Николай Пантелеев
РоманОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.06.2007Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 3. Часть 3 Часть 2Такой видится метафизика, а что происходит на деле? Детство забито глупой регламентацией, эмоциональной гиперопекой, враньём по поводу и без, несправедливостью, обвалом мусорных знаний, параллельных реальным проблемам. Юность в силу этого невольно подвержена аутизму – она видит разрыв между теорией школы и практикой улицы, родителей, новостей, но её бунт – лишь бегство в некую субкультуру без точного анализа. Молодёжь, переболев нищетой духа юности, принимается наконец за изменение собственной жизни, но бесконечные ошибки в методологии темпа и психологии отношений – их слабое сцепление с фактами и невежественный разброс – придают её порыву характер бега на месте. Далее зрелость, плюнув через плечо: неужели и я был таким идиотом, как мой сын – дочь?! начинает вроде бы идти вперёд, но она не улавливает, что в её тканях уже появилась гнильца. Слепоту обуславливает набор материальных атрибутов приложимых к деловой хронофагии: достаток, положение «незаменимого», победа над комплексами, рост в ремесле, основательное накопление и обманчивое, на весах мудрости, «умение жить». Любопытно, что дети, переняв побитую шашелем сердцевину этой примитивной установки, обязательно будут стремиться «уметь жить» всё-таки по-своему. Это говорит о невосполнимой ущербности жизни каждого следующего поколения из-за несостоятельности передать по эстафете подлинный позитив, то есть духовный опыт. Да и где он у мухомора – не лезь в ризетку, а то убьёт?!.. Ситуация хронического разложения делает старость жестокой мукой: болезни и пустота обесцвечивают и без того серый индивид, он теряет первичные – да и вторичные! – половые признаки, пытается что-то вещать в гущу неблагодарного прайда, но его никто не хочет слушать, ни уважать. Даже инфицированная бесцельностью молодёжь понимает: наследством не пахнет, и нос воротит – кому приятно видеть «что» его ждёт в ближайшей перспективе?! По кругу полураспад стимулирует ещё большее одиночество, сосредоточение на себе, эгоцентризм, маразм, психологическую изоляцию. И вот финал: гнилое яблоко, упав, погибает от зевотной скуки, в нём никто не нуждается, а убрать мешают гуманитарные установки – значит, мучаются все. Старость – это, своего рода, проверка на «детекторе лжи», во время которой окончательно выясняется, что человек представлял из себя в «героической» жизни? И, соответственно, ч т о от него останется после смерти – здоровый цветущий сад идей, олицетворённый в детях, книгах, картинах, домах, проспектах, или изуродованная самодовольным «эго» консервная банка тухлятины на убогой свалке оч-чень короткой памяти?.. Это лишённая сантиментов практика, вытирающая ноги о теорию, и реальный тупиковый путь «мухомора» – живого поначалу существа, постепенно прорастающего плесенью омертвения. Физическая деградация, нарастающая с возрастом, здесь – следствие биологической статики мозга. Слабомыслие, как метод бытия, только поначалу соотносится с убыточным сознанием, но в течение жизни оно неотвратимо распространяется на все функциональные системы организма. Иррациональная тяга обывателя к триллерам, расследованиям, катастрофам, погоням, скандалам и прочей будоражащей информации – бессознательно прагматична. Так, лишённый внутренних мотивов регенерации, мозг пытается самостоятельно отмобилизоваться в борьбе за сохранение своего носителя – рыхлого, ленивого тела. Несомненно, что в условиях конфликта установочно – консервативного сознания с техногенным опережением «внешнего» – его негативные сигналы несут в себе предупредительный характер психологической подготовки к разного рода неприятным сюрпризам… Значит, потенция в человеке намного выше своего фактического воплощения, а мозг всегда умнее тела и не случайно, что он им управляет. Возникает, правда, сомнение: в какие ужасающие химеры могут привести сознание подобного рода «бессознательные» практикумы?! Хотя… мухоморы – весьма агрессивные дроби и, безусловно, способны количественно выжить без учёта категорий качества. Оторванный от возможности переживать состояния катарсиса – очищения через позитивное действие – например, через творчество, слабый мозг ищет его в активных действиях «сильных людей»: преступников, киноактёров, вояк, кумиров времени, параноиков, спортсменов, находя в их подвигах и падениях бесчисленные поводы для гордости, самодовольства или злорадства. В перенесении на картонные персонажи и внеличностные информационные поводы брутального «человек человеку – волк», заключается сумасшедшая популярность многочисленных жанров антиискусства в слоях населения, близких к животным. Но это то, в чём признаться себе обыватель не может по определению, и поэтому он пытается поддерживать баланс «положительного» зеркальными негативу героическими битвами за «искру божью» в себе, тоже по аналогии – виртуальными. Надо добавить, что самопровозглашение и бесконечное муссирование темы некого венца творения, которому чтобы «стать человеком» надо только иметь терпение правильно себя вести – это в постоянно скотских-то условиях! – эволюционно убыточно, и жив человек до сих пор, скорее всего, в силу опережающего производства материала. Пассивное ощущение себя совершенным механизмом, несправедливо попавшим во встречные злонамеренные обстоятельства, но с минуты на минуту ждущим манны небесной, лишают индивид необходимости кропотливо и упорно заниматься собой, что крайне вредно для здоровья – нравственного и физического. Воспрепятствовать же клеточному некрозу может, в первую очередь, самопринуждение к мысли, содержащееся в концентрированном профилактическом, иначе говоря, культурном, опыте. Вы замечали как умный человек любопытен, подвижен в эксперименте, восприимчив к новому? И как дурень, теряя зрение – почёсывая пузо – говорит: зачем упражнения, витамины – очки же есть! А поскольку тупиковый метод самоидентификации универсально распространяется на все сферы жизнедеятельности мухомора, то, в конечном счёте, страдает эстетика бытия, а через неё и этические отношения между людьми. Однако, рассуждая диалектически о цепочке «деление – соединение – распад», необходимо признать, что и талант ума – не препятствие для деградации, без соответствующей ему нагрузки. Вне движения, тренинга, развития, свежего воздуха, состязательности, с мозгом происходит то же самое, что с обездвиженной ногой – атрофируется. Значит, побудить его к регенерации может цель крупнее самого мозга, то есть сверхценная идея. Здесь улавливается следующая взаимосвязь: материя рождается, чтобы деградировать, а единственное препятствие этому в живой природе – творческий человеческий мозг – мозгу же для нормального функционирования и развития нужна задача крупнее его самого. Только так, наращивая силу мотивов волеобразования, человек в состоянии остановить или затормозить логически – естественный процесс саморазрушения. А смысл?! Вероятно кто-то с галёрки… Пожалуйте: увеличение периода активной личностной эйфории до размеров полноценной, длительной, качественной жизни. Пространные вариации краткого и неоспоримого: движение – это жизнь! Видимо, тот же голос. Нет, для человека подобного рода усечённая формулировка слишком универсальна! – со всеми сопутствующими универсальности недостатками: размытостью, приблизительностью, необязательностью. Не мобилизует она человека, если судить по современному состоянию общества и его многоликих частностей. И пусть предлагаемую ждёт такая же судьба, но она сейчас как никогда близка к острой необходимости перемены направления, поэтому есть смысл её озвучить. Жизнь человека – это осмысленное движение вверх в себе. Вот ка-а-ак… Получается, что «порожняк» суеты, создаваемый человеком за окном, хотя и движение, но всё же ещё не жизнь?! Да! – кто-то с этим поспорит? – ну и пусть! Это лучше, чем спать на ходу. Просто «необходимость движения» по интеллекту – животна, абсурдна, скучна и смешна: превращать народ в фарш на войне – тоже движение, но какова его цена?! Нет, человек интуитивно, природно что ли, сам того не осознавая, страждет радостного движения, наполненного производством и балансным поглощением разнообразных информационных поводов. Ему необходим комплекс эмоций, открытий, неприятий, возвратно – поступательных действий ума, характерных для обострённого творческого восприятия времени. Поэтому задача творца, движущегося к оптимизму, – воспитать в себе душу и поймать момент её вдохновения, то есть состояния, когда из, разнообразно окрашенных эйфорией, чувств динамично создаётся лицо совершенного мира. Остальное в жизни – непосредственно существование, семью, дом, быт, достаток – он не вполне ассоциирует с собой или же относится к ним иронично. Радикально?.. Для обывателя – да, но для художника гипербола – поведенческая норма. А как же че-ло-век? То есть вроде бы всё ясно: средство опосредования художника – эстетика, цель эстетики – этический человек, цель человека – счастье, проводник счастья – ум, его «диэлектрик» – животная глупость. Но вот заковыка: искусственно раскручивая торнадо духа вокруг своей головы, неужели творец по умолчанию имеет целью жизни единственно себя, исходя из узко эгоистического желания красиво «оттянуться»? И да, и нет… Не имея механизмов непосредственного влияния на инертную массу, художник не уходит в сторону от общества, в котором ему жить невыносимо, а скорее идёт вперёд на остриё идейного изменения содержания жизни и дразнит оттуда кашляющих мухоморов стремительным движением по времени, жизни, миру, себе. Конечно, далеко он не уходит, но и полшага форы – то есть каких-то тридцать сантиметров! – обеспечивают ему душевный комфорт, а общество получает впереди авангард, на который списываются неизбежные в пути просчёты. Можно добавить, что творческая ниша – отличное место для пожизненного заключения разного рода умничающих смутьянов, которые со своей революционностью отсекаются от социальных эволюционных процессов. К тому же дистанция и положение общества «сзади» лишний раз не царапают душу творца, а для освежения соли на ранах достаточно оглянуться назад… Там отвратительные уродцы молят пустоту о бессмертии – ха, ха! – какое к ляду бессмертие! Чего?.. Души?! В тебе? – ты посмотри на себя в зеркало! Да и каких размеров должен быть склад, чтобы «твоё величество мелкая дробь» и наслоения наслоений других миллиардоликих дробей хранить! Пойми, нельзя претендовать на бессмертие души, если ты как художник, не создал её зримый образ в общедоступном материале – ну хотя бы в себе. Поэтому, будь скромнее, человек! Работай над собой, понимая под собой всё в этом мире, уйди в нужный момент – уйди легко весело, грациозно или величественно. Уйди так, чтобы друзья, потирая кадык, сиротливо вздохнули: эх, с каким человеком теперь не выпить водочки! Нам без него будет скучновато… Уйди, оставив в наследство сияющий светлый мир – вот и всё твоё бессмертие – причём, не халявное – развращающее, а подлинное, высокое, добытое красными мозолями рук и мозговых извилин. Сегодня цель человека больше, чем он сам, цель будоражащая на развитие, – уже обозначенное ранее «обнуление». Иначе говоря, приближение к некой условной точке, после которой он сможет правомерно сказать и доказать: я – не животное, не дробь! Я начинал «как все» с инстинктов, питался ими, но сумел, понимая ущербность этого пути, подняться с четырёх конечностей и отправиться в будущее действительно разумным существом. И значит, впереди море работы над собой: надо утилизировать продукты распада, оставшиеся от жизнеобмена прошлого – кровавую физиологию, насилие над беззащитным, неразборчивость в выборе средств, крайний эгоцентризм, временщичество, невежество, видовую заносчивость и прочий набор этикеток на лбу у тиражного мухомора. Надо стряхнуть пыль ожидания с необходимейших – таланта, ума, прагматизма, самоиронии, и добиться обретения сознанием феномена души, как логического итога любой человеческой жизни. Возьми зубило, человек, и выбей на каждой гранитной ступеньке, поднимающей тебя вверх то, что ты понял именно сегодня – своё или чужое, неважно! Например: начни с себя! На следующей: только вперёд и вверх! Потом: свобода заключается в возможности реализовывать любые свои желания, и одновременно не зависеть от этой возможности… – мудрость – это простота желаний сложного, ясного ума… – философия – житейская мудрость развитого системного интеллекта… – аскетизм: презрение лишнего, но не объективно нужного… – хороший вкус выявляется в неудовлетворённости вкусом сущего… – чтобы не терять потом, нужно меньше приобретать теперь… – знание неизбежности смерти вооружает сильного осознанным подчинением необходимости… – первым умирает тот, кто не понял жизнетворной радости движения во вне и в себе… – прогресс обусловлен жадностью и несовершенством «настоящего», а не естественными потребностями, увы… – норма – не всеобщее, а подконтрольное лишь единице явление… – работа только во имя торжества материи – слишком скучный способ борьбы со скукой… – процесс эгоистичен, результат тщеславен… – информация – сигнал, вооружающий волю желанием… – чем больше в слове красоты, тем меньше в нём смысла, ибо красота – основание наслаждения, но не усилия… – так или иначе, с переменным успехом, мы строим мир по образу и подобию своему, поэтому – кто как… – оптимизм – как условная данность – безусловный рефлекс любой здоровой материи… – ответственность – свойство ума, отделяющее его от глупости… – хам конституционно и незаконно делает ход первым, но всегда, играя чёрными, проигрывает… – духовное потребительство гаже материального… – всё, что над тобой, убивает желание понять себя и поднять… – быть художником – значит жить энергично и свежо, работать над каждым днём, давать ему имя… – смысл творчества – утверждать не «обще», а «внутри» человеческие ценности… – творчество, питаясь временем, создаёт из него вечность… – назначение творчества – оставить срез души человека во времени, но не срез времени – это хлеб историков… – культура – положительный опыт человечества, а искусство – его упрямый пропагандист… – талант – это то, от чего нельзя избавиться… – на каждое утро надо изобретать причину, чтобы пружиной взлететь из постели… – мысль может жить без знания, а вот знание без мысли – нет… – практически, мир состоит из чистой красоты, счастья, простора, свободы… и надо быть животным, чтобы не понимать этого… И, наконец, на сегодняшней ступеньке – а сколько их ещё впереди! – сверхоптимистическое: живое никогда не бывает абсолютно совершенным, потому что таким может быть только мёртвое… Все эти разрозненные тезисы – лишь начало пути некой конкретной единицы, но вот ещё кто-то рядом упорно вгрызается в материал, он строит свою лестницу в небо, но, несмотря на силу, не хочет быть в своём движении одиноким, потому что он – умный или дурак, всё едино! – существо общественное… Итак, резюмируя доводы «за» и «против» содержания жизни современного человека, можно сказать, не опускаясь до научности: человек вне зависимости от теорий выживет! Но будет жить п л о х о, если не протолкнёт животность в себе к естественному выходу снизу… Кроме культуры и искусства у человека нет надёжных союзников в борьбе за себя – они, используя театрализацию как средство утверждения и исследования духа, моделируют пути в будущее и развивают абстрактную составляющую мозга через многовариантность импровизаций, либо интерпретаций. Деградации индивида и социума можно противопоставить только культ ума, балансирующего между этикой и эстетикой, свободой и волей, знанием и чувством, оптимизмом и непосредственно счастьем. Уплотнение урбанистической техногенной среды, со всеми многочисленными подкладками, стремительно сокращает время на раздумья о путях и тупиках, скоростью реакции отсекая проявления крайностей. Соответственно, и массиву общества необходимо столь же решительно двинуться к пониманию жизни как сверхценного, сиюминутного подарка, ещё ничтожным и недостойным его «я – ты – мы – они», в противовес заявки на подарок порочному миру самого себя – великого и ужасного… Это не акробатический перевёртыш демагогии, а методологический переворот понятий с физически – оправданных, но – лживых, на умопостигаемые, пока иллюзорные, но – воистину так! – правдивые. Смотрите! Среди мухоморов, гибельно рождающихся, гибельно живущих и умирающих, среди сморщенных безмыслием дробей идёт единица – человек! Он – умница, работяга, хлебосол, балагур, весельчак – идёт в венчике высокой мечты. Нестареющий, смеющийся, гибкий – он смело шагает по времени к вершине – красивому, естественному уходу в вечность – бесконечность, в абсолютную свободу, в небо, в космос… Так это же Человек! Или мираж?!.. Нет, он где-то есть, он – в о з м о ж е н, как сияющий мир счастья. Вон в зеркале! Не то – пока рано… И всё-таки вера! – неистребимая вера в возможность «человека в себе», заставляет меня – адвоката будущего нуля, как точки отсчёта времени, – просить у присяжных поверенных природной целесообразности, для моих подзащитных – человека и жизни «вообще», единственно возможный вердикт – оправдательный! Мы можем, мы должны… – нет, обязаны! – исправиться без лишения последних остатков эволюционной свободы, мы успеем ещё раз рискнуть – какие, братья, наши годы! Тут, по идее, если произнести заключительный абзац патетически, то должны зазвучать бурные солидарные аплодисменты. В гнилые помидоры, почему-то не хочу верить…
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 3. Часть 3 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|