HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2021 г.

Юрий Смирнов

Земля Франца-Иосифа

Обсудить

Очерк

 

Купить в журнале за декабрь 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2020 года

 

На чтение потребуется 14 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 23.12.2020
Иллюстрация. Название: «Ледокол "Ермак". Первый в мире ледокол арктического класса». Автор: Евгений Войшвилло. Источник: https://i.ucrazy.ru/files/pics/2016.06/1465805051_i_001.jpg

 

 

 

Если вам скажут, что от северной точки Архангельской области до Северного полюса на 135 км дальше, чем от Питера до Москвы – верьте этому. Если не верите – достаньте из домашней кладовки глобус и посчитайте. Ещё проще – задать этот вопрос компьютеру. Посмотрите карту Архангельской области, и вы узнаете, что в Архангельскую область входит Земля Франца-Иосифа (ЗФИ), северная оконечность которой лежит чуть севернее 82-й параллели. Как вы помните из уроков Географии 5-го класса, Северный полюс находится на отметке +90 градусов, а расстояние между параллелями равно 111 км. Если наморщить лоб и вспомнить три из четырёх основных правил Арифметики – как раз и получатся эти числа.

После получения углублённых знаний по Географии и Арифметике вы, при случае, можете ошарашить этим вопросом почти любого «учёного мужа» от доктора физмат наук и до депутата Государственной Думы, умнее которых нет никого на всём белом свете (мнение самих депутатов).

Никогда не были на северной оконечности Архангельской области? И не надо! Там нечего делать. Я несколько раз был там и каждый раз убеждался в правильности такого суждения. Конечно, на некоторых островах, а их там 192, летом можно встретить и птичьи базары (Рубини Рок) и даже очень скромные цветочки. Помню, как на один из островов на вертолёте, который удалось заставить работать всего за 20 минут, доставили группу иностранных туристов с нашим толмачом-переводчиком. Желая показать утончённость своей натуры, знаток английского языка уничтожила всю имевшуюся наличность цветущей флоры, собрав маленький букетик этих слабеньких цветочков. А интуристы ходили, стараясь не наступать на кое-где пробивающуюся траву.

В 1993 году наш атомный ледокол «Таймыр» взялся доставить на один из островов ЗФИ группу австрийских киношников, пожелавших на натуре отснять кадры для исторического фильма об открытии этой земли австрийцами в 1873 году. Вообще-то они не виноваты – так получилось, их туда притащило.

В 1872 году была организована австро-венгерская экспедиция на парусно-моторной шхуне «Адмирал Тагетхоф», целью которой была проверка гипотезы немецкого учёного Петермана о существовании тёплого Северного Полярного моря и большого полярного материка (вероятно, с цветущими пальмами). Шхуна отправилась для открытия Северо-восточного прохода, но в августе того же года была затёрта льдами к северо-западу от Новой Земли. Далее шхуну тащили льды, и через год, 30 августа 1873, шхуну притащило к берегам неизвестной земли. Австрийские путешественники дали новооткрытой земле имя австро-венгерского императора Франца-Иосифа. В России поднимался вопрос о переименовании сначала в «Землю Романовых», после 1917 года – в «Землю Кропоткина», либо в «Землю Нансена», но старое название так и осталось по сей день.

20 мая 1874 года экипаж «Адмирала Тагетхофа» был вынужден бросить судно и по льдам отправиться к берегам Новой Земли, где встретился с русскими поморами-промысловиками, оказавшими помощь в возвращении экспедиции.

В 1879 году к берегам архипелага на корабле «Виллем Баренц» подошла голландская экспедиция под командованием Де Брюйне, которая открыла остров Гукера.

В 1881 и в 1882 годах архипелаг посещал шотландский путешественник Ли Смит на яхте «Эйра». Во время первого плавания им были открыты остров Нортбрук, Земля Георга и Земля Александры, собраны богатые коллекции. Во втором путешествии яхту раздавило льдами у мыса Флора (о. Нортбрук) и экипаж из 25 человек вынужденно остался зимовать на острове. Летом экспедиция на шлюпках отправилась на юг и была спасена искавшими их судами.

В 1895–1897 годах на Земле Франца-Иосифа работала крупная и хорошо оснащённая английская экспедиция Джексона. Экспедиция прибыла на судне «Виндвард» на мыс Флора, где оборудовала свою главную базу. Три года экспедиция проводила работы по уточнению карт, велись геологические, ботанические, зоологические, метеорологические исследования в южной, средней и юго-западной части архипелага. В ходе подготовки экспедиции Джексона на Земле Франца-Иосифа в 1895 году побывал и первый русский – плотник Варакин из Архангельска, в котором экспедиция снаряжалась и брала с собой разборную русскую избу.

В 1895 году с севера к архипелагу подошли норвежские путешественники Фритьоф Нансен и Ялмар Йохансен, возвращавшиеся из своего знаменитого путешествия, в ходе которого пытались покорить Северный полюс. Экспедиция на дрейфовавшем во льдах судне «Фрам», с которого Нансен и Йохансен ранее отправились в путь. С середины августа 1895 года путешественники зимовали на острове Джексона в хижине из камней, затем летом отправились на юг и в июне 1896 года встретили на острове Нортбрук зимовку экспедиции Джексона, с которой позднее и возвратились на родину.

В 1898 году американский журналист Уолтер Уэллман зимой отправился на Землю Франца-Иосифа с целью достигнуть полюса.

В это же время начинается промышленное освоение архипелага. В 1897–1898 годах Землю Франца-Иосифа посещал шотландский зверопромышленник Т. Робертсон, было добыто около 600 моржей и 14 белых медведей.

Летом 1901 года южные и юго-западные берега архипелага исследовала первая российская экспедиция на ледоколе «Ермак» под началом вице-адмирала С. О. Макарова.

В 1913–1914 годах в бухте Тихой у острова Гукера зимовала экспедиция Г. Я. Седова на шхуне «Михаил Суворин» («Святой Фока»). В попытке дойти до полюса Седов умер 20 февраля 1914 года недалеко от мыса Аук острова Рудольфа, где предположительно и был похоронен (сопровождавшие матросы Линник и Пустошный плохо ориентировались в картах, и место погребения впоследствии не было найдено). 1 марта 1914 года на берегу бухты Тихой похоронен первый механик шхуны Я. Зандерс, умерший от цинги.

16 августа 1914 года, в ходе поисков экспедиции Г. Я. Седова, к мысу Флора удалось пробиться через льды парусно-моторному судну «Грета», на борту которого находился начальник поисковой экспедиции капитан I ранга И. И. Ислямов. Из оставленных в гурии[1] записок стала известна судьба экспедиций Седова и Брусилова. На берегу был оставлен запас продовольствия, оружия и одежды на случай подхода остальных членов экспедиции Брусилова. Ислямов объявил архипелаг российской территорией и установил над ним русский флаг, изготовленный из листового железа. Находившийся на судне художник С. Г. Писахов сделал зарисовки берегов Земли Франца-Иосифа.

20 сентября (3 октября) 1916 года Министерство иностранных дел России распространило официальную ноту о полярных владениях Российской империи, в которой правительство перечислило ранее известные и недавно открытые полярные земли, считающиеся нераздельной частью империи, среди которых Земля Франца-Иосифа не была упомянута, и инициатива Ислямова не получила юридической поддержки со стороны правительственных чиновников.

15 апреля 1926 года Президиум ЦИК декретом «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» объявил о правах Советского Союза на все известные и ещё не открытые земли и острова, заключённые в секторе Арктики между меридианами, идущими от крайней западной точки северной границы (граница СССР с Финляндией 32° 4’35 в. д.) и середины Берингова пролива (168° 49’30 з. д.) на востоке до Северного полюса. Это автоматически означало, что Земля Франца-Иосифа официально объявлялась находящейся под полной юрисдикцией СССР.

В сентябре 1927 года к мысу Флора подошло советское парусно-моторное судно «Эльдинг» Северной научно-промысловой экспедиции ВСНХ[2]; из-за большого скопления битого льда у побережья высадка не производилась.

С 1928 года ситуация вокруг архипелага стала обостряться. После успешного полёта Умберто Нобиле и Рауля Амундсена на дирижабле «Норвегия» в Италии началась подготовка следующей, чисто национальной арктической экспедиции на дирижабле «Италия». В связи с этим в итальянской прессе высказывались мнения о возможной предстоящей аннексии Земли Франца-Иосифа в пользу Италии. Дирижабль «Италия», вылетев с базы на Шпицбергене, прошёл над северной оконечностью архипелага с запада на восток в середине мая 1928 года, во время своего второго арктического полёта. Однако в третьем полёте на полюс произошла катастрофа. В последующих поисках дирижабля активное участие принял Советский Союз, используя ледоколы и ледокольные суда.

В память о делах 120-летней давности австрийцы и решили создать фильм. Была построена копия шхуны в натуральную величину, но только до ватерлинии. Этот макет был выставлен в парке в Вене. Когда жители и туристы налюбовались этим рукотворным произведением, шхуну аккуратно разрезали на куски, пронумеровали их, сложили в ящики, и съёмочная группа повезла всё это на ЗФИ.

В каком месте мы взяли съёмочную группу на борт, я не помню. Её имущество разместили в пустующем ангаре для вертолёта. С ними была и свора полярных лаек с голубыми глазами – собак хаски. Эти собаки имеют удивительную способность: если лёд под ногами упряжки становится тонким – они сворачивают в сторону.

Съёмочной группе мы сразу дали понять, где они находятся – из ангара пропал ящик пива. Понятно было, что это дело рук матросов. Также понятно, что ящик в каюту не потащат, а спрячут в каком-либо непосещаемом помещении поблизости. Ящик обнаружили в одной из вентиляционных выгородок, в которых стоят вентиляторы подачи воздуха в помещения. Ящик забрали и вернули австрийцам, а на двери установили сигнализацию с выводом звукового сигнала в Центральный пост управления (ЦПУ), где несётся круглосуточная вахта. Часа в два ночи в ЦПУ раздался звонок. Вахтенный, выйдя на палубу, увидел в лучах прожектора только силуэт уходящего человека.

Был выбран один из островов с возвышением над уровнем льда не более полутора метров. Команда австрийцев извлекла из ящиков составные части шхуны и приступила к сборке на краю острова. Поражала их одежда – они шуршали синтетикой на сорокаградусном морозе. После работы на очень свежем воздухе они приходили розовощёкими и с прекрасным аппетитом. Мы предложили им на досуге сыграть в спортзале в футбол, волейбол или баскетбол. Желающих среди австрийцев не нашлось.

Работали они упорно и продуктивно. На глазах появлялась шхуна. По окончании строительства весь экипаж ходил любоваться «Адмиралом Тагетхофом». Поднявшись на ходовом мостике «Тагетховфа» я, как с трибуны, произнёс пламенную речь, начинавшуюся словами: «Товагищи…». Жаль, что не было слушателей. Шхуну я снимал на видео. В перчатках управляться с камерой было неудобно, и я снял правую перчатку. Просматривая в каюте отснятый (как говорят киношники) «материал», я обратил внимание, что при съёмке я постоянно кряхтел – это инстинктивный приём организма человека для выработки дополнительной внутренней энергии – выдох через сдавленное горло. Это же делает человек, когда стонет – он лечит себя. Упражнения «со стоном» есть в хатха- и раджа-йогах. Я много лет лечу себя таким образом при признаках простудных заболеваний: полный вдох и продолжительный выдох через сдавленное горло. Привлекательность этого упражнения в том, что его можно выполнять лёжа в постели. При этом можно исполнять звуковое сопровождение, а можно делать упражнение «а капелла». Я спрашивал многих врачей, вплоть до докторов медицинских наук, зачем больной человек стонет. Самым умным ответом было: «Больно ему – вот и стонет». – Но он стонет и в беспамятстве. – «Делать ему нечего – вот и стонет».

Дня через три я снял кожу с пальцев правой руки, и не только для того, чтобы попытаться при дактилоскопии изменить рисунок. В паспорте моряка в пятидесятых годах прошлого столетия рядом с фотографией красовались два отпечатка большого пальца правой руки моряка, ходившего «в загранку». Другая особенность такого паспорта, при всей его многостраничности – в нём не было места для печати о регистрации брака с любимой женщиной и отметки о плодах любви – детях.

Пришло время расставания. Мы уходили с ЗФИ, а группа оставалась. В группе было две женщины. Посмотрев на их экипировку, я с болью в сердце снял с себя меховые рукавицы и оренбургский пуховый платок – подарок матери, в который можно было два раза завернуться, – и отдал одной из женщин. Дама сказала «данке шён» и взяла мой адрес. Вероятно, адрес затерялся на одном из 192 островов ЗФИ – унесло ветром.

Группу киношников снимал экипаж другого атомного ледокола «Ямал» в следующем 1994 году. Первоначально ледокол, взяв группу иностранных туристов, отправился на Северный полюс. На обратном пути «Ямал» пошёл на ЗФИ снимать съёмочную группу. Было лето, и была чистая вода. Ледокол встал в бухте Тихая. На судовом вертолёте Ми-6 была доставлены на остров группа туристов во главе с гидом – Николаем Николаевимчем Дроздовым – телеведущим программы «В мире животных». Вертолёт переносил на борт ледокола контейнеры съёмочной группы. При подъёме одного из контейнеров ветер от винтов вертолёта поднял доски, на которых стоял контейнер. Туристы повернулись спиной, защищаясь от ветра, поднимаемого вертолётом. Одна из досок сильно ударила по голове французского туриста, а вторая – по спине Николая Николаевича. Их срезу доставили на борт ледокола на вертолёте и отправили в судовую медсанчасть. Ледокол быстро снялся с места стоянки и взял курс на Шпицберген. Французского туриста на вертолёте отправили на Шпицберген, откуда он вылетел самолётом в Париж. Николай Николаевич оправился дней через пять. Потом было сообщение, что и француз выздоровел.

Контейнеры с багажом съёмочной группы и саму группу доставили в Мурманск, откуда они отправились в Вену.

Иностранцы сохраняют историю своей страны, своего народа, и не издают законы о новом трактовании своей истории. Наша страна с непредсказуемым прошлым не чтит историю своей страны. Примеров предостаточно. Когда я в советское время приобрёл в букинистическом магазине «Русскую энциклопедию» издания 1896 года под редакций С. Н. Южакова в двадцати томах и пришёл в книжную мастерскую на Боровой улице в Ленинграде привести книги в порядок, – мне отказали. Вышедший со мной работник мастерской объяснил, что есть негласное указание не реставрировать книги, вышедшие до 1917 года. Работник взял работу на дом и отлично справился с заданием. Потом я приобрёл и дополнительные два тома, вышедшие в 1905 году.

…А кто знает о путешественнике Глебе Травине, уроженце Псковщины, который в 1928–1931 годах совершил путешествие на велосипеде вдоль границ СССР, включая арктическое побережье, общей протяжённостью 27–30 тысяч километров? Как он однажды во время ночлега в Арктике вмёрз в лёд и три часа разрабатывал правую руку, чтобы дотянуться до ножа на поясе и потом вырезать себя изо льда. Как за ним трое суток шёл тигр в Уссурийской тайге. Будь такой герой в Америке, они бы отсняли о нём десяток двадцатисерийных фильмов.

…А как сложилась судьба первого в мире ледокола арктического класса «Ермак»? В проектировании судна принимал участие русский адмирал С. О. Макаров. Построенный в Англии в Ньюкасле фирмой «Армстронг», ледокол был введён в строй в 1889 году и проработал до 1963 года. Атомный ледокол «Ленин» неоднократно встречался с «Ермаком» в Арктике, иногда участвуя в совместной проводке судов. Во время стоянки в Мурманске я несколько раз бывал на «Ермаке», видел внутренние помещения ледокола, меблировку кают-компании и кают, выполненную из ценнейших пород дерева. В 1963 году «Ермак» был выведен из эксплуатации, и ему не нашлось места для вечной стоянки. Его поставили в Угольной гавани Кольского залива и… подожгли, чтобы потом разрезать «на иголки». Он горел трое суток. Проезжая по нижней дороге пригорода Мурманска, мы видели, как уничтожается история русско-советского ледокольного флота.

…Сейчас не могут найти места для вечной стоянки атомного ледокола «Арктика» – первого в мире судна, достигшего... [...]

 

 

Декабрь 2020

 

 

 



 

[1] Груда камней.

 

[2] Высший совет народного хозяйства.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в декабре 2020 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению декабря 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.



Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2021 года

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?

 


 

 

Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература»
Редакция: newlit@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 5.00 до 20.00 мск.)
Реклама: reklama@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 914 699 35 47 (с 2.00 до 13.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!