HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Ю`Стус

Параклет

Обсудить

Роман

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 20.05.2008
Оглавление

11. Глава Х. Великое Равновесие.
12. Глава XI. Диалоги.
13. Глава XII. Уроки истории по Книге Царств.

Глава XI. Диалоги.


 

 

 

Ю `Стус. Параклет: Формула Счастья. Иллюстрация.

 

 

 

– Дети… – задумчиво проговорил вдруг Иван. – Какие же они удивительные. Чистые, светлые. Доверчивые и наивные существа.

– Иногда с ними бывает трудно, – заметил Генрих Булкин.

– Это потому, что нам, взрослым, часто приходится лгать. А лгать ребенку – невыносимо. Если, конечно, у тебя есть стыд, – ответил Иван. – Вот мы и стараемся отгородиться от детей, отмахнуться. Чтобы собственное несовершенство и низость были не так заметны. Господи, ведь мы все когда-то были детьми! Такими же чистыми и доверчивым. Что с нами стало? Куда все ушло?

– Никуда не ушло, – сказал Параклет. – Тезис добавился антитезисом и началась борьба, в результате которой неизбежно родится новое, более совершенное существо.

– Что это значит? – растерянно оглядываясь на остальных, спросила Вера. – Я не поняла.

– Вероятно, к чистоте добра, с которой мы рождаемся, добавляется зло нашей повседневной жизни, – объяснил теперь уже сам Иван. При этом он вопросительно, будто ища поддержки своим словам, смотрел на Хранителя Света. – Два противоположных начала: добро и зло, ведут борьбу в душах людей. В итоге обязательно возникнет что-то новое. По принципу диалектики.

– Новое добро или новое зло? – спросила Мэй Лай, обращаясь к Параклету: – Вы сказали: родится более совершенное существо.

Старец кивнул:

– Совершенное – непременно. Но в добре или зле – зависит от человека. К сожалению, зло тоже может быть совершенным.

– Как же ему противостоять?

– Быть счастливыми. – невозмутимо ответил Хранитель Света. – Это не только удовольствие, но и труд. Большой труд души.

– Но, из того, что мы видели, получается – высшее счастье в одиночестве? – Мэй мучил вопрос, который она решилась задать теперь. – Ведь это ужасно!

– И невозможно, – подхватил Кузькин, – человек все-таки существо глубоко социальное.

– Для состояния наивысшего счастья и не нужна компания. – возразил Хранитель Света. – Как не нужна она была, к примеру, просветленному Будде. И ничего трагичного в этом нет. О какой трагедии может идти речь, если человек счастлив? Человек одинок в кульминационные моменты своей жизни, такие как рождение или смерть. Конечный смысл существования – максимальное удовлетворение – является кульминацией такого же рода. Не стану спорить – человек существо социальное. Но только до своего предела, который есть всему. Люди, в самом деле, объединились в общество, потому что совместными усилиями легче добывать материальные средства к жизни. Для биологического выживания это было необходимо. Но для того, чтобы выжить человеку, как и любому другому животному, в принципе, нужно не так уж много. Тем не менее, человек стал не просто производить материальные вещи, он стал накапливать их. Почему? Не только потому, что мог производить и накапливать. Звери тоже делают запасы. В отличие от них, человек еще и хотел этого. Хотел, потому что однажды понял: материальные вещи (блага) не только облегчают физическое выживание, но способны быстрее всего вызвать то удовлетворенное состояние, которое человек назвал состоянием счастья. Так, помимо желания выжить, людей в общество объединило еще и желание быть счастливыми. Иначе они продолжали бы оставаться стадом, как до сих пор живут некоторые виды животных. Два мощных инстинкта – физического самосохранения и стремления к максимальному удовольствию на уровне духа – объединившись, совершили революцию: человек стал на путь эволюционного прогресса. Как материального, так и духовного. Иначе, учитывая двойственную природу человека, не могло и быть. Так, желание человека трудиться, производить и накапливать совпало с его возможностью это делать. Необходимость же (в данном случае необходимость выжить) послужила толчком для реализации, как желания, так и возможности.

Но ничто не стоит на месте. Человеческое общество, начав однажды свой эволюционно-прогрессивный путь к счастью, уже не могло остановиться. Добытая еда, сшитая одежда, построенные жилища и другие, произведенные сообща материальные вещи, вызывали у человека чувство насыщения, безопасности, тепла и уюта. На определенном этапе этого было вполне достаточно для того, чтобы почувствовать себя счастливым. Но только на определенном этапе!

За удовлетворением жизненных, биологических, настал черед удовлетворения низменных эмоциональных потребностей. Выяснилось, что можно чувствовать себя еще более счастливым. Для этого необходимо не просто чем-то обладать, но обладать этим в большей мере, чем остальные.

– По принципу: неважно, сколько есть у тебя, главное, чтобы у других было меньше? – спросила Мэй.

– Да. Движущей силой, мотивами, поступков людей после желания выжить становится желание превзойти себе подобного.

– Еще МакиавеллиНиколо Макиавелли – итальянский (флорентийский) политический деятель и философ эпохи Возрождения, в своих трудах уделявший наибольшее внимание вопросам государственного и политического устройства общества. Одно из главных его сочинений «Государь» взял на вооружение и, извратив, пытался воплотить в жизнь А. Гитлер. и ГоббсГоббс – английский философ нового времени, автор всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» – вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства: изначально злая природа человека дает «право всем и на все» и приводит общество к «войне всех против всех». в своих теориях о государстве и общественном развитии указывали на то, что движущей силой действий людей является личная выгода и эгоизм, а также страсти, потребности и аффекты. – вставил профессор.

– Да. Только не изначально злая природа человека лежала в основе такого поведения. Нет. Человек просто-напросто хотел быть счастливым! И добивался этого доступным ему на тот момент способом. Не «все против всех», а каждый за свое счастье. Находясь на животном уровне своего духовного развития, никак по-другому человек себя вести не мог. Теперь люди нуждались в обществе друг друга не только для того, чтобы сообща производить материальные блага, но и для того, чтобы иметь удовольствие, иметь счастье демонстрировать это другим.

– В самом деле, – неожиданно согласился с Параклетом Генрих Булкин, – нужен ли «весь мир в кармане», если рядом нет никого, кто мог бы этот оценить?!

– Любые накопления, сверх тех, что необходимы человеку для выживания, теряют смысл, если обладатель всех этих благ находится вне общества. – добавил старец.

– Но вот цель достигнута: материальные блага накоплены, общество это оценило… – вмешался Иван Демидов, – Что же дальше?

– За коротким мигом счастья и наслаждения достигнутой целью, вновь возникает неудовлетворенность, – ответил Параклет. – Человеку становится мало простого превосходства над себе подобными. Он желает, чтобы другие признали его заслуженное право на такое превосходство. При этом одного только формально закрепленного законом права становится недостаточно. Для получения максимального удовлетворения необходимо право моральное. Общество должно признать справедливость подобного превосходства одного своего члена над другими. И такой человек начинает доказывать обществу, что он – «хороший».

– Слишком общее понятие, – заметил ученый Кузькин. – Что значит, хороший?

– Это некий комплекс общественно полезных, поощряемых качеств, применимых к личности. Таких как: гуманизм, честь, совесть, справедливость, великодушие, патриотизм, скромность, мудрость и так далее. А также отсутствие качеств негативных, общественно порицаемых: цинизма, чванливости, гордыни, злобы, грубости, жадности, меркантильности … Пытаясь получить должную оценку со стороны общества, человек начинает демонстрировать лучшие качества своей личности. У него возникает потребность поделиться с другими, менее удачливыми собратьями. Такая личность, в лучшем своем проявлении, чувствует себя счастливой, доставляя радость другим. Не жертвуя, однако, при этом своими собственными интересами. Иными словами, человек поднимается в своем духовном развитии на более высокую ступень социального уровня. На данном этапе он по-прежнему нуждается в обществе, поскольку счастье всей его жизни зависит от той оценки, которую оно человеку дает.

– Но и это, как я понимаю, еще не предел? – послушник Иона, до сих пор молчавший, почувствовал, что с этого места для него начинается самое интересное.

– Следующий уровень, на который в своем развитии поднимается человек – уровень духовный: былые формы, ранее позволявшие человеку чувствовать себя счастливым, отрицаются, а их место занимают прямо противоположные. Здесь работают те же диалектические принципы, что и во всем. Чувственные удовольствия заменяются аскезой, страдание становится благом. Но основной, весьма существенной и качественно новой особенностью данного уровня становится то, что человек перестает нуждаться в обществе. Само по себе это также является полной противоположностью двум предыдущим уровням: традиционно, в самом деле, считается, что человек – существо социальное и вне общества, вне его культурных ценностей просто не может сформироваться как личность.

– Да ведь это так и есть! – воскликнул профессор Кузькин.

– Однако очевидным фактом является то, что личности, поднявшиеся в своем духовном развитии на самый высокий уровень, как правило, бывают не поняты обществом. Общество отторгает их, а они сознательно избегают общества. Идет обоюдный процесс отчуждения. Он идет постепенно, но его влияние на себе испытывает каждый: любой обычный человек, хоть раз в жизни, испытывал настоящее счастье от возможности побыть наедине только с самим собой, наедине со своими мыслями. Другое дело, что, будучи еще недостаточно «продвинуты» в своем индивидуальном духовном развитии, большинство людей еще не готово к обретению высшего счастья вне материального мира и, тем более, вне общества. Мера удовлетворенности, как миром вещей, так и миром людей еще не превышена, и большинство людей пока не способно выйти на качественно новый, духовный, уровень своего индивидуального развития. Ведь общество непосредственно удовлетворяет лишь две основные потребности человека.

– Всего только две? – поразился Генрих Булкин. – Мне кажется, что гораздо больше.

– По большому счету их две. Первая – это потребность в материальных благах, производимых обществом: в вещах, продуктах, услугах и тому подобных. А вторая…

– Духовная? – догадалась Мэй Лай.

– Да – это потребность в положительной оценке обществом действий, поступков, личностных качеств человека. Как только у него отпадет надобность в двух этих видах потребностей, удовлетворяемых обществом, у человека отпадет надобность и в самом обществе.

– Немыслимо! – не согласился Кузькин. – Это невозможно. Для отдельной личности – может быть, но для всех? Как это будет выглядеть? Ведь у человека есть еще и потребность обмена духовными знаниями. Как быть с этим?

– Это ничего не меняет. Процесс давно идет. Он назван глобализацией социальных и культурных процессов в мире. Общепланетарное единство человечества растет, но человеческая личность при этом растворяется. Известно, что всякий технический прогресс приводит к глубокому изменению не только производительных сил, но и общества, всего образа жизни людей. Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека. В том числе, и, прежде всего, степень его духовного развития. Но процесс развития экономики и техники и процесс духовного восхождения человека развиваются не линейно и параллельно, а в соответствии с законами диалектики. Следовательно, эти процессы не только едины, но и противоположны по своей сути. Значит, борьба между ними неизбежна. И не случайно, чем дальше продвигается общество по пути своего экономического развития, чем оно прогрессивнее, тем острее встает в нем проблема взаимоотношений человека и общества. Общество, государство становятся для человека чуждой реальностью, которая полностью пренебрегает личностью, подавляя его «Я». Человек и общество – две единые противоположности, пропасть между которыми неизбежно будет расти, а единство которых неизбежно будет разрушено. Сами же эти противоположности перейдут на качественно новый уровень своего существования.

– И более счастливый, – заметила Вера и, грустно вздохнув, добавила: – Но мы до этого не доживем.

– Процесс отчуждения человека от общества не случайно наиболее заметен в таких высокоразвитых странах, как страны Западной Европы и США. – Параклет оставил без внимания замечание Веры. – Неудивительно и то, что именно в США появилась новая разветвленная сеть информационная сеть Интернет – самое мощное на сегодняшний день орудие разобществления. Можно сказать, что Интернет обладает удивительной способностью – разобществлять объединяя. Пока это происходит на сугубо физическом уровне.

– Не выходя из дома, то есть, не вступая в непосредственный физический контакт, можно делать покупки, быть на работе… – сообразила Мэй.

– Правильно. Первым примитивным средством разобществления людей были газеты.

– Затем радио, телевидение… – продолжила Мэй. – И телефон, наверное, сыграл подобную роль. А теперь Интернет объединил в себе телефон, экран и печатное слово. Достаточного одного мобильника с подключенной к нему сетью всемирной паутины и ты – на связи с целым миром.

– Похоже, все идет к тому, что люди потеряют психо-эмоциональную потребность в общении. – заметил Иван.

– Это данность. И ее не нужно бояться: постепенно углубляясь в собственный мир и, тем самым, обретая счастье на другом, более высоком уровне существования, человек окончательно перестанет нуждаться в обществе. Во всяком случае, в его традиционном виде.

– Но, как я понимаю, до этого еще очень и очень далеко? – осведомился Иван.

– Пока только отдельные личности познали абсолютное счастье, достигнув вершины духовного совершенства. Человечество в целом лишь на пути к этой вершине, – согласился Параклет. – Но те, кто сумел достичь ее сам, вполне могут стать проводниками для остальных. Духовный опыт таких личностей может стать социальной возможностью и двигать вперед целые народы.

– Ну, эта мысль не нова, – махнул рукой профессор философии.. – Еще Платон предлагал план государственного устройства, в котором роль правителей отводил философам-мудрецам. Да и в современной социологии я назову вам с десяток имен, придерживающихся подобной точки зрения: американцы Д. Белл, З. Бжезинский, А. Тоффлер, французы А. Турэн и Ж. Фурастье и так далее… Те, кто во главе государства хотел бы видеть ученых. Только на практике из этого ничего не выходит. Взять, к примеру, Конфуция. Он, кстати, тоже идеальным правителем считал мудреца. В своей жизни Конфуций несколько раз занимал официальные руководящие посты, но идеальным правителем так и не стал: лишь однажды в течение трех месяцев исполнял обязанности старшего судьи в царстве Лу. Не поднялся выше заурядной должности хранителя архивов и другой знаменитый китайский мудрец – Лао-цзы.

– Это правда, – согласился с ученым Хранитель Света. – Представить в роли правителя Иосифа Купертинского или святого Серафимам Саровского еще труднее. Только здесь нет противоречия, ведь дело не в личностях, а в самом обществе: оно еще не готово к тому, чтобы в нем правили конфуции или святые. Слишком велик разрыв в понимании того, что нужно для счастья: у мудрецов одни ценности, у общества – другие приоритеты.

– Получается, не зря говорят: каждый народ заслуживает того правителя, которого имеет? – спросила Мэй.

– Конечно. Но и общество развивается. Это видно даже по библейским историям Книги Царств.

– Ой, а я совсем не знаю этих историй, – сказала Вера.

– Не страшно, вы их увидите.

Параклет ударил посохом о каменный пол подземелья, и пещерные декорации вновь сменились картиной жизни.

 

 

 


Оглавление

11. Глава Х. Великое Равновесие.
12. Глава XI. Диалоги.
13. Глава XII. Уроки истории по Книге Царств.
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!