Юлия Овсянникова
Статья
![]() На чтение потребуется 16 минут | Цитата | Подписаться на журнал
![]()
Наша страна, как известно, великая морская держава, имеющая выходы аж к трём океанам планеты. Морской тематике посвящена и вышедшая недавно в «Издательских решениях» новая книга – «Корабельные будни» (Записки флотского корреспондента)». Её автор – военный журналист, сотрудник центральной газеты Вооружённых сил России «Красная звезда» капитан 1-го ранга Андрей Николаевич Гавриленко. В книге представлена подборка репортажей, корреспонденций на флотскую тематику. Главные герои – люди флота. Те, кто служил и служит в ВМФ. В новом издании также собраны очерки, рассказывающие об уникальных, малоизвестных фактах из истории российского флота. С флотом автор новой книги связан, как принято говорить, с пелёнок. Он родился в семье флотского журналиста. Своё детство провёл в городе Североморск Мурманской области. Отец Андрея, Николай Лукич Гавриленко офицерскую службу начинал на Северном флоте в газете «Подводник Заполярья» Краснознамённой флотилии атомных подводных лодок. Затем была служба в редакции газеты Северного флота «На страже Заполярья». В 1980 году, будучи капитаном 2-го ранга, перевёлся в Москву в редакцию журнала ВМФ «Морской сборник»: был старшим научным сотрудником издания, потом, вплоть до увольнения в запас, капитаном 1-го ранга, заместителем главного редактора журнала – ответственным секретарём. Затем работал в газете «Ветеран», был автором политических обзоров, исторических очерков, зарисовок о наших современниках. Но за биографическими датами в судьбе капитана 1-го ранга в отставке Николая Гавриленко – целая эпоха отечественного Военно-морского флота, его «золотой век», когда наши корабли ни на день не покидали Средиземное море, практически были на «ты» с Мировым океаном. Николай Лукич участвовал в более чем десяти дальних морских походах на надводных кораблях и подводных лодках, талантливо освещал в СМИ широкомасштабные флотские учения. Из-под профессионального пера флотского журналиста вышли в свет и нашли благодарного читателя сотни очерков, зарисовок, корреспонденций и репортажей, рассказывавших о боевой учёбе ВМФ, его лучших представителях и дружественных визитах наших моряков в европейские и африканские страны, в США и Мексику, на Кубу. Дело своего отца продолжает Андрей Гавриленко. После окончания военного вуза он начинал офицерскую службу в газете Тихоокеанского флота «Боевая вахта». Старшим лейтенантом получил назначение в центральную военную газету, где трудится уже более четверти века. Среди командировок в «Красной звезде» – двухмесячный поход на Северный полюс на борту тяжёлого ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта «Акула» – самой крупной подлодки в мире, занесённой в Книгу рекордов Гиннесса. Вот, например, отрывок из книги, в которой рассказывается об этом событии. «...Три недели, как мы покинули базу – затерянную среди бесконечных сопок Кольского полуострова бухту Нерпичья. Субмарина на глубине нескольких десятков метров. Над нами сплошной лёд, толщина которого, судя по приборам, не меньше трёх-четырёх метров. Под нами – бездна. Километры воды. «До географической точки Северного полюса осталась миля», – командир штурманской боевой части капитан 3-го ранга Владимир Прусаков еле сдерживает волнение. «Учебная тревога. Тревога объявлена для прохода географической точки Северного полюса!» – раздаётся по корабельной трансляции. Сообщения следуют одно за другим: «Курс 180 градусов, скорость 3 узла. До полюса 3 кабельтовых, 2, 1...». 19 часов 49 минут по московскому времени. Лодка пересекает Северный полюс. Первым поздравляет подводников с этим событием старший похода... А через несколько мгновений напряжение в центральном посту (ЦП) немного разрядили появившиеся откуда ни возьмись черти, русалка и морской владыка – Нептун. Командирское кресло бесцеремонно занял царь всех морей и океанов, роль которого сыграл техник-оператор радиотехнической группы мичман Сергей Костюхин. Подбадриваемый старшим лейтенантом Олегом Николаенко – заместителем командира электромеханической боевой части по воспитательной работе, переодетым в русалку, он поздравил всех присутствующих в ЦП, дал «добро» командиру атомохода капитану 1-го ранга Александру Богачёву «волю выполнить страны» и отправился со «свитой» по отсекам к остальным подводникам. Первая часть задачи, поставленной перед экипажем АПЛ, выполнена на «отлично». Теперь нам остаётся самая «малость» – выйти на радиосвязь с Главным штабом ВМФ. Для этого во льдах надо найти полынью и всплыть. Сделать это не так-то просто. Толстый слой векового льда сильнее любой субмарины. Корпусом лодка «пробить» его не сможет – получит повреждения. Ракетами, которыми напичкан наш атомоход, тоже нельзя. Взрывная волна раздавит субмарину как яичную скорлупу. И никакой «SOS!» не спасёт. Из морских глубин его никто не услышит. Наши поиски осложнены выходом из строя дотоле исправно работавшей телеустановки. Прошло ещё без малого пять часов... И вот на экране эхоледомера вырисовываются очертания свободного ото льда пространства. – Стоп! Малый назад! По местам стоять, к всплытию! Постепенно, не торопясь, наша субмарина начинает подниматься. Проходит ещё некоторое время, и по чёрной палубе поползли осколки льда, с шумом падая в прозрачную голубую воду. Над бело-синим полем вырастает стальной гигант. Как бы не был отфильтрован воздух на корабле, его не сравнить с тем, который ворвался через открытый рубочный люк – пьянящий, настоявшийся на морозе. Природа, гениальный скульптор, вылепила здесь из снега и льда замысловатые фигурки неизвестных зверьков, деревья, маленькие домики. Это бесконечное поле сливается на горизонте с таким же бесконечным и чистым небом. Пожалуй, только в Арктике белый цвет имеет такое разнообразие оттенков, каждый из которых причудлив, ярок и неповторим. Сотни созвучий, образующих единую волшебную мелодию, заставляют людей, впервые увидевших эту красоту, влюбиться в нее на всю жизнь. Это белое безмолвие всегда притягивало к себе путешественников и первооткрывателей. А с приручением атома, с появлением подводных субмарин и баллистических ракет оказалось, что макушка планеты интересна не только исследователям и учёным. Отсюда, с полюса, можно держать под прицелом едва ли не всю Землю. И тот, кто более прочно обживается в глубинах под этим белым безмолвием, будет по праву сильного диктовать свои условия… В июле 1962 года, после того как впервые в истории советского ВМФ атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила подлёдное плавание и всплыла в районе Северного полюса, на золотых звёздах руководителя похода контр-адмирала А. Петелина, командира подлодки капитана 2-го ранга Л. Жильцова и командира электромеханической боевой части капитана 2-го ранга Р. Тимофеева, удостоенных звания Героя Советского Союза, были отчеканены номера «11121», «11122» и «11123». В почётном списке Героев подводники-североморцы оказались рядом с лётчиками-космонавтами А. Николаевым и П. Поповичем. То были звёзды первопроходцев. И в нынешние времена, когда подобные походы выполняются с не меньшим напряжением сил, чем самый первый, каждое покорение полюса – подвиг. Жизнь покорителей глубин и макушки планеты во время таких походов проходит в железных объятиях лодочного чрева. Разве что в каюте, похожей на купе поезда дальнего следования, есть отдушина, напоминающая о доме с полочкой для книг да рамочками с фотографиями родных, ждущих подводника на берегу. Потому каждое всплытие, которых на пути к Арктике было всего два, воспринималось как праздник. Не всем довелось подняться на командирский мостик, но радовала сама мысль о том, что лодка, долгое время находившаяся в плену у глубины, вырвалась на свободу. И выходившие «подышать» свежим воздухом с упоением потом рассказывали о небе, на которое в нормальной жизни никто не смотрит, и бакланах, сопровождавших субмарину в её коротком плавании в надводном положении. Служба на лодке учит ценить жизнь. В прочном корпусе приходится жить неделями, порой месяцами. Оптимистов на лодке гораздо больше, и лица весёлые встречаются гораздо чаще, чем угрюмые и тоскливые. Особенно... в сауне, где подводники любят посидеть после вахты. Небольшой бассейн наполняется чистейшей забортной водой. И подводники таким образом купаются в Северном Ледовитом океане, снимают накапливающуюся день ото дня психологическую усталость…» Любопытно, что за серию очерков, написанных об этом уникальном походе, военный журналист стал лауреатом конкурса «Золотое перо России». А сделанные тогда им фотографии были приобретены Государственным центральным музеем современной истории России. Капитану 1-го ранга Андрею Гавриленко довелось участвовать и в 88-суточном походе отряда кораблей Российского флота в составе эсминца «Настойчивый» и танкера «Лена» вокруг Европы и Африки с заходами в порты Объединённых Арабских Эмиратов и Южно-Африканской Республики. В музее города Саймонстаун (ЮАР) была выставлена экспозиция, в которой рассказывалось об этом походе, в ней были представлены и его публикации из «Красной звезды». Вот, например, небольшой отрывок из книги, в котором рассказывается об этом походе. «Южная Африка встретила российских моряков приветливым тёплым солнцем. Не скрывали своей радости при встречах с нами местные жители. Были организованы различные экскурсии. В один из дней мы побывали на мысе Доброй Надежды. Впечатления незабываемые. С высоты птичьего полёта открывается неописуемой красоты картина: переливающиеся изумрудными красками морские просторы, набегающие на скалы волны. Была у российских моряков и возможность познакомиться с жизнью и бытом моряков южноафриканских ВМС. Мы посетили главную военно-морскую базу ЮАР в небольшом городке Саймонстаун. По техническому оснащению она вряд ли уступит базам ведущих морских держав. Традиции ВМС ЮАР берут начало от британского флота. Как и на английских кораблях, там подчёркивают отличия различных категорий моряков в социальном, служебном, материальном положении. Матрос, к примеру, не имеет права без разрешения появляться в обществе старших по званию. На приём к вышестоящему начальству, как правило, приглашаются моряки только одной категории. На таких мероприятиях не увидишь одновременно старшин и офицеров. Элитарность последних проявляется даже внешне. Считается недопустимым суетливость, быстрая ходьба в присутствии подчинённых. Морякам постоянно напоминают: служба на флоте престижна. На это «работают» выпускаемые большими тиражами книги, брошюры, плакаты и регулярные масштабные театрализованные представления. Не редкость – и дни открытых дверей, когда на корабли и в учебные центры приглашают членов семей военнослужащих, местное население, показывают технику, вооружение, знакомят с условиями службы, быта и досуга моряков. Перед гостями выступают представители командования. Воспитанию патриотизма способствует приглашение ветеранов флота. Они присутствуют на церемониях ввода в боевой состав кораблей, посещают подразделения в дни годовщин исторических событий. Немалую роль играет и постоянно насаждаемый культ подразделения, корабля, части. У каждого корабля, соединения – свои история, герои, эмблемы, знамёна, марши, девизы. В ВМС ЮАР есть даже специальная служба, разрабатывающая символику и геральдику кораблей, контролирующая их соответствие историческим канонам и использование. Кроме посещения Южной Африки во время похода было немало других интересных встреч, событий. К примеру, как только корабли покинули территориальные воды России, к ним стали присматриваться наблюдатели из разных стран. Над нашим отрядом летали самолёты и вертолёты Дании, Франции, Великобритании, Нидерландов, Испании, Германии. Сразу после прохода Гибралтара к эсминцу «пристроился» отряд кораблей ВМС Италии, а спустя несколько дней вышедший на связь с «Настойчивым» на международном канале экипаж самолета «Орион» базовой патрульной авиации ВМС США передал сообщение: «Командующий 6-м флотом вице-адмирал Аббот приветствует вас в Средиземном море». В Абу-Даби «Настойчивый» принимал участие в международной выставке вооружений. Кроме России свои самые современные корабли прислали туда ведущие морские державы. Великобританию, к примеру, представляли лёгкий вертолётоносец «Илластриес» и фрегат «Ричмонд», США – эсминец «Гамильтон», Германию – фрегат «Мекленбург-Форпомерн», искатель мин «Бад Бавенсе» и тральщик «Энсдорф», Францию – фрегат «Лафайет», Нидерланды – фрегат «Ван Галей» и универсальный транспорт снабжения «Амстердам». Наш эсминец составил им достойную конкуренцию. У российских моряков была возможность не только побывать на иностранных кораблях, общаться с зарубежными коллегами, но и познакомиться с Абу-Даби – одним из центров мировой торговли. Это не только определение из энциклопедии. Это стиль жизни. С ввозимых в страну товаров не взимают пошлины, поэтому цены там по сравнению с московскими гораздо ниже, что и привлекает в оазис среди пустыни торговцев со всего мира, в том числе и российских. Дальние походы – хорошая возможность для полноценной учёбы моряков. Это в беседах со мной не раз подчёркивали многие участники похода. Взять, к примеру, работу механиков. Уже в первую неделю похода после шторма в Северном море, изрядно потрепавшего корабль, пришлось «латать» трещины в паропроводах. Но самые неприятные «сюрпризы» ждали механиков в Мозамбикском проливе, когда корабль прошёл половину пути. Друг за другом стали выходить из строя холодильная машина, турбогенератор, опреснительная установка. Это повлекло сбои в системах автоматики. В машинно-котельном отделении температура подползла к отметке плюс 60. И в этих условиях старшине котельной группы старшему мичману Василию Ярынычу вместе с подчинёнными пришлось разбирать автоматику топливной системы, чистить её форсунки, фильтры. Корабельные медики приготовили специальный витаминный напиток для работавших в том аду моряков. И хоть выпил каждый чуть ли не по ведру, без «потерь» не обошлось. Двух машинистов котельных матросов Александра Завадского и Магомеда Абдулкадырова сразил тепловой удар. Пришли в себя они лишь в амбулатории. А первая заправка в открытом море! У «Настойчивого» она в этом походе состоялась в Бискайском заливе. Словом, вернувшись в родную базу, экипаж «Настойчивого» стал самым подготовленным. Что такое дальний океанский поход, с какими трудностями при этом можно столкнуться, даже о морских традициях, связанных с пересечением экватора, эти ребята знали уже не понаслышке. Неудивительно, что подавляющее большинство офицеров корабля получили назначения на вышестоящие должности. А матросов, старшин и мичманов «Настойчивого» и «Лены» справедливо стали именовать настоящими «морскими волками»...» Из наиболее интересных командировок, в которых довелось участвовать... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2022 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 06.09.2023 Впечатление от июльского номера НЛ 2023 г. — прекрасное! Подбор сильных авторов, проделана большая редакторская работа по оформлению и подаче текстов. Талантливые проза, поэзия, интересное и глубокое содержание, разнообразие жанров. Всё продумано до мелочей. Галина Мамыко 07.08.2023 Решимость голосующих редакторов и оценки, прозвучавшие на странице обсуждения рассказа, придают новых сил. Геннадий Литвинцев 22.07.2023 У вас очень хороший журнал, действительно большое разнообразие вкусов и предпочтений. Так держать! Алмас Коптлеуов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Наличие тегов атомная лицензия ростехнадзора. |