Ыман Тву
Рассказ
![]() На чтение потребуется 13 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
А сначала всё хорошо было... До поры до времени, разумеется. Детство, гаммы, любовь... Это потом уже спать постоянно хотелось. После того, как дочь родилась. Как говорится – отоспаться, что в космос слетать. Но дома у Елены – точно не станция «Мир». Дома у Елены над кроватью фотография монстра – её самой, только девяти лет от роду. Время первых успехов в игре на фортепиано и чёткого оттиска на мозге слов преподавателя, Татьяны Ивановны Гармонь – «потенциально самый одарённый ребёнок…» – Обрыдла ты мне уже! – заявил Елене муж, когда космос простого семейного благополучия оказался заполнен колясками, пелёнками и мыслями о том, что вот всё это, в общем-то, и есть та самая жизнь, в которой им, по идее, следовало барахтаться душа в душу и до самого гроба. Примерно в этот же момент Елена поняла, что выдающимся музыкантом ей всё-таки не стать. А ведь отец, ещё тогда, в детстве, после подъёма пианино на седьмой этаж, держась одной рукой за спину, а второй за всё то же самое пианино, говорил: – Ну, если не вырастешь в нового Бетховена! И пальцем грозил. А с чего именно на неё взъелся муж? Смешно, но Елена этого так и не поняла. – Ах, как невеста хороша! – плакала на свадьбе бабушка. Гости пели, счастья желали. И квартира ведь отдельная была, парк, водохранилище на углу улицы (совсем рядом – ходи, гуляй, наслаждайся!) – что ещё нужно для счастья? Счастья, однако, не появлялось. Появилась дочь. За два года до разрыва. За четыре года до того, как из неплохого исполнителя она окончательно превратилась в рядового учителя музыки. В очень рядового. Настолько рядового, что даже и школьного. А бывший ещё и квартиру хотел поделить. – Моя квартира! Моя квартира! – возражала ему Елена. Тихо, но уверенно. Ушёл, дверью хлопнул. Ещё много чем обозвал. Адвокатов грозился прислать. Но не прислал. Исчез, словно в воду канул. Не искала, алиментов выплакать не пыталась. Жила. Вроде бы и старалась... Деньги потом понадобились. Четыре года в отделе кадров на вагоноремонтном, работа кассиром, периодическая уборка помещений. А дальше... А дальше Елене стало предельно ясно – нужно срочно становиться счастливой. А то год, два, десять – и будет просто поздно! Даже не столько поздно, сколько ненужно. И монстр над кроватью, расплывавшийся в издевательски-беззаботной улыбке, кажется, говорил примерно о том же. Молча, но говорил. Как это с монстрами обычно и бывает. В смысле – с настоящими монстрами. С чего начинать быть счастливой – вопрос, конечно, не из простых. А фотографию ту отец как-то на стену прибил. – Чтобы стена не пустовала! – сказал. В деревне, в Кукуевке фото сделано было. Сама Елена – в косичках. Собака Журик на заднем плане... На первый взгляд, в роли счастья для Елены мог выступить некий мужчина. Другой мужчина. В смысле – не такой, как бывший муж. Она и вправду предприняла несколько попыток разыграть с судьбой именно этот вариант счастья, но здесь Елену ждало первое серьёзное разочарование. Может, она просто не умела играть с судьбой, может, у той были краплёные карты, но несколько периодов встреч и даже совместного проживания с вполне неплохими экземплярами мужского пола убедили Елену только в одном – в частностях каждый из них действительно претендовал на звание счастья, а вот в целом – ни на что не претендовал. То есть, счастье следовало искать где-то в других местах. Очень других. Совершенно других. То, что в книгах ответа на искомый вопрос так же найти не получится, Елена осознала достаточно быстро – любая чужая мудрость, насколько бы она ни была простой и доступной, всё равно оказывалась обречённой оставаться именно чужой мудростью. То есть, чем-то таким, что могло действовать в отношении самой Елены только в тот момент, когда оно входило в непосредственный контакт с её вниманием. Но стоило только захлопнуть книгу или выйти за порог очередного тренинга, эта мудрость весьма быстро уступала место привычной раздражительности и неуверенности в том, что же следует приобрести на ужин – рыбу, а может быть, курицу, а может быть, чёрт знает что ещё... Словом, скоро Елена поняла, что счастье искать бессмысленно. Его следовало выдумать себе самой, а потом самой же и воплотить в жизнь. Иначе монстра было не победить. Разумеется, о том, чтобы попросту выбросить фотографию, Елена даже не помышляла. В сущности, на стене висело всего лишь изображение монстра, а сам он обитал совсем в других местах. Этот монстр прекрасно существовал где-то внутри её самой, а при необходимости вполне спокойно перемещался по квартире в лице дочери Танюши – странного, совершенно ни в чём не заинтересованного и стремительно подрастающего существа, которое не слишком заботилось о своём будущем в плане учебы, зато умудрялось демонстрировать чудеса усидчивости и целеустремлённости в отношении телефона, инстаграма и ещё каких-то примочкек, в которых сама Елена разобраться просто не могла. Поэтому, собрав все мысли и волю в единый кулак надежды, Елена отважно признала, что у неё остался, пожалуй, самый последний шанс справиться с монстром. А именно – спиться. И Елена принялась пить. На первых порах эффекта от употребления дурманящих напитков Лена не ощутила. В смысле, того самого эффекта, на который она рассчитывала. Некоего протяжного осознания, что счастье – это всегда лишь его отсутствие, а следовательно, монстров попросту не существует. Ни в космосе, ни в двухкомнатной квартире по улице Кацедальной, ни где-то ещё. Но мир по-прежнему продолжал существовать в пределах, доступных многим отвлечённым чувствам, и вскоре поставил перед Еленой очередной, крайне неприятный вопрос – ей по-прежнему хотелось быть счастливой, но теперь она, в добавок ко всему, была ещё и алкоголичкой. Но тут уж Елена проявила настойчивость. За последний шанс следовало цепляться из последних сил – пальцами, горлом, зубами. «Очень усердный ребёнок! Умница!» – говорила Татьяна Ивановна Гармонь в своё время. Видимо, не ошибалась. И со временем алкоголизм всё же начал приносить свои плоды – с очередной работы Елену уверенно уволили, и теперь она могла спать, сколько было угодно. Для этого даже не требовалась кровать. Сон случался как-то сам собой, во многих местах и при разных обстоятельствах. Сложнее стало с деньгами, но это, по мнению Елены, было разумной платой за возможность нанести ощутимый удар по монстру, который всё так же продолжал висеть над кроватью, каждый день напоминая о себе уверенной и совершенно беззаботной улыбкой. Дочь к этому времени постепенно обрела черты взрослеющей индивидуальности и всё чаще смотрела на мать с упрёком и бессильным сожалением. Иногда просила не пить, но скромно, нерешительно, словно стесняясь. К тому же в своём решении продолжать пить Елена теперь была уверена как никогда – помочь дочери она могла, только разузнав секрет эффективной борьбы против монстра. Потому что той в самом скором времени предстояло столкнуться со своим собственным. И сомнений в этом у Елены не было. – Всё для тебя стараюсь! – заплетающимся языком говорила она дочери. Больше ничего объяснять Елена даже не пыталась – для этого у неё не всегда хорошо ворочался язык, и, как понимала Елена, никто и никогда не верит в чужих монстров, пока не столкнётся со своим собственным. К тому же, дочери следовало привыкать заботиться о себе самой, чтобы не растеряться при встрече с неминуемым злом. А оно только и поджидало своего шанса выскочить наружу и потом уже затеряться неуловимыми тенями где-то между серыми стенами коммунального маломера и вечными поисками того самого счастья. Дочь и вправду через считанные годы уверенно проникла во взрослую жизнь и даже сошлась с Кириллом – замшелым наркоманом из соседнего подъезда, галантно называвшим Елену по имени и отчеству. Впрочем, счастье дочери продолжалось недолго – через полгода Кирилла надёжно упрятали за решётку, после чего дочь принялась истерично блуждать в хитросплетениях подвалов и компаний малознакомых людей, которые не обращались к Елене по отчеству, а иногда и вовсе пинали её лежащее посереди прихожей тело своими ногами. Квартира быстро оказалась наполнена массой странного и не всегда различимого в общем тумане народа, который, вроде бы, снимал то одну, то две комнаты, но при этом не особенно старался платить за это деньги. – Моя квартира! Моя квартира! – вопила иногда Елена, пытаясь напугать своих малознакомых постояльцев. – Да когда же ты уже сдохнешь, наконец?! – кричала в ответ дочь своими обильно накрашенными губами. – Не пугай друзей! Не пугай друзей! Монстр теперь попадался на глаза Елене всё реже. Она много времени проводила на своей внутренней космической станции, добраться до которой монстрам и людям без специальной подготовки было не так уж и просто. Важно было сохранить эту надёжную уединённость. И Елена старалась, как только могла. – Моя квартира! Моя квартира! – всё чаще орала она, даже если находилась в квартире одна. Кстати говоря, со временем Елена начала замечать, что одна она оказывается всё чаще. Дочь куда-то исчезла. Исчезли постояльцы. Исчезли незнакомцы. Это было странное, неприятное время, когда еду приходилось добывать себе самой – побираясь, промышляя мелким воровством, собирая бутылки. – А я ведь пианистка! И неплохая! – говаривала Елена в пункте приёма стеклотары. Обычно Елене не верили и смеялись. В такие моменты Елена начинала инстинктивно искать глазами пианино, чтобы доказать состоятельность своих утверждений, но в приёмных пунктах стеклотары пианино почему-то всегда не оказывалось, что сильно огорчало Елену и заставляло её громко кричать, рвать на себе волосы, попутно роняя отчаянные медяки на пол. Несколько раз оказывалась в больнице, хотя достоверно вспомнить, как и почему, Елена не могла. Что-то хватало там – в животе, в совести. Хватало сильно – до бессилия. Монстр? Кто ж его знает... Вполне возможно, он просто решил стать космонавтом и теперь готовился к очень неприятной и даже, вполне возможно, аварийной стыковке со внутренней пустотой Елены. Так что ей следовало сохранять предельную концентрацию внимания даже в безвоздушном пространстве. Но получалось это плохо. Видимо, мешала невесомость. Поэтому Елене часто приходилось просто кричать, отгоняя от себя настырно преследовавшее её существо. А заодно и всех других, которые приходили на счёт долгов за квартиру, за электричество и что-то такое ещё... [...]
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|