Виктор Сбитнев
РассказКупить в журнале за август-сентябрь 2016 (doc, pdf):
А может, это сыны божьи? Предисловие автора.
«Эти горемычные созданья, Как закаты, долго не живут…» Из стихов о Николае Рубцове
Обычно я пишу боле крупные вещи, даже если это рассказ или новелла. «Дива» – это попытка создания, хотя бы для себя, некого эталона предельно короткого, но чрезвычайно содержательного повествования. С моей точки зрения, в результате вышла некая мини-повесть, вобравшая значительную часть нравственного, бытового, психологического, МЕНТАЛЬНОГО состояния современной российской деревни… Странный герой повести Дива в принципе не похож на героев Василия Шукшина, хоть и такой же «чудик», как они. И не столько потому, что не с Алтая. Просто мне, как, к примеру, Бродскому, куда важнее время, а не пространство. Время же на дворе совсем другое, и оно заставляет всё в этом мире двигаться, действовать, ДЫШАТЬ по-другому. Эта маленькая вещица, написанная ещё в 80-х, тридцать лет не давала мне покоя. И вот недавно я написал весьма крупную повесть «Дива», в которой наконец-то сумел раскрыть природу этой непохожести, этой отстранённости иных людей от остального мира. Повесть скоро выйдет в печати, и потом я смогу предложить её для «электронки». Я сказал «людей»?.. Но люди ли это в привычном понимании слова? А может, сыны божьи? Может, они были людьми тогда… в мифологический, девственный период человечества?
Виктор Сбитнев
Дива
Жил в деревне Дива. Странное у него было прозвище, но справедливое. Говорил мало, всё больше крутил усы и думал. Жил один в аккуратной под шифером избе. Каждую субботу топил баню и брал в магазине «маленькую». Пальцы у него на руках были ополовинены: когда-то давным-давно отдавило лесиной, поэтому прозвище – Беспалый – также прочно укрепилось за ним. Дива делал всё сам. Никого не нанимал ни в лесничестве, ни в сельсовете. Каждый день видели его с тачкой, косой или топором. Круглый год ходил он в кирзовых сапогах, ноги почти не поднимал – было похоже, что он ходит на лыжах. Сапоги шаркали задниками, весь он раскачивался при ходьбе и из порыжевших от никотина усов попыхивал козьей ножкой, никогда не щурясь от дыма. Важивал он из лесу хворост и траву, которую сушил возле бани, на лужайке. Как доил козу, никто не знал, но знали, что доит сам. Лето обычно выдавалось в здешних местах жарким и сухим. По утрам поднимался от полей осторожный туман, лёгкими куделями зависая в синеватом пространстве, а когда начинал редеть, казалось, что воздух дрожит и тугой волной силится плеснуть куда-то… В это время Диву часто видели у колодца с бадьёй в руках: сделает несколько глотков, утрётся рукавом и смотрит на мир. Опять попьёт, оботрётся и вновь смотрит. Потом впряжётся в свою тачку, приналяжет – и только роса на стороны, да такая, что иной раз аж радуга над ним заиграет.
Натрудившись за день в поле и на огороде, вечером садился Дива на завалинку, прислонялся затылком к избе и замирал, то ли слушая что-то, то ли вспоминая кого-то. Всё гуще и гуще запевали лягушки, словно журавли на подлёте, жалобно и зовуще блеяли последние не загнанные овцы, а в смородине вдоль забора тёрли себя лапками невидимые кузнечики, и музыка эта казалась, как всегда, необычной. Неподалёку от Дивиной избы воронёным поблёскивало подновлённое недавно шоссе, и пассажиры с вечернего рейса иногда просили указать дорогу до соседней деревни. Дива подкручивал усы, неторопливо прокашливался, сплёвывал под ноги и, отрубая каждое слово необычайно резким движением культи, авторитетно начинал: – Прямо, потом так, – он указывал, как именно. – Где Паня – Миша – нет, где наша Пашка – есть. Водичка, речка. Где Ваня Никулин – нет, где няня Груня – есть! Озадаченные горожане растворялись в тёплой дорожной пыли, а Дива невозмутимо разминал своими полупальцами махру на вылинявшем газетном обрезке. Однажды в сельсовете его спросили, когда он родился. С минуту Дива раздумывал, теребя какую-то странную, видавшую виды шляпу. Потом полез в грудной карман, что было признаком обдуманного решения, и уверенно изрёк: – А когда от Машки Лушниковой до Питилки полпорядка сгорело! Говорили, что ещё раньше, сразу после войны, когда Дива был с пальцами и жил с бабой, за ним водились грехи по части стихописания. Подойдя к прилавку и потрясая над весами исполинской ручищей, он обращал в сторону склада гневные строки:
Человек я – не скотина!
Шло время, и Дива по-прежнему оставался «дивой». Где-то раздобыл метров десять отменного тюля и теперь навешал его так густо, что окна избы белели на добрую версту. Купил трельяж и к низкому закопчённому потолку приладил хрустальную люстру. Осторожно раздвигая ажурные завесы, задевая головой отзывающуюся малиново люстру, Дива подходил к трельяжу и мастерски закручивал усы, наблюдая, как это лихо выходит при тройном отраженье. Работал он по-прежнему много, говорил мало, всегда был бодр и стремителен, и деревня хоть и шутила над ним, любила своего Диву, без которого она, верно, была бы чем-нибудь другим. Но однажды вечером Дива не вышел на завалинку. Это так поразило соседку, что она принялась стучаться в горницу. Дверь оказалась незапертой, но в избе никого не было. Пусто оказалось и на огороде. Соседка побежала к половне. Тачки не было… – Маманьки, в лесу… до коих пор! Соседка ждала до сумерек и вдруг как-то сразу поняла, что Дива не придёт. Встрепенувшись, бросилась она собирать мужиков на поиски, охая и причитая.
Диву нашли далеко за полночь на дальней закордонной просеке. Когда его укладывали на тачку в им же накошенный клевер, тело его криво дёрнулось и занемело. Дома, лёжа на железной кровати, Дива, с трудом облизав запёкшиеся губы, едва слышным выдохом подозвал соседку: – Принеси водицы, только чтоб стылой, прямо с колодцу… – Да, полно! Что ты? Щас в больницу, машину из сельпо дадут… – Нинка, я воды хочу… Он так смотрел на неё, как никто и никогда, даже муж, что не вернулся ещё с финской. И она принесла кувшин воды. Он медленно, растягивая удовольствие, выпил. Веки его полузакрылись, грудь вовсе не поднималась, только край тюля слабо трепетал от его дыхания. – Ну, вот… всё топеря. – И в голосе его не было ни усталости, ни смертной тоски. – В Бога я не верил, родных у меня нету… Можа, помянет кто добром? Прошло несколько минут. Соседка заплакала, содрогаясь всем телом. Тюль висел ровно, не колеблясь, только люстра слегка позванивала под потолком, придавая всхлипам какую-то гулкую прозрачность. Потом соседка встала и долго пыталась завесить огромное тройное зеркало.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист 12.09.2024 Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив! Егор Черкасов 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Афиша петербург джаз музыкальное лето в петербурге где слушать джаз. |