Василий Шарлаимов
СтатьяОпубликовано редактором: Вероника Вебер, 17.11.2012Оглавление 5. Сага о метущем патроне 6. Инженером быть хочу, пусть меня научат! 7. А всё равно, лучше там, где нас нет. Инженером быть хочу, пусть меня научат!
А теперь – крик моей истерзанной души. Несколько истошных воплей об инженерном корпусе Португалии. Да простит меня читатель, что я отклонился от темы нашего исследования, но только так можно понять ту пропасть, которая отделяет местную промышленность от высокоразвитой индустрии Северной Европы. Сказать, что португальская инженерная служба слабая – это значит не сказать ничего. Ограничусь небольшим, но ярким примером. Мой друг и коллега Мануэл, возивший меня на работу, как-то сказал: – А знаешь, я скоро стану инженером. Меня это немного озадачило. Мануэл, крепкий мужчина средних лет, был человеком дельным, сообразительным и способным. Однако, насколько я знал, он даже не получил полного среднего образования. – Как? И патрон согласен четыре года оплачивать твоё образование? – наивно поинтересовался я. Мой коллега посмотрел на меня, как на законченного идиота. Но решив, что из-за плохого знания языка я попросту перепутал слова, снисходительно ответил: – Я буду учиться не четыре, а всего два месяца. – И где же находится такой институт, который готовит инженеров за два месяца?! – изумлённо покосился я на водителя. – Нет. Я не буду посещать никаких курсов, – терпеливо пояснил Мануэл тупорылому иностранцу. – Инженер с другой фабрики покажет и расскажет мне, что надо делать, – и я стану инженером.
Не подумайте, что в Португалии нет высших технических школ и институтов. Но готовят они специалистов слишком широкого и размытого профиля. О строителях говорить не будем. Там особая специфика. А вот, сколько маленькой стране нужно инженеров, специализирующихся на гальванизации или порошковой покраске алюминиевых деталей? Ведь таких предприятий в Португалии вряд ли даже с сотню наберётся. Да и те укомплектованы доморощенными специалистами. Готовить же таких инженеров массово нет никакого смысла. Но вот появилось какое-то новое предприятие или освободилась вакансия на старом. Пришёл молодой инженер, которого надо неизвестно где и как доучивать. А оклад ему надо платить, как высококвалифицированному специалисту. Да ещё и неизвестно, сможет ли он в кратчайшее время достаточно хорошо освоить местную специфику. А предприниматель скорей удавится, чем будет выбрасывать деньги на сомнительные эксперименты. Ему проще подучить какого-нибудь местного смышлёного и хваткого малого, и платить ему половину зарплаты инженера. В лучшем случае инженеры таких предприятий прошли 4-6 месячные курсы в каких-то сомнительных частных заведениях, а в худшем – за пару месяцев были проинструктированы своими предшественниками. Нет! Некоторые патроны берут на свои предприятия молодых дипломированных инженеров, но только если они являются их родственниками или родственниками очень нужных и влиятельных людей. Сами понимаете, что такие инженеры не в состоянии решать сложные технические задачи, что также отрицательно влияет на качество и конкурентоспособность португальской продукции. Потребителей привлекает только её дешевизна. Работа инженера, если он не член семьи, невообразимо тяжела и требует крепчайшего психического здоровья. Патрон требует от него и увеличения выхода готовой продукции, и приемлемого для клиентов качества. А при критически нагруженном оборудовании, и при использовании дешёвого (некондиционного) сырья и материалов этого достичь просто-напросто невозможно. Поэтому инженер постоянно получает на орехи и находится не в милости у хозяина предприятия. Ко всему прочему, инженер отвечает за технику безопасности, да ещё и попутно выполняет функции снабженца. Если что-то кому-то упадёт на голову или кто-то, поскользнувшись, упадёт в ванну с кипятком, то отвечает в первую очередь он. А при навязываемой рабочим интенсификации труда это случается довольно-таки часто.
На нашей фабрике несколько лет работал инженером уроженец Мозамбика, изгнанный с Родины за слишком белый цвет кожи. Есть такие мозамбикцы, потомки выходцев из Португалии, которые никогда не смешивались с коренным африканским населением. По направлению Фонда по безработице он закончил 6-месячные инженерные курсы, устроился на фабрику – и попал в ад. Патрон и его семейство несчастного сеньора Невеша иначе как «очень слабый инженер» не называли. Его неизменно третировали, критиковали и даже открыто оскорбляли. Через девять лет непосильного труда инженер Невеш заполучил глубокое нервное расстройство и уволился по собственному желанию. Перед своим уходом он два полных месяца инструктировал свою преемницу – инженера по покраске текстильных тканей. Никогда не думал, что защитное и декоративное покрытие металлических поверхностей имеет так много общего с покраской тканей! Эта стройная и эффектная дама принесла на фабрику свет, красоту и стойкий аромат дорогой французской парфюмерии. Тем не менее, патрон уволил её через полгода, по-настоящему осознав, что такое «очень слабый инженер». За этот период финансовые потери фабрики из-за брака возросли до ужасающей степени. Может, у инженера Невеша и не было достаточного уровня образования, но прилежание, трудолюбие и громадный накопленный опыт с лихвой компенсировали этот недостаток. На фабрике до сих пор так и нет инженера. Его функции выполняет молоденькая девушка, закончившая какие-то 6-месячные химические курсы и затем заочно – 2-месячые технические курсы. При возникновении какой-либо проблемы вызываются инженеры с других фабрик патрона. А их у него ещё три, правда, немного иного профиля. Они охают, ахают, задумчиво потирают подбородки и беспомощно разводят руками. Затем инженеры обращаются к старому механику, который советует провести комплекс определённых мероприятий. Обычно это плановые месячные, квартальные или полугодовые мероприятия по техническому обслуживанию, которыми пренебрегают, пока что-то не сломается или не появится стойкий брак выпускаемой продукции. Инженеры радостно кивают головами, мероприятия проводятся, и проблема на какое-то время исчезает. Однако через пару-тройку месяцев всё повторяется заново.
Я бы мог рассказать ещё много поучительных, курьёзных и даже анекдотичных случаев. Но и так ясно, что без реформы технического образования и перестройки инженерной службы прогресса в экономике Португалии не добиться. Пока инженерами работают «нужные» и случайные люди, конкурировать с остальной Европой в высокотехнологичных отраслях страна просто не в состоянии. А соответственно и выход из кризиса будет более затяжным и мучительным.
Оглавление 5. Сага о метущем патроне 6. Инженером быть хочу, пусть меня научат! 7. А всё равно, лучше там, где нас нет. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 09.12.2023 Великолепная корректура и литературное редактирование! Идеально! Сергей Гурьев 05.12.2023 Рада за НЛ, что растёт число подписчиков и вы продолжаете свою миссию! Алёна Туманова 28.11.2023 Сделано на высоком уровне, как и помещённые в нём материалы. Анатолий Жариков 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|