HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Соломон Воложин

Занозы

Обсудить

Цикл статей

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 27.05.2007
Оглавление

2. * Сартр
3. * Байрон
4. * Жириновский

* Байрон


Еще одна заноза. Байрон – революционный романтик, певец республиканца Бонивара, человеколюбца Прометея... Сам – погиб в освободительной войне Греции против турецкого ига. Романтизм же, если одним словом и – в этическом плане, это эгоизм.

 

Почему-то туго слышно, чтоб низким называли идеал Байрона. Или я мало читаю современное литературоведение?..

 

В несовременном еле-еле пробивалась мысль о низости байроновского идеала.

 

<<Герои Байрона отмечены “печатью Каина”>>, <<...лик [байроновского] персонажа сверхчеловеческого склада, близкого Каину>>, <<Импонирует поэту своеобразным имморализмом героя>>, <<...образы сильных и самостоятельных индивидуальностей, которые не признают норм и устоев и для которых существует лишь один верховный закон – собственная их свободная воля>>, <<...мрачный, гибельный и разрушительный характер собственных их страстей, моральное и эстетическое оправдание которых для поэта в самой их трагической напряженности, в огромной, сверхчеловеческой внутренней динамике и мощи>>, <<Действие развивается только по нисходящей>> (Г. М. Фридлендер. Поэмы Пушкина 1820-х годов в истории эволюции жанра поэмы в мировой литературе. В кн. Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1974 г.).

 

Почему глухо слышно о байроновской низости?

 

Наверно потому, что в свое время Байрон был использован как знамя в дворянских революциях против монархизма, против пережитков феодализма и – в национально-освободительных движениях в посленаполеоновской Европе. Наверно потому, что Байрон сам погиб в одной из национально-освободительных войн. Наверно потому, что героями его поэм были и революционеры.

 

На самом же деле Байрону был в революционере важен не общественный интерес, а лично-мятежный. И в национально-освободительной войне ценно было ему тоже не общественное как цель, а общественное как дисгармонический фон, на котором можно проявить себя героически и лучше – трагически.

 

Посмотрим на его “Прометея”. Он короткий.

 

                        1

 

Титан! На наш земной удел,

На нашу скорбную юдоль,

На человеческую боль

Ты без презрения глядел;

Но что в награду получил?

Страданье, напряженье сил

Да коршуна, что без конца

Терзает печень гордеца,

Скалу, цепей печальный звук,

Удушливое бремя мук

Да стон, что в сердце погребен,

Тобой задавленный, затих,

Чтобы о горестях твоих

Богам не смог поведать он.

 

 

                        2

 

Титан! Ты знал, что значит бой

Отваги с мукой... ты силен,

Ты пытками не устрашен,

Но скован яростной судьбой.

Всесильный Рок – глухой тиран,

Вселенской злобой обуян,

Творя на радость небесам

То, что разрушить может сам,

Тебя от смерти отрешил,

Бессмертья даром наделил.

Ты принял горький дар, как честь,

И Громовержец от тебя

Добиться лишь угрозы смог;

Так был наказан гордый бог!

Свои страданья возлюбя,

Ты не хотел ему прочесть

Его судьбу – но приговор

Открыл ему твой гордый взор.

И он постиг твое безмолвье,

И задрожали стрелы молний...

 

 

                          3

 

Ты добр – в том твой небесный грех

Иль преступленье: ты хотел

Несчастьям положить предел,

Чтоб разум осчастливил всех!

Разрушил Рок твои мечты,

Но в том, что не смирился ты, –

Пример для всех людских сердец;

В том, чем была твоя свобода,

Сокрыт величья образец

Для человеческого рода!

Ты символ силы, полубог,

Ты озарил для смертных путь, –

Жизнь человека – светлый ток,

Бегущий, отметая путь,

Отчасти может человек

Своих часов предвидеть бег:

Бесцельное существованье,

Сопротивленье, прозябанье...

Но не изменится душа,

Бессмертной твердостью дыша,

И чувство, что умеет вдруг

В глубинах самых горьких мук

Себе награду обретать,

Торжествовать и презирать,

И Смерть в Победу обращать.

 

Во-первых, – предлагаю я заметить, – слова Прометею не дано. Говорит – человек, облагодетельствованный Прометеем. (Все знают, что он дал людям огонь и тем колоссально их усилил – в пику богам.) Ясно, что точка зрения столь облагодельствованного не способствует объективности взгляда.

 

Действительно ли Прометей “добр”, “хотел несчастьям положить предел, чтоб разум осчастливил всех”, “на человеческую боль без презрения глядел”?

 

Что если “без презрения глядел” лишь потому, что люди ему, титану, не ровня? Мы на муравьев тоже смотрим без презренья. А вот если нам хочется “торжествовать и презирать”, мы выбираем объект посильнее. Правда?

 

Не так ли и Прометей, а?

 

Что если он вздумал “торжествовать” над олимпийскими богами, которые, собственно (по греческой мифологии), не сильнее титанов и являются их потомками? Во всяком случае, потомками ровесника титанов Зевса. Что если титан Прометей захотел их еще “и презирать”? Их главу, “Громовержца” Зевса, по крайней мере? Которому (по той же греческой мифологии) он, Прометей, помог когда-то воцариться, а теперь знает, кто – в свою очередь – Зевса свергнет.


 

Ты не хотел ему прочесть

Его судьбу – но приговор

Открыл ему твой гордый взор.

 

Не в том ли главная причина размолвки Зевса с Прометеем?

 

У Зевса с людьми (по той же греческой мифологии) свои счеты. Век за веком (золотой, серебряный, медный, героический, железный) все больше выказывают люди непочтение ему, Зевсу. Он их наказывает – “несчастьями” без “предела”. А с людской точки зрения – они правы.

 

Если для Прометея важно, чтоб “в глубине самых горьких мук себе награду обретать”, то почему б ему не спровоцировать “себе” казнь? Как это сделать? – Например, милостью к людям, впавшим в немилость к Зевсу.

 

Поймут люди последнюю причину деяний Прометея? – Смутно, как показывает текст-изложение человеческого понимания происшедшего с ними и с Прометеем. Сам героизм Прометея они понимают как рецепт дальнейшего освобождения их от власти богов:


 

В том, чем была твоя свобода,

Сокрыт... образец

Для человеческого рода!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Отчасти может человек

Своих часов предвидеть бег:

1) Бесцельное существованье, или

2) Сопротивленье, или 3) прозябанье...

 

Образец – вариант второй.

 

Умалчивается, что (по мифу, опять же) Прометей, настояв на своем (его через века и века освободил смертный человек, Геракл), с Зевсом все же примирился и сам, свободно открыл ему, как избежать свержения в Тартар. Байрону не нужен конец этого греческого мифа.

 

А что ему нужно? Б. В. Марков пишет: <<Если фашизм реализует желание власти, причем не только у “фюреров”, но и у массы, то непонятно, как можно избежать его повторения>> (Пьер Дриё ла Рошель. Фашистский социализм. С-Пб. 2001). И он таки повторяется. В веках. И был он и в прошлом. И если “торжествовать и презирать” желает некий хромой, изгой, как Байрон, то мы и имеем от него то, что имеем.

 

“Шильонский узник” намного больше, чем “Прометей”. Его не процитируешь целиком. И вам прийдется мне поверить на слово, что нет там республиканской идеологии. Лишь из комментариев узнаешь, что Бонивар – <<швейцарский гуманист, участник борьбы горожан Женевы против герцога Савойского>>. Против монархии, понимай. Даже само имя узника – Бонивар – находится не в собственно поэме, а как бы во вступление к ней, в “Сонете к Шильону”, который <<написан позднее поэмы, после того как Байрон познакомился с новыми сведениями о жизни и борьбе Франсуа Бонивара>>. В собственно же поэме описывается от имени Бонивара сидение им и его братьями в тюрьме. И... сожаление о тюрьме, когда его выпустили.

 

Слабому, но мечтателю о власти, нужно страдание, чтоб в нем “Смерть в Победу обращать”.

 

Из комментариев также узнаешь: <<В предисловии к поэме Байрон говорил: “В то время, когда я писал эту поэму, я не был достаточно знаком с историей Бонивара; будь она мне известна, я бы постарался быть на высоте моего сюжета, попытался бы воздать должную хвалу мужеству и доблести Бонивара...”>>

 

Но написал же он, – когда стал <<достаточно знаком>>, – сонет. И почему этот сонет только из трех куплетов. И кто его гнал публиковать поэму, лишенную попытки <<воздать должную хвалу мужеству и доблести Бонивара>>? И ведь в той попытке могли-таки отразиться республиканские идеи.

 

Так наверно они Байрону были не нужны, по большому счету, раз он их избежал.

 

На самом деле Байрон демонист и революционным романтиком его назвали в угоду не правде, а идеологической выгоде заинтересованных общественных слоев. На самом деле его можно бы назвать и фашистом-индивидуалистом. Можно потому, что коль скоро идеалы в большой мере повторяются в веках, то применение названий, устоявшихся в одну эпоху, для в чем-то похожего явления другой эпохи остро проясняет черты повторяемости.


Оглавление

2. * Сартр
3. * Байрон
4. * Жириновский
1003 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 05.06.2025, 19:12 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

03.06.2025
Ваш труд – редкий пример культурной ответственности и высокого вкуса в современной литературной среде.
Давит Очигава

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!