HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Дмитрий Полянин

Последнее место Климова

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: , 22.09.2008
Оглавление

9. Комната Климова
10. Сфера
11. Уничтожение общества

Сфера


 

 

 

Снова сфера диаметром около десяти метров. Снизу прикручены столик и три стула. Такие же столы со стульями прикручены сверху и сбоку. Всего десять столов. В студию-сферу через круглое отверстие пролезают два человека и ведущий. Отверстие сразу же исчезает, сливаясь с поверхностью. Ведущий держит в руках поднос с тремя чашками и чайником.

– Садитесь, – предлагает он, указывая на самый нижний стол. – Это единственное место, где можно сидеть.

Он первым садится и начинает разливать чай. Гости присоединяются к нему. Медленно отпивая из чашки, ведущий произносит:

– Можно начинать… Я собрал вас здесь для того, что бы вы помогли мне. У меня небольшая проблема.

Гости смотрят на него с недоумением. Они предполагают, что ведущий будет вести себя агрессивно, уверенно. Они готовы к продолжительным спорам и бесконечной дискуссии. Но ведущий как всегда удивляет их непредсказуемостью своих действий: он просит у них помощи. Это шутка?

Ведущий продолжает:

– Я хочу сделать передачу, в которой мои гости будут говорить вроде бы очевидные вещи, популярно очевидные, но при чуть более глубоком анализе оказывающиеся глупостью, не имеющей под собой никаких оснований. Я постоянно разговариваю с идиотами, использующими популярные термины и общеизвестные утверждения, но не понимающими того, как они появились и для чего нужны.

Ведущий ставит свою чашку на столик. Один из гостей, своим видом производящий впечатление умного человека (наверно, институтский профессор), подносит чашку ко рту. В это время сфера внезапно дергается и начинает медленно вращаться. Чай у профессора расплескивается, ведущий почти незаметно улыбается и, обращаясь к гостям, произносит:

– Заметьте, ось вращения сферы, по всей видимости, не совпадает с осью симметрии стола, за которым мы сидим. Поэтому будьте внимательны.

Профессор смущенно смахивает со штанов капли чая.

– Вы умные люди, и, я думаю, вы поможете мне придумать пример подобного разговора.

Профессору очень не нравится поведение ведущего. Ему вообще не нравится, что здесь происходит. Он пришел на шоу "этого маразматика" только для того, чтобы расправиться с отвратительным ведущим ненавистной ему телевизионной передачи. Профессор знал, что расправу над ведущим не вырежут, так как "Место Климова" – это чистый экспромт. Все, что происходит, показывается в прямом эфире. У этой передачи нет редактора, на нее не распространяется цензура. Если не происходит ничего, ничего и не показывается, независимо от того, сколько времени это длится. На первом "Месте Климова", например, не происходило вообще ничего. Шоу длилось пятнадцать минут, но ведущий так и не пришел на него.

– А можно задать вам вопрос? – обращается к ведущему профессор.

– Конечно, – отвечает тот.

– А вы не задумывались над своим поведением, над тем, что думают о вас люди, о своих моральных ценностях, о культуре, о той культуре, которую вы несете в общество, которую воспринимают дети, смотря вашу передачу?

– Да, – отвечает ведущий, предвкушая предстоящий спор.

Второй гость продолжает молчать. Он не произнес ни одного слова с начала передачи.

Сфера все поворачивается. Она повернулась уже настолько, что чашки с чаем скоро начнут сползать со стола.

Профессор снова обращается к ведущему:

– Я почему-то уверен, что вы не читали Достоевского. Возможно, вы даже не знаете, кто это такой, хотя это было в школьной программе. Это говорит о вашем неуважении к школе и о низком культурном уровне.

Ведущий чуть заметно улыбается. Прежде чем начать свой ответ, он отпускает чашку, которая, начинает медленно сползать в сторону профессора.

– С вашим утверждением о школе и моем отношении к ней я полностью согласен. Но то, о чем вы говорили до него, я не понимаю. Я не понимаю, к чему вы это говорили. Может быть, вы хотели меня оскорбить? Но у вас вряд ли это получилось, так как уже давно я воспринимаю такие понятия как культура и культурный уровень совсем не так, как воспринимаете их вы, как воспринимают их большинство людей. Само понятие культурного уровня вызывает у меня вопрос. Чем высокий культурный уровень отличается от низкого? Почему одно – хорошо, а другое – плохо? Непонятно и для чего хорошо? – ведущий останавливается, замечая большой крен слота. – Но перед тем, как вы мне ответите, нам нужно сделать небольшую паузу и пересесть за другой стол, так как с этого начинают сползать наши чашки.

Все трое пересаживаются за другой стол. Профессор пытается говорить во время перемещения к другому столу, но ведущий прерывает его, поднося палец к губам. Второй гость продолжает молчать.

– Как вы можете так говорить о культуре? То, что хорошо иметь высокий культурный уровень, проверенно поколениями. Вспомните великих людей: ученых, писателей, художников, каждый из них имел высокий культурный уровень.

– Они состоялись как ученые не потому, что обладали высоким культурным уровнем, а, прежде всего, благодаря наличию у них большого количества свободного времени, им не нужно было обслуживать себя…

 

– О чем он? Ведь это не главная причина, даже не основная.

– Это необходимая причина.

– Необходимая для чего? Осно…

Выстрел в голову не дает ему закончить свою мысль.

 

Профессор нетерпеливо восклицает:

– Бескультурье ведет к гибели общества.

Сфера поворачивается на еще больший угол. Скорее всего, ее угловая скорость со временем увеличивается. Ведущий, профессор и второй гость снова пересаживаются.

– Возможно, что если все члены общества будут вести себя соответственно вашему понятию о бескультурье, то оно и погибнет в том виде, в котором нам сейчас известно. Но мы не говорим обо всем обществе, мы говорим только обо мне. Плохо ли для меня быть культурным или некультурным? Я – не все общество. Когда я говорю, что это плохо, я имею в виду, что это плохо именно для меня, но никак ни для всего общества.

Второй гость смотрит поочередно на ведущего и профессора.

– Но вы несете свое бескультурье в массы. И, как вы сами сказали, некультурное общество может погибнуть.

– Каждый член общества может воспользоваться своим правом выбора, ему совсем не обязательно смотреть "Место Климова".

Ведущий снова отпивает чай. Чашки снова начинают съезжать.

– Обычный член общества просто не способен правильно воспользоваться этим правом, – настаивает профессор.

– Так я и хочу продемонстрировать обществу его ущербность.

Профессор молчит, он не знает, как продолжать дискуссию.

– Вы наверно помните, о чем я говорил с вами в начале передачи? – обращается ведущий к профессору. – Спасибо, вы продемонстрировали мне именно тот разговор, который мне и был нужен.

Профессор краснеет. Второй гость прерывает молчание и вскрикивает:

– Чашка!

Уже приблизившаяся к краю стола чашка обливает профессора еще не остывшим чаем. Он выскакивает из-за стола, но спотыкается об непонятно откуда взявшийся стул.

 

– С вами был Климов, встретимся снова на "Месте Климова".

 

 

 


Оглавление

9. Комната Климова
10. Сфера
11. Уничтожение общества
624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Удаление вмс в москве цена: удаление внутриматочной спирали цена.
Поддержите «Новую Литературу»!