Николай Толмачев
Эссе(из опыта самопознания)
Оглавление 27. Часть 27 28. Часть 28 29. Часть 29 Часть 28
С многолетним опозданием читаю «Бодался теленок с дубом» А.Солженицына. Непредставимы 70-80-е годы, как раз годы моего учения и взросления, без этого имени. Самый громкий тогда символ духовного сопротивления, стойкости, мужества. Отношением к нему, вроде лакмусовой бумажки, можно было определять степень гражданской и духовной свободы каждого. Уже знание того, что он есть, давало душе поддержку. Но другое время, другой уже я. Смотрю повзрослевшим, все более определяющимся взглядом, с позиций христианства. Нет причин сомневаться в искренности, твердости (и обоснованности) веры Солженицына в Божье водительство. Но как поверхностно, односторонне коснулась вера его души. Только и верит, что в свое мессианство. Не о вере даже говорить приходится, а о суеверии. (Как пример, демонстративный спор с тюремным начальством о нательном кресте при задержании. «Мне в камере нужен!» Чистой воды идолопоклонство, фетишизм дикаря. Не Евангелие ведь попросил, что было бы куда уместнее). Разве к лицу христианину с такой истинно большевистской, ленинской яростью, презрением, с такими оскорблениями обрушиваться на своих гонителей, быть таким мстительным? А как же слова Христа о непротивлении злу, о любви к врагам? А может, не так уж слишком отступает Солженицын от христианства в своей ярости? Сам же Христос не очень церемонился в выборе слов, общаясь со Своими противниками, сравнивал их с окрашенными гробами, называл «порождения ехиднины», «лицемеры», «безумные и слепые»… Да и христианские апостолы проповедовали кротость и смирение весьма напористо и эмоционально. Подумаешь дальше: а что такое вообще – христианское смирение? Вряд ли это обыденная житейская покорность всему, расслабляющая пассивность, бездеятельность. Такое безжизненное смирение подходит скорее буддистам. Христианское смирение – это безграничная покорность Богу, Его воле, но никак не покорность миру и его властителю дьяволу. «Итак покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас» (Иаков.4:7). Наш Бог требует от нас активности. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф.28:19), – напутствовал Христос апостолов. Каждый христианин – по призванию боец против греха. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:4), – напоминает своим последователям апостол Павел. Высокая ярость Божьих служителей – это не та человеческая ярость, что происходит от ненависти и злобы, о которой сказано: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Ефес.4:31). Это ярость, рожденная любовью к Богу, ярость праведного гнева, присущая Самому Богу, – «Совершил Господь гнев Свой, излил ярость гнева Своего…» (Плач.4:11). Досадно видеть, как сила справедливого, казалось бы, гнева уходит в пустоту, как люди обманывают себя, отдавая жизни достижению призрачных земных целей, борьбе с земным злом, забывая о главной цели человека. Борьба с земным злом могла бы иметь смысл как средство, закаливающее душу. Но приобретенные таким образом духовные силы с дьявольской последовательностью еще крепче привязывают нас к этому миру, «лежащему во зле». И темпераментом, и поведением, да и всем строем мышления Солженицын напоминает мне неистовых ветхозаветных пророков и христианских апостолов. Но такими были и пророки коммунизма. В среде языческой религии коммунизма появление пророков-обличителей вроде Солженицына вполне естественно. Только что в них от христианства, кроме нательного крестика, который им нужен больше, чем Слово Божье? Отчаянная борьба Солженицына, при всем ее благородстве, напоминает бой с тенью (как, впрочем, и всякая борьба с социальным злом). Сейчас, когда на смену поверженным противникам встают враги едва ли не коварнее (почву для которых готовил в числе прочих и Солженицын), он и сам должен бы это понять. А между тем, правильное понимание человеческой судьбы у Солженицына есть. В «Архипелаге ГУЛАГ» он пишет (правда, как бы предположительно, в скобках), что «смысл земного существования – не в благоденствии, как все мы привыкли считать, а – в развитии души. С такой точки зрения наши мучители наказаны всего страшней: они свинеют, они уходят из человечества вниз. С такой точки зрения наказание постигает тех, чье развитие – о б е щ а е т». И дальше – «говорю непреклонно: Благословение тебе, тюрьма, что ты была в моей жизни!» Но тогда зачем написан «Архипелаг…» – с садомазохистским ковырянием ран, с проклятиями палачам? Разве христианское всепрощение, которое только и должно быть следствием такого понимания, вдохновило на его написание? Что эти подробности мучений могут дать человеческому сердцу? Гнев, ожесточение, ненависть к мучителям, желание отомстить?… Храня память о тысячах своих мучеников, на их примерах укрепляясь в вере, христиане не только не осуждают мучителей, но благословляют их, молятся за них: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Как часто все-таки встречаешься с несовпадением правильных мыслей с состоянием души. Здесь не лицемерие. За собой такое же замечаю. Здесь место для духовной борьбы. Вот только противоречия этого многие в себе не замечают или, замечая, оправдывают, даже считают такое состояние нормальным.
Оглавление 27. Часть 27 28. Часть 28 29. Часть 29 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|