Вэл Щербак
Рассказ
![]() На чтение потребуется 25 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
Саша Туров жил в Л*** почти неделю. Зной, стекающий с обожжённых крыш, толпы полуодетых людей, лавочники, гремящие однообразием безделушек, стали ему надоедать, хотя последний год он только и мечтал об отдыхе на юге. Он квартировал у двоюродного брата Олега, который поселился в Л*** пару лет назад. Днём Олег был на работе, и Саша самостоятельно устраивал досуг, состоящий в основном из купания в море. Маленький городок Саша исследовал в первый же день. Здесь, на загривках и вмятинах прибрежного полотна, соседствовали уют частных домиков и распутство новоотстроенных громадин, утомляющих жеманством архитектуры. Белые, жёлтые и голубые, они должны были напоминать море и песчаный пляж, но на деле их напыщенные глыбы раздирали на части южный ландшафт. Олег рассказал Саше, что новостройки расплодились в последние несколько лет и превратили тихий старомодный Л*** в место, изобилующее агентами по недвижимости и доморощенными экскурсоводами, которые угощали приезжих легендами о городке. Олег показал Турову пляж, заслонённый от города высоким лохматым взгорком. Тут было чисто и не слишком людно: до этого каменистого закутка от главной тропы нужно идти не меньше пятнадцати минут. Накануне отпуска Саша пообещал себе, что будет ходить на море каждый день, даже в непогоду. И хотя вставать ему приходилось очень рано, он выполнял обещание. И уже потом, взбодрившись после купания, Туров блаженно разваливался на камнях и, щурясь от лимонной утренней ряби, которой была покрыта вода, небо и галька, хвалил себя за то, что не остался в постели.
Тем утром Саша встал, как обычно, очень рано, но долго сидел на постели, зевая и разглядывая свой покрасневший выпуклый живот. Из лоджии доносился гудящий храп Олега. Брат Турова вернулся поздно ночью, и Саша сквозь сон слышал, как тот нетрезво гнусавил в телефон. От отпуска оставалась ровно половина. Туров плёлся на пляж – сейчас, скорее, по привычке, чем от большой охоты. Его рассуждения о необходимости радоваться каждому дню на юге только мешали наслаждаться отдыхом. Домой ему не хотелось, однако Саша был немного разочарован, что мечты об отдыхе воплотились в ритуализированные марши, каждое утро несущие его в колонне отдыхающих. Эти люди так же, как и он, ежедневно ранним утром сыпали к морю, потому что дали родственникам присягу «отдохнуть по-человечески». И как ни лень было шевелиться в кисельном зное города, как ни трудно было дышать влагой, Саше хотелось событий, кроме принятия морских и солнечных ванн. Когда он ещё зимой намекнул Олегу, что намерен приехать и пожить у него, тот обрадовался и даже грозил какими-то отгулами на работе, чтобы всюду сопровождать брата. Саша приехал, но Олег оказался непоправимо занят. Туров огорчился. И не столько оттого, что Олег, с которым он был дружен с детства, не выполнил обещания: никто не обязан его развлекать. Просто Саша с помощью кузена рассчитывал оказаться в компании девушек. Ведь сам он, в отличие от Олега, наружность которого класса с восьмого побеждала женщин всех возрастов, был тяжеленок, сутулился и вдобавок с недавних пор выяснил, что макушка его начала редеть. Туров расположился где обычно, в самом дальнем углу, под боком у позеленевшего каменного волнореза. Было пасмурно. Ветер безобразничал. Море в ответ огрызалось, со змеиным шипением откусывая от берега мелкую гальку.
Саша закопал в камешки телефон и ключи и положил сверху футболку, которую прижал солидным валуном, чтобы ветер не уволок её. Потом направился к морю. Он пропустил несколько довольно сердитых волн и, больно ударяя босые пятки о гальку, вбежал в воду. Вспухшая волна тут же накрыла его, подхватила и оттолкнула назад, к берегу, а затем опять утянула к себе. Наконец Туров смог отплыть на такое расстояние, где волны были податливее, хотя иногда ему приходилось подныривать под накатывающуюся гору, чтобы она не оглушила его. Накупавшись, Саша вволокся на берег. На пятачке, под зелёной стеной, рядом с припрятанными вещами, сидела девушка в алом платке, который плотно спеленал её голову на манер тюрбана. Прижимая ладонью вздрагивающие от ветра страницы, она что-то рисовала в большом блокноте. Туров встал неподалёку и сделал вид, что сушится на ветру. Он стеснялся подойти и раскопать свои вещи, которые лежали в полуметре от ног девушки. Прежде всего, Саше совестно было проносить мимо неё своё брюхо, которое сейчас казалось ему гигантским. Но девушка даже не взглянула на мнущегося рядом сутулого парня в синих, липнущих к телу трусах. Скоро Турову надоело трясти головой, к тому же ветер общипал его до гусиных мурашек. Разозлившись на собственную нелепость, Саша втянул живот и, нахрустывая галечным настилом, пошёл в сторону зажатой валуном футболки. Стараясь выглядеть грациозным и безразличным, он отрыл вещи и направился домой. Купаться ему больше не хотелось.
После обеда от Олега пришло сообщение: он звал Сашу в место под называнием «Музей искусств и коллективного сознания», сокращённо МИКС, где намечалась вечерняя премьера короткого фильма, созданного единственной, а потому известной творческой командой Л***. МИКС располагался на последнем этаже высотного здания, обжитого барами и фитнес-клубами. Братья пришли за десять минут до начала. Туров с интересом осмотрел небольшой зал, который и был, собственно, музеем. Коллективное сознание оклеило потолок газетами, а на стенах развесило холсты, забрызганные в модном стиле. – Ты глянь, сколько краски перевели, – шепнул Олегу Саша, кивая в сторону полотен. Но Олег не согласился: – Это же живопись! Саша не понял, шутит его брат или на самом деле причисляет эти кляксы к живописи. Людей на удивление пришло достаточно, чтобы частокол их голов заслонял белую стену, на которую направили проектор. – Надо было ближе сесть, – тихо произнёс Саша, хотя сам решил занять дальний ряд, чтобы незаметно исчезнуть, если фильм окажется таким же, как местные художества. Показывали драму. Линейность повествования отсутствовала, и сюжет в голове Турова сложился примерно так: она что-то хотела от него, а он, кажется, хотел спать. Она – в инвалидном кресле, он – в постоянных сомнениях. Беседовали они между собой фальшиво, и это вполне можно было простить непрофессиональным актёрам, если бы их реплики имели хоть какой-то смысл. Диалоги были похожи на игру в мяч, который каждый из них долго рассматривал, а затем швырял в лицо зрителя. Саше понравилась только чёрно-белая анимированная вставка, иллюстрирующая мысли героини. Вставка была выполнена в «блокнотном» жанре: множество рисунков быстро сменяли друг друга. Когда прошли титры, Саша слегка задел Олега локтем и заговорщически ему подмигнул. Братья осторожно выползли из своего ряда и удалились.
На улице было темно и парко. После прохладного помещения Туров сразу вспотел. – Нет, своим одиноким мозгом я, видимо, не способен оценить этого… коллективного разума… – проговорил он. – Пошли до моря прогуляемся? Олег зевнул. – Ну, пойдём. Главный городской пляж находился совсем близко. Там было людно и праздно, из прибрежных заведений играла музыка. В море бултыхались люди, несмотря на темноту и волны. Саша с Олегом уселись чуть поодаль от того места, куда доставала самая резвая волна. – Значит, фильм тебе не понравился? – спросил Олег и снова зевнул. – А я думал, что тебе хочется культурных мероприятий. – Да уж… – промямлил Саша, которому стало лень разговаривать. Позади сотрясались бары и дискотеки, а он наблюдал, как заостряются волны перед, тем как хлестнуть по гальке. Он лёг на спину. Небо показалось Саше мягким. Словно огромный кусок бархата пришпилен звёздами к высокому потолку. И пепельные клочья редких облаков напоминали световые размывы на чёрной материи. – Слушай, Саня, ну, правда. Я вчера тебя не стал в кабак звать, потому что ты у нас с детства… Правильный, что ли. Да и там корпоратив был… У коллеги сын родился. Ермилом называли. – Олег помолчал, взъерошивая ладонью шевелюру. – А утром прислали про это кино. Думаю: культура, Сане понравится. Брател, давай завтра в кабак, м? Честное слово, сегодня нет сил пьянствовать. Из воды выбежали две девушки и с визгом пронеслись мимо. Саша почувствовал, что, пожалуй, впервые от чужого веселья ему стало хорошо. Он улыбнулся, закрыл глаза и сказал брату: – Ермилом, говоришь? Да уж.
На следующий день Туров проснулся гораздо позже обычного. Простыня под ним была скомканная и сырая: Олег перед уходом по привычке выключил кондиционер. Туров решил дождаться вечера, хотя бы четырёх часов, когда солнце перестанет целиться ему прямо в опустыненную макушку. К тому же спину, живот, плечи и шею всё ещё жгло: мучная Сашина кожа не загорала, а запекалась. Со вчерашнего дня он покрылся чешуёй, напоминающей полиэтиленовую плёнку. Он позавтракал, пролистал новости, позвонил домой. Потом, осатанев от скуки, облазил стеллаж, но ничего там не добыл, кроме мужских журналов и каталогов недвижимости. В конце концов Туров решился выйти. Окатив себя солнцезащитным спреем, он высунулся на улицу. Снаружи, к удивлению Саши, оказалось терпимо: время от времени солнце заслоняли облака. На пляж он и не думал идти. Поджаренный Туров не понимал людей, которые способны торчать у моря целый день, даже в самое пекло, когда лучи просто срезают кожу до мяса. Саша направился к речке, вдоль левого берега которой была олеандровая аллея – место уютное, тенистое. Он брёл в ярко-розовом коридоре и вдруг увидел вчерашнюю художницу с моря. Она сидела чуть поодаль от тропинки, где был крохотный пятачок, не занятый кустами. На ней был тот же красный тюрбан. Саша обрадовался девушке, как старой знакомой. Разглядывая её сквозь ветви, Туров невольно притормозил. Художница подняла голову и посмотрела на него. Не будь Саша уже покрыт испариной, он бы непременно взмок. Он быстро зашагал прочь, мысленно распекая себя за то, что даже не улыбнулся. Обратно Туров решил пойти по набережной, но её бетонный настил чересчур раскалился. Туров глянул в русло, откуда должно было веять прохладой, но в широкой коричневой борозде поблёскивало подобие речки: из-за долгого отсутствия дождей она совсем обмелела. Он снова нырнул в олеандры. Мимо проходила женщина с ребёнком. Мальчик размахивал пластмассовым пистолетом. Саша посторонился, но дитё всё равно провезло игрушку по его ноге. Этот пустяк почему-то рассердил Турова. Он собирался заворчать, но вспомнил о близком присутствии девушки в тюрбане, и его гнев мгновенно угомонился. Саша зашагал обратно, намереваясь пойти домой. Всё же опасно долго гулять в полдень, несмотря на терпимую жару. Тут впереди засветился тюрбан, в сиреневой тени олеандров из красного превратившийся в сиреневый. Художница шагала навстречу Турову. – Осторожно, там горячо, – неожиданно для себя проговорил Саша. Он забыл о том, что хотел поздороваться. – Спасибо, – ответила девушка. – Тогда я в плену кустов. Ноги Саши обмякли и стали притормаживать. Девушка, очевидно, обратила внимание на это замешательство, потому что остановилась тоже и спросила: – Вы приезжий? – Да… – Саша смутился этого «вы» от молоденькой девушки. – Праздный гуляка. Хожу-брожу… – Он почувствовал, как несколько толстых капель прокатилось по спине. Говорить было трудно. В Сашины замыленные жарой глаза целился яркий тюрбан. Но увидев, что девушка собирается уходить, он внезапно обнахалился. Для верности повторяя за девушкой «вы», твёрдое и звонкое, как огромный колокол, Саша протараторил: – Вы же рисуете? А меня не нарисуете? Я заплачу! – Но почему-то после слов о деньгах ему стало стыдно. Она начала объяснять, что портреты не её жанр и что в приморском парке сидит десяток портретистов. – У них слишком хищные лица, – парировал Саша, продолжая наглеть от страха. Девушка засмеялась. – Ладно, но я предупредила. Только надо куда-нибудь спрятаться, где есть кондиционирование. Я в тени чуть не окочурилась. И не обещаю, что закончу сегодня же. Она быстро засеменила по дорожке. Саша пристроился рядом, специально отставая на полшага, чтобы не казаться навязчивым и дать возможность вести себя. – Меня Сашей зовут, – сказал он. – И меня, – ответила девушка. – Но лучше Александра.
Они уселись в кафе у реки, но Александра не могла сосредоточиться: мешали посетители. – Нет, в тесном помещении с людьми невозможно, – сказала художница. Она предложила встретиться завтра, в шесть утра, до того, как разойдётся зной. Туров вздохнул с облегчением. Ему не давали покоя совершенно прокисшие на нём майка и шорты. Они распрощались, обменявшись номерами. Туров направился домой счастливый и томный, проговаривая в голове их короткий диалог и улыбаясь. Вечером он, преодолев робость, отправил сообщение: «Думаю: надевать ли мне фрак?». Она ответила минут через десять (Туров всё это время не выпускал телефона из рук): «Обязательно. Рояль уже в кустах, оркестр на подходе». Еще позже, слоняясь с Олегом по продуктовому магазину, Саша удивлял брата непривычной болтливостью.
На следующее утро Саша... [...]
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев ![]()
![]() |
||||||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Станция очистки гидравлического масла. . Подробная информация бмп плитка на нашем сайте. |