HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2021 г.

Юлия Овсянникова

Океанскими дорогами

Обсудить

Статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за январь 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2021 года

 

На чтение потребуется 16 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: публикуется в авторской редакции, 3.01.2022
Иллюстрация. Автор: С. В. Пен. Название: «Водружение государственного флага СССР на Северном полюсе экипажем подводной лодки "Ленинский комсомол"». Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f2a31a8a087395d9e824082/morskoi-hronograf-1

 

 

 

Наша страна, как известно, великая морская держава, имеющая выходы аж к трём океанам планеты. Морской тематике посвящена и вышедшая недавно в «Издательских решениях» новая книга – «Корабельные будни» (Записки флотского корреспондента)». Её автор – военный журналист, сотрудник центральной газеты Вооружённых сил России «Красная звезда» капитан 1-го ранга Андрей Николаевич Гавриленко.

В книге представлена подборка репортажей, корреспонденций на флотскую тематику. Главные герои – люди флота. Те, кто служил и служит в ВМФ. В новом издании также собраны очерки, рассказывающие об уникальных, малоизвестных фактах из истории российского флота.

С флотом автор новой книги связан, как принято говорить, с пелёнок. Он родился в семье флотского журналиста. Своё детство провёл в городе Североморск Мурманской области. Отец Андрея, Николай Лукич Гавриленко офицерскую службу начинал на Северном флоте в газете «Подводник Заполярья» Краснознамённой флотилии атомных подводных лодок. Затем была служба в редакции газеты Северного флота «На страже Заполярья». В 1980 году, будучи капитаном 2-го ранга, перевёлся в Москву в редакцию журнала ВМФ «Морской сборник»: был старшим научным сотрудником издания, потом, вплоть до увольнения в запас, капитаном 1-го ранга, заместителем главного редактора журнала – ответственным секретарём. Затем работал в газете «Ветеран», был автором политических обзоров, исторических очерков, зарисовок о наших современниках.

Но за биографическими датами в судьбе капитана 1-го ранга в отставке Николая Гавриленко – целая эпоха отечественного Военно-морского флота, его «золотой век», когда наши корабли ни на день не покидали Средиземное море, практически были на «ты» с Мировым океаном. Николай Лукич участвовал в более чем десяти дальних морских походах на надводных кораблях и подводных лодках, талантливо освещал в СМИ широкомасштабные флотские учения. Из-под профессионального пера флотского журналиста вышли в свет и нашли благодарного читателя сотни очерков, зарисовок, корреспонденций и репортажей, рассказывавших о боевой учёбе ВМФ, его лучших представителях и дружественных визитах наших моряков в европейские и африканские страны, в США и Мексику, на Кубу.

Дело своего отца продолжает Андрей Гавриленко. После окончания военного вуза он начинал офицерскую службу в газете Тихоокеанского флота «Боевая вахта». Старшим лейтенантом получил назначение в центральную военную газету, где трудится уже более четверти века.

Среди командировок в «Красной звезде» – двухмесячный поход на Северный полюс на борту тяжёлого ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта «Акула» – самой крупной подлодки в мире, занесённой в Книгу рекордов Гиннесса. Вот, например, отрывок из книги, в которой рассказывается об этом событии.

«...Три недели, как мы покинули базу – затерянную среди бесконечных сопок Кольского полуострова бухту Нерпичья. Субмарина на глубине нескольких десятков метров. Над нами сплошной лёд, толщина которого, судя по приборам, не меньше трёх-четырёх метров. Под нами – бездна. Километры воды. «До географической точки Северного полюса осталась миля», – командир штурманской боевой части капитан 3-го ранга Владимир Прусаков еле сдерживает волнение.

«Учебная тревога. Тревога объявлена для прохода географической точки Северного полюса!» – раздаётся по корабельной трансляции. Сообщения следуют одно за другим: «Курс 180 градусов, скорость 3 узла. До полюса 3 кабельтовых, 2, 1...».

19 часов 49 минут по московскому времени. Лодка пересекает Северный полюс. Первым поздравляет подводников с этим событием старший похода... А через несколько мгновений напряжение в центральном посту (ЦП) немного разрядили появившиеся откуда ни возьмись черти, русалка и морской владыка – Нептун.

Командирское кресло бесцеремонно занял царь всех морей и океанов, роль которого сыграл техник-оператор радиотехнической группы мичман Сергей Костюхин. Подбадриваемый старшим лейтенантом Олегом Николаенко – заместителем командира электромеханической боевой части по воспитательной работе, переодетым в русалку, он поздравил всех присутствующих в ЦП, дал «добро» командиру атомохода капитану 1-го ранга Александру Богачёву «волю выполнить страны» и отправился со «свитой» по отсекам к остальным подводникам.

Первая часть задачи, поставленной перед экипажем АПЛ, выполнена на «отлично». Теперь нам остаётся самая «малость» – выйти на радиосвязь с Главным штабом ВМФ. Для этого во льдах надо найти полынью и всплыть.

Сделать это не так-то просто. Толстый слой векового льда сильнее любой субмарины. Корпусом лодка «пробить» его не сможет – получит повреждения. Ракетами, которыми напичкан наш атомоход, тоже нельзя. Взрывная волна раздавит субмарину как яичную скорлупу. И никакой «SOS!» не спасёт. Из морских глубин его никто не услышит.

Наши поиски осложнены выходом из строя дотоле исправно работавшей телеустановки. Прошло ещё без малого пять часов... И вот на экране эхоледомера вырисовываются очертания свободного ото льда пространства.

– Стоп! Малый назад! По местам стоять, к всплытию!

Постепенно, не торопясь, наша субмарина начинает подниматься. Проходит ещё некоторое время, и по чёрной палубе поползли осколки льда, с шумом падая в прозрачную голубую воду. Над бело-синим полем вырастает стальной гигант.

Как бы не был отфильтрован воздух на корабле, его не сравнить с тем, который ворвался через открытый рубочный люк – пьянящий, настоявшийся на морозе. Природа, гениальный скульптор, вылепила здесь из снега и льда замысловатые фигурки неизвестных зверьков, деревья, маленькие домики. Это бесконечное поле сливается на горизонте с таким же бесконечным и чистым небом.

Пожалуй, только в Арктике белый цвет имеет такое разнообразие оттенков, каждый из которых причудлив, ярок и неповторим. Сотни созвучий, образующих единую волшебную мелодию, заставляют людей, впервые увидевших эту красоту, влюбиться в нее на всю жизнь.

Это белое безмолвие всегда притягивало к себе путешественников и первооткрывателей. А с приручением атома, с появлением подводных субмарин и баллистических ракет оказалось, что макушка планеты интересна не только исследователям и учёным. Отсюда, с полюса, можно держать под прицелом едва ли не всю Землю. И тот, кто более прочно обживается в глубинах под этим белым безмолвием, будет по праву сильного диктовать свои условия…

В июле 1962 года, после того как впервые в истории советского ВМФ атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила подлёдное плавание и всплыла в районе Северного полюса, на золотых звёздах руководителя похода контр-адмирала А. Петелина, командира подлодки капитана 2-го ранга Л. Жильцова и командира электромеханической боевой части капитана 2-го ранга Р. Тимофеева, удостоенных звания Героя Советского Союза, были отчеканены номера «11121», «11122» и «11123». В почётном списке Героев подводники-североморцы оказались рядом с лётчиками-космонавтами А. Николаевым и П. Поповичем.

То были звёзды первопроходцев. И в нынешние времена, когда подобные походы выполняются с не меньшим напряжением сил, чем самый первый, каждое покорение полюса – подвиг. Жизнь покорителей глубин и макушки планеты во время таких походов проходит в железных объятиях лодочного чрева. Разве что в каюте, похожей на купе поезда дальнего следования, есть отдушина, напоминающая о доме с полочкой для книг да рамочками с фотографиями родных, ждущих подводника на берегу. Потому каждое всплытие, которых на пути к Арктике было всего два, воспринималось как праздник. Не всем довелось подняться на командирский мостик, но радовала сама мысль о том, что лодка, долгое время находившаяся в плену у глубины, вырвалась на свободу. И выходившие «подышать» свежим воздухом с упоением потом рассказывали о небе, на которое в нормальной жизни никто не смотрит, и бакланах, сопровождавших субмарину в её коротком плавании в надводном положении.

Служба на лодке учит ценить жизнь. В прочном корпусе приходится жить неделями, порой месяцами. Оптимистов на лодке гораздо больше, и лица весёлые встречаются гораздо чаще, чем угрюмые и тоскливые. Особенно... в сауне, где подводники любят посидеть после вахты. Небольшой бассейн наполняется чистейшей забортной водой. И подводники таким образом купаются в Северном Ледовитом океане, снимают накапливающуюся день ото дня психологическую усталость…»

Любопытно, что за серию очерков, написанных об этом уникальном походе, военный журналист стал лауреатом конкурса «Золотое перо России». А сделанные тогда им фотографии были приобретены Государственным центральным музеем современной истории России.

Капитану 1-го ранга Андрею Гавриленко довелось участвовать и в 88-суточном походе отряда кораблей Российского флота в составе эсминца «Настойчивый» и танкера «Лена» вокруг Европы и Африки с заходами в порты Объединённых Арабских Эмиратов и Южно-Африканской Республики. В музее города Саймонстаун (ЮАР) была выставлена экспозиция, в которой рассказывалось об этом походе, в ней были представлены и его публикации из «Красной звезды».

Вот, например, небольшой отрывок из книги, в котором рассказывается об этом походе. «Южная Африка встретила российских моряков приветливым тёплым солнцем. Не скрывали своей радости при встречах с нами местные жители. Были организованы различные экскурсии. В один из дней мы побывали на мысе Доброй Надежды. Впечатления незабываемые. С высоты птичьего полёта открывается неописуемой красоты картина: переливающиеся изумрудными красками морские просторы, набегающие на скалы волны.

Была у российских моряков и возможность познакомиться с жизнью и бытом моряков южноафриканских ВМС. Мы посетили главную военно-морскую базу ЮАР в небольшом городке Саймонстаун. По техническому оснащению она вряд ли уступит базам ведущих морских держав. Традиции ВМС ЮАР берут начало от британского флота. Как и на английских кораблях, там подчёркивают отличия различных категорий моряков в социальном, служебном, материальном положении. Матрос, к примеру, не имеет права без разрешения появляться в обществе старших по званию. На приём к вышестоящему начальству, как правило, приглашаются моряки только одной категории. На таких мероприятиях не увидишь одновременно старшин и офицеров. Элитарность последних проявляется даже внешне. Считается недопустимым суетливость, быстрая ходьба в присутствии подчинённых.

Морякам постоянно напоминают: служба на флоте престижна. На это «работают» выпускаемые большими тиражами книги, брошюры, плакаты и регулярные масштабные театрализованные представления. Не редкость – и дни открытых дверей, когда на корабли и в учебные центры приглашают членов семей военнослужащих, местное население, показывают технику, вооружение, знакомят с условиями службы, быта и досуга моряков. Перед гостями выступают представители командования. Воспитанию патриотизма способствует приглашение ветеранов флота. Они присутствуют на церемониях ввода в боевой состав кораблей, посещают подразделения в дни годовщин исторических событий.

Немалую роль играет и постоянно насаждаемый культ подразделения, корабля, части. У каждого корабля, соединения – свои история, герои, эмблемы, знамёна, марши, девизы. В ВМС ЮАР есть даже специальная служба, разрабатывающая символику и геральдику кораблей, контролирующая их соответствие историческим канонам и использование.

Кроме посещения Южной Африки во время похода было немало других интересных встреч, событий. К примеру, как только корабли покинули территориальные воды России, к ним стали присматриваться наблюдатели из разных стран. Над нашим отрядом летали самолёты и вертолёты Дании, Франции, Великобритании, Нидерландов, Испании, Германии. Сразу после прохода Гибралтара к эсминцу «пристроился» отряд кораблей ВМС Италии, а спустя несколько дней вышедший на связь с «Настойчивым» на международном канале экипаж самолета «Орион» базовой патрульной авиации ВМС США передал сообщение: «Командующий 6-м флотом вице-адмирал Аббот приветствует вас в Средиземном море». В Абу-Даби «Настойчивый» принимал участие в международной выставке вооружений. Кроме России свои самые современные корабли прислали туда ведущие морские державы. Великобританию, к примеру, представляли лёгкий вертолётоносец «Илластриес» и фрегат «Ричмонд», США – эсминец «Гамильтон», Германию – фрегат «Мекленбург-Форпомерн», искатель мин «Бад Бавенсе» и тральщик «Энсдорф», Францию – фрегат «Лафайет», Нидерланды – фрегат «Ван Галей» и универсальный транспорт снабжения «Амстердам». Наш эсминец составил им достойную конкуренцию.

У российских моряков была возможность не только побывать на иностранных кораблях, общаться с зарубежными коллегами, но и познакомиться с Абу-Даби – одним из центров мировой торговли. Это не только определение из энциклопедии. Это стиль жизни. С ввозимых в страну товаров не взимают пошлины, поэтому цены там по сравнению с московскими гораздо ниже, что и привлекает в оазис среди пустыни торговцев со всего мира, в том числе и российских.

Дальние походы – хорошая возможность для полноценной учёбы моряков. Это в беседах со мной не раз подчёркивали многие участники похода. Взять, к примеру, работу механиков. Уже в первую неделю похода после шторма в Северном море, изрядно потрепавшего корабль, пришлось «латать» трещины в паропроводах. Но самые неприятные «сюрпризы» ждали механиков в Мозамбикском проливе, когда корабль прошёл половину пути. Друг за другом стали выходить из строя холодильная машина, турбогенератор, опреснительная установка. Это повлекло сбои в системах автоматики. В машинно-котельном отделении температура подползла к отметке плюс 60. И в этих условиях старшине котельной группы старшему мичману Василию Ярынычу вместе с подчинёнными пришлось разбирать автоматику топливной системы, чистить её форсунки, фильтры. Корабельные медики приготовили специальный витаминный напиток для работавших в том аду моряков. И хоть выпил каждый чуть ли не по ведру, без «потерь» не обошлось. Двух машинистов котельных матросов Александра Завадского и Магомеда Абдулкадырова сразил тепловой удар. Пришли в себя они лишь в амбулатории. А первая заправка в открытом море! У «Настойчивого» она в этом походе состоялась в Бискайском заливе. Словом, вернувшись в родную базу, экипаж «Настойчивого» стал самым подготовленным. Что такое дальний океанский поход, с какими трудностями при этом можно столкнуться, даже о морских традициях, связанных с пересечением экватора, эти ребята знали уже не понаслышке. Неудивительно, что подавляющее большинство офицеров корабля получили назначения на вышестоящие должности. А матросов, старшин и мичманов «Настойчивого» и «Лены» справедливо стали именовать настоящими «морскими волками»...»

Из наиболее интересных командировок, в которых довелось участвовать, также были походы на кораблях Российского флота в Нидерланды, Финляндию, Францию, Португалию, Норвегию. Андрей Николаевич участвовал в поездке делегации Главного штаба ВМФ в Корейскую Народно-Демократическую Республику. А в 2000 году активно освещал действия по ликвидации аварии атомной подлодки «Курск». Неоднократно бывал в командировках на флотах. Освещал различные события, мероприятия. Всё это нашло отражение и в новой книге. Уверена, что она не оставит равнодушным вдумчивого читателя.

Название одной из частей этой книги – «Поэтической строкой» – говорит само за себя. В ней представлены стихи флотского журналиста. К поэтическому творчеству Андрей Николаевич неравнодушен уже более тридцати лет. Первые подборки публиковались ещё когда он был курсантом. Стихи выходили в различных сборниках, печатных изданиях. Сегодня мы представляем вашему вниманию небольшую поэтическую подборку флотского журналиста.

 

 

 

Словно за гранью происходящего

 

 

Стараясь услышать музыку ветра,

Ступаю негромко и неторопливо.

Преодоление каждого метра

Мне вдохновения дарит приливы.

Словно за гранью происходящего

В нечто иное вхожу я застенчиво,

И постигаю загадки манящего,

Что открывается мне так доверчиво.

 

 

 

Здесь звучала волшебная лира

 

 

Этот город, с которым так много

Было в детстве и юности связано,

Заслужил поэтичного слога,

Чтобы мною о нём было сказано.

С Привокзальной по улице Мира

Звон трамваев проносится мимо...

Здесь звучала волшебная лира

Лет ушедших невозвратимо.

Романтичный, красивый, старинный,

Строк поэтов хороших достойный,

Весь окутанный музой незримой,

Город милый и очень спокойный.

Я так часто бывал в нём когда-то...

Он в составе теперь «незалежной».

И лишь память невольною платой

Стала прошлому нежно прилежной.

 

 

 

Мои причалы

 

 

Пушистые тучки в небесном сиянии

Печально плывут над холодной землёй.

А волны морские, как в древнем сказании,

Забрали лазурные тайны с собой.

И в розовых тенях вершины заката

Уснул горизонт – весь в прозрачной пыли.

И в нежных оттенках счастливого злата

Фонарики-звёзды улыбки зажгли.

Я этой красою люблю наслаждаться,

И где бы я ни был, со мною всегда

Родные края и родные причалы –

Вера, любовь и надежда моя.

 

 

 

Ветер России

 

 

Белый снег ложится на поля.

Вдоль дороги – тополя густые.

Ветер бродит, радостью пьяня,

По просторам матушки России.

Ветер бродит по земле родной,

По местам знакомым и любимым.

В тёмном небе – сладостный покой,

Стражниками-звёздами хранимый...

Силу притяжения земли

На себе испытываю снова,

Сила счастья, веры и любви –

Жизни изначальная основа.

 

 

 

            *   *   *

 

 

Гром барабанов на площади,

Строем идут солдаты.

На грациозной лошади –

Принцесса. За ней акробаты.

Праздник сегодня в городе!

День радости и веселья.

Сверкают наряды в золоте.

Звучат хоровые пенья.

Развеялось тёмное марево,

Болезнь и враги отступили.

Над городом – светлое зарево.

Над городом – радости мили.

Здесь было совсем не до праздников

Достаточно долгое время.

И чествуют славных ратников

Разбивших тяжкое бремя.

 

 

 

И детство, что не вернуть...

 

 

Хрустальные облачка,

Природы пейзаж чудесный.

Стук женского каблучка

По мостовой окрестной.

Фантазий своих полёт

Не удержать. И словно

Вернёшься назад. И вот

Ты в детстве уютном, вольном.

Где лишь начинаешь жить,

А впереди – дороги

Нехоженные. И нить

Судьбы. И её пороги.

У каждого здесь свой путь.

Печали, надежды, радости.

И детство, что не вернуть

В её непорочной святости.

 

 

 

Моя звезда

 

 

Что разрушено, что позабыто,

Что любовью живёт во мне,

Всё, чему моё сердце открыто,

Я обязан своей звезде.

Средь холодной, тёмной пустыни

Согревая своим теплом,

Она дарит незримые силы,

За моим улыбаясь окном.

Когда трудно бывает порою,

Когда боль вдруг врывается в дом,

Жду ночами я встречи с звездою,

Под её забываясь лучом.

Средь огромной небесной бездны

Ярко светит моя звезда.

Это вера моя и надежда,

Это сказка и тайна моя.

 

 

 

Красоты чарующие тайны

 

 

Затаилось в сумраке вечернем

Красоты ласкающей тепло.

Ветер мне напел мотив осенний,

Робко постучав в моё окно.

Красота, ласкающая землю

Вечером осенним в тишине.

Красота, рождающая нежность,

Нежность сказки, виденной во сне.

Красоты чарующие тайны

Возникают снова, вновь и вновь.

Красоты небесной океаны…

В этой красоте – моя любовь.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2022 года в полном объёме за 97 руб.:
Банковская карта: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина» и введите ключ дешифрования: Rc05EJgQaQy-ug1BEoLKbg
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению января 2022 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

 

 

  Поделиться:     
 
Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.



Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2021 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2021 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2021 года

 

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?
Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!