HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2023 г.

Николай Толмачев

Поздний дождь

Обсудить

Эссе

 

(из опыта самопознания)

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.08.2008
Оглавление

27. Часть 27
28. Часть 28
29. Часть 29

Часть 28


 

 

 

С многолетним опозданием читаю «Бодался теленок с дубом» А.Солженицына. Непредставимы 70-80-е годы, как раз годы моего учения и взросления, без этого имени. Самый громкий тогда символ духовного сопротивления, стойкости, мужества. Отношением к нему, вроде лакмусовой бумажки, можно было определять степень гражданской и духовной свободы каждого. Уже знание того, что он есть, давало душе поддержку.

Но другое время, другой уже я. Смотрю повзрослевшим, все более определяющимся взглядом, с позиций христианства.

Нет причин сомневаться в искренности, твердости (и обоснованности) веры Солженицына в Божье водительство. Но как поверхностно, односторонне коснулась вера его души. Только и верит, что в свое мессианство. Не о вере даже говорить приходится, а о суеверии. (Как пример, демонстративный спор с тюремным начальством о нательном кресте при задержании. «Мне в камере нужен!» Чистой воды идолопоклонство, фетишизм дикаря. Не Евангелие ведь попросил, что было бы куда уместнее). Разве к лицу христианину с такой истинно большевистской, ленинской яростью, презрением, с такими оскорблениями обрушиваться на своих гонителей, быть таким мстительным? А как же слова Христа о непротивлении злу, о любви к врагам?

А может, не так уж слишком отступает Солженицын от христианства в своей ярости?

Сам же Христос не очень церемонился в выборе слов, общаясь со Своими противниками, сравнивал их с окрашенными гробами, называл «порождения ехиднины», «лицемеры», «безумные и слепые»…

Да и христианские апостолы проповедовали кротость и смирение весьма напористо и эмоционально.

Подумаешь дальше: а что такое вообще – христианское смирение? Вряд ли это обыденная житейская покорность всему, расслабляющая пассивность, бездеятельность. Такое безжизненное смирение подходит скорее буддистам. Христианское смирение – это безграничная покорность Богу, Его воле, но никак не покорность миру и его властителю дьяволу. «Итак покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас» (Иаков.4:7). Наш Бог требует от нас активности. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф.28:19), – напутствовал Христос апостолов. Каждый христианин – по призванию боец против греха. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:4), – напоминает своим последователям апостол Павел. Высокая ярость Божьих служителей – это не та человеческая ярость, что происходит от ненависти и злобы, о которой сказано: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Ефес.4:31). Это ярость, рожденная любовью к Богу, ярость праведного гнева, присущая Самому Богу, – «Совершил Господь гнев Свой, излил ярость гнева Своего…» (Плач.4:11).

Досадно видеть, как сила справедливого, казалось бы, гнева уходит в пустоту, как люди обманывают себя, отдавая жизни достижению призрачных земных целей, борьбе с земным злом, забывая о главной цели человека.

Борьба с земным злом могла бы иметь смысл как средство, закаливающее душу. Но приобретенные таким образом духовные силы с дьявольской последовательностью еще крепче привязывают нас к этому миру, «лежащему во зле».

И темпераментом, и поведением, да и всем строем мышления Солженицын напоминает мне неистовых ветхозаветных пророков и христианских апостолов. Но такими были и пророки коммунизма. В среде языческой религии коммунизма появление пророков-обличителей вроде Солженицына вполне естественно. Только что в них от христианства, кроме нательного крестика, который им нужен больше, чем Слово Божье?

Отчаянная борьба Солженицына, при всем ее благородстве, напоминает бой с тенью (как, впрочем, и всякая борьба с социальным злом). Сейчас, когда на смену поверженным противникам встают враги едва ли не коварнее (почву для которых готовил в числе прочих и Солженицын), он и сам должен бы это понять.

А между тем, правильное понимание человеческой судьбы у Солженицына есть. В «Архипелаге ГУЛАГ» он пишет (правда, как бы предположительно, в скобках), что «смысл земного существования – не в благоденствии, как все мы привыкли считать, а – в развитии души. С такой точки зрения наши мучители наказаны всего страшней: они свинеют, они уходят из человечества вниз. С такой точки зрения наказание постигает тех, чье развитие – о б е щ а е т».

И дальше – «говорю непреклонно: Благословение тебе, тюрьма, что ты была в моей жизни!»

Но тогда зачем написан «Архипелаг…» – с садомазохистским ковырянием ран, с проклятиями палачам? Разве христианское всепрощение, которое только и должно быть следствием такого понимания, вдохновило на его написание? Что эти подробности мучений могут дать человеческому сердцу? Гнев, ожесточение, ненависть к мучителям, желание отомстить?…

Храня память о тысячах своих мучеников, на их примерах укрепляясь в вере, христиане не только не осуждают мучителей, но благословляют их, молятся за них: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают».

Как часто все-таки встречаешься с несовпадением правильных мыслей с состоянием души. Здесь не лицемерие. За собой такое же замечаю. Здесь место для духовной борьбы. Вот только противоречия этого многие в себе не замечают или, замечая, оправдывают, даже считают такое состояние нормальным.

 

 

 


Оглавление

27. Часть 27
28. Часть 28
29. Часть 29
87 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.12 на 13.01.2025, 19:12 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

27.12.2024
Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо.
Геннадий Литвинцев

17.12.2024
Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен!
Юрий Генч

03.12.2024
Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа.
Евгений Разумов



Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!