HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Виктор Сбитнев

Ласточка из «Потерянного времени»

Обсудить

Эссе

  Поделиться:     
 

 

О художественном фильме 60-х «Вертикаль»

 

 

 

Купить в журнале за май 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2021 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.05.2021
Иллюстрация. Плакат художественного фильма «Вертикаль» (1966 г., режиссёры Борис Дуров, Станислав Говорухин). Источник: https://newlit.ru/

 

 

 

На минувшей неделе один из центральных российских телеканалов решился на ретроспективу первого (дипломного) фильма Станислава Говорухина «Вертикаль», хорошо запомнившегося советскому зрителю, прежде всего, песнями полулегального тогда барда Владимира Высоцкого. Очевидно, именно из-за этих песен его быстро сняли с кинопроката и потом почти не повторяли на ТВ. Но интонация от премьеры 1967 года осталась чрезвычайно стойкой на долгие-долгие годы: жестокие пики Приэльбрусья, неожиданный циклон на роковых высотах, противостояние мужских характеров и будоражащий голос самого свободного советского человека 60-70-х. И вот вдруг что-то существенно переменилось! Нет, фильм воздействует ещё сильнее. Но совершенно по другой причине.

 

Тогда, в чрезвычайно богатой на разного рода художественные эксперименты середине 60-х, не имевший практически никакого профессионального опыта выпускник Института кинематографии Станислав Говорухин решил не искушать судьбу, прибегнув в режиссёрском дебюте (вместе с опытным Платоновым) к накатанной трёхчастной композиции. Он искренне рассчитывал на художественную уникальность самого отснятого для картины киноматериала: неповторимого кавказского высокогорья. Действие – предисловие – начинается с дружеской беседы участников альпинистской экспедиции в стенах уютного жилища и некой выработки общей стратегии восхождения. Причём каждый из собеседников, до конца осознав реальную опасность предстоящего, должен дать своё твёрдое согласие на участие. После чего Виталий Ломов, опытный альпинист, воевавший в аккурат на Северном Кавказе, по-военному сурово предупреждает согласившихся: внимательно слушать меня и беспрекословно выполнять все мои команды, иначе там, наверху, нельзя. Это грозит гибелью каждому из нас, ибо все мы… на одной страховке. Запомним эту формулу бытия шестидесятых: «мы – на одной страховке»!

Вторая часть – основная! Это собственно – неописуемо красивые горы Кавказа. Из 73 минут киноленты она занимает больше часа. До поры хитов Высоцкого не звучит, звуковым фоном картины служат, на первый взгляд, пустяшные житейские диалоги обычных москвичей да успокоительная музыка Софии Губайдулиной. Впрочем, чем выше в горы – тем чаще в ней слышатся нотки сосущей тревоги. И герои всё беспокойней смотрят на небо, в которое упирается ранее неприступный Ор-Тау. Более того, местный житель, старинный друг руководителя экспедиции Ломова Ираклий (Бухути Закариадзе) сообщает о том, что несколько лет назад там, на вершине, навечно остался его младший сын. Оператор Альберт Осипов постоянно работает на контрастах чёрного и белого, холода и тепла, бесчувственных каменных пиков и жизнелюбивых весёлых людей. Кажется нереальным, что эти наивные, в общем-то, изнеженные цивильным московским существованием жители, поделившись на две связки, полезут на эти совершенно голые, дышащие очевидной смертью уступы.

Тем не менее, до базового лагеря (палатки) всё проходит весьма непринуждённо, почти весело. В лагере остаются двое: врач Лариса (Лариса Лужина) и связной Володя (Владимир Высоцкий). Он осуществляет связь с метеоцентром и, если что, со спасателями. Две связки по два альпиниста в каждой отправляются к вершине. Эфир буквально взрывается от пронзительного хрипа:

 

Здесь вам не равнина, здесь климат иной –

Идут лавины одна за одной.

И здесь за камнепадом ревёт камнепад, –

И можно свернуть, обрыв обогнуть, –

Но мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа!

 

Это сигнал, это крутое, как обрыв, начало смертельно опасного времени «Ч». Всё. Бытие группы перешло из привычной для обывателя горизонтали в полную невероятных неожиданностей вертикаль, суть которой неторопливо и с пониманием дела излагает скептично настроенной Ларисе уже не раз бывавший ТАМ Володя. Добрая практичная Лариса просто не понимает: зачем лезть на эти страшные горы, преднамеренно создавая себе опасные для жизни препятствия, если и там, дома, полно разных проблем и трудностей, которые постоянно приходится преодолевать? На это он философически замечает: «Препятствия, о которых ты говоришь, расположены как бы в одной плоскости, ну… по горизонтали. А в горах у человека появляются новые, неизвестные черты души: он живёт как бы в ином измерении – по вертикали». Фильм явно не только и даже не столько про горы, сколько о философии и смысле человеческой жизни в принципе. Здесь, на вертикали, каждый человек вольно или невольно вынужден решать для себя гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?». И вот когда Лариса всерьёз задумывается над этим, Володя получает тревожное сообщение из метеоцентра: к Ор-Тау движется сильный циклон. Вот она главная шекспировская теза: какая тебе цена? Необходимо срочно отзывать группу с вершины, поскольку через несколько часов горы накроет сплошная снежная метель. Но с альпинистами долго нет связи, они находятся на крутом подъёме, просто не имея возможности слушать эфир (это 60-е годы!). Наконец, связки выходят на плато, и связь восстанавливается. Но получивший тревожное сообщение Геннадий (самый молодой и беспечный в группе) скрывает его суть, успокаивая Ломова, что, дескать, всё в порядке: можно отправляться к вершине. Чем он руководствуется? Во-первых, до пика всего две-три сотни метров, а позади самый трудный участок, преодолеть который было неимоверно трудно, почти невозможно. А они преодолели! Он полагает, что оставшаяся часть подъёма – ерунда… Они должны успеть! Во-вторых, у всех скоро заканчиваются отпуска, и следующее восхождение можно совершить лишь через год. А что там будет через год – поди узнай! И, в-третьих, он малоопытен и совершенно не представляет себе подлинной опасности надвигающейся непогоды. Ну и, конечно, самоуверен, болезненно честолюбив, или, как говорим мы сегодня, не вполне адекватен. И они устремляются к вершине… и преодолевают её:

 

Мы рубим ступени... Ни шагу назад!

И от напряженья колени дрожат,

И сердце готово к вершине бежать из груди.

Весь мир на ладони – ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим – у которых вершина ещё впереди.

 

Они сделали это! Впервые покорили ранее неприступный Ор-Тау! Но небо на глазах мутнеет, и окрестный блистающий мир исчезает во всепоглощающем разгуле вьюг. Как у Пушкина в «Капитанской дочке»: «Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь». Начинается самая трудная часть маршрута: спуск. Идут они практически вслепую, на ощупь. Снаряжение становится бесполезным. Угроза сорваться в пропасть возрастает с каждым шагом. И без того отчаянная ситуация усугубляется ещё и тем, что напарник Ломова по связке Геннадий (в наказание?) теряет зрение из-за снежной слепоты (потерял тёмные очки и «насмотрелся» на ледники): «И спускаемся вниз с покорённых вершин, Оставляя в горах, оставляя в горах своё сердце …». Увы, на сей раз горы могли забрать не только часть человеческих сердец, но и самих людей, как это случилось несколько лет назад с младшим сыном Ираклия, покусившимся на Ор-Тау в одиночку. Альпинисты случайно (!) натыкаются на его занесённую снегом палатку, где к обледеневшему трупу пришпилена предсмертная записка: «Сломал ногу. Не могу зажечь примус. Отсырели спички. Нечем открыть консервы». Вот она, истинная плата за вызов гордым кавказским хребтам! Но москвичей четверо, и они друг за друга – насмерть. Тем не менее, измотанные до предела люди решают оставить ослепшего Геннадия под защитой огромного камня… на некоторое время:

 

Нет алых роз и траурных лент,

И не похож на монумент

Тот камень, что покой тебе подарил…

 

Первым до базовой палатки добирается обессиливший Ломов, что позволяет Ларисе и Володе со свежими силами устремиться на помощь отставшим. У альпинистов обморожены лица и руки, но они счастливы… теперь уже тем, что остались живы, что их спасли друзья. И это лейтмотив всей картины: люди, мы сможем быть по-настоящему счастливыми только все вместе!

Рискну назвать это главной идеей советского человека 60-х годов, которые я навсегда запомнил и уяснил цепким сознанием ребёнка. И вот сегодня, оглядываясь далеко назад, в своё невозвратное социалистическое детство, я небезосновательно полагаю, что фильм «Вертикаль», прежде всего, заставляет пронзительно ощутить весь драматизм неверно выбранного пути. Казалось бы, победили в самой страшной за всю историю человечества войне, отстроили страну заново, вырастили оптимистичную, жизнеспособную молодёжь. Вперёд, к вершинам! Но, как выразился один американский юморист, «видно, что-то случилось с карбюратором». И жизнь пошла не в гору, а под… «к зияющим вершинам». Не случайно обессилевший Ломов случайно (!) нащупывает в отвалившейся горной породе... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2021 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за мае 2021 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!