HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Юлия Овсянникова

Океанскими дорогами

Обсудить

Статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за январь 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2022 года

 

На чтение потребуется 16 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: публикуется в авторской редакции, 3.01.2022
Иллюстрация. Автор: С. В. Пен. Название: «Водружение государственного флага СССР на Северном полюсе экипажем подводной лодки "Ленинский комсомол"». Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f2a31a8a087395d9e824082/morskoi-hronograf-1

 

 

 

Наша страна, как известно, великая морская держава, имеющая выходы аж к трём океанам планеты. Морской тематике посвящена и вышедшая недавно в «Издательских решениях» новая книга – «Корабельные будни» (Записки флотского корреспондента)». Её автор – военный журналист, сотрудник центральной газеты Вооружённых сил России «Красная звезда» капитан 1-го ранга Андрей Николаевич Гавриленко.

В книге представлена подборка репортажей, корреспонденций на флотскую тематику. Главные герои – люди флота. Те, кто служил и служит в ВМФ. В новом издании также собраны очерки, рассказывающие об уникальных, малоизвестных фактах из истории российского флота.

С флотом автор новой книги связан, как принято говорить, с пелёнок. Он родился в семье флотского журналиста. Своё детство провёл в городе Североморск Мурманской области. Отец Андрея, Николай Лукич Гавриленко офицерскую службу начинал на Северном флоте в газете «Подводник Заполярья» Краснознамённой флотилии атомных подводных лодок. Затем была служба в редакции газеты Северного флота «На страже Заполярья». В 1980 году, будучи капитаном 2-го ранга, перевёлся в Москву в редакцию журнала ВМФ «Морской сборник»: был старшим научным сотрудником издания, потом, вплоть до увольнения в запас, капитаном 1-го ранга, заместителем главного редактора журнала – ответственным секретарём. Затем работал в газете «Ветеран», был автором политических обзоров, исторических очерков, зарисовок о наших современниках.

Но за биографическими датами в судьбе капитана 1-го ранга в отставке Николая Гавриленко – целая эпоха отечественного Военно-морского флота, его «золотой век», когда наши корабли ни на день не покидали Средиземное море, практически были на «ты» с Мировым океаном. Николай Лукич участвовал в более чем десяти дальних морских походах на надводных кораблях и подводных лодках, талантливо освещал в СМИ широкомасштабные флотские учения. Из-под профессионального пера флотского журналиста вышли в свет и нашли благодарного читателя сотни очерков, зарисовок, корреспонденций и репортажей, рассказывавших о боевой учёбе ВМФ, его лучших представителях и дружественных визитах наших моряков в европейские и африканские страны, в США и Мексику, на Кубу.

Дело своего отца продолжает Андрей Гавриленко. После окончания военного вуза он начинал офицерскую службу в газете Тихоокеанского флота «Боевая вахта». Старшим лейтенантом получил назначение в центральную военную газету, где трудится уже более четверти века.

Среди командировок в «Красной звезде» – двухмесячный поход на Северный полюс на борту тяжёлого ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта «Акула» – самой крупной подлодки в мире, занесённой в Книгу рекордов Гиннесса. Вот, например, отрывок из книги, в которой рассказывается об этом событии.

«...Три недели, как мы покинули базу – затерянную среди бесконечных сопок Кольского полуострова бухту Нерпичья. Субмарина на глубине нескольких десятков метров. Над нами сплошной лёд, толщина которого, судя по приборам, не меньше трёх-четырёх метров. Под нами – бездна. Километры воды. «До географической точки Северного полюса осталась миля», – командир штурманской боевой части капитан 3-го ранга Владимир Прусаков еле сдерживает волнение.

«Учебная тревога. Тревога объявлена для прохода географической точки Северного полюса!» – раздаётся по корабельной трансляции. Сообщения следуют одно за другим: «Курс 180 градусов, скорость 3 узла. До полюса 3 кабельтовых, 2, 1...».

19 часов 49 минут по московскому времени. Лодка пересекает Северный полюс. Первым поздравляет подводников с этим событием старший похода... А через несколько мгновений напряжение в центральном посту (ЦП) немного разрядили появившиеся откуда ни возьмись черти, русалка и морской владыка – Нептун.

Командирское кресло бесцеремонно занял царь всех морей и океанов, роль которого сыграл техник-оператор радиотехнической группы мичман Сергей Костюхин. Подбадриваемый старшим лейтенантом Олегом Николаенко – заместителем командира электромеханической боевой части по воспитательной работе, переодетым в русалку, он поздравил всех присутствующих в ЦП, дал «добро» командиру атомохода капитану 1-го ранга Александру Богачёву «волю выполнить страны» и отправился со «свитой» по отсекам к остальным подводникам.

Первая часть задачи, поставленной перед экипажем АПЛ, выполнена на «отлично». Теперь нам остаётся самая «малость» – выйти на радиосвязь с Главным штабом ВМФ. Для этого во льдах надо найти полынью и всплыть.

Сделать это не так-то просто. Толстый слой векового льда сильнее любой субмарины. Корпусом лодка «пробить» его не сможет – получит повреждения. Ракетами, которыми напичкан наш атомоход, тоже нельзя. Взрывная волна раздавит субмарину как яичную скорлупу. И никакой «SOS!» не спасёт. Из морских глубин его никто не услышит.

Наши поиски осложнены выходом из строя дотоле исправно работавшей телеустановки. Прошло ещё без малого пять часов... И вот на экране эхоледомера вырисовываются очертания свободного ото льда пространства.

– Стоп! Малый назад! По местам стоять, к всплытию!

Постепенно, не торопясь, наша субмарина начинает подниматься. Проходит ещё некоторое время, и по чёрной палубе поползли осколки льда, с шумом падая в прозрачную голубую воду. Над бело-синим полем вырастает стальной гигант.

Как бы не был отфильтрован воздух на корабле, его не сравнить с тем, который ворвался через открытый рубочный люк – пьянящий, настоявшийся на морозе. Природа, гениальный скульптор, вылепила здесь из снега и льда замысловатые фигурки неизвестных зверьков, деревья, маленькие домики. Это бесконечное поле сливается на горизонте с таким же бесконечным и чистым небом.

Пожалуй, только в Арктике белый цвет имеет такое разнообразие оттенков, каждый из которых причудлив, ярок и неповторим. Сотни созвучий, образующих единую волшебную мелодию, заставляют людей, впервые увидевших эту красоту, влюбиться в нее на всю жизнь.

Это белое безмолвие всегда притягивало к себе путешественников и первооткрывателей. А с приручением атома, с появлением подводных субмарин и баллистических ракет оказалось, что макушка планеты интересна не только исследователям и учёным. Отсюда, с полюса, можно держать под прицелом едва ли не всю Землю. И тот, кто более прочно обживается в глубинах под этим белым безмолвием, будет по праву сильного диктовать свои условия…

В июле 1962 года, после того как впервые в истории советского ВМФ атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила подлёдное плавание и всплыла в районе Северного полюса, на золотых звёздах руководителя похода контр-адмирала А. Петелина, командира подлодки капитана 2-го ранга Л. Жильцова и командира электромеханической боевой части капитана 2-го ранга Р. Тимофеева, удостоенных звания Героя Советского Союза, были отчеканены номера «11121», «11122» и «11123». В почётном списке Героев подводники-североморцы оказались рядом с лётчиками-космонавтами А. Николаевым и П. Поповичем.

То были звёзды первопроходцев. И в нынешние времена, когда подобные походы выполняются с не меньшим напряжением сил, чем самый первый, каждое покорение полюса – подвиг. Жизнь покорителей глубин и макушки планеты во время таких походов проходит в железных объятиях лодочного чрева. Разве что в каюте, похожей на купе поезда дальнего следования, есть отдушина, напоминающая о доме с полочкой для книг да рамочками с фотографиями родных, ждущих подводника на берегу. Потому каждое всплытие, которых на пути к Арктике было всего два, воспринималось как праздник. Не всем довелось подняться на командирский мостик, но радовала сама мысль о том, что лодка, долгое время находившаяся в плену у глубины, вырвалась на свободу. И выходившие «подышать» свежим воздухом с упоением потом рассказывали о небе, на которое в нормальной жизни никто не смотрит, и бакланах, сопровождавших субмарину в её коротком плавании в надводном положении.

Служба на лодке учит ценить жизнь. В прочном корпусе приходится жить неделями, порой месяцами. Оптимистов на лодке гораздо больше, и лица весёлые встречаются гораздо чаще, чем угрюмые и тоскливые. Особенно... в сауне, где подводники любят посидеть после вахты. Небольшой бассейн наполняется чистейшей забортной водой. И подводники таким образом купаются в Северном Ледовитом океане, снимают накапливающуюся день ото дня психологическую усталость…»

Любопытно, что за серию очерков, написанных об этом уникальном походе, военный журналист стал лауреатом конкурса «Золотое перо России». А сделанные тогда им фотографии были приобретены Государственным центральным музеем современной истории России.

Капитану 1-го ранга Андрею Гавриленко довелось участвовать и в 88-суточном походе отряда кораблей Российского флота в составе эсминца «Настойчивый» и танкера «Лена» вокруг Европы и Африки с заходами в порты Объединённых Арабских Эмиратов и Южно-Африканской Республики. В музее города Саймонстаун (ЮАР) была выставлена экспозиция, в которой рассказывалось об этом походе, в ней были представлены и его публикации из «Красной звезды».

Вот, например, небольшой отрывок из книги, в котором рассказывается об этом походе. «Южная Африка встретила российских моряков приветливым тёплым солнцем. Не скрывали своей радости при встречах с нами местные жители. Были организованы различные экскурсии. В один из дней мы побывали на мысе Доброй Надежды. Впечатления незабываемые. С высоты птичьего полёта открывается неописуемой красоты картина: переливающиеся изумрудными красками морские просторы, набегающие на скалы волны.

Была у российских моряков и возможность познакомиться с жизнью и бытом моряков южноафриканских ВМС. Мы посетили главную военно-морскую базу ЮАР в небольшом городке Саймонстаун. По техническому оснащению она вряд ли уступит базам ведущих морских держав. Традиции ВМС ЮАР берут начало от британского флота. Как и на английских кораблях, там подчёркивают отличия различных категорий моряков в социальном, служебном, материальном положении. Матрос, к примеру, не имеет права без разрешения появляться в обществе старших по званию. На приём к вышестоящему начальству, как правило, приглашаются моряки только одной категории. На таких мероприятиях не увидишь одновременно старшин и офицеров. Элитарность последних проявляется даже внешне. Считается недопустимым суетливость, быстрая ходьба в присутствии подчинённых.

Морякам постоянно напоминают: служба на флоте престижна. На это «работают» выпускаемые большими тиражами книги, брошюры, плакаты и регулярные масштабные театрализованные представления. Не редкость – и дни открытых дверей, когда на корабли и в учебные центры приглашают членов семей военнослужащих, местное население, показывают технику, вооружение, знакомят с условиями службы, быта и досуга моряков. Перед гостями выступают представители командования. Воспитанию патриотизма способствует приглашение ветеранов флота. Они присутствуют на церемониях ввода в боевой состав кораблей, посещают подразделения в дни годовщин исторических событий.

Немалую роль играет и постоянно насаждаемый культ подразделения, корабля, части. У каждого корабля, соединения – свои история, герои, эмблемы, знамёна, марши, девизы. В ВМС ЮАР есть даже специальная служба, разрабатывающая символику и геральдику кораблей, контролирующая их соответствие историческим канонам и использование.

Кроме посещения Южной Африки во время похода было немало других интересных встреч, событий. К примеру, как только корабли покинули территориальные воды России, к ним стали присматриваться наблюдатели из разных стран. Над нашим отрядом летали самолёты и вертолёты Дании, Франции, Великобритании, Нидерландов, Испании, Германии. Сразу после прохода Гибралтара к эсминцу «пристроился» отряд кораблей ВМС Италии, а спустя несколько дней вышедший на связь с «Настойчивым» на международном канале экипаж самолета «Орион» базовой патрульной авиации ВМС США передал сообщение: «Командующий 6-м флотом вице-адмирал Аббот приветствует вас в Средиземном море». В Абу-Даби «Настойчивый» принимал участие в международной выставке вооружений. Кроме России свои самые современные корабли прислали туда ведущие морские державы. Великобританию, к примеру, представляли лёгкий вертолётоносец «Илластриес» и фрегат «Ричмонд», США – эсминец «Гамильтон», Германию – фрегат «Мекленбург-Форпомерн», искатель мин «Бад Бавенсе» и тральщик «Энсдорф», Францию – фрегат «Лафайет», Нидерланды – фрегат «Ван Галей» и универсальный транспорт снабжения «Амстердам». Наш эсминец составил им достойную конкуренцию.

У российских моряков была возможность не только побывать на иностранных кораблях, общаться с зарубежными коллегами, но и познакомиться с Абу-Даби – одним из центров мировой торговли. Это не только определение из энциклопедии. Это стиль жизни. С ввозимых в страну товаров не взимают пошлины, поэтому цены там по сравнению с московскими гораздо ниже, что и привлекает в оазис среди пустыни торговцев со всего мира, в том числе и российских.

Дальние походы – хорошая возможность для полноценной учёбы моряков. Это в беседах со мной не раз подчёркивали многие участники похода. Взять, к примеру, работу механиков. Уже в первую неделю похода после шторма в Северном море, изрядно потрепавшего корабль, пришлось «латать» трещины в паропроводах. Но самые неприятные «сюрпризы» ждали механиков в Мозамбикском проливе, когда корабль прошёл половину пути. Друг за другом стали выходить из строя холодильная машина, турбогенератор, опреснительная установка. Это повлекло сбои в системах автоматики. В машинно-котельном отделении температура подползла к отметке плюс 60. И в этих условиях старшине котельной группы старшему мичману Василию Ярынычу вместе с подчинёнными пришлось разбирать автоматику топливной системы, чистить её форсунки, фильтры. Корабельные медики приготовили специальный витаминный напиток для работавших в том аду моряков. И хоть выпил каждый чуть ли не по ведру, без «потерь» не обошлось. Двух машинистов котельных матросов Александра Завадского и Магомеда Абдулкадырова сразил тепловой удар. Пришли в себя они лишь в амбулатории. А первая заправка в открытом море! У «Настойчивого» она в этом походе состоялась в Бискайском заливе. Словом, вернувшись в родную базу, экипаж «Настойчивого» стал самым подготовленным. Что такое дальний океанский поход, с какими трудностями при этом можно столкнуться, даже о морских традициях, связанных с пересечением экватора, эти ребята знали уже не понаслышке. Неудивительно, что подавляющее большинство офицеров корабля получили назначения на вышестоящие должности. А матросов, старшин и мичманов «Настойчивого» и «Лены» справедливо стали именовать настоящими «морскими волками»...»

Из наиболее интересных командировок, в которых довелось участвовать... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
462 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 23.04.2024, 10:24 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

http://arskomekb.ru купить туалетные перегородки из лдсп. . Интернет магазин дверей интера. . Работа каркасные дома в екатеринбурге.
Поддержите «Новую Литературу»!