HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Николай Толмачев

Солнца не надо, или Материалы для ненаписанного романа

Обсудить

Роман

Опубликовано редактором: Карина Романова, 22.11.2008
Оглавление

37. Глава 36
38. Глава 37
39. Глава 38

Глава 37


 

 

 

И вот на тебе – эта нежданная, ненужная встреча. Как ни избегал их Шрамов, а теперь не скроешься, не отвертишься, надо изображать удивление и радость, говорить о чем-то. Шрамов подождал, пока взгляд Кривенко коснулся его, и медленно сел на кровати.

– Ну привет! Сколько лет, сколько зим… – сказал он, натянуто улыбаясь и вытаскивая из кармана пачку с сигаретами. – Какими судьбами?

– Ты!? – выпучил глаза Кривенко. Он и раньше умел удивляться очень живо, убедительно, с выразительными гримасами и телодвижениями, и сейчас сохранил эту способность. Удивление его казалось искренне радостным.

Они вышли в туалет и закурили.

– Сразу хочу предупредить, – негромко сказал Кривенко, оглядываясь, чтоб никто не услышал, – я, понимаешь, здесь не как пациент, а, так сказать, в командировке. Хочу собрать материал для большой статьи о нашей наркологической службе. Сам знаешь, проблема нешуточная!.. Ты не представляешь, каких трудов стоило мне сюда попасть под видом алкаша, в каких только кабинетах не побывал! Смотри же, не проговорись случайно, кто я! Хочу изучить эту среду изнутри, из первых, так сказать, рук… Ну а как ты здесь оказался? Честно говоря, я ужасно рад тебя видеть, старик! Печально, конечно, что в этом заведении, при таких обстоятельствах, но все-таки рад, честное слово! Как ты живешь, почему не звонил, не заходил столько времени? Я о тебе часто вспоминаю…

– Да так и живу, – сказал Шрамов. – Как видишь…

– Да, это несчастье… Сочувствую, старик. И надо же, чтоб именно с тобой случилось такое!.. Ну а сейчас как? Здоровье, настроение, планы?..

Даже если б и захотел Шрамов пооткровенничать с Кривенко – немного нашлось бы у него слов. Какое там здоровье, настроение, какие там планы… Пожать плечами, улыбнуться неопределенно – да так, мол, потихоньку, – и все. Не о романе же распространяться.

– Как жена, сын? – продолжал приставать Кривенко. – Видишься с ними, переписываешься?

– Не вижусь и не переписываюсь, – сказал Шрамов.

– Жаль… – покачал головой Кривенко то ли осуждающе, то ли сочувствующе.

Опять о жене, сыне. Зачем это им всем? – думал Шрамов. Забыть жену и сына, выбросить их совсем из жизни Шрамов в общем-то не хотел, но всякое напоминание о них его неприятно тревожило, пробуждало чувство вины, хотя в чем его вина, он и сам не понимал. В прошлом году он разговаривал с сыном по телефону – тому как раз исполнилось двенадцать лет. Сын говорил с ним неохотно, обращался на “вы”, сказал, что у него есть другой папа, а на приглашение приехать в гости ответил отказом. Тогда Шрамову вспомнился давний случай, мелкий, незначительный вроде, но застрявший в памяти. Однажды ему пришлось втискиваться в переполненный автобус, держа на руках трехлетнего сына. Он из последних сил напрягал мускулы, выворачивался всем телом, выставлял в стороны локти и плечи, собою прикрывая сына от толчков. А сын заплакал и стал бить кулачками его же по лицу, причем как-то очень даже злобно. Сыну было тогда три года, и он ничего, конечно, не мог понимать. А теперь Шрамов думал, что ничто не случайно в мире, и тот маленький эпизод каким-то таинственным, мистическим образом связан с отказом сына с ним встретиться и с дальнейшими их отношениями. Так что он мог сказать Кривенко о жене и сыне?

– Ты же неглупый парень, – говорил дальше Кривенко, – большие надежды подавал – это я тебе честно говорю, не один я был такого мнения. И что тебе помешало?.. Ну ладно, не будем об этом, – прервал себя он, наконец заметив хмурое лицо Шрамова. – Расскажи лучше, что здесь за обстановка, чем вы здесь дышите?

Делать нечего, пришлось Шрамову порассказать кое-что из местной жизни: как серой нашпиговывают, рыгаловками терзают, какие типы встречаются – вроде бы полушутя, с прибауточками, смешками. Но получалось у него не очень, и не много он рассказал – уже через несколько минут почувствовал нервную усталость и вспомнил, что давно уже не говорил так много и сразу.

Вечером Кривенко делал записи в блокноте. Блокнот у него был большой и красивый, в красной кожаной обложке с тиснеными нерусскими буквами. И ручка не обыкновенная шариковая, а наливная с золотым пером.

А Кушнир аж задрожал и перекосил лицо при виде пишущего Кривенко.

– Еще один писатель… – угрюмо процедил он под нос и вышел из палаты. А вернулся, когда все улеглись, и потом предпочитал больше крутиться в коридоре, в других палатах, в бильярдной, и язык распускал поменьше, а при Шрамове и Кривенко и вовсе помалкивал.

Зато дядю Васю присутствие пишущих не только не смущало, а даже наоборот – вдохновляло, приводило в состояние повышенной говорливости. Он понимающе и одобрительно подмигивал им, – мол, пишите, пишите, и рассказывал о своих бесчисленных приключениях, все очень красочно, в лицах, по ходу меняя и голос, и чуть ли не внешность. Так что не только слушать, но и смотреть на него было забавно и приятно. А кое-что Шрамов и записывал на всякий случай, для будущего романа. В рассказах дяди Васи жизнь алкаша-трубалета представлялась беззаботной, веселой, даже привлекательной чем-то. Он так и говорил:

– Ну что видит простой человек? Всю жизнь работает, работает, как вол, любой начальник для него царь и Бог, а дома жена-язва пилит, деньги требует, дети-короеды на шее сидят – куда денешься? Ни выпить тебе от души, ни погулять, ни вздохнуть свободно. Хоть в петлю! А я крутанулся как-нибудь, зашиб бабки – и гуляю! Ни начальства надо мной, ни жены – сам себе хозяин!..

– А менты? – спрашивал Шрамов.

– А что менты? С ними даже интересно – играешь, как кот с мышкой, обводишь вокруг пальца. Мы вроде как партизаны в тылу врага! Ну а прохлопаешь ушами – сам виноват, расплачивайся!..

– Философ! – тоже смеялся Кривенко.

Голицын, видно, как-то пронюхал или догадался, кто такой Кривенко на самом деле, и относился к нему со сдержанной почтительностью. Но поговорить с ним, порассказать кое-что памятное, значительное из своей жизни и он был не прочь. То о знакомстве с кем-то из больших городских руководителей, то о каком-то изобретении, к которому и он вроде имел отношение, то вспомнил, что избирался народным заседателем в районный суд.

– А головой ты там как качал – так или так? – сразу поддел его дядя Вася, показывая, как качают головами народные заседатели-болванчики: вверх-вниз и из стороны в сторону. Голицын засмеялся вместе со всеми.

Из дел, разбиравшихся при его участии, ему особенно запомнилось одно душещипательное: как молодая женщина собственноручно утопила шестилетнюю дочку, которую невзлюбил ее сожитель, а потом опомнилась и сама побежала сдаваться в милицию. Ей дали десять лет, а сожитель уехал в неизвестном направлении. Весь зал рыдал, – рассказывал Голицын.

Лечения Кривенко, конечно, никакого не назначили. Когда хотел, уходил, приходил, никого не предупреждая. Мог и заночевать дома без опасений. Все быстро заметили его особое положение, но никто ни о чем не расспрашивал, не вникал. А тут еще дядя Вася туману подпустил, нашептал кому-то любопытному, что, мол, из органов человек, поосторожнее с ним надо. От фонаря ляпнул, для смеха, а почти как в воду смотрел. Хоть и не совсем поверили ему, а насторожились.

 

 

 


Оглавление

37. Глава 36
38. Глава 37
39. Глава 38
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!