HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Надежда Залоцкая

Одинокий танец художника. На роман Дины Рубиной "Синдром Петрушки"

Обсудить

Рецензия на книгу

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 20.04.2011
Дина Рубина. «Синдром Петрушки», роман (обложка книги)

 

 

 

Роман выпущен издательством «Эксмо» в начале 2011г. В нем рассказывается история одного кукольника, человека, для которого куклы – профессия. Он и изготовитель, и коллекционер, и постановщик, и актер разноуровневых кукольных театров, перебивающийся более или менее случайными заработками, пытающийся творить более или менее счастье, барахтающийся в нитях все более страшных коллизий все менее случайных переплетений судьбы.

Довольно путаное предложение получилось. Сделать попроще?.. Нет, не буду. Рецензия должна соответствовать духу книги...

 

Как известно, судьба начинается с детства, театр – с вешалки... ну а книга – с обложки. Именно обложка меня привлекла. Жутковато-улыбчивая фигурка паяца с безвольно болтающимися ручками и ножками что-то во мне всколыхнула, встревожила, напугала, обезволила, зацепила – и магически притянула. Даже подумалось, – зная художническое бытие писательницы, – не сама ли Дина Ильинична явила миру собственное полотно? Впрочем, не суть. Главное, обложка гипнотизировала, безмолвно приказывала: купи, это – твое.

Жалеть не пришлось. Целевой читатель в моем лице пронзен случайной стрелой в яблочко. Правы циничные маркетологи: 80% бизнеса делается на эмоциях. Ну а уж в сфере искусств, в том числе, в литературе – подавно. Браво художнику обложки! И это не ерничанье, а признательность необманутого ожидания: атмосфера повествования абсолютно соответствует визуальному посылу.

Роман завораживает карнавальностью, эмоциональной живостью и, одновременно, потусторонностью – словом, кукольностью. Такое чувство, будто все персонажи ходят, покачиваясь, по тонкой ширме между жизнью и смертью. Если вам такая зыбкость не по нутру, лучше почитайте что-нибудь попроще да понадежней. Потому что сюжет в этой истории вторичен, его развлекательная составляющая условна, нравственность переливчата, мораль вообще отсутствует, а настоящее сердце книги откроется лишь перед теми, кто умеет из воздуха делать воду, из воды – кровь, а из крови – плоть...

 

«Синдром Петрушки» – это, прежде всего, диагноз. Такой врожденный порок развития, при котором ребенок рождается с «маской» смеха на лице. Иными словами, психически ненормальным. В дальнейшем, вследствие тяжелой патологии мозга, человечек оказывается нежизнеспособным. Эта мрачная медицинская редкость стала коренной метафорой книги.

Главный герой Петя рос нелюдимым, угрюмым мальчиком. Живые люди его мало интересовали. Он, в свою очередь, живым людям казался странным. Есть расхожий ярлык – «не от мира сего». Петя – именно тот случай. И никто до поры не догадывался, что за холодной отчужденностью интроверта таится иная, дивная и волшебная, отчаянно хохочущая реальность.

Экспозиция помещает нас в психбольницу, куда уже взрослый Петька приезжает забрать жену. Та лечится у доктора, друга детства героя. Как раскрывается позже, – и наперсника всей его жизни. Тут же завязка интриги: в каком-то неясном смысле, пациентка является и женой доктора. Что это? Любовный треугольник? Покатились, закувыркались домыслы, словно «колесо» балаганного акробата...

Подлинная экспозиция, однако, находится в ретроспекции, где маленький Петя приходит к будущему доктору в гости. Там он впервые встречается с куклой. В нем пробуждается нешуточный интерес. Далее экспозиция дробится фрагментами, каждый из которых развивает историю, последовательно обнажая тайные нити конфликта, влекущего к драматической кульминации.

Повествование ведется то от третьего лица, то от первого, причем, «пальма первенства» переходит от персонажа к персонажу. Возможность высказаться дается каждой фигуре. Даже теряешься: а кто, собственно, главный герой? Это похоже на джаз, когда каждому инструменту отводится партия продемонстрировать «собственный голос». Кстати, музыкальная доминанта в тексте весьма ощутима. Ну, а кто здесь герой, а кто антагонист – покажет схватка в финале.

География действия так же мозаична и пестра. То Иерусалим, то Львов, то Самара, то Прага... Сахалин... Ленинград... Берлин... что-то еще... – роскошные декорации разворачиваются и сворачиваются, когда нужно. Под стать и национальный колорит: поляки, украинцы, русские, чехи, опереточный итальянец, бутафорский немец... И все они, так или иначе, продернуты нитью еврейства. Ну как же без этого? Кругом – «наши». Лехайм!

Впрочем, книга – о куклах. И герои, и прилагаемые обстоятельства – лишь искусно сработанные игрушки, столь же гротескные, рельефные и харáктерные, сколь и безвольные, а порой и безжизненные. Жизнь – театр, в данном случае, кукольный. Между прочим, каждый из нас – тоже игрушка. Испугались? Расслабьтесь. Будь вы зритель или читатель, созерцая произведение, – разумеется, если произведение достойное, – вы невольно в него затягиваетесь, следуя за нитью повествования, и верховный кукловод здесь, несомненно, – сам Автор. Довольно путаные, порою, вязкие хитросплетения, из которых периодически так и хочется вырваться, на самом деле – вполне осознанный постановочный трюк, ввергающий читателя в бредовую ауру истории. Мы не просто наблюдаем. Мы сопереживаем и соучаствуем. Нездоровье героев – наша собственная проблема. И если кто-то всерьез заявляет, что тема смерти его не волнует, что его психика пышет отменным здоровьем, что необходимость выбора между эгоизмом и жертвенностью его не гнетет – значит, этот человек мертв.

Хорошая книга должна заканчиваться позитивно. «Синдром Петрушки» отвечает этой задаче. Через ломку, через психоз, через уничтожение конкурента финальная схватка вершит правосудие. И у героя, и у антагониста – своя правда. Какой-то из правд суждено погибнуть...

Не буду рассказывать, чтобы до срока не рушить интригу. Скажу лишь одно: побеждает жизнь.

 

К фанатам Дины Рубиной я не могу себя причислить. Как писатель она мне по сердцу, только для меня, видно, наступил такой возраст, когда сотворить кумира уже невозможно. В уголке сознания висят названия ее книг, но «Синдром Петрушки» – всего третья из мною прочитанных. Суета, нога не дошла, рука не дотянулась. У кукол тоже, знаете ли, своя жизнь. Бывает, помнишь: да, есть такой человек, симпатичный, умный, не худо бы с ним повидаться; и пролетает день, и неделя, и месяц – и вот уже годы перелистывают календарь...

Нынешняя встреча с ее книгой порадовала. Во мне сохранилось светлое впечатление от «Верхней Масловки». А вот «ташкентская сага», хоть и с солнечным именем, надолго оставила отпечаток тоски. Наверное, не совпали интонация книги и тогдашнее мое фоновое настроение, однако более всего меня огорчили размышления автора о предчувствии неминуемой смерти.

Сегодня я нахожу Дину Ильиничну оптимистичней. И это не вздорный оптимизм тревожной надежды, но спокойная уверенность зрелого Мастера в подконтрольности суеты и преодолении тлена. Ведь, в сущности, что такое художественное творчество, как не выход за пределы своего «я», вознесение над собственной болью, воспарение к радости созидания новых миров?

В Интернете о новой книге уже немало отзывов. Меня позабавило любопытное разделение: те, кто автора любит, книгу приветствуют; есть и такие, кто раздраженно поносит. Например, одна дама с высокомерием отпустила, дескать, книга ей ничего не дала, ни в эстетическом плане, ни в нравственном. Что тут скажешь? Художника обидеть всякий может. А Дина Рубина – художник замечательный.

Хорошая книга – бездонное зеркало. Чем книга лучше, тем глубже бездна. И если кто-то из самолюбующихся не может проникнуть дальше собственного носа, это проблема его, но не книги.

По большому счету, подлинный герой «Синдрома Петрушки» – художественная сущность в человеке; природа Создателя, Творца, Гения; потусторонность и ненормальность Демиурга и Трикстера... Ему враждебно противостоит обыватель. Душевный такой, земной гуманоид, мечтающий о простом, понятном гуманоидном счастье и втайне ненавидящий тех, кто «не от мира сего»... Их конфликт неразрешим в принципе. Слишком разные у них основные инстинкты. Цель обывателя – прожить нормальную, разумную жизнь. Цель художника – пусть даже через безумие, преодолеть смерть.

Книга прочитана. Но до сих пор мурашки по коже, и сердце трепещет в меланхолической жалости, когда вспоминаю финальную сцену романа, где кукловод начинает танцевать на мосту.

Ба! Да это же сама Дина танцует – отплясывает, отжигает в бессмертном «Минором свинге»! На последней странице очередного творения... Отпустив восвояси отработавший мир... Кукольный мост между кукольных берегов. Единственное неподдельное – река времени. И танцует, парит одинокий художник, и понять его одиночество способен только такой же безумец.

 

Танцуйте, Дина, не останавливайтесь. Дай Вам Бог...

 

 

 

_________________________________________

 

Блестящую возможность не только раскрыть свои таланты, но и увлекательно отдохнуть, переключиться от будничных забот на творческое самовыражение дарит вам настоящая художественная школа – студия «Art-Creativity». Незабываемые уроки живописи и мастер-классы декоративного искусства в сердце Москвы.

_________________________________________

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за апрель 2011 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение апреля 2011 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

440 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 19.04.2024, 21:19 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Плечики. . михаил литвак аудиокниги . Список бк с приветственным бонусом при первом депозите
Поддержите «Новую Литературу»!