Русская классическая литература
ЭссеАвтор: Дмитрий Аникин
![]() На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал
![]()
Гумилёв – самый странный, самый необычный представитель Серебряного века. У кого ещё сохранилась такая пушкинская ясность, гармония, такое спокойное приятие Божьего мира, даже со всеми его тёмными сторонами? Может, ещё у Кузмина? Нет! Все «слишком долго вдыхали слоистый туман», и Гумилёв, с его ясным видением, спокойным голосом – раздражал современников. Видели жеманство и позу там, где ни позы, ни жеманства не было. Гумилёв просто жил и писал, не замечал своего счастья. Пушкинская мечта о путешествиях погнала его в Африку, пушкинская мечта о подвигах отправила его на войну, пушкинская мечта о свободе привела его к заговорщикам.
Один из самых распространённых образов: Гумилёв как конкистадор в панцире железном идёт завоёвывать русскую поэзию. Это верный образ. Потом старый конкистадор предлагает смерти поиграть в изломанные кости. Это тоже верный образ. Гумилёв оставил подсказки ленивым и нелюбопытным читателям.
У Гумилёва всё было просто и по полочкам. Всё должно быть не математически (в математике есть свои бездны и противоречия), но арифметически верно. И вера его была проста, он крестился на каждую церковь, чтобы не задумываться о Боге.
Я вежлив с жизнью современною, Но между нами есть преграда, Всё, что смешит её, надменную, Моя единая отрада.
Настоящее время Гумилёва – это эпоха Возрождения, время, когда рыцарство ещё не окончательно отошло, но приняло свой печальный донкихотовский облик, а древность, античность с её героями – вернулась. Университетские улицы Болоньи, литании, походы великих мореплавателей, привёзших попугая с Антильских островов, запах красок старых мастеров. Культ Прекрасной Дамы в пересказе Боккаччо. Католицизм во всём блеске Контрреформации. Не раскаявшийся, но подумавший о раскаянии Дон Жуан.
«Блок уже созрел для того, чтобы написать «Анти-Двенадцать», – говорил Гумилёв Одоевцевой. Плюс двенадцать минус двенадцать равно нулю. Всё просто. Иногда кажется, что Гумилёв, такой тонкий ценитель и знаток стиха, ровным счётом ничего не понимал в поэзии. Филологическая учёность и собственный талант стихотворца ничуть этому непониманию не мешали. «Мы никогда не понимали того, что стоило понять».
Гумилёва считали лучшим учеником, прижизненным наследником Брюсова. Ничему Брюсов не учил и передавать лиру никому не собирался. Но мысль характерная: всё, что есть в русском модернизме, происходит от символистов. Как бы ни удивляло это символистов и ни бесило всех остальных. Вообще символизм – это единственное настоящее, природное течение Серебряного века. Все из него вышли, многие в него же и вернулись: «Заблудившийся трамвай» и «Поэма без героя».
«Заблудившийся трамвай» шёл по Каменноостровскому. Оцуп видел, как Гумилёв вскочил на подножку.
Противоречивые воспоминания о взаимоотношениях Гумилёва и Анненского в Лицее. Кажется, особых взаимоотношений не было, была легенда, было какое-то действительное родство двух поэтов.
Ничего лучше «Фарфорового павильона» нет в русском изводе китайской поэзии. Не знаю, можно ли это назвать переводами.
Носороги топчут наше дурро, Обезьяны обрывают смоквы, Хуже обезьян и носорогов Белые бродяги итальянцы.
От этнографических, географических стихов идёт обычно затхлый нафталиновый запах, как в провинциальном музее. У Гумилёва поразительным образом получались живые стихи, в которых звучала Африка или Азия. Кажется, такого непосредственного голоса русского народа в его поэзии нет. Его как путешественника Россия интересовала меньше.
Ходасевич говорил, что Есенина завлекли в имажинизм, как пьяницу в кабак. Не так было с акмеизмом, заведением приличным и с претензией. Кого попало с улицы не пускали. Но всё равно набралось всякой твари по паре. Нарбут и Зенкевич! Каждый раз мне надо сделать над собой нешуточное усилие, чтобы снова поверить: это – акмеисты. А еще Городецкий – разухабистый дурак и бездарь, патентованный подлец. Мандельштам, который пытался подвести теоретическую базу под безобразное. Кажется, что Гумилёву было скучно наедине с Ахматовой, вот он и собирал компанию.
Что ж, православные, жгите Труп мой на тёмном мосту, Пепел по ветру пустите… Кто защитит сироту? В диком краю и убогом Много таких мужиков. Слышен по вашим дорогам Радостный гул их шагов.
Нам сейчас несложно представить, в каком неприкрытом позоре заканчивала своё правление некогда великая династия. Фигура Распутина отпугивала от престола даже самых верноподданных монархистов. Блок, служивший в следственной комиссии, писал: «Читал я некоторые распутинские документы. Весьма густая порнография». Как же интеллигентный, презиравший всякое сектантство Гумилёв смог приблизиться к пониманию святого чёрта? Действительно, поэзия даёт что-то такое, что превосходит и ум, и личность поэта.
Ходасевич рассказывал, что Гумилёв ценил стихи Нельдихена, заявляя, что глупость является естественным человеческим качеством и у неё должен быть свой голос в русской поэзии. Акмеизм – это попытка дать голос здравомыслию.
Гумилёв не обладал даром юмористической поэзии. Георгий Иванов вспоминал, как завидовал Гумилёв авторам «Антологии античной глупости». Удивительно, что в радостной, жизнеутверждающей поэзии Гумилёва нет места смеху.
Сравнение Пушкина и Лермонтова всегда подразумевает одну мысль: если бы Лермонтов не погиб так рано, если бы прожил хотя бы пушкинский срок. Одоевцева рассказывала, что Гумилёв, признавая первенство Блока, говорил: «Но он ведь старше меня на пять лет!».
Как же так получилось, что в последний раз солнце русской свободы светило над Кронштадтом? Это было чёрное солнце. Гумилёв был как-то связан с мятежниками.
Гумилёва спас от соблазнов революции хороший вкус. Настолько хороший, что Гумилёв даже не понял, что это были соблазны.
Гумилёв переворачивал вещи в своей комнате и приговаривал: «Память, ты слабее год от года…». Не мог вспомнить, куда засунул прокламации.
Был ли на самом деле таганцевский заговор? Участвовал ли в нём Гумилёв? Не важно. «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Хочется верить, что не только Канегиссер постоял за честь русской литературы.
Чекисты рассказывали, как хорошо, бесстрашно умер Гумилёв. Не говорю про убийство, но эти рассказы тоже никак и никогда им не простятся.
Когда читаешь в воспоминаниях, как в послереволюционном Петрограде Гумилёв говорил: «Аня! Пора ехать к Ане в Бежецк», – не сразу понимаешь, что это не та Аня, не Ахматова. По какому-то большому, говоря шкловским языком, габсбургскому счёту, им так и не удалось развестись. Им так и не удалось развести две поэзии. И в «Поэме» у Ахматовой не могло быть героя, потому что Гумилёв погиб. Ахматова, может, и не хотела становиться вдовой Гумилёва, но пришлось. И акмеизм достался Ахматовой как наследство, обременённое большими долгами.
Гумилёв написал поэму «Дракон». По всей видимости, тот текст, который мы можем прочитать, – это только часть гигантского замысла. Когда спрашивали, зачем он это пишет, ведь никто такой огромный и, по правде говоря, занудный текст читать не станет, то Гумилёв отвечал, что гимназисты станут заучивать эти стихи на уроках. Есть невесёлая шутка: Данте – величайший поэт, потому что «Божественную комедию» никто не читает.
И воистину светло и свято Дело величавое войны. Серафимы, ясны и крылаты, За плечами воинов видны.
Первая мировая война не пошла Гумилёву на пользу. Гумилёв пошёл воевать и воспел войну. Это простительно для тех, кто писал в тылу, ради денег, кто ничего не видел. Невоевавший Лермонтов написал «Бородино», Лермонтов поучаствовавший написал «Валерик», ради этого стоило ехать на Кавказ. Наверное, это был единственный раз, когда Гумилёв струсил. Не в бою, конечно, тут он был храбр, два солдатских «Георгия» – история известная. Но он побоялся допустить в поэзию правду о войне. Для того чтобы начать писать правду, русской поэзии понадобилась Вторая мировая.
Безошибочная поэзия Гумилёва. В лирике практически нет срывов. Драматургия не удаётся настолько постепенно и поступательно, что тоже ни о каком срыве говорить не приходится. Написанные безупречными стихами неудачные пьесы. И, как всегда у большого мастера, усилия не видны, скрыты. Особенности собственного дара могли подтолкнуть Гумилёва к мысли, что поэзии можно учить.
Идея Гумилёва учить людей поэзии была воспринята с удивлением. Возможно, она удивляла и самого учителя, но он был человеком на редкость добросовестным: принялся за дело и дело пошло. Во всяком случае, Одоевцева написала свои замечательные мемуары, так что вся затея оправдана хотя бы этим.
Гумилёв был абсолютно безграмотен. Но не унывал, говорил, что при том количестве книг, которые он прочёл, безграмотность свидетельствует о кретинизме, а кретинизм – о гениальности.
В любой библиотеке приключенческой литературы должна быть поэма «Мик». Наш Буссенар. Поэт, не постеснявшийся своей искренней любви к приключениям.
И авантюристов любил. Одоевцева рассказывала, как Гумилёву докучал назойливый поклонник: «Да я все ваши стихи наизусть знаю!». Гумилёв только пожал плечами. – «Я – Блюмкин!» – И Гумилёв сразу переменился, ему стало интересно, потом он помянул в стихах человека, «среди толпы народа застрелившего императорского посла». И ведь всё понимал о Блюмкине – психопате и убийце. Это как Пушкин относился к Пугачёву – хоть и вор, а молодец!
«Шатёр». С жюльверновской точностью и любованием описанный континент. Это же надо быть настолько гениально несозвучным времени!
Прямота – это основное качество Гумилёва. Иногда это природная прямота, иногда это выпрямленность неимоверным усилием воли. Талант его тоже развивался прямо. Каждый следующий сборник был лучше предыдущего. «Огненный столп» – Гумилёв хотел назвать сборник по-дантовски: «Посередине странствия земного». Действительно чувствовал себя на середине пути. Если бы ему хоть те самые пять лет до блоковского возраста…
Созидающий башню сорвётся…
Гумилёв не играл в жизнетворчество, но выстраивал железной рукой свою судьбу, несмотря на всю свою поэзию.
Гумилёв и Блок. Петербургское послереволюционное бытие, борьба за место Председателя в Петроградском отделении Всероссийского Союза Поэтов, почти одновременная смерть. А ведь трудно себе представить другую пару настолько разных поэтов. Невозможно было совместить их в одной эпохе! Они по-настоящему не общались, были «скучны друг другу взаимной разнотой». Два полюса, на которых и держалась вся сеть параллелей и меридианов русской поэзии.
Неизвестно, когда начался Серебряный век, но закончился он в августе 1921 года. Ещё несколько десятилетий создавались тексты, попадавшие в общую копилку эпохи, но время закончилось. Умер Блок, погиб Гумилёв, нужна была третья жертва, и на это вакантное место подставлялись раз за разом имена умерших, пока совсем никого не осталось.
Ещё весной 1921 года кто бы мог подумать, что Гумилёв наряду с Блоком станет символом уходящей эпохи. Эпоха ушла одновременно: вовремя – по-блоковски, и неожиданно, на взлёте – по-гумилёвски. Ни в большевистской России, ни в эмиграции поэтам было нечего делать.
опубликованные в журнале «Новая Литература» феврале 2025 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев ![]()
![]() |
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Как списать долги по кредитам законно бесплатно - как списать долги по кредитам. |