Угол Круга
ПоэмаОпубликовано редактором: Вероника Вебер, 11.11.2023![]() * * *
Начало начал
В центре огромного белого куба родилось нечто. Оно потянулось, сначала заплакало, потом засмеялось. Потянулось, поползло, передвигая руками, и встало на ноги. Оно оглянулось и удивилось, снова заплакало. Звонкий плач разлетелся по кубу, как одуванчик над пропастью. И пошёл дождь, заполняя пространства карманы лопастями. Потом оно улыбнулось, расхохоталось – Смех разнёсся по белому кубу чёрным квадратом. Этот смех стал горизонтом вселенной, алым рассветом. Потом это дитя сделало взмах рукой и сказало: «О». Появилась земля, мгновенно покрытая хной. Так началась жизнь, рождённая из ничего.
Ария продавца
В уездном городе N, полном художников, употреблявших портвейн, Открылась картинная лавка с товарами для искусство творящих. В ней сидел продавец за прилавком, скучно на нём засыпавший… Тут раздался звон над дверью, предвещая долгожданных гостей – Ворвалась словно вихрь, девушка, быстрая как ветер, метель! Она носилась туда и сюда, что-то спешно ища, про себя говоря: «Скорее, скорее, нельзя упустить мыслей поток, идеи нить!» «Вам подсказать?» – спросил продавец ту, что желала краски купить.
Художник-художник
Я сегодня видела сон, я знала, что ты придёшь, Вселенная связалась со мной и рассказала о тебе всё. У меня вообще сейчас сезон философских снов, Я ловлю их путём звёздных лупоглазых сов. Энергия сейчас находится в большом волнении, Что возбуждает во мне сильное возмущение. Сознанье первично, потом форма, цвет. Мысли различные, помещаю их в багет. А потом идёт свободный полёт невинной моей души… Тише! Я увидела чудо! Помолчи, не спугни. Это нечто – шрамы моей детской мечты! Я никогда не задумывалась, какого цвета кровь… Она просто льётся и капает на пол снова и вновь. Она оттенка новорождённой вселенной… О чём я вообще с тобой говорю, смертный? Я иногда вхожу в них и погружаюсь целиком. Надо выходить из них и ходить по снегу босиком! Откуда, спросишь, выходить и куда входить? Из порывов моей летящей души! Если не видела сон – значит, зря спала. Если не насладилась жизнью – значит, зря жила. Когда смотрю в небо, я не вижу облаков – Это мысли приняли форму назойливых черепах и слонов. Я в них влюблена, любовь пронзила меня насквозь! Родились новые мечты и желания, Их запечатлею, хватило б только бумаги мне. Что есть жизнь, что есть свет, что есть тьма? В поисках ответов глубоко ухожу в себя. И летаю, летаю, летаю во снах. Проплывая над вашими головами, Сачком собираю всё удивительное в вас. Вы с душой, как без души – ходячие мертвецы! Но в этом нет вашей вины, такими созданы вы. Творчеством завязываю гордиевы узлы. Мои творения – это медитация, Полёт души, для мыслей реализация. В искусстве требую полной доминации, И чтоб никто не торопил!
Ария продавца
Взяв краски, кинув деньги на стол, девушка убежала, Прокричав продавцу на прощанье: «Сдачи не надо!». Продавец взял деньги, пересчитал – там не хватало. «Ну и денёк», – подумал он, садясь вновь за прилавок. Только сел, снова раздался звон, новый гость вбежал в лавку. Вихрем помчался он к краскам: «Скорее, мне нужно масло!! И холст, холст мне скорее, да побольше, и кистей бы!!» – «Простите, чем я могу помочь?» – спросил продавец гостя вновь.
Художник, ищущий признания
Привет, бродячая душа, на призрака ты не похожа, вроде, Позволь частичку отобрать, использую всё в натюрморте! Дабы победить рутину, будней монохромность, Делаю размашистый мазок в холодном тоне, Потом второй, и не осталось холодного ничего! В творчестве идеи водят бесконечный хоровод, Искусствоведы говорят творцам: все это моветон. Не способны разглядеть под носом золотое руно! Сами строят реальность, лишённую великих творцов, Громко кричат про кризис гениев в унисон, Искусно вешая лапшу, что их век давно прошёл, Закапывают юные таланты в землю глубоко! Я же брешь в линии их обороны искал – но не нашёл, Видимо, час палачей волшебников пока не пришёл… Искусством добиваюсь признания всего честного люда! Но увы – частенько остаюсь простым людом не понят. Как будто я всплываю и кончается кислород – Отчаиваться это не моя привычка и не мой конёк. Следующие картины принимают более оптимистичный тон, Цвета становятся ярче, мазки смелее с каждым днём – Я укрощаю Буцефала, искусство мой неукротимый конь! Завязанный узел правил разрубаю кисти острым концом! С каждой собранной живописной цветовой мозаикой Становлюсь ближе к постройке собственного замка! В нём будет необъятный зал славы бесславно забытых творцов, И коридоры, не имеющие начал и концов. Формой и цветом сам себе возвожу монументы. Мой красный флаг идеи всё так же на ветре реет, Держится на клее «моменте», но останется висеть там навеки! Я строю свою творческую диктатуру, свою мораль! Несмотря ни на что, возвожу новый храм за три дня. С оглядкой на прошлое молюсь, чтоб не рассыпался дня за два. Я помню, что без конца не существует начала, Начало порядка рождено в сумбуре и в беспорядке, И если анархия мать мирового порядка, выходит, хаос будет ему отцом. Чтобы не ставить себя самого в рамки, творить начинаю, не имея с собой папки – Оставил с работами в общественном транспорте, И не жалею ни о чём.
Ария продавца
Творец, заболтавший кассира, умчался, так и не расплатившись. «Что с него взять? – подумал кассир. – ББогемный мыслей творитель». Посмотрев в гипсовые глаза Сократа, подумал: «Да, вот это мыслитель…» Тут сзади него раздался тихий голос: «Пожалуйста, простите, Не подскажете, где находятся здесь для рисунка бумага и карандаши?». «Для творчества? Или для души? Вам какого надо формата?» «Для творчества, скажете тоже, я учащийся студент-художник». Продавец молча повёл молодого творца за собой, Тот шёл и уже начинал свой монолог.
Художник, отложенный на потом
Я учусь, какие ко мне претензии? Творить непременно буду потом я. Если выйду из вуза, то стану котом я – Буду ловцом мало умеющих мышей. Академизм это просто как прокачка, Для языка подачи нужна смекалка. Творчество – это как сигарет пачка Для стрельбы у великих творцов. На свои нужны навык, время, умение. Смеюсь с тех, кто, не умея, делает. Начитавшись статей в «Википедии», Ворвусь опытным в оргию творцов. Ходя по выставкам, про себя думаю, Со своими работами организую я. Пока же насмотренность тренирую я Для переосмысления потом. Творчество – это вроде как магия, Хотя, по мне, не сложнее, чем алгебра. Загнав себя в учебные рамки, Буду формулы применять потом. Форма и цвет – приоритетные задачи, Руки сую в композиционные карманы, Они замёрзли на холоде абстракции, Созданные выскочкой-дураком. Всему в жизни надо много учиться, Сделал это основной целью в жизни. Не выходя за возможные границы, Точу талант для выхода за них потом. Пусть другим обрубают крылья, Я свои берегу от ливня. Жду, пока наберутся силы, До того же расту под чужим крылом.
Ария продавца
Студент наскрёб мелочи и умчался с планшетом под мышкой. «Когда-то и я был таким мальчишкой», – подумал про себя продавец. В лавку снова вошли, не спеша покупатель пошёл по витринам. Женщина вдумчиво смотрела на краски и кисти. «Чем-то помочь?» – спросил продавец, ожидая выходки новой. «Мне нужны краски и кисти, хорошего качества холст». «Вы тоже творец? Коль не секрет, спрошу, что будете делать?» «Нет, не секрет, это заказ для заработка денег».
Кузнец
Искусство – это абсурда свобода, Куда ни плюнь, творцы бегают всюду. За творчеством в погоне безумной Голодный взгляд у них на искусство И на пищу простого люда. Я же смотрю на это с состраданием: Забыв про нужды, пытаются Обрести философский камень. Я же призвание своё давно нашла, У меня есть тёплый дом и еда. Ведь миром правит красота, Красоту миру дарю путём ремесла. Красивые вещи уходят прямо с рук, Делаю на заказ, не испытывая мук. Художник должен страдать, Ремесленник же – нет: Напишу портрет, сама вырежу багет. Искусство доступно в момент, Висит красиво на стене. Ведь творчество должно стоять Не только лишь в музеях и дворцах.
Ария продавца
Ремесленница расплатилась и ушла, еще и на чай дала. «Хорошая женщина, – подумал хозяин лавки, – таких бы клиентов почаще». В лавку вошли два приятеля – искусствовед и обыватель. Увидели в лавке картины, завязался спор у них сильный, Спорили про искусства доктрину и про то, что красивей.
Обыватель
Это красиво, это нравится мне! Такое б мне домой, висеть на стене. В гостиной пусть висят пейзажи. Квартира – маленький кусочек Эрмитажа! Над столом – корзинка фруктов и хлеб, Красивый золотой резной багет. Со вкусом или нет, но выглядит вкусно, Пробуждает аппетит, где это нужно. В спальне висят речка и лес, Акварельные облака наконец! А вот эту мазню уберите подальше, Дочка моя и то сделает краше. Какие смыслы, что вы несёте? Мы говорим о гостином натюрморте, А вы мне пихаете тут какие-то цветовые пятна. Искусство должно быть понятно! Полёт мысли, шрамы мечты Оставьте это в Эрмитаже настоящем, Я хочу немного красоты Для украшения жилого пространства, А на этих тунеядцев пусть смотрят пафосные дураки! Я человек простой: красиво – несу домой И вешаю на обои с растениями. К минимализму отношусь с презрением. Выглядеть всё должно богато, На зависть родственникам небогатым. Чтоб приходили ко мне и сразу понимали – А не промах-то дома хозяин. На понимание смыслов времени нет, Надо работать и кормить детей. Так что идите в авангарде подальше, Те, кто халтурит и делает пятна.
Искусствовед
Позвольте, любезный, я не согласен с вами и сказанными словами. Как, право, вам повезло, что я ваш хороший друг, знакомый, приятель, Ведь если подобное скажете приглянувшейся вам даме, То вашим лицом вы, скорее всего, вскопаете грязь под её ногами. Обратимся к картине, так бесцеремонно раскритикованной вами, На эту незаметную деталь стоит обратить ваше внимание – Художник сделал её не просто так и не ради забавы. Красный мазок в этой картине показывает серую мораль и несправедливость мира, Пруд – не пруд, облака в форме первородного греха застыли. Эмоциональное насыщение в этом полотне передаёт удивительное освещение. А какой прекрасный в этой работе колорит, деталь не лезет и не пестрит! Он этим хотел нам сказать, что реальность потеряна в красочных снах! Да, я всё ещё говорю про этот «простой» пейзаж, обойдённый вашим вниманьем. А вы только вглядитесь, как красиво здесь падают летние тени высоких деревьев, Этим художник хотел показать Моисея-пророка в Египте виденья. А этим пожухлым лопушком, в тени, художник оставил автограф. Творец в искусстве, всё равно что рыба в воде, в искусстве творец богоподобен!
Ария продавца
Все ушли, продавец остался один, Взглянул на источник дилеммы: Пустая рама висит на стене, Как пример резного багета. Часы отбили девять без семи, За окном давно уже стемнело. Осмотрев всё и выключив свет, Он покинул лавку картинную. Закрыв дверь на замок, Он вышел на улицу тёмную. Весёлый выдался денёк, Что будет завтра – не задаётся вопросом. Он посмотрел наверх, Там плывут облака и видно звёзды. Он расправил крылья, вверх-вверх-вверх – И к небесам вознёсся.
Конец
В центре огромного белого куба родилось нечто. Оно сразу встало и оглянулась, назвалось смертью. Чёрный квадрат ей даровал мантию чёрную, Она просто смотрела, как дитя занимается творчеством. Видела она и смех и лопасти над пропастью. И звонкий плач всего живого, рассвет, рождение дня и ночи. А когда появилась земля и родилась жизнь, Вышла смерть наконец из-под тени плачущих ив. Она подошла к творцу, прилёгшему в центре райского сада. Спокойно идя, будто по воздуху плавая. «Здравствуй, – сказала она ребёнку. – Я видела всё, Всё, что сотворил ты из ничего. Скажи мне, в твоём созидании ведь не было толка? Это просто обычный каприз маленького ребёнка. Ты сам прекрасно знаешь, что всё в мире смертно, Один взмах косой – и от всего этого останется пепел». Творец медленно открыл очи, пробуждаясь от дрёмы, Неспешно меняя в пространстве положение тела Бога. Сладко зевнув, он посмотрел на стоящую смерть. Солнце светило, лучи падали на начало начал и конец. Широко раскрыв глаза и протерев их, он улыбнулся. Прищурился, вгляделся в смерть, расхохотался. Запрокинув голову вверх, стал спокойно смотреть на небо, На облака, без спешки идущие в даль неизвестную. Смерть всё так же смиренно стояла, повиснув над ним. «Сотворил это всё – от просто большой любви!» В начале было слово, и слово было у Бога, и словом была любовь. В конце тоже будет любовь, независимо от сказанных слов.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 28.11.2023 Сделано на высоком уровне, как и помещённые в нём материалы. Анатолий Жариков 21.11.2023 Хороший журнал, много интересного. Искатель 27.10.2023 В сентябрьском номере «Новой Литературы» меня более всего зацепила Ваша беседа с Андреем Карповым, редактором сайта «Культуролог». Предстала во всей своей полноте вся проблематика, вся механика, вся кухня появления номеров журнала «Новая Литература». Всё, о чем я раньше интуитивно догадывался, приобрело чёткие конкретные очертания. И я отчётливо осознал, каким благородным и в то же время неблагодарным трудом Вы занимаетесь... причем регулярно. Александр Хакимов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Halkalı eskort bayanlarından sıradışı deneyim. |