот это – то, что мне нравится создавать.

 

Роман Оленев: Один из ваших студентов на сайте голливудской Школы в Киеве написал с восторгом, что вы даёте голливудский метод, после которого начинаешь работать не интуитивно, а по схемам. Как вы считаете, этот студент правильно усвоил ваш курс обучения?

 

Марк Трэвис: Я говорю: да. Я считаю, при съёмке фильма со сложным сюжетом снимать его в упрощённом варианте из-за того, что сюжет слишком запутан и зритель не сможет проследить за последовательностью – что, скорее всего, и произойдёт – такая картина провалится. Для этого я разработал определённые шаги, позволяющие создавать фильм в строгой логической последовательности. Это помогает избежать катастрофы, провала и достичь определённой цельности. В этих шагах я учу полной свободе, интуитивности процесса, полной органичности работы в пределах очень чётко спроектированной структуры.

 

Роман Оленев: Одним из ваших учеников, оказывается, является сам Роберт Де Ниро. Интересно, какие были, может быть, сложности с ним в обучении, и что, собственно, приходилось преодолевать в работе с ним?

 

Марк Трэвис: Прежде всего, Роберт Де Ниро – не «один из моих учеников». Роберт Де Ниро участвовал в нескольких фильмах, режиссёр которых был моим клиентом, работал по моей схеме. А Роберт Де Ниро бы актёром, с которым они работали.

 

Роман Оленев: Читая отзывы студентов о вашем преподавании в «Школе Голливуда» на Украине, я понял, что ваши лекции имеют что-то общее с уроками психологии по преодолению страха. Считаете ли вы, что, может быть, главное препятствие в раскрытии таланта – это как раз страх? Это касается не только актёрского мастерства, где, действительно, страх, очевидно, мешает, но и режиссуры тоже.

 

Марк Трэвис: В очень широком смысле – да, преодоление страхов. Я думаю, все мы, включая меня, боремся со своими страхами – страхом провала, страхом непринятия, страхом, что что-то пойдёт не так. У актёров – другие страхи: страхи ошибок, двойственности понимания сюжетов. Я считаю, огромная часть режиссуры – это не просто режиссирование фильма, это работа с каждым человеком и помощь в достижении им лучшего результата. В том числе, и преодоление страхов.

 

Роман Оленев: Вы преподаёте не только на Украине, а в самых разных странах. И, что важно, преподаёте целый комплекс дисциплин. Это и режиссура, и актёрское мастерство, и, насколько я знаю, обучение написанию сценария. Скажите, где, в каких странах вы замечаете наибольший потенциал у студентов, другими словами, от каких стран ожидать всплеска новых идей для развития мирового кинематографа?

 

Марк Трэвис: Ха-ха-ха! Я расскажу вам интересную вещь. В процессе работы по всему миру и общения со многими разными учениками – труднее всего работать с учениками из Лос-Анджелеса. Чем дальше я от Лос-Анджелеса, тем лучше ученики. Сейчас я в одиннадцати часовых поясах от Лос-Анджелеса, и это почти самая дальняя точка. Это не значит, что здешние ученики – лучшие режиссёры. Это означает, что они лучшие ученики. По моему опыту, чем больше я удаляюсь, тем более открытыми становятся ученики, тем больше стремятся учиться и меньше спеси, самонадеянности, меньше стен они ставят перед собой. Теперь о всплеске. Вы говорите о всплеске, который мог бы случиться здесь? Это возможно. Потому что то, что я вижу здесь, на Украине, происходит благодаря фестивалю и благодаря энтузиазму к созданию кино. Кажется, что всё здорово. Но в то же время – никаких мастер-классов, никакого опыта, порой никакого оборудования, ничего. Так что потенциал беден. Это как дамба, сдерживающая воду. Всё остаётся за ней. Если мы сможем принести на Украину – а я хочу быть одним из тех, кто это сделает, и могу привести других людей – мы принесём одну из лучших школ и мировой опыт в эту страну, которая хочет создавать кино. Сейчас идёт борьба за это. Если нам удастся, появится потенциал для огромного всплеска, о котором вы говорите.

 

Роман Оленев: Есть известное явление на сегодняшний день: если двадцать лет назад в принципе было почти невозможно увидеть режиссёра, который бы не имел специального кинематографического образования, то есть сегодня это, в общем, вполне обычная вещь. Вы считаете в целом эту ситуацию полезной для развития кинематографа как такового?

 

Марк Трэвис: Это очень положительная тенденция, если я правильно понял вопрос. Большей частью приходится сталкиваться с технологиями при создании кино. Во-первых, это техника – камеры, свет, звук. А теперь каждый может взять камеру – как ваши камеры здесь – и снимать кино, создать фильм за один день. Просто можно снять кино за один день. И есть много режиссёров, которые возьмут камеру, несколько актёров и снимут очень хороший фильм. У них нет опыта, но они сделают хорошее кино. Есть также много режиссёров без опыта, которые снимут очень плохое кино. И теперь у нас много плохих фильмов тоже. Но это нормально, это не проблема, это случается. Это как вы приходите в книжный магазин, а там слишком много книг, и большинство из них – не очень. Сейчас слишком много фильмов. Большинство из них – не очень. Но если режиссёр инстинктивно снимает хорошее кино, это означает, что у него хорошие способности рассказчика. И большая часть моих тренингов и тренингов других людей посвящена тому, чтобы научить режиссёров лучше рассказывать истории. Вовсе не сложно изучить камеру. Но очень сложно научить рассказывать хорошие истории.

 

Роман Оленев: Да, это такое общее мнение сегодня, что сценарная некая даже катастрофа наступила в мировом кино. В связи с этим вопрос: в каком из направлений вашей педагогической деятельности вы чувствуете наибольшую отдачу от студентов? Может быть, в преподавании актёрского мастерства, в режиссуре или в написании сценариев? И как, может быть, меняется это ваше ощущение отдачи от студентов с течением времени? Может быть, раньше вы больше были довольны студентами по актёрскому мастерству, а сегодня, допустим, те, кто учится на режиссёра, вас больше радуют?

 

Марк Трэвис: Я думаю, всё зависит от силы учеников. Я не заметил особых сдвигов. Что касается меня, я заметил, что благодаря легкодоступным технологиям теперь меньше внимания уделяется написанию сценария. Так что, я считаю, нам следует акцентировать внимание на том, что мы делаем на самом деле. Мы пытаемся рассказывать истории. Это всё, что мы пытаемся делать. А теперь мы пытаемся рассказывать истории посредством кино. Но, прежде всего, – история.

 

Роман Оленев: И позвольте самый последний вопрос. Мне очень интересно ваше мнение относительно победы в этом году на «Оскаре». Я говорю о фильме «Король говорит!»[3]. Как вы считаете: то, что в Америке, в Голливуде сейчас внимание явно направляется не только к супергероям, но и к слабым героям, героям, которые несут в себе некую слабинку. С чем это связано?

 

Марк Трэвис: Правда, вы считаете, что есть перемены? Красота по-американски – та же тема: слабый человек пытается превозмочь свою слабость и найти свою собственную силу. Можно также вспомнить «Сумасшедшее сердце», фильм Джефа Бриджиса[4]. Алкоголик, разрушающий себя певец, пытающийся добиться успеха. В независимых фильмах (мы называем их независимыми, вы – артхаусными) это обычное явление. В блокбастерах это вообще не тема. Там есть мощный мачо-супергерой.

 

Роман Оленев: Огромное вам спасибо. Мне было очень интересно с вами общаться. К сожалению, время моё вышло. Спасибо большое за общение.

 

Марк Трэвис: Спасибо.

 

 

 

30 июля 2011

 

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 

 



 

[1] Второй Одесский международный кинофестиваль 2011 года (прим. ред.).

 

[2] http://www.hollywood-school.com/ (прим. ред.).

 

[3] «Король говорит!» (англ. The King’s Speech) – художественный фильм 2010 г. режиссёра Тома Хупера по сценарию Дэвида Сайдлера в жанре исторической трагикомедии об избавлении короля Великобритании Георга VI от заикания с помощью логопеда Лайонела Лога (прим. ред.).

 

[4] «Сумасшедшее сердце» (англ. Crazy Heart) – драматический фильм 2009 г. американского режиссёра Скотта Купера по одноимённому роману Томаса Кобба. Продюсеры: Эрик Бреннер, Джефф Бриджес и Ти-Боун Бёрнэт (прим. ред.).

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение июня 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

138 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.09 на 13.10.2024, 13:04 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

13.10.2024
Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения.
Юлия Цветкова

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова

28.09.2024
Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Александр Жиляков



Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Тсг купить соль техническую. . Ремонт электрических конвекторов.
Поддержите «Новую Литературу»!