HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Виктор Парнев

Сопротивленец

Обсудить

Рассказ

 

Купить в журнале за декабрь 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2020 года

 

На чтение потребуется 15 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 26.12.2020
Иллюстрация. Название: «Гастролёры». Автор: Олег Леонов. Источник: https://mvdmedia.ru/publications/shield-and-sword/bylo-delo/vernut-yaryzhek-i-nedelshchikov/

 

 

 

Световой день давно кончился, вечер незаметно перешёл в разряд позднего, клиенты с улицы не заходили уже часа два. Можно было собираться домой. Я и начал собираться, и уже оделся, но тут меня позвал из своего кабинета, как пышно называлась махонькая выгородка в углу помещения, заведующий нашей юридической консультации Миролюбов. Он всегда покидал консультацию последним, словно капитан тонущего корабля, а иногда мне казалось, что не покидал её никогда.

– Вы ведь сегодня дежурный? – зачем-то спросил он, хотя прекрасно знал, что я дежурный, поскольку график составлял он сам, и этот график лежал перед ним. – Видите в чём дело, мне только что позвонили из президиума городской коллегии, просили прислать адвоката в один полицейский отдел. Там задержанный требует адвоката, начальник отдела позвонил в президиум, ну а там не нашли кого сразу послать, перезвонили вот мне.

– Юлиан Авдеевич, – взмолился я, – я ведь дежурный по консультации, а не по городу. По городу в коллегии отдельный график, и я его в глаза не видел.

– Да, знаю, но… Короче, надо туда съездить, – просительным, но настоятельным тоном сказал Миролюбов. – Задержали какого-то молодца, он отказывается разговаривать в отсутствие адвоката. Наверняка какая-нибудь административная мелочёвка. Это чистая формальность. Поприсутствуете, распишетесь в протоколе о том, что показания записаны верно, и всё. Для этого даже ордер не нужен, только удостоверение. Да и некому сейчас вам выдать ордер, бланки ордеров у Сонечки, а её нет. Ну, едете?..

Как я мог отказать моему шефу? К тому же в моём положении молодого начинающего адвоката любая движуха, любое участие в правовом действии шло в копилку общего адвокатского опыта, который ещё предстояло нарабатывать да нарабатывать. Приходилось распрощаться с планами на этот вечер. Миролюбов дал мне бумажку, на которой был записан номер и адрес отдела полиции и фамилия задержанного гражданина – Половинин Виталий Владимирович.

 

 

*   *   *

 

Через полчаса я уже был на месте. Стараясь выглядеть уверенно и даже напористо, доложился лейтенанту в дежурной части. Тот с удивлением поднял брови.

– Адвокат? Чего вдруг? Какой ещё Половинин?.. Не знаю, сейчас выясним…

Созвонившись с кем-то по внутренней связи, буркнул:

– Щас, дознователь выйдет, это у него…

Дознаватель вышел не «щас», а через четверть часа. Это был молоденький лейтенантик с доброжелательной, как мне показалось, заранее приготовленной для меня улыбкой на юношеском лице.

– Ага, вот, сейчас, значит… да, есть задержанный, Половинин, да… сейчас, отберём показания, то есть, объяснения… да, с вашим участием. Мне в протокол вас внести нужно будет, дайте удостоверение…

– Простите, товарищ лейтенант, мне хотелось бы вначале встретиться с задержанным, поговорить, познакомиться.

Мне показалось, что лейтенант удивился. Мне также показалось, что удивился он неприятно, и что предварительная встреча гражданина с адвокатом без участия самого лейтенанта не входила в его планы. Поэтому на всякий случай я прибавил:

– У него есть для этого полное право.

Лейтенант безрадостно пожал плечами, как бы говоря: «ладно, право так право, но вы только время у меня отнимаете», – и повёл меня в недра участка.

В «обезьяннике» сидело человек пять или шесть, а который из них мой подопечный, понять можно было с полувзгляда. Это был молодой паренёк одного возраста с лейтенантом или чуть младше, абсолютно мирной и вполне интеллигентной внешности. При нём был саквояжик портфельного типа, по которому я заподозрил в нём студента, каковым он вскоре и оказался.

– Сколько вам нужно минут? – спросил дознаватель.

– Десять достаточно, – не стал жадничать я.

– Ладно, десять…

Паренька вывели из-за решётки, мы все прошли в какой-то коридор, лейтенант указал на скамью у стены, а затем на дверь рядом.

– Это мой кабинет, сюда позову через десять минут. – И прибавил с иронической улыбкой: – Если сбежит, вам отвечать. Имейте в виду.

– Извините, товарищ лейтенант, с протоколом задержания позвольте познакомиться…

На лице лейтенанта вновь отразилось недовольство и вынужденная снисходительность.

– Протокол задержания он не подписывал без вас… ладно, сейчас вынесу.

Протокол я не стал читать сразу, а дождался, когда дознаватель оставит нас вдвоём, и приступил к расспросам.

– Значит, так… тебя зовут Половинин Виталий Владимирович, верно?..

– Простите, простите! – он жестом и словом сразу перебил меня. – Мне нужно вначале знать, вы, правда, адвокат?

– Это ты меня прости, я торопился, минуты наши берёг. Конечно, я адвокат, причём самый настоящий. Молодой ещё, но настоящий. Держи удостоверение, изучай на подлинность!

Парень повертел в руках моё удостоверение, кивнул и возвратил с грустной, как мне показалось, усмешкой.

– Я всё равно спрошу, – негромко проронил он, – только без обиды: вы не на них работаете? – он мотнул головой на дверь кабинета.

– Виталий, у нас очень мало времени, и ты действительно меня обижаешь, хотя я понимаю твою недоверчивость. Я работаю на тебя. Сейчас – на тебя! Даю честное слово. И давай говорить о деле!

Он снова улыбнулся, но теперь это была улыбка доверия и облегчения.

– Ну, поехали, рассказывай, как и за что тебя задержали. Только рассказывай честно, ничего не скрывай и не прибавляй. Только факты, понимаешь?..

Из его рассказа я не понял ничего. То, что люди рассказывают к своей, как им кажется, выгоде, не всё и не так, как оно было в действительности, это я уже знал и понимал причину этого. Но тут было непонятно вообще, за что взяли этого парня.

Если верить ему, он остановился на проспекте рядом с метро послушать какой-то уличный ансамбль из трёх музыкантов. Они что-то пели и аккомпанировали себе на гитарах и банджо. Музыка показалась Виталию завлекательной, он приостановился. С минуту просто смотрел и слушал, а затем решил записать видео. И вот тут-то его и взяли. С двух сторон крепко схватили за локти, вырвали смартфон и потащили. Он не понял, что произошло, начал вырываться и кричать что-то вроде «помогите», «что вы делаете», «кто вы такие». Потом понял, что это полиция, и уже спокойнее стал протестовать, качать права, как говорят в определённых кругах. На мой вопрос, пускал ли он в ход руки или ноги, бил ли, толкал ли, пинал ли полицейских, он отвечал:

– Да нет, что вы, какие руки, меня за них так держали, что не шелохнёшься. Я только в первые секунды дёргался, да и то машинально, когда ещё не понял, кто меня схватил. И ногами не двигал. Нет, ничего такого не делал, слово даю. Ну, возражал, требовал объяснить, что я сделал, за что взяли…

Но в протоколе задержания стояло «оказывал активное сопротивление представителям правоохранительных органов при задержании». Активное сопротивление – это плохо для всего дальнейшего. Если, конечно, оно было, это сопротивление. И вот тут я обратил внимание на то, что активное сопротивление стояло в графе «основания, мотивы и другие обстоятельства задержания». Это было уже совсем непонятно. Сопротивление при задержании, это, конечно, нехорошо, но задержание-то за что?

Я посоветовал парню твёрдо держаться своей версии, ничего больше не добавлять и не утаивать, а протокол задержания не подписывать в таком его виде, требовать чёткого указания якобы совершённого им правонарушения. Сопротивление при задержании – это всего лишь реакция на задержание, а в чём его причина, вот вопрос.

С этим вопросом я обратился к дознавателю, когда мы оказались в его кабинете. Вопрос привёл лейтенанта в недоумение и взволновал.

– Адвокат, вы чего, читать не умеете, всё же написано в протоколе. Ясно написано: оказывал сопротивление, причём активное. Это вам не шутки, это можно даже на уголовную статью повернуть. А вы непонимание изображаете…

– Товарищ лейтенант, я не изображаю непонимание, я вправду не понимаю. В чём задержанный подозревается или, может, обвиняется? За что его задержали?

– За оказание сопротивления, вот за что.

– Но это уже сопутствующий момент. Его стали задерживать, он, якобы, оказывал сопротивление, хотя он это отрицает. А задерживать-то стали за что?

– Притворяетесь, да, адвокат? Притворяетесь? Не понимаете?..

– Да ничего я не притворяюсь. И задержанный Половинин, и я, мы оба не понимаем причины его задержания. Сопротивление при задержании, это ведь не причина задержания, разве не так?

– А как же не причина! – взорвался молодой дознаватель. – Как же это не причина! Ещё какая причина! Под статью пойдёт ваш Половинин, а вы его выгораживаете, тоже мне защитник!

– Я попрошу вас соблюдать вежливость, гражданин лейтенант. Я же не говорю про вас «тоже мне, дознаватель», вот и вас попрошу. А гражданин Половинин сейчас ваш, а не мой. Вы его задержали, доставили сюда, и вы несёте за него ответственность. В протоколе задержания не указана причина задержания, непонятно, какое правонарушение Половинина послужило этому причиной. В таком виде мы протокол не подпишем, и в других ваших действиях принимать участия не будем, а скорее напишем заявление с жалобой на необоснованное задержание.

Невозможно передать изумление, отразившееся на лице лейтенанта.

– Так… так… вот это номер, вот так адвокат! Ну вы даёте, ну придумали… Ну, ладно… Никуда не уходите! – скороговоркой проговорил он, вскочил, погрозил мне пальцем и стремительно вылетел из кабинета, оставив дверь нараспашку.

Мы не успели переброситься и парой слов, как в кабинет так же стремительно ввалились сразу трое – тот же дознаватель, за ним старший лейтенант, а следом за ним капитан, человек лет сорока, гвардейской бравой наружности.

Все трое в своей чёрной полицейской форме выстроились напротив нас по ранжиру: капитан – старший лейтенант – лейтенант. Я с испугу подумал, что сейчас нас будут валить на пол и заламывать нам руки. Но взявший слово капитан был настроен мирно и юмористически.

– Что за шум, а драки нету?.. Кто здесь бунтует против государя-императора? Кто к топору Русь зовёт? Нету таких? Очень хорошо. Тогда разберёмся спокойно. В чём проблемка-то?..

Поскольку смотрел он при этом на меня, вопрос был явно обращён ко мне. Кратко и доходчиво (даже для лейтенанта) я пояснил капитану суть недоразумения.

– Ну-ка, дай протокол-то, – велел он лейтенанту. Пробежал бумагу по диагонали, вернулся к началу, прочитал ещё раз, уже внимательнее. Остановился, поднял к потолку глаза, словно ища там ответа на своё недоумение. Ещё раз прочёл протокол, нарочито медленно, шевеля при этом губами. Затем вопросительно поднял глаза на меня: – И чего? Чего тут непонятного?

– Товарищ капитан, я уже устал объяснять вашему дознавателю, что факт сопротивления при задержании не объясняет причины самого задержания. В чём провинился Половинин, что такое он, в конце концов, совершил, за что его нужно было задерживать?.. А то ведь получается странная формулировка: задержан за оказание сопротивления при задержании.

– Так ведь именно за это и задержан! – воскликнул капитан. – Зачем оказывал сопротивление сотрудникам при осуществлении ими законных действий?

– Каких? Каких законных действий?! – возопил я, начиная уже терять самообладание.

– Вот… вот… – с грустью глядя на меня и кивая головой, проговорил капитан. – И вы уже начинаете нарушать порядок в нашем отделе, голос на сотрудников повышаете… Уже есть основание вас удалить из помещения, а потом начальству вашему написать, что вы не по-адвокатски себя ведёте, карьеру вам слегка подпортить. Как вы на это смотрите, а?.. Нам это, знаете, нетрудно, мы здесь у себя, а вы у нас. Как говорится, докажи потом, что ты не верблюд. – Он испытующе, с участливой улыбкой посмотрел на меня. – Но мы здесь не изверги какие-нибудь, не держиморды, как нас иногда рисуют всякие так называемые либералы, бузотёры всякие, критиканы. Нет, мы не такие. И сейчас мы вам это докажем, прямо сейчас. Вот, глядите, на ваших глазах…

И к моему невыразимому изумлению, капитан торжественно и неспешно... [...]

 

 

декабрь 2020 г.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в декабре 2020 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению декабря 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

258 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 16.04.2024, 13:29 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Актуальные новые букмекерские конторы в России
Поддержите «Новую Литературу»!