Виктор Сбитнев
Критическая статьяО поэтическом сборнике Елены Балашовой «Рядом с вами»
На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Жизнь отдельно живущего провинциального человека, а к тому же женщины, весьма размеренна, нетороплива. И вовсе не оттого, что особо ничем не заполнена или, как говорят в народе, ему (ей) просто делать нечего. А потому, что само течение жизни живущий одиноко, не снедаемый мелочами провинциал ощущает гораздо явственней, нежели с утра до ночи вписанный в суетную вереницу не исчезающих докук горожанин, а тем паче, обыватель большого полиса. Примерно так, на мой взгляд, воспринимает бытие поэтесса Елена Балашова из приозёрной Чухломы, где мир человека и мир природы слиты почти так же, как сто, двести, а то и все триста лет назад.
«Есть люди с превосходным слухом, которым внятны еле уловимые шорохи и шелесты, – однако они чужды музыкальной восприимчивости. Иногда они даже петь умеют, даже танцевать любят. Но симфония Бетховена или фортепьянный концерт Рахманинова навевают на них неодолимую скуку. Пытаться им растолковать музыку – безнадёжно». Так предваряет анализ хрестоматийного тютчевского стихотворения Ефим Эткинд, корифей русского литературоведения двадцатого века:
Они не видят и не слышат, Живут в сём мире как впотьмах. Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили И ночь в звездах нема была!
И потому, полагаю, не просто так новая книга, на первый взгляд, традиционной «деревенской» поэтессы Елены Балашовой начинается стихотворением «Мона Лиза», посвящённом в аккурат такой простой и, вроде бы, очевиднейшей человеческой данности, как умение видеть:
И так случилось: в тяжкий миг Он вдруг возник передо мною, Пресветлый Моны Лизы лик – Сплав беспокойства и – покоя.
Действительно, кто всматривался в хронику с застывшими перед полотном Леонардо созерцателями, мог заметить на их лицах постоянную перемену двух «классических» душевных состояний: «беспокойства и – покоя». Видимо, этими стихами поэтесса приглашает только что открывшего книгу читателя разделить с ней (напомню название книги – «Рядом с вами»!) поистине сакральное таинство мира, которое она открыла для себя на живописных берегах родного Чухломского озера, где надо просто иметь терпение слушать и смотреть. А она к тому же умеет всё схваченное таким образом и запечатлеть:
Запах сосновый от новых досок. Запах сосновый. Кто твою душу простую берёг В чаще лиловой? Озеро. Там, вдалеке, монастырь, Шелест осоки. Кто нашептал позабытую быль Лет тех далёких? Сердце встревожат простая печаль, Запахи лета. Что же ты плачешь, что тебе жаль? Нет мне ответа.
Должен признаться, что поначалу сборник смущал «переизбытком» стихов на очень близкие и даже идентичные темы, и эти «повторы» я объяснял себе обычными редакторскими недоработками. В самом деле, где и каким образом живущей на скромную пенсию женщине из глубокой провинции искать профессионального редактора для составления, оформления и редактирования такого обилия близких по направленности и колориту стихов? Но постепенно я пришёл к выводу, что имею дело не с повторами, а с внимательным, дотошным исследованием движений человеческой души в минуты острых переживаний и особых волнений. Как известно, белый свет при преломлении легко расщепляется на восемь его составляющих. Получается полный цветовой спектр! Так и в женской душе возникающие грусть и печаль, радость и восторг, любовь и возмущение, непонимание и недоумение имеют свои полные и неполные спектры: «Где фиалка ночная хрупкой свечкой горит, И мой путь освещая, мою душу хранит», «Лети, моя душа. Ты встала на крыло, И путь твой предрешён осеннею природой», «И вздрагивает, словно крылья, Душа, зовущая в полёт», «Душа, как открытая страшная рана: И ночи, и дни всё болит и болит», «Кому-то душу бы согреть иль что-то в этом роде», «Падают листья, сонно шурша… Но обновленьем сияет душа», «Каких ещё вам дальних стран: Всё для души здесь так целебно!», «Душа над бренностью парит, А большего – не надо!», «Так, неподвластная уму, жила одна душа. Без тела» и т. п. Просто, человек жив повседневностью, которую вольно или невольно отражает, как перемещающееся по ней зеркало. При этом одни отражения едва-едва различимы, другие схватывают встреченное под разными углами, в разных ракурсах, третьи уже надёжно вычленяют из пространства какие-то значимые детали, движения и переходы. А есть ещё четвёртые, пятые, шестые… Вся жизнь поэтессы соткана из неторопливого движения в границах приозёрной низменности, на которой происходит непрерывное общение человека и природы. И если однажды она – шумная мастерская, необходимая, чтобы как-то прокормиться и держаться на ухабистых дорогах провинциальной действительности, то в другой раз – и храм Божий, чтоб не просто выживать, но и мечтать о мгновениях счастья:
Поглажу кошку. Молча посижу. Послушаю капелей звон весенний. О, как я этим мигом дорожу! Шепну ему: «Остановись, мгновенье». Течёт река мгновений и минут, Мурлычет кошка и звенят капели. Мне кажется, что ангелы поют. Великий пост. Последняя неделя.
Люди верующие, как и атеисты, разумеется, бывают разные. Нередко, – например, в нынешних структурах власти, – встречаются и такие, которые ходят в церковь «на всякий случай»: дескать, поставлю Богу свечку, денег на ремонт иконостаса священнику оставлю – глядишь, и выйдет мне Господне благословление, а с ним – и продвижение по службе?! Поэту кривить душой ни к чему… тем более что нынешняя литературная провинция Москве не нужна вовсе! Коммунисты в ней нуждались, демократы в меру своего понимания поддерживали, а нынешние забыли напрочь, полагаясь в сфере духовного строительства исключительно на пропагандистов и популистов из круга правящих элит, которые художественных ценностей не создают в принципе, понимая, что «носители» изящной словесности находятся вне цензуры. Ведь метафору, как скрытое сравнение, априори проконтролировать нельзя! А не проконтролировав, не поставишь на службу Режиму. Иное дело – послушно вещающий за увесистые гонорары борзописец или телевизионный чревовещатель:
Когда проститутка вещает с экрана, И вор нам о чести взахлёб говорит – Душа, как открытая страшная рана: И ночи, и дни всё болит и болит. И я, не лишённая зренья и слуха, Чтоб время безумное мне пережить, Молюсь лишь о Вере и крепости духа, И чашу до дна я готова испить.
А между тем зоркий глаз поэта легко примечает окрест совсем иные реалии... [...]
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист 12.09.2024 Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив! Егор Черкасов 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалка для нижнего белья - вешалки для нижнего белья цена. |