HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Игорь Солнцев

О Белинском. Из провинции с любовью

Обсудить

Статья

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 16.07.2011
Иллюстрация. Название: "Портрет В.Г. Белинского". Автор: Кирилл Горбунов. Источник: Саратовский государственный художественный музей

 

 

 

«Исследовать – это значит любить и изучать». Эти слова известного российского артиста Юрия Степанова как нельзя лучше характеризуют моё понимание литературной критики. Только тот, кто любит, тот, кто переживает за нашу литературу, тот и имеет право изучать её и носить звание критика.

Литературная критика, как и всякое явление, имеет свою историю. Русская литературная критика, начавшись с ожесточенных боев по вопросам языка и стилистики в восемнадцатом веке, поднялась до самых высоких общественных проблем в веке девятнадцатом и, наконец, стала значимой силой литературного процесса в веке двадцатом.

В этом году исполняется двести лет со дня рождения одного из самых ярких представителей критической мысли Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848).

Белинский – олицетворение критика-экстраверта: эмоционального, экспрессивного, с горящими глазами оратора и трибуна. Он был силён во всех видах журнальной работы критика – от библиографических справок и рецензий до теоретических статей и историко-литературных обозрений, и считал, что всё это может принести пользу обществу, может быть направлено на просвещение и воспитание человека.

Заявив еще в 1834 году, что задача критика – «способствовать или к распространению в обществе полезных сведений или к развитию чувства изящного»«В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948. Под общей редакцией Ф. М. Головешченко», т. II., Белинский во всей своей деятельности руководствовался этой программой. Он являлся и просветителем, и руководителем морального и эстетического воспитания общества.

 

Белинский рассматривал Пушкина как первого национального поэта России. Мастерски сочетая анализ исторический и эстетический, Белинский показал величие Пушкина и как «поэта действительности», и как гения, творчество которого повлияет на будущее русской и мировой литературы. «Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приуготовляют будущее, и потому самому уже не могут принадлежать только одному прошедшему; но в том-то и состоит задача здравой критики, что она должна определить значение поэта и для его настоящего и для будущего, его историческое и его безусловно художественное значение. Задача эта не может быть решена однажды навсегда на основании чистого разума, нет, решение ее должно быть результатом исторического движения общества»«Полное собрание сочинений В. Г.Белинского, под ред. С. А. Венгерова (тт. I –XI, СПб., 1900–1917) и В. С. Спиридонова (тт. XII и XIII, М.–Л., 1926 и 1948)». Том VII, стр.101.. Дмитрий Писарев в своей работе «Пушкин и Белинский» пишет: «Шекспир, по словам Белинского, «глубокий сердцеведец, мирообъемлющий созерцатель». В Байроне Белинского поражает «ужасом удивления колоссальная личность поэта, титаническая смелость и гордость его чувств и мыслей». Гёте – «поэтически-созерцательный мыслитель, могучий царь и властелин внутреннего мира души человека». Перед Шиллером Белинский преклоняется «с любовью и благоговением», как «перед трибуном человечества, провозвестником туманности, страстным поклонником всего высокого и нравственно-прекрасного». Набросав таким образом эти четыре характеристики, Белинский вводит в это избранное общество гениальных поэтов нашего маленького Пушкина»«Писарев Д.И. Пушкин и Белинский».М.; Петроград: Государственное издательство «Типография «Печатный двор», 1923 г., с.165.

Белинский разъяснял глубоко русский, бунтарский характер поэзии Лермонтова, гуманизм и народность поэта. «Общество русское с невольным удивлением, полным ожидания и надежды чего-то великого, обратило взоры на нового поэта, смело и гордо открывавшего ему новые стороны жизни и искусства. Равен ли по силе таланта или еще и выше Пушкина был Лермонтов – не в том вопрос: несомненно только, что, даже и не будучи выше Пушкина, Лермонтов призван был выразить собою и удовлетворить своею поэзиею несравненно высшее, по своим требованиям и своему характеру, время, чем то, которого выражением была поэзия Пушкина. И менее, чем в какие-нибудь пять лет, протекшие от смерти Пушкина, русское общество успело и радостно встретить пышный восход и горестно проводить безвременный закат нового солнца своей поэзии!.. Другой поэт, вышедший на литературное поприще при жизни Пушкина и приветствованный им, как великая надежда будущего, после долгого и скорбного безмолвия подарил, наконец, публику таким творением, которое должно составить эпоху и в летописях литературы и в летописях развития общественного сознания...»«Полное собрание сочинений В. Г.Белинского, под ред. С. А. Венгерова (тт. I –XI, СПб., 1900–1917) и В. С. Спиридонова (тт. XII и XIII, М.–Л., 1926 и 1948)». Том VII, стр.105.

В «Ревизоре» и «Мёртвых душах» Гоголя Белинский ценил страстную, осуждающую российские порядки «субъективность» писателя, яркий типизм его героев: «Отличительный характер повестей г. Гоголя составляют – простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: г. Гоголь – поэт, поэт жизни действительной»«В. Г. Белинский о Гоголе . Гослитиздат, 1949 год».. Но не только это. «Можно сказать без преувеличения, что Гоголь сделал в русской романической прозе такой же переворот, как Пушкин в поэзии. Тут дело идет не о стилистике, и мы первые признаем охотно справедливость многих нападок литературных противников Гоголя на его язык, часто небрежный и неправильный. Нет, здесь дело идет о двух более важных вопросах: о слоге и о создании»«В. Г. Белинский о Гоголе . Гослитиздат, 1949 год».. Обладая отличным художественным вкусом, Белинский сумел определить по ранним произведениям Герцена, Некрасова, Тургенева, Гончарова, Достоевского, в чём заключалось неповторимое своеобразие их таланта.

Белинский считал, что критика – это «движущаяся эстетика». Требуя от литературной критики конкретно-исторического подхода к явлениям искусства, Виссарион Григорьевич подчёркивал, что она должна откликаться на все живые вопросы современности: «Свобода творчества легко согласуется со служением современности; для этого не нужно принуждать себя писать на темы, насиловать фантазию; для этого нужно только быть гражданином, сыном своего общества и своей эпохи, усвоить себе его интересы, слить свои стремления с его стремлениями; для этого нужна симпатия, любовь, здоровое практическое чувство истины, которое не отделяет убеждения от дела, сочинения от жизни»«В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948. Под общей редакцией Ф. М. Головешченко», т. II..

Белинский не только впервые установил правильные понятия об искусстве и литературе, указал тот путь, по которому должна идти литература, чтобы стать общественной силой, но и явился учителем и руководителем молодого поколения писателей, – славной плеяды сороковых годов девятнадцатого века, все представители которой, прежде всего, обязаны идейной стороной своих произведений именно Белинскому. С восторгом приветствуя всякое вновь появляющееся дарование, он почти всегда безошибочно угадывал будущий путь развития нового автора и своей искренней, увлекательной и страстной проповедью неотразимо влиял на направление молодых деятелей литературы. Выработанные им теоретические положения сделались общим достоянием и в большинстве сохраняют свою силу до настоящего времени; а благородное и неустанное искание истины и высокий взгляд на просветительское значение литературы останется навсегда дорогим заветом для новых литературных поколений.

 

После смерти Белинского многие из его друзей, знакомых и просто современников высказывали мысль о том, что смерть спасла его от мучительной участи тюремного узника. Письмо Белинского к Гоголю, датированное августом 1847 года, впоследствии стало причиной многих бед. Не прошло и года со дня смерти великого критика, как следствие по делу петрашевцев установило, что одним из главных и наиболее опасных пропагандистских документов разгромленного кружка было именно это, как сказано в приговоре суда, «преступное о религии и правительстве письмо литератора Белинского». За недонесение о распространении письма Белинского к Гоголю Фёдор Михайлович Достоевский был приговорен военным судом к смертной казни... К счастью, в последний момент, приговор был заменён каторгой.

Имя Белинского и, соответственно, его творческое наследие становятся запретными в России на многие годы. Казалось, что друзьям Белинского, его современникам, не удастся рассказать о нем будущим поколениям. «...О тебе не скажет ничего своим потомкам сдержанное племя», – писал Некрасов в стихотворении «Памяти приятеля» (1853). Но в те годы не только Герцен не побоялся в изданной за границей книге «О развитии революционных идей в России» (1851) открыто и ярко рассказать о Белинском, о его роли в истории освободительного движения, в умственном и духовном развитии России тридцатых-сороковых годов девятнадцатого века. Литератор К. С. Аксаков в «Воспоминаниях студентства 1832–1835 годов» поделился своим мнением о Белинском. Издатель И. И. Панаев в «Воспоминаниях о Белинском», писатель И. С. Тургенев в «Письмах к И. А. Основскому» рассказывают нам о встречах с Белинским.

Особое место среди этих свидетельств современников занимают, на мой взгляд, воспоминания о Белинском Николая Михайловича Сатина – поэта и переводчика, члена кружка А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

«…весь 1837 год я провел на Кавказе: лето на водах, а осень и зиму в Ставрополе. Этот год был замечателен разными встречами. Начнем с Белинского и Лермонтова. Ив. Ив. Панаев в своих "Литературных воспоминаниях" говорит, что Белинский и Лермонтов познакомились в Петербурге, у г. Краевского, в то время, когда Белинский принимал деятельное участие в издании "Отечественных записок", то есть в 1839 или 1840 году. Это несправедливо. Они познакомились в 1837 году, в Пятигорске, у меня. Сошлись и разошлись они тогда вовсе не симпатично. Белинский, впоследствии столь высоко ценивший Лермонтова, не раз подсмеивался сам над собой, говоря, что он тогда не «раскусил» Лермонтова...

Лермонтов приходил ко мне почти ежедневно после обеда отдохнуть и поболтать. Он не любил говорить о своих литературных занятиях, не любил даже читать своих стихов, но зато охотно рассказывал о своих светских похождениях, сам первый подсмеиваясь над своими «любвями» и волокитствами.

В одно из таких посещений он встретился у меня с Белинским. Познакомились, и дело шло ладно, пока разговор вертелся на разных пустячках; они даже открыли, что оба -– уроженцы города Чембара (Пензенской губернии).

Но Белинский не мог долго удовлетворяться пустословием. На столе у меня лежал том записок Дидерота; взяв его и перелистовав, он с увлечением начал говорить о французских энциклопедистах и остановился на Вольтере, которого именно он в то время читал. Такой переход от пустого разговора к серьезному разбудил юмор Лермонтова. На серьезные мнения Белинского он начал отвечать разными шуточками; это явно сердило Белинского, который начинал горячиться; горячность же Белинского более и более возбуждала юмор Лермонтова, который хохотал от души и сыпал разными шутками.

"Да, я вот что скажу вам об вашем Вольтере, -– сказал он в заключение, -– если бы он явился теперь к нам в Чембар, то его ни в одном порядочном доме не взяли бы в гувернеры!"

Такая неожиданная выходка, впрочем, не лишенная смысла и правды, совершенно озадачила Белинского. Он в течение нескольких секунд посмотрел молча на Лермонтова, потом, взяв фуражку и едва кивнув головой, вышел из комнаты. Лермонтов разразился хохотом. Тщетно я уверял его, что Белинский замечательно умный человек; он передразнивал Белинского и утверждал, что это недоучившийся фанфарон, который, прочитав несколько страниц Вольтера, воображает, что проглотил всю премудрость.

Белинский, с своей стороны, иначе не называл Лермонтова, как «пошляком», когда я ему напоминал стихотворение Лермонтова "На смерть Пушкина", он отвечал: "Вот важность, написать несколько удачных стихов! От этого еще не сделаешься поэтом и не перестанешь быть пошляком!"

На впечатлительную натуру Белинского встреча с Лермонтовым произвела такое сильное влияние, что в первом же письме из Москвы он писал ко мне: "Поверь, что пошлость заразительна, а потому, пожалуйста, не пускай к себе таких пошляков, как Лермонтов".

Так встретились и разошлись в первый раз эти две замечательных личности. Через два или три года они глубоко уважали и ценили друг друга»«В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. Вступит. статья К. И. Тюнькина. Примеч. А. А. Козловского и К. И. Тюнькина. М., "Худож. лит.", 1977. Серия литературных мемуаров»..

 

Хотелось бы привести несколько высказываний современных писателей и критиков о значении творческого наследия Белинского. Павел Басинский: «В июне этого года будет отмечаться 200-летие великого русского критика Виссариона Григорьевича Белинского. Значение этой даты переоценить невозможно. Для критики Белинский такая же величина, как Ломоносов для российской науки. И знаменательно, что в этом году мы отмечаем также 300-летие Михаила Ломоносова. Видимо, люди подобного масштаба рождаются раз в сто лет. Сто лет необходимы природе и обществу для отдыха. Дело не только в том, что Белинский заложил основы русской критики и стал бессменным Критиком №1 в России. Гораздо важнее то, что именно он стоял у истоков того "литературоцентризма", которым почти 200 лет отличалась русская культура, где литература не отражала общественный процесс, а шла в его авангарде. Сегодня ситуация изменилась, и литература в России стала просто литературой. Но забывать свою историю мы не имеем права»"Российская газета" – Федеральный выпуск №5445 (69) от 01.04.2011. Вячеслав Пьецух: «Моё мнение о Белинском с советских времён не изменилось. Белинский – начало и конец русской литературной критики, а отчасти даже – и европейской критики. Дело литературной критики – это не обругать или похвалить, а указать путь!»Сайт «Фонда русской культуры», ссылка http://belinskij.kupec.cz/homepage1.aspx. Анатолий Алексин: «Белинский – крупная фигура в русской литературе. Каждый автор имеет право на существование, если его книги перечитывают, независимо от субъективного мнения каждого. Несмотря на отношение отдельных литературоведов к личности критика, Белинский для меня остаётся великим мыслителем»Сайт «Фонда русской культуры», ссылка http://belinskij.kupec.cz/homepage1.aspx.

И закончить свою статью я хочу отрывком из «Открытого письма Президенту РФ Д. А. Медведеву», подписанного многими литературными и научными деятелями нашей страны: «Мы считаем, что творчество Белинского недостаточно отражено в школьной программе. Белинский стал основоположником русской литературной критики, сделав ее важной частью культурной жизни России. Он выступал как теоретик и вдохновитель «натуральной школы» – реалистического направления русской литературы XIX века. Статьи Белинского о развитии русской литературы первой половины XIX века, о творчестве Пушкина, Гоголя, Лермонтова и других выдающихся писателей стали классикой. Как отмечал В. Г. Короленко, «пока будет звучать русская речь, до тех пор, наряду с именами Пушкина, Лермонтова и Гоголя, каждое новое поколение будет вновь и вновь слышать имя Виссариона Белинского и перечитывать его пророческие страницы»Сайт «Фонда русской культуры», ссылка http://belinskij.kupec.cz/homepage1.aspx.

 

 

 

517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!