Дмитрий Полянин
РассказОпубликовано редактором: , 22.09.2008Оглавление 9. Комната Климова 10. Сфера 11. Уничтожение общества Сфера
Снова сфера диаметром около десяти метров. Снизу прикручены столик и три стула. Такие же столы со стульями прикручены сверху и сбоку. Всего десять столов. В студию-сферу через круглое отверстие пролезают два человека и ведущий. Отверстие сразу же исчезает, сливаясь с поверхностью. Ведущий держит в руках поднос с тремя чашками и чайником. – Садитесь, – предлагает он, указывая на самый нижний стол. – Это единственное место, где можно сидеть. Он первым садится и начинает разливать чай. Гости присоединяются к нему. Медленно отпивая из чашки, ведущий произносит: – Можно начинать… Я собрал вас здесь для того, что бы вы помогли мне. У меня небольшая проблема. Гости смотрят на него с недоумением. Они предполагают, что ведущий будет вести себя агрессивно, уверенно. Они готовы к продолжительным спорам и бесконечной дискуссии. Но ведущий как всегда удивляет их непредсказуемостью своих действий: он просит у них помощи. Это шутка? Ведущий продолжает: – Я хочу сделать передачу, в которой мои гости будут говорить вроде бы очевидные вещи, популярно очевидные, но при чуть более глубоком анализе оказывающиеся глупостью, не имеющей под собой никаких оснований. Я постоянно разговариваю с идиотами, использующими популярные термины и общеизвестные утверждения, но не понимающими того, как они появились и для чего нужны. Ведущий ставит свою чашку на столик. Один из гостей, своим видом производящий впечатление умного человека (наверно, институтский профессор), подносит чашку ко рту. В это время сфера внезапно дергается и начинает медленно вращаться. Чай у профессора расплескивается, ведущий почти незаметно улыбается и, обращаясь к гостям, произносит: – Заметьте, ось вращения сферы, по всей видимости, не совпадает с осью симметрии стола, за которым мы сидим. Поэтому будьте внимательны. Профессор смущенно смахивает со штанов капли чая. – Вы умные люди, и, я думаю, вы поможете мне придумать пример подобного разговора. Профессору очень не нравится поведение ведущего. Ему вообще не нравится, что здесь происходит. Он пришел на шоу "этого маразматика" только для того, чтобы расправиться с отвратительным ведущим ненавистной ему телевизионной передачи. Профессор знал, что расправу над ведущим не вырежут, так как "Место Климова" – это чистый экспромт. Все, что происходит, показывается в прямом эфире. У этой передачи нет редактора, на нее не распространяется цензура. Если не происходит ничего, ничего и не показывается, независимо от того, сколько времени это длится. На первом "Месте Климова", например, не происходило вообще ничего. Шоу длилось пятнадцать минут, но ведущий так и не пришел на него. – А можно задать вам вопрос? – обращается к ведущему профессор. – Конечно, – отвечает тот. – А вы не задумывались над своим поведением, над тем, что думают о вас люди, о своих моральных ценностях, о культуре, о той культуре, которую вы несете в общество, которую воспринимают дети, смотря вашу передачу? – Да, – отвечает ведущий, предвкушая предстоящий спор. Второй гость продолжает молчать. Он не произнес ни одного слова с начала передачи. Сфера все поворачивается. Она повернулась уже настолько, что чашки с чаем скоро начнут сползать со стола. Профессор снова обращается к ведущему: – Я почему-то уверен, что вы не читали Достоевского. Возможно, вы даже не знаете, кто это такой, хотя это было в школьной программе. Это говорит о вашем неуважении к школе и о низком культурном уровне. Ведущий чуть заметно улыбается. Прежде чем начать свой ответ, он отпускает чашку, которая, начинает медленно сползать в сторону профессора. – С вашим утверждением о школе и моем отношении к ней я полностью согласен. Но то, о чем вы говорили до него, я не понимаю. Я не понимаю, к чему вы это говорили. Может быть, вы хотели меня оскорбить? Но у вас вряд ли это получилось, так как уже давно я воспринимаю такие понятия как культура и культурный уровень совсем не так, как воспринимаете их вы, как воспринимают их большинство людей. Само понятие культурного уровня вызывает у меня вопрос. Чем высокий культурный уровень отличается от низкого? Почему одно – хорошо, а другое – плохо? Непонятно и для чего хорошо? – ведущий останавливается, замечая большой крен слота. – Но перед тем, как вы мне ответите, нам нужно сделать небольшую паузу и пересесть за другой стол, так как с этого начинают сползать наши чашки. Все трое пересаживаются за другой стол. Профессор пытается говорить во время перемещения к другому столу, но ведущий прерывает его, поднося палец к губам. Второй гость продолжает молчать. – Как вы можете так говорить о культуре? То, что хорошо иметь высокий культурный уровень, проверенно поколениями. Вспомните великих людей: ученых, писателей, художников, каждый из них имел высокий культурный уровень. – Они состоялись как ученые не потому, что обладали высоким культурным уровнем, а, прежде всего, благодаря наличию у них большого количества свободного времени, им не нужно было обслуживать себя…
– О чем он? Ведь это не главная причина, даже не основная. – Это необходимая причина. – Необходимая для чего? Осно… Выстрел в голову не дает ему закончить свою мысль.
Профессор нетерпеливо восклицает: – Бескультурье ведет к гибели общества. Сфера поворачивается на еще больший угол. Скорее всего, ее угловая скорость со временем увеличивается. Ведущий, профессор и второй гость снова пересаживаются. – Возможно, что если все члены общества будут вести себя соответственно вашему понятию о бескультурье, то оно и погибнет в том виде, в котором нам сейчас известно. Но мы не говорим обо всем обществе, мы говорим только обо мне. Плохо ли для меня быть культурным или некультурным? Я – не все общество. Когда я говорю, что это плохо, я имею в виду, что это плохо именно для меня, но никак ни для всего общества. Второй гость смотрит поочередно на ведущего и профессора. – Но вы несете свое бескультурье в массы. И, как вы сами сказали, некультурное общество может погибнуть. – Каждый член общества может воспользоваться своим правом выбора, ему совсем не обязательно смотреть "Место Климова". Ведущий снова отпивает чай. Чашки снова начинают съезжать. – Обычный член общества просто не способен правильно воспользоваться этим правом, – настаивает профессор. – Так я и хочу продемонстрировать обществу его ущербность. Профессор молчит, он не знает, как продолжать дискуссию. – Вы наверно помните, о чем я говорил с вами в начале передачи? – обращается ведущий к профессору. – Спасибо, вы продемонстрировали мне именно тот разговор, который мне и был нужен. Профессор краснеет. Второй гость прерывает молчание и вскрикивает: – Чашка! Уже приблизившаяся к краю стола чашка обливает профессора еще не остывшим чаем. Он выскакивает из-за стола, но спотыкается об непонятно откуда взявшийся стул.
– С вами был Климов, встретимся снова на "Месте Климова".
Оглавление 9. Комната Климова 10. Сфера 11. Уничтожение общества |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|